Проповедь на Благовещение. Почему Мария
не пошла к батюшке раввину посоветоваться и
получить благословение на беременность?
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С
праздником Святого Благовещения, братья и сестры! В этот
день - день, когда ангел входит к Деве, - мы привыкли
рассуждать, что Богородица Дева - она "честнейшая
херувим и славнейшая без сравнения серафим", и в
богослужебном чине написано, что ангел трепеща входит и
благовествует ей.
Не могу не заметить, что на этой иконе сидит не
девочка 14 - 16 лет, а зрелая женщина, да еще в "глухих"
покровах замужней жены - так девицы не одевались,
находясь дома
Трепещет не Богородица, а сам ангел,
потому что в более поздней христианской традиции
считалось, что большая честь ангелу, что он входит к
Деве, а не Деве, что к ней приходит ангел. А в те
времена, когда еще писался этот текст, почитание Святой
Девы не было таким большим, и поэтому он читался так,
что Бог входит к обычным людям, к простой девушке,
которая молится, которая чиста пред Богом и открыта.
И вся языческая традиция держалась на
том постулате, что люди недостойны видеть Бога. Только
жрецы достойны видеть Бога, только жрецы каким-то
образом, через урим или туммим, через бубен, через
какие-то особенные вращения дервишей, через определенные
практики могут проникать к Богу.
Остальные все люди не могут проникать к
Богу, и Бог не может проникать к ним.То есть язычество,
и иудейство в том числе, это тоже форма язычества, они
держались на том, что эту свою немощь объясняли тем, что
Бог не хочет с ними общаться, Бог открывается только
избранным.
Всё дело конечно не в Боге, а в том, что
люди не способны, но хотят. Как объяснить себе, что если
я не способен на что-то, но хочу этого, надо сказать,
что мне запрещено это. Это очень легко сказать.
Например, мне запрещено летать в космос и запрещено бить
рекорды Гиннеса, просто мне нельзя, а так бы я конечно
же побил. Вот люди тоже так рассуждали, они же глупые
люди были раньше. Сейчас они умные, и то местами. И они
думали так: "Ну если мы хотим быть религиозными, хотим
слышать Бога, но мы не способны", - сказать это себе
сложно, поэтому они говорили: "Мы хотим и способны, но
Бог нас не выбрал, Бог выбрал наших жрецов, наших
учителей".
И вот эта традиция дожила до сих пор. Но
архангел Гавриил (видимо архангелом он уже вышел, с
повышением, после того, как исполнил эту миссию, но в
Евангелии пишется, что он ангел), он заходит к Деве
Марии не потому, что она особенная, а потому что
особенный Христос, Его миссия в том, чтобы она родила,
именно она - та, которая не ожидает.
И очень интересная здесь, крамольная
конечно, аргументация архангела о том, почему, как это
будет, и ссылка идет на родственницу, которая в старости
зачала: "Вот, у Бога всё возможно, она зачала, так что и
ты зачнешь, всё хорошо".
Бог может всё - то, что люди не ожидают,
то, к чему люди не готовы. Если традиционная религия нам
внушает: вы недостойны, вы не можете рассчитывать, вы не
готовы, вам нужно ещё много чего выучить, вам нужно
очищать свою плоть, вам нужно очищать свою душу.
И так до бесконечности, потому что как
только вы придете к священнику и скажете: "Я уже
очистил", - он скажет: "О, так ты в глубокой прелести.
Значит, очищайся заново". То Евангелие нам говорит о
том, что Господь просто входит к человеку. И достаточно,
чтобы человек был открыт и сказал: "Да, Господи, я буду
служить тебе и в этом".
Вот это праздник Благовещения. Дай Бог,
чтобы мы всегда были молящиеся, готовые к тому, что
Господь посетит нас, и мы не скажем: "Ой, мне это
причудилось, показалось". Мы серьезно отнесемся к нашему
духовному опыту и серьезно скажем, что я христианин, и
это решаю я и Бог. Мы с Богом решили, что я христианин.
И мне не надо, чтобы кто-то за меня решал, чтобы кто-то
говорил: "О, ты христианин, вот тебе справка", "о, ты не
христианин, вот тебе другая справка", "ты еретик, или ты
не еретик, вот тебе еще двадцать справок".
***
Читайте по теме:
***
Доверяйте своему духовному опыту больше,
потому что если бы Пресвятая Богородица была такая как
мы, вся испуганная, она бы сказала: "Ой, мне это
причудилось, пойду спрошу у раввина - может быть такое?"
А что бы раввин сказал? Раввин бы сказал: "Иди кайся,
дереза ты такая, потому что не может такого быть
никогда. Только нам, раввинам, ученым, является такое,
даже Моисею - сколько он постился, поднялся,
засветился".
Она даже не засветилась, вы понимаете
ли, всё неканонично у неё, все неканонично. Но мы -
наследники неканонической традиции, и слава Богу, что
для нас это не великий день скорби и попрания канонов, а
великий Праздник Благовещения Христова.
Вячесла Рубский, протоиерей
В Контакте – 16.04.2019.
|