"Я не хочу больше детей..."
На Интернет-форум журнала "Фома" пришло
письмо от Наталии, где затронута непростая тема - что
делать, если ты, считая себя христианкой, не хочешь
больше детей? И сколько вообще детей должно быть в
православной семье? Письмо Наталии породило бурную
дискуссию читателей - верующих и далеких от Церкви, даже
отрицательно относящихся к религии как таковой.
Мы хотим познакомить вас с их мнениями
и комментарием священника, поскольку с подобными
вопросами обычно обращаются к духовнику.
Письмо в редакцию
Помогите мне разобраться в себе. Дело в
том, что я не хочу больше детей. У меня сейчас дочка
девяти месяцев. Вопрос стоит не то чтобы остро - по
здоровью все равно мне нельзя в ближайшие два-три года
беременеть, - а вообще. Я знаю, что для христианина
отказ от рождения детей - грех. Но я не хочу больше
детей, мне даже подумать об этом страшно. И не то чтобы
первый ребенок был тяжелый - болел, капризничал.
Наоборот, все прекрасно. Но я не могу.
Я неправильная. Я люблю работать, мне
это нравится в тысячу раз больше, чем сидеть дома с
ребенком. Я, конечно, все равно работаю на дому, но это
трудновато. А если не работать, я чувствую, что моя
жизнь проходит зря. Все слова о том, что материнство -
это высший труд женщины, меня не убеждают: я-то
прекрасно знаю, что как профессионал я гораздо лучше. Но
в то же время я ответственная мама, стараюсь много
заниматься с ребенком. Просто так махнуть рукой на
воспитание и бросить дочку на няню или бабушку тоже не
могу (да и не на кого, честно говоря). А после мучений с
попыткой наладить кормление грудью мне страшно даже
подумать о том, что следующего ребенка надо будет опять
кормить...
Может быть, у меня такое отношение
потому, что я-то как раз росла с мамой-домохозяйкой
(вынужденной домохозяйкой - болезнь заставила уйти с
работы). И лучше никому от этого не было ни мне, ни ей.
Мои родители прожили вместе 42 года, трое детей... И я
всегда думала, что хочу трех-четырех детей, вот в чем
смех-то. Потому у меня сейчас и "конфликт сценариев" -
будь я изначально настроена на одного, так и проблемы не
возникло бы. А вдруг оказалось, что не могу, что я себя
чувствую, как в тюрьме.
Радости никакой, постоянные мысли о
самоубийстве... Что со мной творится? Видимо, я просто
не гожусь для материнства - но как это совместить с
религией, ведь это эгоизм? При этом детей все равно
хочется, вот в чем ужас-то.
Р.S. Уточнение: когда я пишу, что не
хочу больше детей, речь идет о "сознательной",
запланированной беременности. Если беременность наступит
случайно, неожиданно - разумеется, никакого прерывания
не будет, рожу и даже буду этому рада, как ни странно.
Что вы думаете об этом? Посоветуйте
что-нибудь. Наталия (Имя автора письма изменено. - Ред.)
Иерей Игорь Фомин, священник храма Казанской иконы Божией
Матери на Красной площади:
- Здравствуйте, Наталия! Ваше письмо
показалось мне очень интересным, оно исполнено
искренности и призыва к помощи.
Но я не стану давать указания: "Не
рожай! Из такой хорошая мама не выйдет" или: "Рожай!
Именно такой должна быть настоящая мать". Ни в каких
канонах не сказано, сколько именно детей надо рожать,
одного или двадцать. Все тут очень индивидуально.
Православие - это религия свободы. Но важно, чтобы наша
свобода не стала соблазном для окружающих. Как сказал
апостол Павел: "Все мне позволительно, но не все
полезно" (1 Кор. 6:12).
Давайте посмотрим на причину Вашей
проблемы. Раз Вы задали этот вопрос - значит, он Вас
волнует. У каждого человека есть совесть - динамик,
через который с тобой говорит Господь. Значит, Ваша
совесть неспокойна, и надо что-то менять.
***
Читайте также по теме:
***
Вера и религия: в чем разница?
В одном из отзывов на форуме прозвучала
фраза, что религия Вам как пятая нога. Значит, человек
не понимает, зачем нужна вера, считает ее лишь перечнем
обременительных правил. Если так относиться к вере, она
и впрямь становится ненавистной обузой. Есть, мол,
правила этикета, дорожного движения, а есть религиозные
правила.
