Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Наркомания, алкоголизм и табакокурение


Конфессиональная и внекофессиональная реабилитация наркозависимых

Доклад к круглому столу в Национальном научном центре наркологии "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви", 15 декабря 2007 года, г. Москва.

Стремительное распространение наркоманий в России, а также рост масштабов наркопреступности представляют серьезную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Медицинская (наркологическая) наука и практика в настоящее время достаточно эффективно устраняют первичные компоненты физической зависимости от наркотиков. Однако психологическая зависимость носит устойчивый характер, с трудом поддается коррекции, что обусловливает возникновение рецидивов и быстрый возврат к наркотикам. Также медицинскими организациями помощи наркозависимым полностью игнорируется духовный аспект зависимости, который нельзя не учитывать при реабилитации наркозависимых людей.

На данный момент времени в нашей стране существует несколько наиболее распространенных программ реабилитации наркозависимых людей, которые имеют положительные результаты:

1. 12-тишаговая программа

Эта программа является одной из духовноориентированных методик. Ее организаторы считают свой метод внерелигиозным, поскольку не призывают участников к соблюдению правил и обычаев какой-либо одной религии или конфессии. Однако истоки 12-шаговой программы уходят в культуру североамериканского протестантизма. Программа состоит из двенадцати шагов, каждый из которых имеет наибольшую значимость в определенный период ремиссии. Первый шаг программы – признание своей проблемы и бессилия самостоятельно решить ее. Второй шаг – признание существования Высшей Силы, способной помочь преодолеть проблему. Третий шаг – переоценка и принятие своего жизненного опыта. Четвертый шаг предполагает признание своих заблуждений и покаяние перед Богом. Пятый – сознательная подготовка к изменению. Шестой – формирование и развитие смирения перед Богом. Седьмой шаг – составление списка людей, которым было причинено зло и формирование готовности действием исправить свои негативные поступки. Девятый шаг – личное возмещение причиненного ущерба. Десятый шаг – углубление самоанализа. Одиннадцатый шаг – углубление взаимоотношений с Богом, посредством молитвы. Двенадцатый шаг – помощь другим зависимым и нуждающимся людям.

2. Модель терапевтической среды

Другой моделью реабилитации наркозависимых людей является организация стационарных реабилитационных центров, большинство из которых в большей или меньшей степени придерживаются основного принципа устройства: создания терапевтической среды. Эта модель существует в рамках разных конфессий, но наибольшее признание в нашей стране эта модель получила в православной традиции. Терапевтическая среда – это специально созданная хорошо структурированная среда, которая содержит стимулы, подкрепляющие "ненаркотическое" поведение пациентов и стимулы, ограничивающие "наркоманическое" поведение. Программа реабилитации в таких центрах предусматривает строгую изоляцию от СМИ, встреч со знакомыми, ограничение общения с родными людьми. Основные принципы проживания в центре реабилитации направлены на преодоление стереотипов, сложившихся или упрочившихся под действием наркотиков.

Обе модели реабилитации являются духовноориентированными и в качестве источника исцеления от наркозависимости видят Творца, Бога. Вместе с тем, в случае конфессиональной реабилитации источником исцеления служит также и вся многовековая Русская Православная культура, с ее богатым наследием.

Хотя эти программы являются успешными и помогают преодолеть зависимость от наркотиков, возникает закономерный вопрос о специфике влияния на личность наркозависимых религиозных и внерелигиозных форм реабилитации. Для исследования этой цели был проведен сравнительный анализ результатов тестирования групп респондентов в устойчивой ремиссии (со сроком воздержания не менее 1 года), прошедших конфессиональную (православную) реабилитацию и тех, которые реабилитировались по внеконфессиональной 12-шаговой программе (АН). Первую группу составили 36 человек. Вторая группа состояла из 15 человек. Также в исследовании принимали участие группы наркозависимых респондентов и здоровых людей. Всего в исследовании приняло участие 171 человек.

Социально-психологические характеристики

Результаты проведенного исследования показали, что респонденты в ремиссии, прошедшие реабилитацию в конфессиональных (Православных) реабилитационных центрах, более тревожны, чем лица в ремиссии, которые реабилитировались вне какой-либо конфессии. Тем не менее, общий уровень агрессии у респондентов, прошедших 12-шаговую программу оказался выше, чем у тех, кто прошел конфессиональную реабилитацию. Наиболее отчетливо эти различия проявились в повышении словесной, а также эмоциональной агрессивности людей, реабилитировавшихся по 12-шаговой программе, по сравнению с теми, кто реабилитировался в Православных реабилитационных центрах.

Респонденты в ремиссии, прошедшие конфессиональную реабилитацию, продемонстрировали большую готовность к оказанию помощи ближним (шкала "социальная ответственность"), а также более ответственное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе, чем лица в ремиссии, прошедшие внеконфессиональную форму реабилитации.

Если сравнить результаты, полученные в группе респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, и наркозависимых людей, можно увидеть, что прохладное отношение к нормам и правилам, отмеченное в обеих группах, остается практически без позитивных изменений в ремиссионной группе

Самооценка лиц в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию существенно ниже, чем самооценка у наркозависимых людей.

Отношение к семье у людей, прошедших нерелигиозную реабилитацию остается также на прежнем, по сравнению с наркозависимыми, уровне. Это свидетельствует о нерешенных социально-психологических проблемах, которые присутствуют у лиц в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, и затрагивающих как ближайшее их окружение, так и внешнесоциальное пространство. Эти проблемы (напряженные отношения в семье и негативное отношение к нормам и правилам) успешно разрешаются респондентами в ремиссии, прошедшими религиозную реабилитацию.

