Зачем нужны дети, или Миф об инстинкте
материнства
Первый вопрос, который важно прояснить
супругам еще до момента зачатия, - вопрос
мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как
правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они
могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие
остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их
обнаружить может только специалист, используя
специальные методики, в том числе опросники. Ответы,
построенные на обобщении или категоричном утверждении:
"Это же естественно - все нормальные люди хотят" или
"Это наша обязанность, так положено, без детей
невозможна полноценная семья", с психологической точки
зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих
родителей, чем об их готовности к рождению первенца.
Почему? Причин много, перечислим некоторые из них.
Во-первых, желание иметь ребенка - это
не признак "нормальности", и далеко не все "нормальные
люди" хотят стать родителями, так же как не все
стремятся вступить в брак. Есть разные пути и
предназначения в жизни (например, монашество), различные
возможности и особенности, бывают ситуации, в которых
родительство хоть и желанно, но неосуществимо. Поэтому
"все" и "нормально" в качестве объяснения здесь не
подходит.
Во-вторых, "так положено" - в данном
случае ставит под сомнение свободу выбора супругов, а
вместе со свободой и ответственность. "Нам велели, мы
сделали" - здесь это инфантильная позиция, ведь чтобы
полноценно реализовать свое родительство, важно быть
личностно зрелым: "Я готов, я могу, я хочу, я выбираю, я
отвечаю".
И наконец, в-третьих, полноценность
семьи не определяется наличием детей. Так, святые Петр и
Феврония, которые почитаются в России как покровители
семьи и брака, по преданию, были бездетными. После
рождения Иисуса Христа изменилось ветхозаветное
отношение к бездетности как к Божьему проклятию и
наказанию. Ожидание людьми прихода в мир Мессии
сменилось желанием воплотить в своей жизни его заповеди.
Конечно, это прекрасно, когда в семье
есть дети, рожденные в любви, и в Библии сказано: "И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт.
1: 28). Важно только не забывать и другое: в молитвах
чина венчания Православная Церковь выражает веру в то,
что чадородие есть желанный плод законного супружества,
но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с
"плодом чрева, на пользу" супругам испрашиваются дары
непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия
душ и телес" (Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ).
Рождение ребенка - не смысл и не цель
брака, но также и не "средство спасения души", как
считают те, кто предпочитает ориентироваться в своей
жизни на вырванные из контекста цитаты из посланий и
высказываний святых отцов.
А еще существует миф о так называемом
инстинкте материнства. Развенчивать мифы - дело
неблагодарное, но благородное, поэтому рискнем
покуситься на "святое". Начнем с определения: основной
признак инстинктивного поведения у животных - оно
врожденное, осуществляется автоматически,
воспроизводится бессознательно, то есть без всякого
участия мысли и воли. Но человек - не животное.
Предположив наличие у человека инстинктов, мы ставим под
сомнение его свободу. Исходя из вышесказанного, первый
аргумент "против": у человека, с точки зрения
христианской антропологии, инстинктов нет и быть не
может, так как это противоречило бы представлению о
личности, созданной Богом по образу и подобию Своему и
обладающей свободой, волей и творческим даром.
Конечно, можно сказать, что этот
аргумент хорош только для верующих. Но есть и другой,
понятный всем: если считать желание иметь детей
инстинктивным, как тогда объяснить ситуацию с
абортами? Если родительство инстинктивно, абортов не
было бы вовсе, а это, к глубочайшему сожалению, не так.
Инстинкт - это то, что должно быть у всех "особей
данного вида", но тогда почему на сегодняшний день наша
страна занимает одно из первых мест по количеству
абортов в процентном отношении к общему числу рожденных
детей? Аборты делают как женщины, не имеющие детей, так
и уже родившие и даже многодетные. Одно из объяснений
такой удручающей картины: общепринятое отношение к детям
как к "предмету желания" ("хочу иметь ребенка")
предполагает и противоположный полюс - "не хочу иметь
ребенка". Как будто жизнь личности можно обсуждать в
категориях "иметь - не иметь".
