Либо пей по уставу, либо вовсе не пей
При Никольском храме села
Ромашково Одинцовского района Московской области более 15
лет существует община трезвости. Деятельность ее
осуществляется в рамках "Душепопечительского центра имени
преподобномученицы Елизаветы Федоровны "Дом милосердия".
Село Ромашково известно с
ХVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году
здесь находилась деревянная церковь, а каменная была
освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь
закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем
склад кинопленки. Осенью 1989 года был снова создан приход,
а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник
Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был
врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре,
занимался проблемами медико-психологической помощи при
табакокурении. Когда отец Алексий принял сан священника, он
не оставил медицину и работал по совместительству в
наркологическом диспансере № 11 г. Москвы, в Научном центре
психического здоровья и проводил эту работу также на
приходе. В 1995 при храме начала действовать община
трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.
До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло
около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов
были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по
борьбе с народным пьянством. "Многие святые отцы возглавляли
общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь
расстреливали, уничтожали", – говорит отец Алексий. Общества
трезвости просуществовали до 1930 года. Только в 1986 году
возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и
алкоголизмом. "Но, к сожалению, подход был неправильным, –
говорит о. Алексий, – сделали большой акцент на
административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим
портреты всех пьяниц на доски позора и так победим
алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже
самые светлые идеи можно дискредитировать".
Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не
такой, какой был до революции. Сильные общины трезвости
существуют в Петербурге и Екатеринбурге. В Москве – в
основном в Подмосковье, в селе Ям Домодедовского района и в
селе Озерецкое Дмитровского района действуют братства
трезвости, а в селе Ромашково – семейные клубы трезвости.
Есть общество трезвости "Вера" в Коломне.
За прошедшие тринадцать лет
общину в Ромашково посетило несколько сотен человек, и
многие обрели здесь трезвость. Среди людей, которые каждую
неделю на протяжении года и более приезжали в Ромашково на
встречи общины, 76,7% не употребляют более психоактивных веществ (спиртного или наркотиков).
Все общинники – москвичи и
жители ближнего Подмосковья. Некоторые тратят на дорогу по
два с половиной часа. Социальный состав самый разный:
интеллигенты (учительницы, доцент математики, журналист,
музыкант, художник, хореограф, технари, адвокат, менеджеры и
не только среднего звена), есть трудяги (автослесарь,
строитель), много бывших военных и милиционеров, много
охранников, есть и студенты, и пенсионеры, и безработные,
порой встречались новые русские. Здесь можно встретить
разных людей: тех, кто только хочет бросить пить; тех, кто
уже постепенно избавляется от своей пагубной страсти; тех,
кто дал обет трезвости на всю жизнь… Одни приходят семьями,
другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые.
Кстати, ромашковская община трезвости – семейная, и в идеале
ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность
возрастает. Но, увы, это удается не всегда. Некоторые
женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с
пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые
упрямо остаются дома. И им, по собственному признанию,
община помогает. "Легче на душе становится, – говорит
Татьяна, одна из таких женщин, – и меньше ошибок совершаешь
дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не
раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку".
Собрание, на котором мне
посчастливилось оказаться, было необычным. В этот день не
только собрались сразу обе группы трезвости (около 50
человек), но и приехали гости из Нижегородской области,
которые хотели бы организовать у себя при храме общину,
подобную ромашковской. Занятие вел о. Алексий. Это случается раз в месяц.
"До конца 2007 года встречи
всегда проводил батюшка, но община стала настолько большой,
что нам пришлось разделиться. Теперь занятия проводят люди,
сами исцелившиеся здесь от своего недуга и прошедшие
обучение под руководством о. Алексия", – объясняет Екатерина
Савостьянова, ведущая одной из групп общины трезвости. Обе
группы собираются вместе редко: когда бывают паломнические
поездки (последняя – в Оптину пустынь), на молебны пред
иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (служатся на приходе
раз в месяц), походы в театр "Камерная сцена", (там нередко
проходят массовые собрания, на которые приходят и ветераны –
те, кто ходил в общину 7-10 лет назад), выезды на природу и пр.
На собрании раздают листки.