Поэтому давайте сперва договоримся о
терминах. Можно сказать, что вера и религия - это два
разных уровня духовной жизни. Религия - это внешнее
выражение веры человека. Религиозные люди живут по букве
закона, они знают правила, ходят в храм, исповедуются и
причащаются, соблюдают посты. Но все это происходит для
них как бы параллельно их основной жизни. Словно они
едут на лыжах с горки жизни и пытаются лавировать,
вписаться в ворота нравственности. Можно всю жизнь быть
религиозным, но так и не стать христианином.
Верующие же люди - это те, к кому пришел
Господь. Они отличаются от других тем, что наполнены
жизнью, светом, любовью. С ними приятно находиться
рядом, даже просто помолчать вместе. В верующих есть
что-то неземное, они становятся выше нравственности (я
имею в виду нашу светскую, земную нравственность), выше
этики и мирских устоев. У них это есть, но они уже выше
этого. Они могут добровольно пожертвовать чем-то своим
ради главного. Здесь примером могут служить дети.
Маленький ребенок, куда его ни возьми,
везде найдет себе занятие, придумает, как себя развлечь.
Ребенок полон радости, как бы ты ни был с ним строг.
Через минуту, утерев слезы, он хватает тебя за руку:
"Пошли скорее! Там очень важное дело. Надо построить в
песочнице город".
Вы пишете, что если Господь пошлет Вам
незапланированную беременность, то не станете делать
аборт. И слава Богу, что у Вас такие мысли, твердые
религиозные устои. Я думаю, Вы скорее верующий человек,
но, видимо, сами себя загнали в нравственно-этические
рамки религиозности. Человек осознает, что совершает
грех, думает, что теперь не спасется, и впадает в
отчаяние.
Парадокс многодетности
По своему опыту и опыту многих семей, с
которыми знаком, я могу сказать о многодетности
следующее. Забота с одним ребенком - это единица, с
двумя - единица, умноженная на 1,25, а с тремя - и того
меньше. То есть с каждым ребенком у тебя все меньше
проблем, все меньше забот - такой парадокс.
Дети в многодетных семьях с самого
раннего возраста растут самостоятельными, приучаются
думать о других. Если спросить многодетных мам, они
скажут, что семья начинается с троих детей. Один ребенок
- эгоист, два ребенка всегда борются друг с другом, а
трое - уже нормальные люди. С одним чересчур носятся, не
знают, как с ним обращаться, ребенок становится этаким
царьком. Двое всегда все мучительно делят между собой,
начиная с мамы. А когда трое детей - все перекосы обычно
сглаживаются. На троих мама не делится.
Я думаю, Вас угнетает именно то, что Вы
всегда знали, что будете многодетной матерью. Вообще, в
женщине заложен большой потенциал, как заметил один из
отвечающих на форуме - около 20-25 детей. А женщина,
которая рожает мало или не рожает вообще, должна куда-то
реализовывать эти силы организма. Поэтому мы сейчас
видим "железных" бизнес-леди... Вы профессионал в своем
деле. Но будь у Вас 3 - 4 ребенка, этот профессионализм
лишь умножился бы. Яблоко от яблони далеко не падает.
Если родители занимаются своими детьми, те впитывают их
опыт, черты характера. А вот один ребенок ... как ни
странно, он, как правило, не перенимает хорошие принципы
родителей. Это все могут проверить на себе, ведь мы -
поколение из "неполных семей", где один-два ребенка.
Главная цель христианина - спастись. И
Господь наделил нас средствами ко спасению, оружием, как
воинов. И от того, как мы этими средствами пользуемся,
зависит исход битвы. Если мы плохо относимся к своим
детям минус нам, если ленимся на работе - тоже минус, и
так далее. А если у нас гармония в жизни, это только
плюс, во всем нужна золотая середина. Кстати, многие
священники советуют молодым мамам работать по мере сил,
в том числе и на дому, чтобы не зацикливаться на бытовой
суете. Да, нелегко уравновесить семью и работу. А никто
и не обещал, что будет легко. Если ты пришел в храм,
стал верующим - это не значит, что все проблемы в твоей
жизни теперь решены. Храм - это же не бюро социальных
услуг. Нет, проблемы останутся - изменится отношение к
ним.
То, что Ваша дочка не болеет, не
капризничает - это же замечательно и редкость в наше
нервное время. Я надеюсь, что если Вы сохраните мир,
спокойствие в своей душе, то и другие дети, если они
появятся, станут такими же мирными людьми. Например, в
нашей семье трое детей. И они тоже очень спокойные.
Наверное, из-за того, что у меня матушка -
замечательный, тихий человек. Когда дети были
маленькими, мы даже не знали, когда у них резались
зубки, такие они были спокойные.