Мы не будем подробно останавливаться на
описании деструктивных мотивов рождения детей, лишь
перечислим некоторые из них:
- укрепить отношения в семье (привязать к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход);
- вынудить партнера жениться;
- улучшить жилищные условия;
- вынудить родителей смириться с браком;
- родить "для здоровья" ("аборт вреден, а беременность омолаживает");
- "родить всем назло", отомстить;
- получить материальную выгоду;
- изменить социальный статус и многое другое.
Такие мотивы разрушительно влияют и на
супружеские отношения, и на личность каждого из
супругов, и на жизнь и развитие ребенка - надеемся, что
это ясно без объяснений.
***
***
Итак, все мотивации рождения детей, с
нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа:
"ребенок-объект" (средство) и "ребенок-субъект"
(безусловная ценность).
"Ребенок-объект", родившись, должен
обеспечить своим родителям удовлетворение их
психологических потребностей:
- в безусловной, беззаветной любви и верности ("Взяв ребенка на руки, я в первый раз в жизни
ощутил, что кто-то любит меня просто так, ни на кого
меня не променяет, и это навсегда!"; "Хоть кто-то меня
будет любить"; "Я всегда буду самой лучшей и любимой
женщиной для моего сына!");
- в ощущении собственной ценности ("Я мать, а мать - это святое!") и полноценности ("У меня,
как у любого нормального человека, есть дети");
- в смысле собственной жизни ("До рождения ребенка я не понимал, зачем живу"; "Если с
ребенком что-то случится, мне незачем будет жить"; "Мои
дети - главный и единственный смысл моей жизни");
- в самоутверждении ("Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю"; "Я для своих детей царь и
бог");
- в самореализации ("Дети должны добиться всего, о чем мне мечталось"; "Дети - мое
продолжение, моя гордость!"; "У моего ребенка должно
быть все, чего не было у меня");
- в ощущении себя взрослым и умным ("Дети - это вам не игрушки!"; "Не учите меня жить, я
теперь сам родитель!"; "Сама сначала роди, а потом
будешь мне советы по воспитанию давать!");
- в собственной нужности ("Дети всегда будут нуждаться в родителях"; "Куда он без нас денется";
"У меня теперь есть хоть один близкий человек, о котором
я смогу заботиться");
- в безопасности и защищенности ("Никогда не останусь в одиночестве"; "Будет кому мне в
старости стакан воды принести").
Получается, что у будущих родителей есть
какой-то дефицит, какие-то неудовлетворенные желания,
амбиции, страхи, с которыми они надеются справиться при
помощи ребенка, и малыш, еще не родившись, уже что-то им
должен. Неадекватные ожидания, возложенные на ребенка,
не могут оправдаться по определению - они ведь
изначально строятся на ложных идеях. Хотя "народная
мудрость" с нами бы здесь поспорила, ведь фразы, которые
мы приводили в качестве примеров, взяты из жизни и для
многих звучат естественно, их правильность не вызывает
сомнений. Но в данном случае это голос не мудрости, а
"народной" глупости, так как все вышеописанные
высказывания - пример эгоизма, эгоцентризма, личностной
незрелости, а не взрослой родительской позиции
(простите, если кто-то в этих примерах узнал себя).
Когда ребенок выступает не в роли
объекта, а воспринимается родителями как субъект, как
личность, отношения с ним выстраиваются на совершенно
иных основаниях. Акцент ставится уже не на ожиданиях от
ребенка, что он что-то даст родителям (или от чего-то
избавит), но, напротив, в центре внимания оказывается
способность родителей удовлетворить потребности малыша.
В "сказке про норму" предполагается, что к моменту
готовности супругов стать родителями у них уже есть
эмоциональный и личностный "прожиточный минимум":
ощущение безусловной ценности собственной личности и
жизни; осознанный смысл своей жизни; адекватная
самооценка; честное знание своих сильных и слабых
сторон, своих возможностей и ограничений (поэтому они не
нуждаются в неограниченной власти над ребенком для
самоутверждения); разнообразные способы самореализации,
принятие себя, других людей и жизни во всей полноте;
смелость перед непредсказуемостью и неопределенностью
будущего.
То есть это двое взрослых людей.
