От наркотиков к беснованию
Новые религиозные культы пытаются лечить наркозависимых
Пока государственные чиновники
рассуждают об эпидемии наркомании и средствах борьбы с этим
социальным злом, на данной теме спекулируют и делают себе
имя различные псевдорелигиозные культы. Сегодня в
Санкт-Петербурге и области действует несколько
реабилитационных центров для наркозависимых, идеологию
которых специалисты определяют как деструктивный культ. О
том, как выглядит "лечение" в этих центрах, нам рассказал их
бывший пациент. По понятным причинам, свое имя он просил не называть.
"В центр реабилитации для
наркозависимых "Бетель" недалеко от Выборга я попал этой
осенью. Пил сильно. А им без разницы, кого реабилитировать:
наркоман, алкоголик или просто бомж. Денег за лечение не
берут, но мозги промывают по полной программе. Руководят
центром испанцы. Помогают им те, кому голову уже прочистили и они остались здесь работать.
Пребывание в центре началось с того,
что перетрясли все мои вещи: мало ли, наркотики привез с
собой. Отобрали книжку. Мол, светская литература - грех. Ну
ладно, у меня Маринина была, так не жалко, а у парня, что
приехал со мной вместе, - "Чайка по имени Джонатан
Ливингстон" Ричарда Баха. Так ее немедленно: сожгли в печке!
Нормально? Центр расположен на территории бывшего
пионерлагеря, и там сохранилась библиотека. Так нам вечером
на каждую комнату выдавали по стопке книг на растопку буржуек!
Сама реабилитация заключалась в
непрерывном труде на благо общины (заготовка дров, ремонт
помещений, строительство теплиц) и в постоянных проповедях.
Проповедовали и сами испанцы, и заезжие миссионеры из
Финляндии. Проповеди я перестал слушать на третий день. Они
несли всякую чушь про "просветление", "нисхождение духа" и
что-то еще, рассчитанное на полных кретинов. А у меня
все-таки полтора высших образования, кроме того -крещеный.
Попытался им вопросы задавать, ответ один -"снизойдет на
тебя откровение, все поймешь". При этом, что у них за
религия, непонятно. Ни икон, ни литературы религиозной.
Только Библия, которую они комментируют, как им удобно.
Спрашиваю, вы кто - католики, баптисты? Мы, говорят,
христиане. Доходило до абсурда. Работа с утра до вечера на
улице. Холодно. Один парнишка простудился. Кашлять начал. А
у них ни врача, ни лекарств. Так они две недели занимались
тем, что на проповедях "возлагали на него руки". Мол,
Христос поможет и вылечит. "Залечили" парня до воспаления
легких, и только когда совсем он слег, в больницу отправили.
Ну, остальное уже мелочи. Например, к
каждому вновь прибывшему прикрепляют "старшего брата". Того,
кто уже продвинулся в постижении Бога. Без него по
территории центра ни шагу. Даже в туалет ночью захочешь -
надо будить. Кроме того, задача "старшего брата" -постоянно
промывать мозги своему подопечному. Ко мне, например,
приставили полуграмотного казаха, который по-русски едва
разговаривал. Он постоянно нес такую ахинею, что даже не пересказать.
За малейшую провинность -штрафные
работы. Приблизился к лицу противоположного пола на
расстояние ближе трех метров -штраф. Устал, присел
отдохнуть -штраф. Отошел от "старшего брата" -штраф. В
итоге рабочий день мог длиться по 12 часов. Кормили при этом
отвратительно, и все мы постоянно испытывали чувство голода.
А проходишь мимо комнаты испанского руководства -оттуда
невыносимый аромат хорошего кофе.
В общем, долго там никто не
выдерживает. Только те, кому возвращаться некуда или кто от
ментов скрывается. Ну, еще те, на кого "дух снизошел" и
крыша окончательно поехала".
Прокомментировать этот рассказ мы
попросили священника Максима Плетнева, сотрудника
епархиального отдела по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.
-Насколько я понимаю, это
представители движения "неохаризматиков" или, как их еще
называют, "неопятидесятников". У них есть реабилитационные
центры под Выборгом, Кингисеппом, в Лисьем Носу.
