Благовещение
Архангел падший, приняв образ змея,
разговаривает с девой, обрученной мужу, и обманывает ее.
Это – грехопадение.
У жены в Раю еще нет имени. Лишь после
изгнания из Рая Адам даст ей имя Хава, или Ева, что
значит "жизнь". Первое звено греха в человеческом роде,
а вместе с ним и косвенная причина смерти – женщина –
называется "жизнью", но не в насмешку, а ради
пророчества.
Жизнью должна стать Евина Дочка, к
Которой тоже придет Архангел, только не падший, а
славный. Он придет и скажет: "Радуйся, Благодатная.
Господь с Тобою". Слов таких никогда не говорили ангелы
людям. Ни Моисею, ни Илии, как бы ни были велики эти
оба, ни кому-то еще.
Моисей, проживший 40 лет во дворце
фараона, еще 40 – в горах среди овец и наконец еще 40 –
в пустыне, предводительствуя евреям, описал в кратких
словах историю грехопадения.
Лука, "врач возлюбленный", спутник Павла
и один из 70 апостолов, описал Благовещение.
Благовещение
Богородицы. Иконописец Иван Максимов. Икона, 1670
Эти рассказы зафиксированы не только в
разные времена, но и на разных языках. Моисей – на
иврите, Лука – на греческом. Но приложенные друг к
дружке, эти рассказы образуют подобие зеркального
отражения. Все главные черты в них тождественны друг
другу, и только знак "минус" моисеевого рассказа
меняется на знак "плюс" в Евангелии.
Если Господу было угодно родиться от
Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна
была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия,
называемая "историей"? Неужели наш мир для Него –
подобие театра? Конечно, нет.
Дело в том, что нельзя, невозможно
родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать
Неопалимой купиной, если Бог того захочет. Но не всякий
человек может быть вместилищем наивысшей благодати. В
большинстве случаев куст сгорит в пламени Божества, а,
говоря евангельски, и "мехи прорвутся, и вино
прольется".
Во всех женщинах – одна природа и органы
пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во
всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва,
одно желание служить только Единому и больше никому.
Господь воплотился и стал человеком, как только нашел
Ту, от Которой стало возможно Боговоплощение.
Вся история мира до Рождества, говорит
Иоанн Дамаскин, двигалась в сторону рождения
человечеством лучшего цветка – Богородицы. И в слове
"Богородица", говорит Дамаскин, помещается весь Промысл
Божий о ветхозаветном мире.
Ради этого – избрание одного человека –
Авраама. Ради этого – дарование Аврааму потомства и
превращение этого потомства в многочисленный народ. Ради
этого – дарование народу Закона. (Нужно было отделить и
оградить этот народ от всех прочих, чтобы в недрах его
вырастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.)
И вот Она родилась.
Уже прошли, незаметные для посторонних
глаз, годы жизни при Храме – годы, овеянные тайной,
пронизанные благодатью; годы, прожитые под недремлющим
взором Всевидящего Ока.
Уже девочка стала девушкой, и в Храме
больше оставаться было нельзя. Уже обручили Ее вдовцу из
Ее же колена, который должен был хранить и оберегать
врученное ему сокровище.
Она никогда не была праздной. За годы
жизни в Храме Она привыкла чередовать молитву с работой,
а работу с чтением и богомыслием. И тогда Она тоже была
занята делом, когда, не раскрывая дверей, в Ее доме
появился Архангел.
Есть иконы, на которых Дева прядет. Это,
скорее, символ, чем факт, поскольку в Ее чреве и от Ее
кровей для Бесплотного соткалась Плоть. Прядение
указывает на это. И есть иконы, где Она читает. Читает,
конечно же, Писание и, быть может, те самые слова, где
говорится: "Се Дева во чреве примет и родит Сына".
Так или иначе, Книга подходит больше. Ее
многочисленные буквы, точки и крючочки так похожи на
обилие ветвей и листвы на дереве. Дева Мария ведь
исправила Евину ошибку, загладила прежнее непослушание.
В листве райского дерева тогда спрятался змей, а в
буквах этой Книги таится небесный смысл. Там, у дерева,
праматерь была в высшей степени нерассудительна,
доверчива, поспешна в решениях. Здесь Мария проявляет
сдержанность и мудрость. Она проявляет наличие у Нее
духовного опыта, редкого, почти невозможного для Ее
отроческих лет.