Прочитав этот список, кто-то удивится:
если у меня все это есть, я живу полноценной и
интересной жизнью, зачем мне тогда ребенок? И это самое
важное: не ребенок нужен родителям, а родители нужны
ребенку, не малыш должен оправдывать ожидания взрослых,
а взрослые должны иметь достаточный ресурс (и
физический, и психологический) для удовлетворения всех
основных нужд и желаний ребенка.
Когда у родителей избыток сил и взаимной
любви, радости и они готовы щедро этим делиться, от всей
души дарить свое богатство, тогда у их ребенка есть шанс
почувствовать себя субъектом, ценной личностью,
достойной безусловной любви и заботы.
Но в сознании многих современных людей
детско-родительские отношения перевернуты, увы, с ног на
голову. Как прекрасно было бы, если бы дети рождались от
избытка родительской любви и силы, а не для восполнения
их ущербности и врачевания комплексов.
Разговор с целью прояснения мотивации
рождения ребенка может оказаться не из приятных.
Возможно, один из супругов или оба вдруг обнаружат, что
психологически совершенно не готовы к появлению
младенца. "Так что же теперь - не рожать, а ждать
наступления личностной зрелости? А если она до старости
не наступит, то так без детей и остаться?" - это
типичный вопрос на лекциях, семинарах и консультациях.
Ждать или не ждать, сколько ждать и чего - решение
принимают только сами супруги, так как это решение лежит
в зоне их личной ответственности, и никто не имеет права
ни разрешить им, ни запретить. Важно только, чтобы,
принимая одно из самых важных и судьбоносных решений в
своей жизни - решение о будущем ребенке, - супруги
хорошо осознавали свои особенности и ограничения,
понимали, какие собственные психологические потребности
пока не удовлетворены, и учились находить различные
способы их удовлетворения, без привлечения к этой
"почетной миссии" детей.
Счастливое, полноценное родительство
возможно и у несовершенных родителей (совершенных мы,
честно говоря, никогда не видели). Главное, чтобы они не
рассчитывали на ребенка как на избавителя от внутриличностных проблем и межличностных конфликтов. При
этом дети, безусловно, в некоторой степени влияют и на
родительскую самооценку, и на ощущение ценности и
осмысленности жизни, и на самореализацию и т. д. и т.п., но не это их главная задача. Каждый ребенок приходит
в этот мир, чтобы стать собой во всей полноте
потенциала, заложенного в него Богом. А уж взрослые
просто обязаны позаботиться о создании самых лучших
(исходя из своих возможностей) условий для развития
личности, которую Господь на время вверил их попечению.
Психологическая готовность к
родительству может включать в себя следующее:
• признание величайшего значения
рождения нового человека в мир (вместо обесценивающего
личность отношения к ребенку как к объекту);
• осознание своей адекватной
ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка
(вместо неадекватных гипер- или гипоответственности -
"все" или "ничего");
• способность родителей к проявлению
безусловной любви и верности (вместо ожидания получить
это от ребенка);
• ощущение и признание безусловной
ценности жизни и личности ребенка (вместо желания
самоутверждаться за его счет);
• уважение личности и собственного
смысла жизни ребенка (вместо того чтобы сделать его
смыслом своей жизни или навязать ему свои смыслы);
• способность оказать поддержку ребенку
в его самореализации (вместо самореализации за его
счет);
• признание права ребенка на
самобытность, индивидуальность (вместо игнорирования или
отрицания особенностей ребенка и втягивания его в
зависимые отношения);
• готовность создавать безопасные и
защищенные условия для развития ребенка, заботиться о
его нуждах и удовлетворять как физические, так и
психологические потребности (вместо того чтобы сделать
из ребенка родителя для себя - ожидать от него заботы,
внимания, понимания и т.п., как от взрослого).
Непростые требования, но, согласитесь, и
задача архисложная и ответственная.
***
Из новой книги протоиерея Андрея Лоргуса
и психолога Ольги Красниковой "Жизнь после свадьбы",
вышедшей в издательстве "Никея".
Андрей Логрус, Ольга Красникова
Матроны.Ru - 22.11.2017.
|