Структура значимых отношений

Для исследования структуры значимых отношений использовалась анкета, в которой было предложено определить группы "своих", близких людей, а также "чужих" и кратко охарактеризовать эти группы.

Определения "своей" группы: "друзья" присутствуют только у респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию. Определения: "коллеги" присутствуют только в группе людей, прошедших религиозную реабилитацию. Эти данные указывают на различную социальную направленность респондентов: лица в ремиссии, прошедшие 12-шаговую программу, в большей степени ориентированы на неформальные отношения, в то время как респонденты, прошедшие Православную форму реабилитации, в большей степени направлены на профессиональные отношения.

Необходимо отметить, что у индивидов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию дружеские связи формируются быстрее и успешнее – 15% представителей этой группы считают друзей "своей" группой, в то время как ни один из представителей ремиссионной группы, прошедших религиозную реабилитацию не указал на друзей в качестве "своих".

Самовосприятие

Анализ различия самовосприятия между группами показал, что респонденты в ремиссии, прошедшие конфессиональную реабилитацию в меньшей степени чувствуют себя в роли детей и в большей степени сами осознают себя родителями, чем представители ремиссионной группы, прошедшие внеконфессиональную реабилитацию. В группе респондентов в ремиссии, прошедших 12-шаговую программу, присутствовали ответы, связанные с зависимостью. У тех, кто прошел Православную реабилитацию, такие самоопределения отсутствуют. Напротив, в этой группе можно обнаружить такие утверждения, как: "свободный", "здоровый", которые отражают внутреннее состояние освобождения от психологической зависимости.

Различия в личностной идентичности между индивидами в ремиссии, прошедшими конфессиональную и внеконфессиональную реабилитацию

Респондентам в ремиссии, прошедшим нерелигиозную реабилитацию, принадлежат такие "экзотические" самоопределения, как: "зверь", "ангел", "никто" и т.д. Все эти определения указывают на значительные искажения их самовосприятия и самооценки. Такие самоопределения отсутствуют в выборке респондентов в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию.

Система ценностей

При исследовании системы ценностей в обеих группах, было обнаружено, что у лиц в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию, среди наиболее значимых присутствуют ценности традиции (защита семьи, благочестие, уважение традиций, уважение старших).

Среди приоритетных ценностей респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, ценности традиции отсутствуют. Из этого можно сделать вывод о том, что значимость этих ценностей определяется особенностями религиозного воздействия, влияющего на укрепление традиционных ценностей.

У респондентов, прошедших внеконфессиональную реабилитацию, ценность дружбы получила более высокую оценку, чем у респондентов, прошедших конфессиональную реабилитацию. Включение ценности дружбы в реестр самых значимых (и исключение из него ценностей семьи и зрелой любви) в группе людей в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, говорит о преобладающей разнице в социальной направленности двух описываемых группах. Индивиды в ремиссии, прошедшие религиозную реабилитацию, направлены на собственную семью в большей степени, чем те, кто прошел нерелигиозную реабилитацию. В то же время в этой группе слабее выражено стремление к дружбе, чем в группе тех, кто прошел нерелигиозную реабилитацию. Это также может говорить о специфике реабилитационного воздействия этих двух направлений (религиозного и нерелигиозного), которое проявляется в постреабилитационный период в виде закрепленных установок и ценностно-мотивационных структур. Общим между группами является, хотя и с разной степенью значимости, признание важными ценностей духовной жизни и смысла жизни.

Ценности традиции (взаимоуслужливость) и природной гармонии (защита окружающей среды) являются отвергаемыми только в группе респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию.

Различия в оценках ценностей были получены по ценностям альтруизма (верность, честность, умение прощать) также в пользу респондентов в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию. Эти ценности являются одними из важнейших в христианском мировоззрении и воплощают в себе исполнение второй заповеди "возлюби ближнего своего как самого себя". Возрастание значимости этих ценностей для респондентов в ремиссии, прошедших Православную реабилитацию, является не просто результатом прекращения употребления наркотиков, но результатом целенаправленной работы, проводимой с участниками религиозных программ реабилитации.

Выводы

Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о том, что различные реабилитационные программы оказывают различное влияние на социально-психологические характеристики наркозависимых людей. Многие проблемы, которые успешно решаются лицами в ремиссии, прошедшими религиозную (Православную) реабилитацию (отношение к нормам и правилам, отношения в семье, высокой агрессивности, низкой самооценки) остаются нерешенными у индивидов, прошедших нерелигиозную форму реабилитации (АН). Вместе с тем, 12-шаговая программа реабилитации оказывает более сильное воздействие на снижение тревоги при дальнейшей ресоциализации наркозависимых людей, чем религиозная программа реабилитации. Специфическое религиозное (Православное) воздействие на наркозависимых заключается в приобщении их к традиционным и альтруистическим ценностям (семьи, благочестию, уважению старших, верности, честности). Специфика нерелигиозного воздействия определяется акцентом на ценность дружбы.

Различия между результатами реабилитационного воздействия двух программ, не означают, что дальнейшая ресоциализация наркозависимых, происходящая при нерелигиозной реабилитации негативна, поскольку индивиды в ремиссии, прошедшие внеконфессиональную (12-шаговую) форму реабилитации, в целом ведут социально приемлемый образ жизни, воздерживаясь от употребления психоактивных веществ.

Ирина Кутянова,
кандидат психологических наук
г. Санкт-Петербург
Русская линия - 25.12.2008.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Православие о наркомании, алкоголизме, табакокурение и исцелении от этих душевных болезней"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru