Кто и зачем вербует паству из наркоманов.
Реабилитационные центры для наркозависимых -
давняя тема нашей газеты. До сих пор мы натыкались на
"концлагеря" бандитов и думали, что пытки и наручники -
самое страшное, что может ждать больных в этих заведениях.
Выяснилось, что все давно не так: сферу
наркореабилитации в последние годы подмяли под себя
"нетрадиционные для России религиозные конфессии,
финансируемые из-за рубежа" - так деликатно обозначила
проблему Федеральная служба по контролю за оборотом
наркотиков (ФСКН РФ). Люди неделикатные обычно называют эти
организации проще: "секты".
"Мама, я попал в натуральную голимую
секту..."
- Голод полнейший, - говорит 36-летний
Дмитрий Копаев.
- Тарелка воды с пакетиком макарон, два
куска хлеба, чай без сахара, соли когда выпросишь, когда
нет. Добавки не положено. Я ходил, листья жевал с деревьев,
корм для кроликов...
Житель подмосковного Королева - алкоголик.
Проходил срочную службу в Нахичевани Азербайджанской ССР и
угодил под жернова первого в Союзе этнического конфликта в
Нагорном Карабахе: был контужен, почти ослеп. Получил вторую
группу инвалидности по зрению, лежал в "дурке", стал пить...
Мать Дмитрия, выплакав все глаза и
испробовав все средства, в 2009-м году определила сына в
реабилитационный центр церкви "Исход" в селе Дарьевка
Неклиновского района Ростовской области...
Откуда через полтора месяца алкаш сбежал.
Шатаясь, он четыре часа пешком шел до
милиции, где, всхлипывая и вытирая незрячие глаза, дал на
видеокамеру вот эти показания.
Дмитрий Копаев:
- Матушке моей эти "исходовцы" присели на
уши: "Сына надо спасти, отправим в центр на Азовском
море..." Я спорить не стал: взял плавки, полотенце...
Привезли: моря нет, есть одноэтажный домик,
а в нем 28 "братьев и сестер" (то есть реабилитантов
мужеского и женского пола. - Ред.), нары в два этажа, часть
людей на матрасах спит в проходах... И круглосуточная
молитва, аллилуйя, Господь Бог.
Не как по-нашему, православному: ни свеч, ни
икон... Говоришь, что не хочешь молиться - заставляют, давят
на мозги так, что голова лопается.
Из нормального здравомыслящего человека я за
эти 45 дней превратился... У меня с головой стало плохо, я
похудел килограмм на 15! Я объяснял, что прохожу осенью и
весной курс лечения по глазам в Подмосковье, что мне надо
уехать, - они: "Уже идет работа над тобой, ты уже исцелен
ранами Иисуса". Я каждый божий день им всем: "Верните
документы, 21-й век на дворе, какое вы имеете право
удерживать?!" Они: "Дорога тебе одна, в мир тебе не
вернуться..."
![Богослужения протестантов, которые православные называют беснованиями](../../images/sects/neo50/ishod-01.jpg)
Богослужения протестантов, которые православные называют беснованиями:
1. Прыгают под музыку, хлопают в ладоши, славят Бога: "Аллилуйя!"
2. Падают, корчатся, рыдают, сраженные Святым Духом.
3. Полный экстаз.
Съемка сделана в 2006 году в Новосибирске.
Людей там сгибают капитально. Даже по нужде
когда идешь, с тобой "укрепившийся" "брат" или "сестра"
(реабилитант, лояльный к правилам центра. - Ред.). По
воскресеньям вывозят в церковь в Таганрог - они арендуют ДК
"Прибой", - тоже все время под надзором.
В центре многие не по своей воле, но, кто
безвылазно по полгода, от безвыходности начинают верить, а
может, у них просто крышу сносит, и тогда пасторы приезжают,
забирают этих уверовавших в библейскую школу или на пастора
учиться - то есть от мира тех, кто попал в "Исход",
ограждают полностью.
Один раз звонила мама: "Дима, как море?" Я:
"Мама, какое море, меня засунули в натуральную голимую
секту, изо дня в день талдычат, и у меня уже не хватает
нервов", - бац, - тут они связь разъединили.
Я стал письмо писать печатными буквами, что
у меня плохо со здоровьем, что надо принимать меры, -
старший центра при мне его порвал: "Какое, - говорит, -
здоровье, если ты уже благословенный исцеленный человек..."
Первый раз я убежал - вернули, напоили чаем,
успокоили, и четыре-пять человек стали меня промаливать
"иными языками" (члены сей церкви в минуты экстаза начинают
издавать абракадабру вроде "Таламатосотоло" и утверждают,
что это на них сошел Святой Дух. - Ред.). До такой степени
они меня довели, что у меня уже слезы текли... Не знал, что
делать... Я старался, чтобы меня отправляли на работу, чтобы
не слышать этот бред! Второй раз убежал, они сказали: "Тебя
что, на цепь посадить?"
Кстати, на работу кого вывозят, например
грузить цемент, то денег им не платят. И еще кормят
тухлятиной: люди травятся - и понос, и глистня...