В них нужно указать фамилию, имя и срок воздержания. Когда
человек приходит в общину, он не дает никаких обязательств
по поводу воздержания, он должен быть хотя бы просто
настроен на трезвую жизнь. "Срок воздержания мы указываем,
чтобы понять, кто чем дышит, насколько успешно идет процесс
исцеления,- говорит Е. Савостьянова. – Иногда человеку
трудно поднять руку и сказать: "я сорвался", а в листочке
напишет. К тому же, листочек этот многих удерживает от
срыва. Стыдно писать все большие сроки – месяц, два, три, а
потом прийти и бац! – вторая смена: "срок воздержания – два
дня". Приходится начинать все сначала".
В этот раз на встрече было
много новых людей. Сначала мне показалось, что пьющих людей
не было, а только члены их семей. "Просто все неплохо уже
выглядят, пришли-то совсем другими", – развеяла мои сомнения
Екатерина. Да, многие приходят не в лучшем виде. Самое
важное в общине – это поддержка друг друга. На таком
собрании человек может вслух при всех остальных, не боясь
осуждения, излить свою душу, рассказать о своей беде,
поделиться с другими своей болью. А это подчас – самое сложное.
"Проговаривая проблемы,
обсуждая их с разных сторон, мы обогащаем свой опыт –
говорит о. Алексий. – Здесь уместно сравнение с летчиками,
которые, прежде чем отправляться в небо, оттачивают летные
премудрости на тренажере, учась мгновенно принимать
правильное решение, нажимать нужную кнопку. В экстремальных
ситуациях не будет времени на раздумья: действовать придется
мгновенно и автоматически. Так и человеку, вставшему на путь
избавления от пагубной страсти, нужно быть готовым ко всему".
Отец Алексий в своей работе
придерживается концепции Владимира Удолина, который был
основателем движения Семейных клубов трезвости, а также
диалогического подхода православного психолога Т.А.
Флоренской. Но полное исцеление возможно только при помощи
Божьей, и потому отец Алексий говорит о "сочетанном
воздействии на личность страждущего церковного врачевания и
медико-психологической помощи".
Т.А. Флоренская (1936-1999),
доктор психологических наук, профессор, действительный член
Нью-Йоркской академии наук и искусств. Успешно разрабатывала
концепцию диалога как личностно и духовно развивающего
общения. Автор более 70 научных работ и публикаций, наиболее
значительные из которых: "Диалог в практической психологии"
(1991); "Диалог как метод в психологии и консультировании
(духовно-ориентированный подход" (1994); "Диалогическое
общение как путь духовного преображения личности" (1995);
"Мир твоему дому" (1999). Перед самой смертью она завершила
работу над книгой по православной психологии.
Владимир Удолин (1922-1996),
всемирно известный психиатр, профессор Кафедры неврологии,
психиатрии и клинической психологии Медицинского факультета
Загребского университета, директор университетской
психо-неврологической и наркологической клиники больницы
"Сестры милосердия" в Загребе, президент Всемирной
социально-психиатрической ассоциации, президент
Средиземноморского общества социальных психиатров, член
группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и
другим видам зависимостей, автор социально-экологической
теории алкоголизма, основатель движения семейных клубов
трезвости, им опубликовано около 60 книг и более
500 научных статей на тему алкоголизма.
Подробнее об алкогольной зависимости и о методах
лечения мы поговорили с о. Алексеем Бабуриным после собрания общины.
- Отец Алексий, с точки зрения
современной медицины алкоголизм – это болезнь?
– И да, и нет. Алкоголизм
как заболевание впервые описал в 1849 году шведский врач и
общественный деятель Магнус Гусс. В 1952 году Всемирная
организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма
как болезни. С 1964 года Владимир Удолин начал развивать
социально-экологическую теорию, согласно которой проблемы,
связанные с потреблением алкоголя и наркотиков не могут
отождествляться с болезнью в классическом смысле.
Предпочтительно рассматривать их как тип отклоняющегося
поведения, стиль жизни. Тогда это была революционная идея, и
многие приняли ее в штыки – в основном, кстати, сами пьющие
люди. Ведь так приятно быть больным, чтобы тебя лечили, тебя
жалели. Если это болезнь – стало быть, человек не
ответственен за свое поведение. А согласно концепции
Удолина, это – следствие неправильного образа жизни, который
ты ведешь. В 1979 г. термин "алкоголизм" был изъят из
Международной классификации болезней, разрабатываемой ВОЗ, и
заменен термином "синдром алкогольной зависимости". В
Международной статистической классификации болезней и
проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра
(используется всеми врачами для кодирования медицинских
диагнозов с 1999 года по настоящее время), все алкогольные
расстройства классифицируются как "психические и
поведенческие расстройства вследствие употребления
психоактивных веществ". Таким образом, мы постепенно
начинаем понимать, что алкоголизм – собирательный термин для
обозначения расстройств поведения, возникающих вследствие злоупотребления алкоголем.