Совсем недавно тот же Архангел,
"Гавриил, предстоящий пред Богом" (Лк. 1: 19), явился в
Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии
Предтечи. Тогда старый священник "смутился, и страх
напал на него" (Лк. 1: 12).
Когда же Дева Мария увидела небесного
гостя, Она "смутилась и размышляла, что бы это было за
приветствие" (Лк. 1: 29).
Разница очевидна: священник боится, Дева
размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она
привычна к посещениям сверху. Она молчит и рассуждает в
себе. Это проявление дисциплины ума высшей пробы; это
аскетическая зрелость высшего порядка.
Благовещение
Богородицы. Автор - Николай Вердунский. Эмаль,
1181 год
Никакой мистический экстаз не овладевает
Ею, помимо Ее воли. Она предельно собранна. Она
вслушивается в слова Гавриила, а тот объясняет Деве, что
пророчества исполняются. На языке понятий, доступных
только уму и сердцу истинных израильтян, чающих утехи
Израилевой, Гавриил говорит о рождении Сына, Которому
будет дан престол Давида, Который воцарится над домом
Иакова и Царству Которого не будет конца.
Дева слушает.
Надо думать, что Она не просто слушает,
но слушает и молится, силясь почувствовать, обман ли
это, подобный шепоту змея в Раю, или правда Божия. Один
раз Она позволяет Себе вопрос: "Как будет это, когда Я
мужа не знаю?"
В ответ Гавриил говорит о Духе Святом и
о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить
Ее. Дух Святой – это Утешитель, а Сила Всевышнего – это
Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая
будет Его земной Матерью. Он ждет Ее согласия.
Ведь еще не произошло зачатие. Еще
только идет диалог Ангела и Девушки. Вся история мира
истончилась до слабости нити. Испугайся Дева, скажи: "Я
боюсь! Отойди от Меня", – и Ангел отойдет, а история
продолжится. Продолжится поиск земной Матери для
Безлетного Сына.
Мария не должна отказываться ни из
чувства недостоинства, ни из чувства страха. Она должна
быть выше Моисея, который, слыша повеление идти в Египет
и уводить народ, то ссылается на дефект речи, то
спрашивает, что именно ему говорить израильтянам.
Дева отвечает: "Се, Раба Господня; да
будет Мне по слову твоему".
Все!
Двери души Марии раскрыты воле Божией и
замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Человечество в
Ее лице сказало Богу: "Да!" Человечество сказало:
"Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом,
которым Ты решил прийти".
Бог, уважающий свободу человека,
получает человеческое разрешение не то чтобы творить в
тайне от праздных взглядов Свои великие дела, открытые и
понятные одним только смиренным душам. Об этом скоро
Сама Мария пропоет, встретившись с матерью будущего
Предтечи.
"Низложил сильных с престолов, и вознес
смиренных;
Алчущих исполнил благ, и богатящихся
отпустил ни с чем" (Лк. 1: 52–53).
***
Читайте также по теме:
***
Благовещение
Богородицы. Фрагмент византийского Диптиха из слоновой
кости, VI век
Наши молитвы в большой части своей
повторяют однажды сказанные ангелами слова. Мы поем,
вслед за серафимами, на литургии: "Свят, Свят, Свят
Господь Саваоф".
Мы читаем и поем Трисвятое.
Мы начинаем утреню ангельскими словами:
"Слава в вышних Богу, и на земле – мир, в человецех
благоволение".
К Божией Матери мы тоже обращаемся
ангельскими словами.
"Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою",
– говорим мы Ей вслед за Гавриилом. Эти слова
повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника
Благовещения. Вплотную к ним примыкают длинные похвалы
великолепного Акафиста Благовещению, каждая строчка
которого слаще рахат-лукума.
Радуйся, Лествице, Ею же сниде Бог!
Радуйся, мосте, приводяй сущих от земли
на Небо!
Радуйся, столпе огненный, наставляй
сущия во тьме!
Радуйся, покрове миру, ширший облака…
Все эти похвалы рождены архангеловым
голосом и радостью об исполнившихся пророчествах.
А что же сам Гавриил?
Исполнив то, что было велено ему, и
услыхав слова согласия от Девы, он видел, как зачинается
в Ее чреве и принимает плотский образ Господь, и с
благоговейным страхом покинул скромный Назаретский дом.
"И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1: 38).
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 07.04.2011.
|