В ночь на 4 сентября мне удалось выбраться;
пытаюсь бежать, а ноги не слушаются: ослаб, ветром качает.
Остановил машину: "Помогите, я попал в такую-то секту!" -
люди в ответ: "Мы не хотим с ними связываться". Слава Богу,
что я сумел дойти до милиции...
Дмитрий повторяет это "Слава Богу" несколько
раз и достает из-под рубашки нательный крестик:
- Отдельно хочу пояснить, что крестик свой я
никогда не снимал, хотя они кричали: "Сними, ты поклоняешься
сатане, это идолопоклонство!" Я им отвечал: веру вашу
протестантскую не приму никогда...
Мы приводим этот страшный монолог без
комментариев. Потому что мы не имеем права их давать.
![Тот самый центр "Исход", из которого сбежал алкоголик Дмитрий Копаев](../../images/sects/neo50/ishod-02.jpg)
Тот самый центр "Исход",
из которого сбежал алкоголик Дмитрий Копаев
Милиция и прокуратура Ростова чутко
отнеслись к заявлению бедного больного человека: не вернули
его в центр, а, наоборот, вызвали эксперта из местного
религиоведческого центра (по совместительству представителя
Русской Православной Церкви) и вместе с ним провели в
Дарьевке проверку. И даже вызволили оттуда еще одного
алкоголика и одного наркомана (оба полностью подтвердили
слова первого беглеца) - но уголовное дело о незаконном
лишении свободы и незаконной предпринимательской
деятельности (центр не был зарегистрирован) все-таки не
возбудили.
Дело в том, что в Ростов примчались мамочки
"взбунтовавшихся" реабилитантов, и главный свидетель Копаев
забрал свое заявление. История совершенно стандартная:
именно по этой схеме разваливается большинство уголовных дел
против реабилитационных центров: наркоман - существо
подневольное, зависимое от родителей. А они вырвут глотку
каждому, кто тронет центр, ведь центр дает надежду на
исцеление...
При подготовке этого материала я дозвонилась
матери Дмитрия Копаева Татьяне Васильевне. Рыдая, женщина
кричала на меня:
- Не смейте писать, он все сказал неправду!
Я молюсь за него! У вас есть дети? А он в запое, ногу
сломал, и мне все равно, что они протестанты...
Да, кстати, руководители церкви "Исход"
заявили, что у них в Дарьевке и нет никакого центра. Там
просто религиозная община, не требующая регистрации. Люди со
всей России и Украины съезжаются туда... чтобы изучать
Библию.
***
Читайте также по теме:
***
Центры типа "аллилуйя"
О наркоцентрах от пасторов я впервые
услышала в Перми, когда год назад писала об очередном
реабилитационном центре "по понятиям". В числе прочих брала
интервью у несчастного отца, который был уверен: его сына
заправляющие центром бандиты забили до смерти, убили.
Мужчина со страдальческой складкой между
бровей показывал мне альбом с фотографиями: на одной его
Вова радостно смеялся в окружении других молодых людей, все
были одеты в одинаковые синие футболки. Отец постарался
поскорее перелистнуть страницу, я в нее вцепилась:
- Это где он?
- Да это у нас на озере таком-то
(географическое название указывать не стану. - Авт.)
сектанты: мир там, любовь, Христос...
При упоминании имени Спасителя каждый
верующий испытывает благоговение. Я тоже. Именно эта
благородная эмоция, по-видимому, и выключила мне мозги,
потому что я немедленно спросила у отца погибшего ребенка:
- И как, помогло?
Несчастный даже сморщился:
- Куда там, я же говорю, умер Вова... Пока
там, на озере, был, полгода не кололся, о Боге говорил - а
потом по новой...
Это, кстати, к вопросу о результативности
центров типа "Аллилуйя", как их метко прозвали родители
наркозависимых.
Что еще известно?
Центры эти существуют уже лет десять. В поле
зрения властей попадают редко: в центрах от религии, как
правило, не держат в наручниках, не бьют...
![](../../images/sects/neo50/ishod-03.jpg)
Дмитрий Копаев
показывает православный крест: "Я
говорил этим сектантам: веру вашу протестантскую не приму
никогда..."
Но что потрясает - это цифры. В России
создано и действует порядка 350 наркореабилитационных
центров нетрадиционных для нашей страны религиозных или
околорелигиозных конфессий. 320 из них принадлежит
протестантам (в том числе "Исходу"), несколько десятков
"Наркононов" работает у саентологов, есть единичные сведения
о наркореабилитации у "Свидетелей Иеговы" и в организациях
неоиндуистского толка.
Это - по данным самих этих конфессий.
А теперь - официальная статистика ФСКН:
государственных учреждений данного профиля в стране всего
26!
То есть в России сложная, априори связанная
с криминалом тема наркореабилитации буквально отдана на
откуп...
Мне могут возразить, что реабилитационные
центры есть и у традиционных конфессий: у РПЦ их, по
заявлению члена Общественного совета при ФСКН РФ игумена
Анатолия Берестова, уже около ста...