- Сейчас много говорят о движении"
"Анонимных алкоголиков. Как вы относитесь к этой методике?
– Я не пропагандирую ее, так
как считаю, что для большинства страждущих участие в АА
неприемлемо по ряду соображений. Люди, которые знают
Священное Писание, читают Святых Отцов, окормляются у своих
духовников, прибегают к Таинствам церковным, используют для
исцеления иную "лествицу". Согласно исследованиям некоторых
социологов, АА подходят людям с более авторитарной личностью.
- А к вам неверующие алкоголики приходят?
– Конечно. Приходят разные
люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже
атеисты – если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные:
по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто
приходит, с тем мы и занимаемся. Они ходят на встречи и
меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые
воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный
характер. Наша программа не просто калька с той, которую
создал профессор Удолин, мы ее видоизменили. У нас даются
обеты трезвости после длительной подготовки, существуют
паломничества, мы молимся друг за друга.
***
***
- Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости.
– Обет трезвости – не
современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных
времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни
сикеры. Он был назареем – человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания.
В России обеты трезвости
получили широкое распространение с конца XIX века. Дача
обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию
Божией помощи в борьбе со страстью. По свидетельству людей,
которые сделали этот шаг, после дачи обета у них
прибавляются силы бороться с грехом.
Теперь задача – не расслабляться, контролировать
свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.
К разговору подключается Е. Савостьянова:
– Ты даешь обещание не пить
(не курить, не играть, не употреблять наркотики).
Естественно, тут нет никаких лазеек. Другое дело, что можно
дать обет, скажем, на год, на три, а потом – продлить его на
всю жизнь. За это время человек успевает ощутить всю радость
трезвой жизни и ему редко хочется возвращаться к прежнему.
Так что чаще всего люди обет продлевают. Я, например, дала
сначала на год – у мощей свт. Тихона Задонского, а потом –
на всю жизнь – у мощей прп. Нила Столобенского.
Недавно, кстати, мы отметили
10-летие первого обета трезвости, данного в нашей общине. Он
не нарушен. Дал его актер театра "Камерная сцена" Аркадий
Аверин, сейчас он уже – заслуженный артист России, отец троих детей.
- Так что же, нет другого выхода, кроме как
полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?
– Для людей, которые
пристрастились к психоактивным веществам, есть только один
выход – отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.
- Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…
– Да, апостол Павел рекомендует
апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за
болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом
для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину,
которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса.
Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном,
сирийским царем, и какой был протест! С этого началась
иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его
использовании. К употреблению вина следует относиться
по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради
блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что
Христос говорит о себе: "Я есть истинная виноградная лоза, а
Отец Мой виноградарь есть". И, когда вино называют
сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора
отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в
Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа,
неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у
которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить
капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он
причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой
реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: "Лучше
не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего
твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает".
- А запивка после причастия?
– Зная о том, что к Святому
Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто
страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в
качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии,
например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы
запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда
алкоголизм был явлением исключительным, никто и не
задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному
уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное
водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.
- А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть – осуждения и
ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т.п.?
– Когда такое прошел, не до
ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно
осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи
Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни
трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят
помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они
лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость.
- Многие ли покидают приход и остаются при
этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине?
Екатерина Савостьянова:
"Покидают приход" – не совсем правильно. Не все, кто ходит
на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все.
Сначала человек ходит каждую
неделю. Ходит год, два, кто-то – больше. Потом, крепко встав
на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может
появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя.
Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на
ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью
Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине,
иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная
территория не вместила бы (она, правда, не очень велика).
Цель общины – не бросить пить, а изменить образ жизни.
Трезвость не является добродетелью, как писал великий
педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она –
лишь условие для развития добродетелей. В общине при
православном храме естественным образом происходит
воцерковление, и это является главным изменением образа
жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности –
меняется вся жизнь. Вот у "Анонимных Алкоголиков
" членство пожизненное, но не у нас.
Елена Тюлькина
Русская линия - 29.04.2008.
|