Илия Минятий: Слово на Благовещение Богоматери
"Се, зачнеши во чреве
и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус;
Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется"
Лк. 1:31-32
Царь Соломон, получивший от Бога весь
свет премудрости для исследования тайн природы, после
того как обозрел все, что есть на небе и на земле, –
прошедшее, настоящее и будущее, – решил наконец, что в
мире, под солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново под
солнцем (Еккл. 1:10). Но Бог сотворил теперь дело
совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие
века и никогда не будет в грядущие; это – дело,
совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и
Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее
действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей
православной веры. Дева и Матерь! Что же более
невероятное природа может увидеть в творении? Дева –
Матерь Божия! Что более чудесное может совершить
Божественная благодать? Одно превышает пределы природы,
и еще не было подобного ему; другое восходит на вершины
Божественной благодати, и подобного ему быть не может.
То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы, и
оба вполне божественны.Се, зачнеши во чреве и родиши
Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын
Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида
Отца Его (Лк. 1:31-32).
Об этом новом чуде или лучше об этих
двух чудесах, одном – о Деве и Матери, другом – о Деве и
Матери Божией, я хочу сегодня возвестить, слушатели мои.
Вот как по Евангельской истории они совершились.
Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век
I
Когда настало исполнение времени, в
которое Бог Отец определил ниспослать на землю
Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и
вочеловечился, Гавриил, предстатель ангелов, был послан
в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной
Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами Радуйся,
благодатная (Лк. 1:28), и сказал Ей о том, что Бог и
Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя
мира. Архангел принес весть: се, зачнеши во чреве и
родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1:31). В
начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого
чудесного события: како будет сие, идеже мужа не
знаю? (Лк. 1:34). Но когда Ей было сообщено, что это
произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно
силой всемогущей благодати Святого Духа, Она склонилась
сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се,
раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1:38). И
тотчас сошел на Нее Святой Дух, боголепно приуготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось
в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего,
"укрепив Ее, – учит Афанасий Великий (в слове на
Благовещение), – чтобы, запечатленная с этого времени,
Она могла созерцать, насколько это возможно,
чревоносимого в Ней невидимого Бога и образовала
зачинаемого Младенца". Вот то новое чудо, которое
явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это
и есть предмет нынешнего празднества.
Все обстоятельства вполне
соответствовали этому божественному Благовещению:
во-первых, соответствовало лицо благовестника, архангела
Гавриила, так как эта тайна есть не что иное, как
сверхъестественное соединение двух естеств, Божеского и
человеческого, в единую ипостась Божественного Слова –
совершенного Бога и совершенного Человека; а имя Гавриил
переводится как сила Божия. Соответствовало место –
город Назарет, так как следствием этого таинства
было освящение человеческого рода причастием
Божественного естества, а Назарет значит "освящение".
Соответствовало и время – месяц март; в
это время совершилось творение мира, в такое же
совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля
в первый раз произвела растения, и теперь в первый раз
неискусомужная Дева зачала.
Все события нынешнего таинства чудесны,
но выше всего чудесного – Сама Дева, приявшая
благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности
соответствует таинству, ибо таковой должна быть Матерь
такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было,
и осталось тем, чем было, сделавшись человеком и
пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и
осталась, какой была, сделавшись Матерью и пребыв Девой,
как прежде. Божественное Слово стало Сыном, родившись
без Отца, и Мария стала Матерью без мужа, родив
неискусомужно.
Как различны между собой Бог и человек!
Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил
природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева,
став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла
славы девства. Какое странное общение двух природ –
Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну
ипостась! Божественная природа усвоила особенности
человеческой, и Бог стал совершенным Человеком;
человеческая стала причастна свойствам Божественной, и
тот же Человек сделался совершенным Богом. Точно так же,
какое необычайное соединение девической чистоты и
материнского чревоношения, которые странным образом
совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту,
которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся
непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна,
как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6:9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна
была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее
Архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1:28). Там
родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь
происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева
Матерь. "Странное и чудесное и во многом отступающее от
обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая
в освящении девства и наследующая благословение
деторождения", – возглашает небоявленный Василий. У
такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына,
Который родился человеком и не перестал быть Богом, –
Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой.
***
Читайте также по теме:
***
И это таинство не могло совершиться
иначе; один и тот же Богочеловек, Тот Сын, Который вечно
рождается от присносущного Отца, и во времени рождается
от жены. Один Сын, и знает на небе Отца, а на земле
Мать, но на небе, где Он имеет Отца, нет места матери, и
на земле, где Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места
матери на небе – и Сын рождается бесстрастно; нет места
отцу на земле – и Сын рождается бессеменно; таким
образом, отношение Лиц сохраняется совершенным. Един
Сын, и у Единого Сына Един Отец, одна Мать, по естеству
неискосомужная Дева.