К сожалению, в том-то и дело, что и
православные, и мусульмане спешно начали создавать свои
центры уже после того, как вчистую проиграли эту сферу
монополистам - протестантам. Вот, к примеру, Тюмень:
православный центр там один, реабилитацию в нем проходят
четыре человека. А протестантских центров - десять, и только
в одном из них сорок "пациентов".
Что творится за закрытыми дверями "лагерей"
от религии?
И кто вообще такие эти "монополисты"?
От Святого Духа голова под утро не болит
- А! А! А! - оргазмически кричит женщина.
Пастор расхаживает по сцене с довольным
видом:
- Ой-ой-ой, что у нас здесь происходит...
Невменяемые люди меленько прыгают,
быстренько помахивая ручонками, согнутыми, точно крылья
дохлого куренка. Смотреть на них страшно и противно, больше
того: конвульсии длиною в час (именно столько длится пленка)
это шок.
Но пастор в счастье:
- Ай-ай-ай... Ой-ой-ой... Это Дух Святой!!!
- Это "неопятидесятники" или, как их еще
называют, "харизматики", - отворачиваясь от экрана, говорит
профессор богословия Александр Дворкин. - Самая крупная
российская "секта" или даже скорее сектоподобное движение,
пришедшее к нам с Запада: сотни мелких организаций, до
трехсот тысяч членов. Сами они зовут себя "христиане веры
евангельской", "пятидесятники", "протестанты", хотя это
неверно, и настоящие протестанты, лютеране, очень обижаются.
Суть: люди на молитве впадают в экстатическое состояние, в
индуцированный массовый психоз - еще помощнее, чем был на
сеансах Кашпировского. И именно эти переживания объявляются
главным религиозным опытом.
Движение очень активное: участвует в
политической жизни, работает с заключенными и
наркозависимыми. Занимается вербовкой новых членов под видом
благотворительности...
Кадры
пятидесятнического
беснования:
На экране между тем начинает ходить
журналист JC TV ("Джизус Крайст ТВ", телевидение
Иисуса Христа) и тыкать трясущимся-визжащим микрофон:
- Вы сегодня не пили? А вчера? Дорогие
зрители, они не употребляли наркотики и не пили, им ТАК
хорошо потому, что в них вошел Дух Святой!
Интервьюируемые заходятся, в подтверждение
кричат:
- Хо... хо... ХОРОШО-О-О!!!
Пастор выбрасывает перед камерой большой
палец:
- Дух Святой - это класс!
Журналист - зрителям, доверительно:
- Главное, что похмелья нет, и голова по
утрам не болит...
Есть маленький подвох: пленка, которую
демонстрирует нам религиовед, снята в 90-х на Украине, и
нынешние пятидесятники зовут ее "древней" и "замшелой":
были, мол, отдельные перегибы, "поднявшаяся пена", но теперь
на богослужениях все не так. Нет судорожных корчей (на языке
верующих "молитва мук рождения"), нет длительного
бессмысленного смеха ("Торонтское благословение")...
![По мановению руки пастора люди на богослужениях падают в обморок](../../images/sects/neo50/ishod-04.jpg)
По мановению руки
пастора люди на богослужениях падают в обморок
Сразу скажем: мы просмотрели записи и
современных служб. Люди также прыгают, раскачиваются, падают
на пол... Сильной разницы мы не заметили (вы тоже можете
убедиться в этом, посмотрев видео на нашем сайте).
Ну и кого же считать сектой?
Хорошо профессору Дворкину!
Он - президент Центра религиоведческих
исследований, созданного по благословению Святейшего
Патриарха Алексия II, заведующий кафедрой Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета, входящего в
систему православного образования, да еще алтарник одного из
московских храмов.
Организации, которые ученый называет
"сектами", проиграв ряд процессов, с ним почти уже не
связываются: просто говорят, что Дворкин сам неофит и
мракобес, а вообще все это, мол, межконфессиональные дрязги:
Русская Православная Церковь недовольна, что на ее исконной
территории проповедуют пришлые миссионеры, и в этом вся
подоплека конфликта.
А вот стоит светской газете повторить мнение
религиоведа о каком-то культе, журналиста тут же с воем
волокут в суд: "Вы оскорбили тысячи верующих, мы
зарегистрированная по закону религиозная организация!" - да
еще напомнят о свободе совести.
С другой стороны, что делать-то, если
законного критерия, как определить, "секта" перед тобой или
не "секта", просто нет?
Государство, которое вроде бы обязано быть
судьей в этом споре, издав пресловутый закон о свободе
совести, по факту разрешило создавать даже культы Чебурашки!
И люди создают... В Москве, к примеру, действует секта
народной целительницы Надежды Антоненко, которая учит, что
православный человек в целях излечения от всех недуг должен
ежедневно ставить себе клизму с "заряженной" водой, после
чего испражняться золотыми рыбками...
Что я пытаюсь объяснить?
Понятие "секта" по факту субъективное: то,
что для одного "секта", для другого - религия. Поэтому мы
везде берем это слово в кавычки и употребляем только в
значении "по мнению религиоведа Дворкина".
Полностью игнорировать мнение религиоведов
нельзя: слишком много раз они оказывались правы. Например,
поначалу только Дворкин называл "Свидетелей Иеговы"
экстремистской организацией, а теперь это подтвердили суды
трех субъектов Федерации.
