Метод Шичко – еще одна пошаговая программа?
Рассуждения о эффективности реабилитации
алкоголиков по методу Геннадия Шичко...
Геннадий Андреевич Шичко родился в
1922 году в белорусском селении Груд. После учебы на
психологическом отделении философского факультета
Ленинградского университета он проработал 32 года в
Институте экспериментальной медицины, где занимался
вопросами высшей нервной деятельности человека. Изучая мозг,
Шичко пришел к выводу, что от сознания человека, которое
считал высшей функцией коры головного мозга, зависят его
поступки, здоровье и сама жизнь.
Шичко овладел методами гипноза и внушения и
постепенно ввел свой опыт в практику. Весной 1970 года к
нему за помощью обратился первый алкоголик – писатель Леонид
Семин, который подвигнул Геннадия Андреевича к открытию его
метода самоизбавления от пьянства. Гипнабельность – качество
индивидуальное, всеобщее свойство – убеждаемость. Поскольку
убедить можно всех, и убежденность – более стойкое состояние,
Шичко не стал строить свою работу в расчете на гипноз, а
решил использовать стремление человека получать и усваивать
правдивую информацию.
Слово и дело
Наука рассматривает слово как основу второй
сигнальной системы, которую И.П. Павлов делил на три группы:
1) слова произносимые; 2) слова слышимые; 3) слова видимые. Шичко полагал, что для полноты классификации сюда следовало
отнести и слова изображаемые, то есть "производимые с
помощью письма".
По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и
подсознанием. То есть, для полноты введения словесной
информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и
руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания и
в разрушении привычки играют слова, изображаемые с помощью
письма. Вот почему особую роль Шичко отводил ведению
дневников. Он рекомендовал своим слушателям больше думать на
алкогольные темы, наблюдать за собою и за окружающими,
сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а
вечерами, перед сном, писать дневник.
Программа
В Приложениях к книге Л. Шичко–Дроздовой
приведены статьи Г.А. Шичко – единственный источник, в
авторстве которого не приходится сомневаться.
В них Шичко определяет алкоголизм как
психологическое страдание, основными признаками которого
являются потребность в периодическом поглощении спиртного и
питейная запрограммированность или такое нарушение сознания,
которое заставляет человека употреблять спиртные напитки,
даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции
(тошнота, рвота и т.п.).
Запрограммированный вынужден выполнять
программу, которая сформировалась в его голове под влиянием
окружающей среды. Первыми "программистами" (по Шичко)
выступают родители. А поскольку "программистов" более чем
достаточно – это все пьющие и заинтересованные в спаивании,
– то программа быстро переходит в питейное убеждение, в
твердую уверенность, что пить – это нормально, полезно,
необходимо.
Шичко отмечает, что в прошлом Церковь играла
ведущую роль по питейному программированию российского
населения. По его мнению, Церковь оправдывает, поддерживает
и распространяет умеренное алкоголепотребление [1].
***
Читайте также по теме:
***
18 шагов?
Г.А. Шичко предлагает следующий порядок
действий по избавлению от алкоголизма:
1. Установление факта страдания
алкоголизмом.
2. Изучение данной статьи [2].
3. Фотографирование.
4. Написание аутоанамнеза.
5. Ведение дневника.
6. Составление текстов самовоздействий.
7. Выявление своих индивидуальных
особенностей.
8. Угашение потребности в спиртном.
9. Настройка на временную или пожизненную
трезвость.
10. Размышления на противоалкогольные темы.
11. Заучивание основных противоалкогольных
фактов и высказываний.
12. Чтение противоалкогольной литературы.
13. Написание сочинений на
противоалкогольные темы.
14. Пропаганда трезвости и агитация бывших
собутыльников воспользоваться методом самоизбавления или
прибегнуть к наркологическому лечению.
15. Проведение противоалкогольной работы с
членами своей семьи.
16. Организация союза трезвенников по месту
работы или жительства.
17. Выработка у себя увлечения чем-либо
полезным.
18. Обращение в поликлинику с целью
выявления имеющихся заболеваний и получения необходимой
медицинской помощи.
Классификация
Г.А. Шичко составил классификацию пьющих,
среди которых выделил 4 группы:
Случайно пьющие – питейно
запрограммированные люди, нерегулярно и обычно понемногу
употребляющие этанольные напитки. НО: пьянство и алкоголизм
развиваются из случайного потребления спиртного.
Матебремники – люди, на которых их матери в
период беременности возложили бремя собственного пьянства, у
них до появления на свет сформировался "зародышевый
алкогольный синдром", проще говоря, потребность в этаноле.
Поскольку грудным детям алкогольные напитки не дают, она
угасает, но в дальнейшем, когда несчастный станет
случайником, воскреснет, и он превратится в матебремника [3],
а с переходом к регулярным попойкам – в алкоголика. Данная
подгруппа очень быстро спивается, иногда для обретения
алкоголизма хватает нескольких выпивок.