Если говорить о понятиях "плохая мать" -
"хорошая мать", эти понятия относительны. Мы не должны
судить других, но и себя осуждать не стоит. Это дело
Бога. Мы можем осознать свои грехи, знать, что мы не
совершенны, и стараться исправить свои ошибки. Но
впадать в отчаяние, дескать, "Ой, попаду в ад..." - не
стоит. Мне кажется, человек прежде всего должен в своей
жизни видеть не грех, а милость Божию. Грех - это уже
следствие того, как мы злоупотребляем этой милостью.
Если все наше внимание приковано к нам самим, к нашим
грехам - где же тут место Господу, Его любви к нам?
"Мы хотим дать ребенку самое лучшее!"
Сегодня очень многие женщины задаются
вопросом, стоит ли рожать, если мы живем в такое
нелегкое время. Поверьте, Господь очень мудро
распределяет все нужное для каждого человека. Сколько ты
сможешь понести, столько и будет детей. Здесь очень
важно доверять Богу. Это не значит плыть по течению и
ничего не делать. Нет, это состояние, когда ты все, что
с тобой случается, принимаешь без ропота на Бога. Когда
ты умеешь радоваться своей жизни, а не унывать. Какая бы
ни была полоса твоей жизни - светлая или темная - ты
осознаешь, что это лучшее из всего, что могло с тобой
произойти. Вот перед тобой встал необходимый жизненный
экзамен. Это не значит, что надо опустить руки:
"Господи, я Тебе доверяю, поработай-ка за меня". Нет,
выучи все, что сможешь, подготовься. Но то, какой билет
ты вытянешь, зависит уже не от тебя. Доверься Богу и
тяни.
Посмотрите, какие счастливые многодетные
родители или те, у кого семейные детские дома. А у них
чаще всего мало денег, младшие дети донашивают одежду,
обувь за старшими. В одном из комментариев прозвучало:
"зачем рожать нищету?". На самом деле, это совсем не
так. Говорят, не хватит денег вырастить детей? Могу
ответить, что денег обычно никогда не хватает. Бедность
и богатство сами по себе относительные понятия. Есть
люди, у которых немного денег, но они богатые, потому
что у них, по словам Адамыча из фильма "Старый Новый
год": "А что есть? А что надо. А что надо? А что есть".
К сожалению, есть и обратные примеры: денег очень много,
а счастья и удовлетворения нет.
Будущие родители часто говорят: "Мы
хотим обеспечить своему ребенку самое лучшее. И пока
рожать не будем. Или - мы хотим пожить для себя". Они
предохраняются или делают аборты. И ведь часто это
достаточно обеспеченные семьи. Им кажется, лучше убить
ребенка во чреве. Меня удивляют люди, которые плачут над
убитыми детьми в Беслане, а сами делают аборты. Там
погибло несколько сот детей, а сколько абортов в год
делают в России? Разве это не убийство? Просто то горе
на виду, а это с виду незаметное. Надо любить не только
пострадавших детей, но и своих собственных, которым
можно реально помочь.
Наталия, под конец нашего разговора мне
хотелось сказать Вам еще вот что. Во-первых, очень важно
уметь получать удовольствие от домашних дел. Это вполне
возможно. Приведу пример с того же форума журнала
"Фома". Одна молодая мама оказалась на долгое время дома
с ребенком. Сначала лезла на стенку, а потом занялась
домом. Начала печь пироги по разным рецептам, сшила
шторы, возобновила занятия на пианино. У нее появился
интерес к жизни, да и в доме стало гораздо уютнее. Она
не оглядывалась назад, а научилась ориентироваться в
данной ситуации. И главное, помнить, что во всех этих
мелких домашних делах может выражаться не тоска по
"вольной" жизни, а любовь к близким.
Во-вторых, не надо ощущать себя жертвой
домашней рутины. Пусть иногда что-то окажется
недоделанным. Прекрасно, когда мама может найти время
съездить в гости или просто погулять по парку, посидеть
на лавочке и съесть мороженое, отдохнуть и поразмышлять.
Тогда усталость пройдет, а дом и дети будут в радость.
Записала Меркулова Елена
Фома - 23.09.2011.
Примечание МС. Я бы ответил - не хотите рожать - не рожайте!
Желание иметь больше детей - это
естественное желание гармоничного и доброго человека.
Есть люди и роды семьей, умножение
которых в принципе нежелательно для общества, т.к. они
несут в себе деструктивные модели поведения. При этом
именно эти модели поведения и самоограничивают рост этих
семей. Если они найдут в себе силы к к лучшему,
изживут собственный эгоизм, осознают дисгармоничные
модели поведения, специфические семейные страсти, то у
таких людей появиться желание многодетности.
Поэтому считаю, этот ответ священника не
в тему. На такой вопрос следует размышлять о
психологических причинах, вызывающих неприязнь к детям,
а не размышлять о том, как хорошо быть многодетным.
|