"Начал работу после получения пророческого
слова от Господа"
Наверное, пора рассказать о случае, который
натолкнул нас на это расследование.
Тем более что он почти анекдотический.
В один прекрасный день в Общественном совете
при ФСКН РФ выступали руководители реабилитационного центра
"Новая жизнь", что в Кингисеппе Ленинградской области.
- Наша уникальная методика... 60 процентов
излечения... 320 тонн моркови, которую вырастили
наркозависимые...
Главный редактор нашей газеты, член
Общественного совета при ФСКН, весьма впечатлился и подошел
к товарищам с предложением написать о них. Те согласились
охотно!
А дальше началось невероятное.
Три месяца я тщилась пробиться в Кингисепп.
Три месяца шли переговоры с пересылкой факсов ("А что именно
вы хотите о нас написать?"). Все попытки приехать
разбивались о пресс-секретаря организации: "Нет, вы
перезвоните в начале недели, а уж потом, в конце
следующей..."
Что нужно готовить к визиту журналиста целых
две недели? Прямо теряюсь.
Апофеоз случился в Санкт-Петербурге на
вокзале, куда я все же добралась и где встретившие меня
сотрудники "Новой жизни" с ходу заявили, что их центр НЕ
религиозный, сотрудничает со всеми конфессиями, а если я
собираюсь затрагивать в публикации религиозные вопросы, то я
"ангажированный, проданный журналист", которого "Новая
жизнь" заносит в "черный список".
Мои слабые попытки воззвать к разуму: "У вас
же на сайте написано, что центр "Новая жизнь" и лично
директор Сергей Матевосян осуществляют деятельность по
святейшему благословению епископа Ряховского (глава
конфессии, член Общественной палаты. - Ред.), находятся под
духовным окормлением Российского объединенного Союза
христиан веры евангельской", - вызывали агрессию: "Нет на
сайте ничего подобного".
Я (в изумлении): "Но СМИ широко печатали
высказывание Матевосяна, что он начал работу с
наркозависимыми в одной из протестантских церквей после
получения пророческого слова от Господа".
Они: "В первый раз слышим..."
В общем, поговорили. В центр меня, как вы
догадались, не пустили.
История не столько странная, сколько
идиотская, ведь конфессиональная принадлежность "Новой
жизни" доказывается на раз-два: достаточно знать, что это -
само по себе название протестантской церкви в Екатеринбурге,
Тамбове, Челябинске и других городах. Или просто
ознакомиться с воспоминаниями наркоманов о том, как к ним
приходили волонтеры "Новой жизни" и с порога заявляли:
"Друг, Иисус любит тебя!", как в центре реабилитанты орали
песни со словами "Аллилуйя!", как Матевосян говорил каждому:
"Бог начал работу над тобой"...
Фото из материалов прокурорской проверки
центра "Исход" и из архива Новосибирского отделения Центра
религиоведческих исследований.
А в это время
Руководителям "Дельфина" дали по три года
колонии-поселения
Весной прошлого года мы написали о скандале
в реабилитационном центре "Дельфин" в Краснокамске Пермской
области: тогда в милицию прибежал пациент и сказал:
"Спасите, людей там бьют и пытают!"
Здание спецназ брал штурмом. Оперативники
нашли наручники, электрошокеры, биты и кучу фотографий:
наркоманы в костюмах клоунов, прикованные наручниками к
столбу, в короне с надписью "вор"... 17 человек написали
заявление, что их удерживали насильно.
Обвинение по статье "незаконное лишение
свободы" предъявили президенту фонда "Пермь - город без
наркотиков" Александру Шеромову и его помощнику Денису
Пантюхину, и вот недавно состоялся суд. Шеромов получил 3
года 2 месяца лишения свободы в колонии-поселении, Пантюхин
- три года.
Центр пока работает, но есть вероятность,
что в ближайшее время самораспустится.
Вероника Рангулова
Комсомольская правда ("КП" - Пермь") - 29.06.2010.
***
Часть вторая
В России действуют 320 реабилитационных
центров для наркозависимых, открытых
протестантами-пятидесятниками. Осенью прошлого года из
подобного заведения церкви "Исход" в Таганроге бежит
реабилитант: он рассказывает, что людей там держат как
рабов, их морят голодом и заставляют принимать иную веру.
Православные религиоведы не удивлены: эту конфессию они
всегда считали "сектой". Попытка корреспондента "КП"
проникнуть в центр в Кингисеппе натыкается на истерику его
руководителей.
"Встретил сатану и говорю ему..."
Тюменская область. Пять гектаров поля,
засаженных картошкой, и симпатичные домики с синими крышами.
Директор реабилитационного центра "Соль
Земли" Андрей Барашков, закусив травинку, рассказывает
историю своей жизни:
- В училище поступил: с одной стороны от
корпуса палатка с пивом, с другой - анашу продают. Вот с
этого и началось... Потом таблетки, маковую грязь варили,
потом героин. Колоться считалось еще и престижно: не всем
доступно. Мы, пацаны конкретные были, подворовывали, с
понятиями жили... Первые пять лет наркоты у меня еще девушка
была, надежды какие-то. Семь - две попытки суицида, поиски
всевозможных клиник... В принципе каждый наркоман понимает:
так жить нельзя. Запаривает каждый день искать, я мечтал
поставить палатку в Чуйской долине... И при этом каждые три
месяца ложился в больницу.