Пьяницы – проалкогольно запрограммированные
люди, обладающие привычкой к регулярному потреблению
спиртного и поглощающие его. Привычка вырабатывается в
процессе регулярного употребления хмельного, например, по
праздникам. В данном случае количественный показатель играет
второстепенную роль. Привычку нельзя смешивать с привыканием
организма к этанолу. Привыкание проявляется в повышении
переносимости яда (толерантности), а также в затухании и
полном подавлении защитного рвотного рефлекса.
Алкоголики – проалкогольно
запрограммированные люди, привыкшие к спиртному,
испытывающие потребность в нем и поглощающие его. В
зависимости от выраженности потребности в спиртном и
некоторых сопутствующих признаков алкоголики делятся на
первостадийных, второстадийных и третьестадийных.
Занятия
Г.А. Шичко не удалось достаточно полно
изучить последствия своей программы, поскольку в 1986 году
он умер. Последователи и ученики Г.А. Шичко "творчески"
отнеслись к тому методу самоотрезвления, который приведен в
книге Л. Шичко–Дроздовой.
Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. в
учебнике "Путь к трезвости" (www.spast.ru/book/book.htm)
пишут, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же
принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы
ежедневных занятий, длящиеся от 5 до 15 дней, либо курсы
выходного дня. В любом из этих вариантов организации занятий
основным педагогическим элементом является триада Бехтерева:
убеждения (знания), внушение, самовнушение.
Знания - основная составляющая убеждений и
элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах
слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей, но
основным смыслом курсов относительно такого элемента как
"знания" является формула - не только знать, но и, главное,
осознать. То есть довести знания через сознание к
подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя
только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы:
исторические факты, теорию и информацию о последствиях
алкоголизации.
Внушение в состоянии бодрствования -
элемент, которым заканчивается каждое занятие (1,5-2 часа).
Это есть максимально необходимый суггестивный элемент. Иными
словами, информационное воздействие на слушателей
оказывается в момент их бодрствования, минуя критические
центры сознания.
Перед первым внушением слушателям следует
объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить
синдром страха перед "гипнозом". Следует объяснить, что это
не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим
именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их
житейских проблем, и производится только с целью закрепления
знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая
правда, которую необходимо донести до слушателей
обязательно. Занятие служит инструментом устранения сомнений
и повышенного критического отношения к занятиям. Оно должно
быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для
понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками
точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для
закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само
внушение есть краткий пересказ занятия.
Внушение состоит из трёх основных частей:
1. Настройка слушателей, активизация
внимания.
2. Основная часть - краткое изложение сути
проведенного занятия.
3. Финал - ориентация слушателей на будущее
без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление
здоровья вообще.
Практика показывает, что продолжительность
внушения не должна превышать пяти минут. Основные требования
к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно,
ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов
внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст
внушения должен быть свободен от отрицательных частиц "не",
"анти" и слова "нет". Хорошим подспорьем во время проведения
таких аутофиксаций (внушения) может быть музыкальное
сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих
мелодиях.
Эти элементарные требования легко соблюсти
после тренировок, но не на практике в группах, так как во
время внушения преподавателю остаётся полагаться только на
память и профессиональные навыки.
Самовнушение. Этот элемент исполняется в три
стадии (сочинение, анкета, дневник), каждая из них
представляет самостоятельное значение и поэтому обязательна.
Сочинение является так же необходимым
элементом занятий.
1. Подготовка к сочинению предшествует его
написанию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа.
Первый этап проходит во время занятия, и его суть
представляет разъяснение целей написания сочинения. Второй
этап слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании
темы и сути предстоящего сочинения.
2. Написание сочинения, которому отводится,
как правило, весь второй час последующего занятия, которое,
как и все предыдущие заканчивается внушением.
3. Анализ сочинений, их групповое прочтение
преподавателем и обсуждение ведется после разбора дневников
в начале последующего за сочинением занятия.
Анкета. В отличие от сочинения, анкета может
быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при
этом желательно разъяснение слушателям основных понятий,
содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение
степени алкоголизмии, склонностей и среды существования
слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для
выполнения индивидуального подхода.
Дневник это элемент курсов, который
слушатели обязательно выполняют самостоятельно и в наиболее
удобное для них время. Дневник ведётся слушателями ежедневно
и во время курсов используется преподавателем для анализа.
Дневник ведется и после окончания первичного курса,
ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием
частоты написания.
Дневник это и элемент аутотренинга; при этом
учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет
около 30 дней, а это позволяет слушателю совершить до 30
тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает
себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую
провокацию, но при этом удерживается сознательно от
совершения патологического поступка и осуществляет
тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким
образом пагубные подсознательные программы. Не
подтверждённая сознательная и подсознательная мотивации,
возникающие при написании дневника, угасают, чем и
преодолевается, например, возможность очередного "планового"
запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных
жизненных установок.