-Это секта?
-"Неопятидесятники" -один из самых
активно развивающихся в России деструктивных культов. Они
ведут агрессивную политику по привлечению новых адептов, и
по темпам развития уступают только "Свидетелям Иеговы".
Им свойственно умалчивать о своей
конфессиональной принадлежности. Обычно они просто говорят,
что верят в Христа. Иногда называют себя протестантами, хотя
это не так. Кроме того, это движение разбито на множество
отдельных церквей с разными названиями: "Новая жизнь",
"Новое поколение", "Слово жизни", "Живая вера": На самом
деле это единое религиозное движение, но христианским его
назвать нельзя. Это не только мое мнение. Об этом же
говорилось на международной научно-практической конференции
"Тоталитарные секты: угроза XXI века".
-В чем опасность этого культа?
-По мнению психологов и психиатров,
работавших с людьми, посещавшими эти церкви, через несколько
сеансов богослужений у них появляется близкая к
наркотической зависимость от чувственных переживаний,
возникающая при совместных молитвах. Кроме того,
"неопятидесятники" применяют разрушительные для психики
человека практики. Например, "говорение на языках". Во время
богослужения проповедник возлагает на адепта руки, и тот
впадает в транс и начинает бормотать тарабарщину.
"Торонтское благословение" -длительный бессмысленный смех,
похожий на истерический припадок. "Поверженность в духе" -
обморочное состояние. "Молитва мук рождения" -конвульсии.
Все эти экстатические состояния для них -свидетельство
снизошедшей на человека благодати.
Наркозависимые, которые проходили
реабилитацию в подобных центрах, рассказывали мне, что потом
эти состояния возникали сами по себе, абсолютно
бесконтрольно. С точки зрения православной традиции, это
очень напоминает беснование. И это страшно.
-Зачем им наркоманы? Кроме того,
многим они все же помогают избавиться от наркотиков:
-Наркозависимые открыты для помощи.
Это очень благодатная почва. Кроме того, вместе с ними в
деструктивный культ вовлекаются их родственники: Что
касается избавления от наркотиков, то в этом случае одна
зависимость подменяется другой. Там нет профессиональных
психологов, психотерапевтов, без помощи которых от
наркотиков не избавишься. А если это и помогает, то люди
становятся зависимыми от религиозных практик
"неохаризматиков". Адепты этого культа начинают жить
исключительно интересами секты, остаются жить в
реабилитационных центрах. Кстати, с наркоманами работают не
только "неохаризматики", но и саентологи.
-А что же Православная церковь?
-У нас действует реабилитационный
центр в Саперном, которым руководит протоирей Сергий
Бельков, рядом, в Красноармейском, строится еще один. Я
окормляю ребят из реабилитационного центра "Мельница". В
лавре действует общество "Воскресение", где с
наркозависимыми работают психологи и беседуют священники.
Этой осенью при епархии создан первый в России отдел по
борьбе с наркоманией и алкоголизмом (тел. 274–50–75), и мы
будем расширять работу в этом направлении.
Наркомания - это болезнь тела, души и
духа. Тело врачует нарколог, душу -психолог, а дух -
священнослужитель. Человек, употребляющий наркотики, входит
в общение с потусторонним миром. И темные духовные сущности,
которые он встречает во время наркотического опьянения,
разрушают его дух, приближают к бесовскому миру. Молодой
человек в состоянии наркотического опьянения зарубил топором
родителей, а потом ввел себе "золотую дозу". Немного не
рассчитал и жил еще несколько дней. Звал священника, хотел
покаяться. Чем еще можно объяснить его поступок, как не одержимостью бесами?
Не излечив дух, нельзя победить страсть
к наркотикам. На их место придет пьянство, блуд, агрессия.
Помочь может только вера. Но еще раз хочу подчеркнуть: когда
с наркозависимыми работают представители традиционных
конфессий, они не пытаются увести их из реального мира. И не насилуют психику.
Михаил Северов
"Аргументы и факты" - 21.01.2004.
|