Врачиха однажды меня спросила: "Андрей, что
ты мучаешься? Выбери себе оптимальную дозу и доколись". Я
ей: "Вообще-то... детей хочется". До сих пор помню ее глаза:
"Андрей, ты взрослый человек. С таким сроком на игле не
живут. Какие дети?"
К счастью, то, что невозможно человеку,
возможно Богу. Десять лет я кололся, потом одиннадцать лет
назад прошел реабилитацию в этом самом центре. У меня четыре
дочки.
Облака лениво плывут над высаженными на
территории сосенками. Каждое деревце символизирует спасенную
жизнь.
Центр начинался с одного
дачного домика пять на пять метров, приобрела его для
больных протестантская церковь "Свет миру" - реабилитанты
готовили на костре и работали по двенадцать часов в сутки:
строили корпуса, потому что тогдашний директор сказал: "К
нам стоит очередь, еще двадцать человек. Если будем работать
медленно, они могут умереть".
![](../../images/sects/neo50/neo50-18.jpg)
Теперь здесь баня, лесопилка, мужской и
женский бараки, маленькая свиноферма, теплицы и вафельные
тортики на обед. Что заставляет нынешнее руководство - тех
самых первых реабилитантов - скучать по экстремальным
обстоятельствам.
- Эй, Диман, помнишь, ты тут с
располосованным брюхом стоял? - подначивает Барашков
богатыря Диму.
Мне объясняют:
- Он пузо под кайфом себе вспорол, отец
сразу из реанимации его сюда отправил. И вот очнулся Дима,
кругом лес. Он головой вертит: "Батя, гад... Куда засунул...
Ой, вертолетик летит: зацепиться бы за лесенку..."
Парень хотел уйти, подвязав
послеоперационные швы полотенцем, но товарищи спрятали его
обувь: испугались, что не дойдет. До города сорок
километров, а транспорт решившему прервать реабилитацию
наркоману никто выделять не станет...
Теперь этот молодец - руководитель филиала в
Кургане. Здоровый и румяный, он вспоминает, как однажды, на
реабилитации, шел по центру, нес парашу и встретил Сатану.
- И он мне главное: "Ну, ты черт!" А я ему:
"Сам черт!" - и пошел.
Все хохочут... но это не шутка. Хотите,
называйте встречу галлюцинацией отравленного наркотиками
мозга, но в здешних условиях это реальность.
Из чтения в центре только Библия, утром и
вечером - собрания, на которых кто-то из старших вольно
излагает притчи из Книги книг, щедро сдабривая их историями
из своей наркоманской жизни:
- Вот били меня в милиции - так же и Израиль
был поруган и унижен, когда были разрушены стены
иерусалимские. Но Израиль отстроил стены, и мы должны
восстанавливать свою жизнь, свое достоинство...
"Будущее в твоих руках", - написано над
дверью лесопилки...
Воцерковление обязательно: протестанты
считают, что наркомания - демоническая зависимость (все
прочие конфессии здесь с ними согласны), за человека борются
дьявол и Господь. Надо поверить в то, что существует Тот,
кто создал тебя, - и тогда Он сможет вылечить тебя от
наркотиков...
И не только.
![](../../images/sects/neo50/neo50-17.jpg)
Реабилитационный центр "Соль Земли". В руках
у 15-летнего реабилитанта - Библия
Абсолютно в каждом протестантском центре вам
покажут реабилитанта, у которого был гепатит В и С, рак или
ВИЧ - а потом врачи не обнаружили этих болезней. В "Соли
Земли" это местный бомж дядя Толя: 28 лет на зоне,
инвалидность по туберкулезу, раз в год - обязательный
санаторий. То есть это центр помог старому бездомному зеку
оформить эти льготы. И вот поехал однажды дядя Толя на
переаттестацию, а легкие у него - как у младенца. Вернулся,
идет по центру и ругается: "Ну на фига же Бог меня исцелил?!
Ни пенсии теперь, ни санатория..."
Многое здесь, в Тюмени, как в ростовском
"Исходе", с рассказа о котором мы начали свое повествование
(см. выше). Без "старшего", то есть укрепившегося в вере, реабилитанта
"младший", то есть новичок, не может пойти даже в туалет.
Всех зовут "братья" и "сестры". "Это же монастырь!" - сказал
мне Рашид, как-то угодивший на реабилитацию к христианам и
выдержавший здесь всего три месяца. Правда, колоться
перестал и начал ходить в мечеть...
Единственное, но очень веское отличие от
"Исхода": реабилитант может уйти отсюда в любой момент,
достаточно предупредить руководство за неделю.
И люди уходят: 90 процентов наркоманов
сбегают от христианской "монастырской" жизни в первые две
недели.