Теперь, христианин, и я тебе говорю, как
Господь говорил царю Ахазу: Попроси себе знамения… в
глубину, или высоту (Ис. 7:11); посмотри вниз, на
землю, взгляни вверх, на небо, исследуй настоящие и
прошедшие века, и не найдешь другого такого знамения,
как это, за много веков открытое Богом устами пророка
Исаии: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7:4)
– и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой
купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в
заключенных вратах, обращенных на восток, через которые
вышел и вошел один Господь. Как же Соломон говорит,
будто нет ничего нового под солнцем? Вот новое чудо,
подобного которому еще не было. Дева и Матерь, но Матерь
Божия. И это новое чудо такое, подобного которому не
может быть.
Матерь Божия! Исповедую истину, что не
могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого
достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы хоть
некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы
также недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы,
если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными; и
даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания
несравненно более, чем у всех ангелов, Дева, исполненная
Святого Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет
его нам Божественными словами: Сотвори Мне величие
Сильный (Лк. 1:49), – и ничего более.
Если бы Она была Матерью Мессии (как в
Него веровали евреи), т. е. только человека, а не Бога,
и если бы родила чаяние веков, Сына благословения,
Избавителя Израиля, то и тогда, как мать такого славного
царя, вследствие этой чести и счастья, она превосходила
бы всех матерей мира и по одному этому Ее должны бы были
ублажать все роды. Но быть Матерью Бога, родить
Спасителя всего мира, родить во времени Того именно
Единородного Сына, Которого Бог и Отец рождает вне
времени – это честь, которая делает Ее богоподобной.
Денница, увидев эту честь, когда в начале веков ангелам
было открыто великое таинство домостроительства о
воплощении, тотчас был поражен завистью, помыслил
суетное, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес.
Таково мнение Максима исповедника, основанное на
известном изречении апостола Павла: Егда же паки вводит
Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему
вси ангели Божии (Евр. 1:6; вопрос-ответ 42 на
Послание к Евреям).
Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь,
тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это –
беспредельное величие, которое возводит Ее до
высочайшего престола Трисиятельного Божества и
приближает Ее к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на
высоту, о христиане, и помыслите с одной стороны
предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и
посредине – Единородного Сына, воплощенного
Богочеловека. Он имеет две природы: Божескую и
человеческую; Божеская – это рождение Отца, человеческая
– рождение Марии; Сын Божий, как Бог, Сын Марии, как
богомужное чадо. Но этот Сын имеет одну только ипостась,
которая содержит неслиянными две природы. Ипостась
нераздельна, поэтому не два Сына, один – Сын Бога и
Отца, а другой – Сын Марии Девы. Это – единое Лицо, в
Котором, поскольку оно не слитно, различаются
особенности двух естеств, однако в этой различимости
сохраняется нераздельность, а в двойстве – единство;
Иисус Христос только один: Бог и человек. Отец есть Отец
Христа и Отец Бога и человека; Мария – Матерь Христа и
Матерь человека и Бога; так что какое отношение к
Единородному Сыну имеет Бог Отец, такое же к Тому же
Сыну имеет и Дева Мария, Которая поэтому в рождении
Богочеловека Сына имеет славу, подобную славе Бога Отца.
Это Гавриил хочет выразить словами: Се, зачнеши во чреве
и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет
велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1:31-32); Той бо
спасет люди Своя (Мф. 1:21).
Может ли ум помыслить более высокое
величие?! Теперь перенесите ваш взор с такой высоты в
дольний мир, на все прочие разумные создания, столь
далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от
земли, и посмотрите, какой малой и недостаточной
является вся благодать, вся слава и пророков и апостолов
и мучеников по сравнению с благодатью и со славой
Богоматери. Что говорит Соломон, будто нет ничего нового
под солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь; вот
чудо, подобного которому еще не было. Дева – Матерь
Божия – чудо новое, подобного которому не может быть.
Дева и Матерь – чудо, которое для Девы есть величайшая
благодать. Матерь Божия – чудо, которое для Матери есть
высочайшая честь.
Это – чудо чудес, каким не может
хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской,
в которой это таинство есть начало и конец таинств.
II
Богоневестной Владычице, восприявшей
благодать быть Девой и Матерью и честь быть Матерью
Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан.
Одесную божественного величия восседает Царица неба и
земли, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе,
в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10).
Она – Матерь Бога, Который Ее Сын естественно по
рождению, и Матерь христиан, которые суть также Ее чада
по всыновлению. Ходатайствуя перед Богом за христиан,
Она ходатайствует перед Своим Сыном за Своих же чад;
итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое
свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за
христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к
Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой матери
беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не
получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не
получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные,
больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете
матерью – Матерь Бога!
То, что сказал Александр Великий
Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде,
именно, что "одна слеза матери очищает от многих
клевет", скажем мы с большим правом о благодатной Марии,
нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи
перед Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза,
одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши
грехи и удаляет гнев Божий.
Такую веру в Тебя, такую надежду мы
имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и
Матерью; проповедуем о Тебе, как о Матери Бога, признаем
Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего
спасения.
О, Матерь Божия и Матерь нас христиан!
Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад
Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь.
Илия Минятий, святитель
Православие.Ru - 07.04.2008.
|