Иоанн Кронштадский: Слово плоть бысть. Поучение на день
Благовещения Пресвятой Богородицы
"Еже от века таинство открывается днесь,
и Сын Божий, Сын человече бывает;
человек бывает Бог, да бога Адама соделает"
Стихира на хвалитех, глас 2
Дивное, недомыслимое умами смертных
таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь:
воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына
Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе
Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный
зачинается, неприступный делается приступным, Слово
воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и
беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми
и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2:11). Так, от
века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство
открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном
человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу
природу, подать нам несравненно лучшее – освящение,
обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в
восторге: да веселится тварь, да празднует весело все
естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный
такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя
Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и
воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.
Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, около 1040 год
О, таинство непостижимое, таинство
прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую
душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого
снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только
всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было
изобрести такое чрезвычайное средство к спасению
погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы
нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов
и научить смирению и послушанию и всякой добродетели.
Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу!
Как мы все, братья и сестры, почтены
воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены,
обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем,
Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей
Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом.
Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не
снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным,
омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и
вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко,
безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!
А теперь какое утешение всегдашнее для
верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне
Божием! Он надежда, очищение, освящение и спасение всех
кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех
скорбящих, ободрение унывающих, покой утружденных и
обремененных, награда подвизающихся, свет омраченных,
сила немощных, помощник в трудах благих, споборник в
духовных бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех
верующих в Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, –
говорит Господь (Ин. 11:5).
Но воплощение Сына Божия есть вместе и
таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что
низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему
призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына
Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была
бесконечная любовь к нам, Его созданиям, – любовь
Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему,
погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши
грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная
гибель.
Итак, что же от нас требуется
вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее,
нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах,
исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи
будите, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19:2). Изыдите
от среды развратных и отлучитеся, и нечистоте не
прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы
будете Мне в сыны, и дщери, глаголет Господь
Вседержитель (2 Кор. 6:17-18). Что именно этого требует
от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды,
вы можете убеждаться в том каждый день самой Молитвой
Господней «Отче наш», в которой Он, Господь, учит нас
прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно
по воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя
Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко
на небеси и на земли (Лк. 11:2-4; Мф. 6:9-10).
***
Читайте также по теме:
***
Итак, вот какую непременную обязанность
налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия:
жить праведно и свято, благоговейно и честно и удаляться
от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе
мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и
приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в
вечности. Аминь.
Иоанн Кронштадтский, праведный
Православие.Ru - 06.04.2004.
|