Может быть, еще поэтому Андрей Барашков
категорически не берет платы с родителей: центр живет на
спонсорскую помощь (тюменские предприниматели когда хлеба
отгрузят, когда - стройматериалов) и на прибыль от
собственных бизнес-проектов. Команда бывших реабилитантов
центра поделена на две половины: одна сидит с наркоманами в
деревне, другая зарабатывает деньги: утилизирует картон,
кормит людей в столовой в Тюмени...
И при этом, что было для меня самым
удивительным, все эти люди волонтеры. В "Соли Земли" никто
не получает денег.
- Это, в общем, довольно трудно:
зарабатывать коммерцией и, пропуская деньги мимо себя, все
отдавать в центр, - признает Барашков. - Для этого нужен
стержень. Меня один друг донимал: "В чем замутка? Не может
такого быть! Расскажи, какая схема?" Я терпел, терпел.
"Ладно, - говорю, - есть замутка. Схема такая:
зарабатываешь, все до копейки отдаешь в центр, а потом идешь
к Богу на небо - и он воздает тебе в сто раз". Друг аж
плюнул от разочарования: "Тьфу, ексь..." А для меня награда,
что вон Танюха три года не колется (секретарша Таня смущенно
улыбается. - Авт.), а до этого с четырехлетним сыном Вовкой
жила по подъездам. Я когда их забирал, мальчика спросил:
"Что тебе купить?" Он: "Хлеба". Или свадьбы наши, когда
стоят они перед пастором - в белом платье, черном костюме. И
родители, плачущие от счастья, которые раньше готовы были
УБИТЬ этих наркоманов...
В центре сыграно уже пятьдесят четыре
свадьбы.
Зависимость от пастора
Некоторым читателям картина, которую я
нарисовала, возможно, покажется слишком сладкой. Уверяю, я
обошла УВД, ФСБ, службу по контролю за оборотом наркотиков,
медиков, районные власти и даже православных из такого же
реабилитационного центра в поле за перелеском: никто не
сказал о "Соли Земли" дурного слова.
Центр идеальный, обласканный областной
властью: губернатор Владимир Якушев лично распорядился
провести сюда газ, свет и асфальтовую дорогу (всего было
потрачено 33 миллиона бюджетных рублей). "Соль Земли" берет
гранты на проведение профилактических мероприятий в рамках
городской антинаркотической пропаганды...
Единственный вопрос, который мучил и царапал
меня всю командировку: почему в этом и подобных ему центрах
работают волонтеры? Зачем? Что за жизнь религиозной
коммуной? Почему просто не платить деньги?
- А как же прокладки покупать? - приставала
я к сотрудницам. - А стиральный порошок? А игрушки для
детей?
Оказалось, все закупает центр, а стирают
вообще централизованно, в прачечной. А одежду волонтеру чаще
всего дарят мама с папой. Это при том, что он уже женился и
нарожал детей...
И наконец до меня дошло: ВЕДЬ все сотрудники
центра - бывшие пациенты. Фактически они так и не выходят в
мир, а остаются в безопасном, свободном от наркотиков
протестантском мирке...
- Сны приходят, - разводит руками Андрей
Барашков. - То берешь что-нибудь, то варишь. Просыпаешься в
ужасе: ТАК снова этого хочется и ТАК страшно второй раз
рухнуть в ад! Ведь наркотики - это ад... Я НЕ ХОЧУ второй
раз проходить реабилитацию, мне первая тяжело далась. Вот и
вся логика: пусть лучше человек просыпается здесь, в центре,
где особо никуда не ломанешься...
Прибитые они наркотиком так, что только
единицы могут вернуться к действительно нормальной жизни, с
работой и зарплатой. Калечные лечат калечных...
Здесь - слабая точка, в которую со всей силы
бьет протестантов православная церковь.
У православных, и это многократно заявлял с
высоких трибун доктор медицинских наук игумен Анатолий
Берестов, излечившимся считается только наркоман, полностью
социально адаптированный, и, стало быть, излечения в
протестантских центрах нет вовсе.
Некоторые "сектоведы" вообще считают, что,
избавляясь от наркотической зависимости, пациент
протестантского центра приобретает другую: зависимость от
"секты", от "молитвенного состояния", в которое во время
службы повергает паству пастор. В ходу термины
"перезависимость" и "сектозависимость".
Протоиерей Александр Новопашин, председатель
Новосибирского отделения Центра религиоведческих
исследований:
- Еще в 1952 году ученый Хэмфри Осмонд
заметил, что сильнейший галлюциноген мескалин схож с
адреналином, который выбрасывается в кровь при любом
стрессе. Экстаз, в который впадает адепт, это и есть стресс,
человек хочет переживать его снова и снова. Потому
единственный выход для "излечившихся" реабилитантов -
остаться при "секте", уйти в служение.
Протестанты на такие обвинения обычно
отвечают на своих порталах в смысле: "Так что? Лучше
умереть, но православным?" - мол, РПЦ и сама ничего не
делает, и другим мешает, боится здоровой протестантской
конкуренции, потому что не может предложить людям ничего,
кроме пузатых попов и закосневших догм.
Копья на этом фронте ломаются нешуточные,
градус конфликта вулканический! Насколько ситуация
обострена, можно понять, вспомнив истерику руководителей
"Новой жизни" по поводу моего визита...
