Откуда у трезвых грузчиков ноги растут?
Какую опасность таят центры для людей с зависимостями
Что может скрываться за такими
общественно полезными на первый взгляд объявлениями, как
"Избавление от алкогольной и наркотической зависимости"
или даже "Трезвые грузчики"? Ответ на этот вопрос знает
Николай Каклюгин, психиатр-нарколог, кандидат
медицинских наук.
На прошлой неделе в Ярославле прошел
региональный этап XXVI международных рождественских
образовательных чтений "Нравственные ценности и будущее
человечества", где Николай Владимирович стал одним из
докладчиков. Наш корреспондент встретился с доктором и
узнал, какую опасность таят некоторые реабилитационные
центры для людей с зависимостями.
Мишень для наркодилеров
– Николай Владимирович, вы как
практикующий психиатр нарколог можете назвать наиболее
характерные черты современного наркопотребления в
России?
– В первую очередь сейчас быстро
совершенствуются как виды наркотиков, так и
маркетинговые ходы, направленные на рост их продаж среди
молодежи. Да-да, именно она, как известно, является
основной мишенью наркодилеров. Появляются все новые и
новые виды наркотического допинга, например, так
называемые дизайнерские наркотики. Эти вещества дешевле
и доступнее популярных ранее амфетаминов и "экстази", но
при этом обладают более мощным разрушительным эффектом.
Последствия – острые психозы, тяжелая интоксикация с
остановкой дыхания, смерть от асфиксии рвотными массами
после приема даже небольшого количества соли или спайса.
– Неудивительно, что близкие этих ребят,
родители, родственники готовы заплатить любые деньги,
чтобы вылечить их. Так куда же обращаются сегодня
желающие избавить своих родных от наркотической
зависимости?
– Если речь идет не о срочной
наркологической или психиатрической помощи, то это, как
правило, реабилитационные центры, которые представлены
практически в каждом российском регионе. Обычно они
бывают трех видов. Или это центры под эгидой Русской
православной церкви, или организованные нетрадиционными
для России религиозными организациями. Есть и работающие
по принципам, схожим с антинаркотической деятельностью
сицилийской мафии или аналогичных структур.
Цель – власть и деньги
– Зачем различные альтернативные
религиозные объединения организуют реабилитационные
центры?
– Как правило, для вербовки новых
адептов своего культа и материальной выгоды для своих
лидеров. Благих намерений там нет.
– То есть в таких центрах люди не
излечиваются от своей зависимости?
– В таких местах люди проходят серьезную
психологическую обработку с использованием известных
психотехник, в том числе массового гипноза, НЛП,
"очищая", вытесняя наркоманскую личность из сознания
человека. Но вот чем заполняется это "свято место"? Гуру
на общих собраниях вводят людей в измененное состояние
сознания, сопровождающееся выбросом большого количества
"гормонов счастья" – эндорфинов. Тем самым вместо
зависимости от приема наркотиков возникает новое
пристрастие – к получению больших доз эндорфинов.
Неудивительно, что бывший наркоман или алкоголик,
впавший в такую новую зависимость, добровольно отдает
свои деньги, имущество и всего себя, а то и своих
несовершеннолетних детей. Кстати, в таких центрах обычно
практикуется тяжелый физический труд "на благо общины"
без какой-либо оплаты. И если вы видите всем знакомое
объявление "Трезвые грузчики, телефон такой-то", то ноги
у него растут обычно из сектантского реабилитационного
центра.
– Как его опознать?
– Такие центры для наркозависимых
располагаются, как правило, в деревнях, в частных домах,
с плохой транспортной доступностью, откуда практически
невозможно убежать. Реабилитанты рано встают, скудно
питаются и много работают.
– В Ярославской области тоже есть такие?
– Да. Мне известно как минимум о трех.
Поэтому родственникам нужно очень внимательно изучать
подноготную реабилитационного центра, где они надеются
получить помощь для близкого человека.
– Что лежит в основе работы православных
реабилитационных центров?
– Она, как ни странно, строится на
принципах работы Макаренко, воспитавшего из
беспризорников и малолетних преступников времен
революции и гражданской войны академиков, ученых,
военачальников, писателей… А работали Антон Семенович и
его последователи, базируясь исключительно на
христианских принципах: честности, ответственности и
делании добра другим людям. Так действуют католические и
православные реабилитационные центры во всем мире, при
этом идеология и новый смысл жизни, которым наполняется
"стертая" наркоманская личность, – это традиционное
христианство. Кстати, у братьев-католиков дело
поставлено гораздо лучше, православным нужно многому у
них учиться в плане реабилитации.
***
Читайте также по теме:
***
В традиционных религиях идет работа на
снижение страстей, эмоционального фона, на
стрессоустойчивость, а в сектах и сектоподобных
структурах – на перезависимость, возбуждение иных
страстных моментов, постоянно на борьбу с кем-то или
чем-то и с обязательным наличием неких "костылей" для
своей "болезни". И в этом их ключевая разница.
– И все-таки если наркомания и
алкоголизм – это болезнь, то можно ли излечиться только
с помощью традиционной религии?
– Наркомания – это в первую очередь не
болезнь, а страсть. И далеко не единственная. А
православие имеет огромный, накопленный за много веков
опыт борьбы со страстями. Достаточно вспомнить труды
святителя Феофана Затворника с его обобщающей опыт целых
поколений святых отцов Церкви схемой работы по этому
направлению, которая, по сути, предвосхищает и на
порядок превосходит психотерапевтические модели
современных западных психологов.
Если человек не научится обуздывать
страсти, не будет жить в рамках определенной системы
ценностей, он от своей зависимой модели поведения не
избавится. Будь то наркотики или компьютерные игры,
алкоголь или поход по магазинам в поисках новых (на
самом деле и не очень нужных) вещей или регулярное
вхождение в измененное состояние сознания на
экзальтированных служениях различных сект.
– Николай Владимирович, а что вы можете
сказать о таких организациях, как, например, "Клуб
анонимных алкоголиков", "12 шагов" – без религиозной
подоплеки?
– Они действительно помогают избавиться
от зависимости. Но при этом вместо прежней страсти
человека к алкоголю или наркотикам "вкладывают" в него
новую страсть, превращая ее в главную цель и смысл жизни
реабилитанта – страсть к борьбе со своей болезнью. Люди
становятся буквально одержимыми этой новой страстью, она
превращается в идею фикс. Ради этого они готовы забывать
о своих бытовых, семейных проблемах. Без групп поддержки
они себя уже не мыслят. Есть специалисты, которые
работают над возвращением такого "больного группами"
человека в общество, на его полноценную социализацию.
Такая же опасность у псевдоправославных учений-движений,
где основной идеей становится борьба с "алкогольной
мафией" и "культурой пития", то есть по сути со всем
обществом. Но это тоже пагубный путь, поскольку смысл
жизни – не в борьбе, а в самой жизни во всех отношениях:
духовном, психическом и телесном, где не трезвость –
самоцель, а цельность и полнота личности, гражданина, а
значит, и всего государства в целом.
Яррегион - 21.10.2017.
|