Дневник выполняет и функцию самонаблюдения,
предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время,
проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со
стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и
провести возможную коррекцию работы с дневником, что
обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный
эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть
обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то
есть проводить анализ необходимо таким же образом и
беспристрастно.
Комментарий
В последнее время появились новейшие
рекомендации последователей Шичко Г.А. по воздействию на
вторую сигнальную систему. Предлагается, например, написание
дневника левой рукой – см. самоучитель "Как избавиться от
табака и алкоголя", автором которой является вице-президент
Международной Академии Трезвости, проф. Н.К. Зиновьев. На
сайте
http://andreyqwerty.narod.ru/simple.html без уточнения
ссылки утверждается: Г.А. Шичко установил, что
запрограммированность на алкопитие разрушается во время сна
после специальной работы над собой. Для того чтобы пробить
броню зависимости, рекомендуется использовать особое
состояние человека перед самым сном (так называемое
просонное состояние), когда уже слипаются глаза, тянет в
сон и хочется поскорее уснуть. Написанное в это время в
дневнике (если только правильно пишем!) идёт в
подсознание, усваивается там и позже во время сна
"вступает в схватку с зависимостью". Действие это
усиливается письмом от руки. Здесь работают очень тонкие
механизмы взаимосвязи между движениями пальцев рук и
работой сознания, что установлено специальными опытами [4].
Таким образом, правильно написанное собственноручно и в
нужное время предложение разрушает корень зла –
запрограммированность сознания. И наоборот: отступление от
правил резко ослабляет эффект. Отсюда и следующее условие:
отвечать на вопросы дневника надо так, чтобы каждый ответ
работал или на разрушение вредной программы или на
восстановление нашего естественного состояния – абсолютной
трезвости. Среди прочих важных условий следует избегать
употребления частицы "не". Например – ложная фраза – "я не
буду пить шампанское на Новый Год"; правильная – "я навсегда
прекратил травить себя алкоголем, поэтому Новый год встречу
с трезвой, ясной головой и чистым, радостным сердцем".
Дневник заканчивается своеобразным заданием на ночь нашему
подсознанию, оно идёт отдельным абзацем после последнего
пункта. <…> Если же усталость совсем валит с ног, то,
переписывая, добавляйте от себя хотя бы короткую фразу "я
навсегда распрощался с алкоголем", или что-нибудь другое
сходное по смыслу.
***
Молитвы от недуга пьянства и наркомании:
***
Простое прочтение приведенных материалов
настораживает в отношении нескольких подмен в отношении
понятий "гипноз", самовнушение, внушение наяву, при котором
рекомендуется создание особой обстановки – полумрака, музыки
и проч. Кроме информированности и наполнения сознания
правдой об алкоголе, наличествует явное обращение к
подсознанию, которое должно закрепляться вопроизведением
воспоминаний или опыта потребления алкоголя в сочинениях,
дневниках, анкетах, что в действительности может стать
самопровоцированием немощного человека.
В состоянии ли информированность сознания
или "тонкость" работы пальцев руки, которая должна исцелять
подсознание обеспечить противление соблазну, точнее даже,
самособлазну?
Не потому ли потребовалось последователям
Г.А.Шичко ревизовать первоначальные 18 пунктов (шагов?)
его программы помощи пьющим, ибо их опыт работы обнаружил
неадекватность программы проблеме зависимости от
злоупотребления алкоголем или ложность данного подхода?
Валентин Жохов, иерей
Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
Использованные публикации
1. Шичко-Дроздова Л. Слово есть Бог:
(Страницы жизни Г. Шичко) – СПб., ЛИО "Редактор", 1994.
2. Материалы сайта общественной организации
"Академия социальных технологий им. Г.А.Шичко" www.spast.ru/book/book.htm
3. Материалы сайта - www.andreyqwerty.narod.ru/simple.html
Примечания
1. О роли Церкви в распространении "алколепотребления"
еще более жестко и необоснованно высказываются его ученики –
см. материалы сайта www.spast.ru/book/book.htm
2. Шичко-Дроздова Л. Слово есть Бог: (Страницы жизни Г.
Шичко) – СПб., ЛИО "Редактор", 1994. Приложения: "Из
произведения Г.А.Шичко".
3. Последователи Г.А. Шичко развили это положение
учителя, проявив сугубое рвение и бдительность: грудным
младенцам дает "вино" – Святую Кровь Христа –
Православная Церковь. Поэтому последователи Г.А. Шичко солидаризируются с
чуриковцами – принципиальными противниками Святого
Причастия, проповедующими, что вино – от дьявола. Учение
чуриковцев представляет собой крайнюю степень извращения
Евангелия, из которого известно, что вино веществом
(субстратом) Таинства Причащения избрал Сам Господь. В
Таинстве Евхаристии вино перестает быть вином и становится
Святой Кровью Христа, без пития хотя бы капли которой (а
младенцу более капли–двух преподать просто невозможно)
человек не может войти в вечное общение с Богом (Ин. 6:53)
4. Не удалось установить источник, в котором описаны опыты – свящ. В.Ж.
|