Да, момент конфессиональной конкуренции в
том, как православная церковь воспринимает протестантов,
есть. Любая религия радуется своей экспансии и
сопротивляется чужой.
Протестанты в России, занимаясь
наркореабилитацией, и продвигают свою веру, и получают
коммерческий эффект: есть небесплатные центры, да и
сельхозпродукция, которую выращивают реабилитанты, чего-то
стоит. Вон у "Новой жизни" в Кингисеппе собственная
рыболовецкая флотилия на Финском заливе, собственный цех по
производству тротуарной плитки и самая крупная на
северо-западе страны кролиководческая ферма. И при всем при
этом протестантские центры еще и получают имидж социально
ориентированных организаций! Тут недалеко и до коридоров
власти. Четыре человека от "Новой жизни", к примеру, осенью
уже избраны в Кингисеппе депутатами (один на уровне района,
трое на уровне поселения).
Глава российских протестантов епископ Сергей
Ряховский, которому я изложила в Москве все эти опасения и
рассказала про теорию "перезависимости", немедленно вызвал в
кабинет пышущую здоровьем красавицу:
- Вот Лена, она семь лет назад лежала в
реабилитационном центре здесь, в Москве, при нашей церкви,
семь лет до этого кололась, теперь родила двоих детей, поет
в церкви в группе прославления. Это как считается - она
ушла в служение? Она "перезависима"? Но - от чего? От Бога?
Ведь православные тоже поют в хоре, так в чем же разница?
![](../../images/sects/neo50/neo50-19.jpg)
Рекламные материалы, которые распространяют
в Тюмени протестанты. Конкретно эта церковь называется "Свет
миру", но вообще в области действуют порядка десяти
организаций, где лечат общением с Богом.
Некрасивая истерика
Мы пришли к разговору, которого, если
честно, я надеялась избежать.
Не дело журналиста решать, справедливо ли
православные называют протестантов "сектой". Это дело ФСБ,
отделов по борьбе с экстремизмом МВД, психиатров и прочих
специально обученных людей.
Но делать нечего.
Итак, какое первое доказательство у
"сектоведов"?
Странные, богомерзкие, на взгляд
православного человека, службы, где, образно говоря, кто
плачет, а кто скачет.
Епископ Ряховский моментально парирует:
- Вы были во время службы в мечети? Вы и не
сможете туда войти. Почему? А из-за запаха мужских носков.
Никогда не меряйте своей мерой...
Действительно, первое доказательство
неудачное: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Между прочим, есть еще и атеисты, которым, наверное, любое
богослужение кажется диким.
Второй аргумент "сектоведов" олицетворяет
шведский психиатр Пэр Свартлинг, который постоянно участвует
в их международных конференциях с докладами о том, что
психическое состояние людей, пришедших в
"неопятидесятническую" "секту", резко ухудшается: 90
процентов в течение двух лет начинают испытывать приступы
паники, 77 процентов боятся потерять разум, 63 процента в
итоге приобретают психические заболевания. Он, Свартлинг,
установил это, наблюдая группу верующих от их прихода в
церковь и до палаты в "дурке", куда попала половина (!)
группы.
Серьезная заявка.
Наш собкор в Швеции Наталья Грачева
встретилась в Стокгольме с соратником и супругой господина
Свартлинга Гутрун Свартлинг и подтвердила: такое
исследование действительно было проведено и в 1991 году
опубликовано в авторитетнейшем медицинском издании этой
страны. Оно в свое время наделало много шума.
Правда, есть несколько но: во-первых,
супруги Свартлинг наблюдали группу членов только одной
церкви - "Слово жизни", так что на все остальные общины
(которых сотни) распространять выводы не совсем корректно.
Во-вторых, группа та состояла всего из сорока трех человек.
Ну и главное, с 1991 года много воды утекло, и даже госпожа
Свартлинг признала в интервью "КП", что "в этих организациях
что-то могло измениться"...
Тогда - третий аргумент.
По давно известному определению, "секта" -
это разновидность организованной преступности. В
организациях, контролирующих психическое состояние своих
членов, всегда убийства, изнасилования, мошенничества...
Примечание МС. Автор тут искажает, да,
прямо, скажем, лжет. Нет такого известного определения, что
секта - "это разновидность организованной преступности".
Секта – термин "богословский", а не юридический. Да, есть
секты, которые вовлекают своих адептов в преступные
действия, но это не значит, что с точки зрения УК – все
секты это ОПГ.
И вот тут... Факты, кажется, "против"
протестантских центров.
Новосибирск: в данный момент слушается
уголовное дело о незаконном лишении свободы двух человек в
реабилитационном центре "Новосибирск против наркотиков",
строившем свою работу на пропаганде протестантских взглядов.
Пермь: возбуждено уголовное дело в отношении
руководителей центра "Новое поколение" (церковь "Новое
поколение") - девять потерпевших. Реабилитантов избивали,
держали в наручниках в неотапливаемом помещении, заставляли
учить молитвы; за невыученный стих наказывали... Один
парень, не выдержав издевательств, полоснул себя по шее
бритвой, девушка пыталась спуститься из окна по простыням,
упала и повредила ногу; кто-то смог сбежать и дошел до
милиции.
Тюмень: по некоторым данным, у
правоохранительных органов есть вопросы к реабилитационным
центрам "Преображение России" (распространены по всей
России, долгое время действовали как протестантские).
Ростов: попытка возбуждения уголовного дела
против центра церкви "Исход", с которой мы начали свое
расследование...
Кстати, мне показалась очень странной
реакция руководства Российского объединенного союза христиан
веры евангельской на эту историю: ведь Ряховский жаловался
на милиционеров даже Генпрокурору Чайке.
Казалось бы, если у тебя все в порядке и ты
уверен в абсурдности обвинения - почему не дать органам
спокойно провести проверку? Епископ негодовал, что
милиционеры пытались получить списки верующих церкви "Исход"
- но разве это как-то нарушает права верующих граждан? Я вот
не стыжусь никому сказать, что я православная. А протестанты
почему скрываются?
Ведь реабилитант обвинял руководителей
центра в том, что они насильно навязывали людям, оказавшимся
у них в рабстве, свою религию, то есть нарушали
гарантированное Конституцией право на свободу совести. Это
очень серьезное обвинение...
Нет, я, кажется, действительно хочу, чтобы в
этом компоте разобралась ФСБ.
Нужна политическая воля
ФСКН, между прочим, уже делает это: сейчас в
России составляется реестр всех реабилитационных центров:
выясняются правила их работы, этот вопрос будет поставлен на
очередном заседании Государственного антинаркотического
комитета.
По итогам будут выработаны единые правила
работы, и беззакония в этой сфере, надо надеяться, станет
меньше.
В последние годы ситуация с "сектами"
сдвинулась с мертвой точки: долгие годы против этих
организаций выступала только горстка православных
"сектоведов", и вдруг в последние два года после создания
отделов по борьбе с экстремизмом МВД государственная система
заработала. Запрещают "Свидетелей Иеговы", активно
выдавливают с территории России сайентологов, возбуждают
уголовные дела против "Наркононов" (подразделения этой
организации для лечения от наркотиков)... Эксперты говорят,
все это связано с окончанием срока негласных социальных
договоренностей между Россией и США (ведь большинство
"сект", пришедших к нам в лихие 90-е, - импорт из этой
страны) и с тем, что Россия в экономическом плане встала с
колен: почти никому не должна по кредитам...
Наркозависимость - гигантская проблема
нашего общества, число больных чудовищно: от двух до десяти
миллионов.
И этим больным в общем-то все равно, кто их
спасет...
Когда я была в "Соли Земли", то спросила
маму одного из волонтеров:
- Вас не смущает, что ваш сын стал
протестантом, то есть, по мнению православных, попал в
"секту"?
- Нет, - улыбнулась она, глядя мне в глаза.
- Ведь он остался жив и родил мне двоих внуков. А вот когда
я думаю, что их всех могло не быть...
И тогда женщина заплакала.
Кстати
Внук Маршака тоже предлагает кайф без
героина. Получение кайфа не от наркотика, а от
религиозных практик - не эксклюзив. Клиника доктора Маршака,
чью рекламу часто крутили по телевизору, по свидетельству
религиоведа Александра Дворкина, есть российский филиал
западной псевдоиндуистской "секты" Three HO (Три Эйч Оу) и
по-другому называется "Центр Кундала". Внук известного
детского поэта Яков Маршак (инициированное имя гуру Джеван
Сингх Хальса) якобы прямым текстом говорил своим пациентам:
"Приходите ко мне, я научу вас, как получать кайф без
героина".
Адепты сидят кружком, повторяют мантры,
выполняют медитационные упражнения, и при достижении
состояния альтернативного сознания в их мозгу происходит
выброс эндорфина - естественного гормона радости.
К сожалению или к счастью, медитация - это
определенный труд: достать шприц и уколоться легче. Поэтому,
по свидетельству очевидцев, иной раз вся группа, прошедшая
курс реабилитации у Маршака, отправляется за новой дозой.
А в это время
В Ставрополе появились наркотические шампуни
и соли для ванн. Когда в стране запретили курительные смеси,
скептики заметили: недолго торговцы дурманом будут без
работы. Как в воду глядели. Новые синтетические вещества
психотропного действия обнаружили на днях в солях для ванн и
шампуне, которые продают в Ставрополе. Кстати, в тех же
ларьках, где раньше торговали "Спайсом". Новый наркотик
выявила экспертиза, и он с куда более тяжелыми для организма
последствиями, чем курительная смесь (через кожу всасывается
80% вещества - риск поражения мозга необычайно высок).
Изъять эти шампуни и соли не так-то просто - нужно, чтобы
найденный в них наркотик был включен в список запрещенных,
опасных для жизни. Он пока там не значится.
- Поэтому торговля будет идти, что
называется, до первой жертвы, - говорит руководитель отдела
по межведомственной координации антинаркотической
деятельности Ставрополя Сергей Богомолов. - А владельцы
магазинчиков лжебытовой химии отделаются небольшими
штрафами...
Анна Глушкова
Комсомольская правда ("КП" - Ставрополь") - 30.06.2010.
|