Как относиться к решениям Второго
Ватиканского собора?
Второй Ватиканский собор, или, по
католическому счету, "21-й Вселенский", проходил с
1962-го по 1965 год и вошел в историю своими
радикальными реформами. На нем были приняты ключевые для
римо-католиков документы...
***
Делегация Русской Православной Церкви
посетила Рим, чтобы поздравить католиков с
пятидесятилетием открытия Второго Ватиканского собора.
Этот собор стал ключевым событием в новейшей истории
Католической церкви. Какие документы и решения он
принял? Можно ли сравнивать их с решениями Поместного
собора Русской Православной Церкви 1917 года?
16 октября 2012 года председатель Отдела
внешних церковных связей Московского Патриархата
митрополит Волоколамский Илларион принял участие в
посвященном юбилею II Ватиканского собора заседании
Синода католических епископов. Он подчеркнул, что собор
заложил фундамент для современных отношений между
Римско-Католической Церковью и Православными Церквами. В
то же время, постановления Собора, открывшегося пол века
назад тут же, в Риме, выходят далеко за пределы
экуменического диалога с Русской Церковью.
Второй Ватиканский собор, или, по
католическому счету, "21-й Вселенский", проходил с
1962-го по 1965 год и вошел в историю своими
радикальными реформами. На нем были приняты ключевые для
римо-католиков документы:
- Lumen gentium - "Свет народам",
догматическая конституция о Церкви, самый значительный
богословский документ Собора, где были высказаны все
основные догматические положения Собора, обозначившие
отход от традиционного "латиноцентризма" в католической
эклезиологии. Конституция допускает, что вне границ
Римско-католической Церкви существуют элементы спасения.
- Gaudiam et spes - "О церкви в
современном мире", духовно-пастырская конституция об
отношениях Церкви с современным миром, нечто вроде
православной Социальной концепции, принятой на
Архиерейском соборе РПЦ 2000 года. В этом документе
подчеркивается, что Церковь не считает себя связанной с
какой-либо политической, экономической или социальной
системой (социализмом или капитализмом).
- Sacrosanctum concilium - "О
Божественной литургии", значительно упростивший
католическое богослужение и разрешивший богослужение на
национальных языках.
- Orientalium Ecclesiarum - Декрет о
Восточных Церквах, призывающий католиков к братской
любви по отношению к восточным (православным) христианам
и высоко оценивающий исторический, богословский и
аскетический опыт Восточных Церквей.
- Unitas redintegratio - Декрет "об
экуменизме", устанавливающий принципы диалога
христианских конфессий.
- Nostra aetate - Декларация об
отношениях Церкви и нехристианских религий, осудившая
антисемитизм.
Декрет Ad gentes - о миссионерской
деятельности Церкви (аналог нашей "миссионерской
концепции"), утверждающий необходимость церковной миссии
и трактующий ее в эсхатологической перспективе, так как
"Бог посредством миссии открыто вершит историю
спасения". Декларация о свободе вероисповедания
(Dignitatis hunanae), которая фактически является
признанием Церковью принципа свободы совести, или права
каждого человека придерживаться любых религиозных
воззрений или не придерживаться никаких.
В русской историографии Второй
Ватиканский собор имеет противоречивую репутацию, кто то
считает его настоящей трагедий, постигшей Католическую
церковь в двадцатом веке, кто-то крупнейшей победой
западного христианства.
***
Читайте также по теме:
***
"Я думаю, что обе эти оценки
преувеличены, - объясняет игумен Евфимий Моисеев,
преподаватель Московской духовной академии и заместитель
Председателя Издательского Совета Русской Православной
Церкви. - Хотя это был и очень важный опыт решения тех
проблем, которые накопились в католической Церкви за сто
лет, прошедшие со времен Первого Ватиканского собора, но
те задачи, которые ставил перед собою Собор, на мой
взгляд, так и не были решены. В том числе и одна из
основных - установить диалог с обществом, сделать язык
церковной миссии доступным для большего числа людей. С
нашей точки зрения, тот факт, что Второй Ватиканский
собор принял решение о допустимости богослужения на
национальных языках - является очевидной победой,
служить Триденскую мессу на латыни в середине двадцатого
века было просто невозможно. С другой стороны,
модернистская литургическая реформа, которая была
связана с изменением чинов, некоторых церковных традиций
в итоге не оправдала себя. Как не оправдала себя и в
целом, концепция "нового миссионерства", инкультурации,
попытка перевести церковную миссию на язык
нехристианских народов. Сегодня очевидно, что любая
культура имеет религиозные корни, и если она возникла на
нехристианском фундаменте, то христианизировать ее очень
сложно, для этого могут потребоваться не годы, а
десятилетия, или даже века".
"Как известно, Ватиканский собор заседал
очень долго, несколько лет, и многие его решения были
революционными, если называть вещи своими именами, -
подчеркивает отец Евфимий. - Значительная часть того,
что было заявлено на Втором Ватиканском соборе не было
воплощено в жизнь. Более того, в 1970-х с приходом
нового папы последовала вполне естественная волна
консервативной реакции. Католическая церковь оказалась
не готова к столь резким изменениям. Для нас важно, что
на Втором Ватиканском соборе была предпринята попытка
выстроить новые отношения с восточными церквями, в
первую очередь с Константинопольским и Московским
патриархатом, но эти контакты так и не вышли за
церковно-политические рамки, никакого продвижения в
области догматических вопросов так и не произошло".
Своеобразным аналогом Второго
Ватиканского Собора для Русской Церкви стал Поместный
собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.
Главной целью Поместного собора Русской
Православной Церкви 1917-1918 годов были реформа высшего
церковного управления и общее реформирование
(обновление) церковной жизни.
"До революции и до обновленческого
раскола в церковной среде не возникало особых опасений
при употреблении слова "реформа". Выражением "церковная
реформа" пользовался Святейший правительствующий синод,
и в 1905 году большинство епархиальных архиереев, среди
которых было много замечательных иерархов с глубоким
духовным опытом, выступали за определенное
реформирование тех или иных сторон церковной жизни, -
рассказал в одном из интервью "Нескучному саду"
протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя
ОВЦС и автор книги "На пути к литургическому
возрождению", посвященной предсоборным дискуссиям начала
века. - Замечательный памятник того времени - трехтомное
с прибавлением собрание их записок, изданное в 1906 году
и переизданное недавно - так и называется: "Отзывы
епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе".
Когда десятилетие спустя многие из этих предложений
выносились на Поместный собор 1917-18 годов, сам термин
"реформа" никого не смущал. Некоторые из этих
архипастырей, отметим, впоследствии стали
новомучениками".
Из решений Собора важнейшими стали:
восстановление патриаршества, реорганизация высшей
церковной власти (распределение обязанностей между двумя
коллегиальными органами - Синодом и Высшим церковным
советом: первому были переданы пастырско-догматические,
второму хозяйственно-административные функции, причем в
состав ВЦС должны были входить кроме архиереев
представители мирян и белого духовенства); кроме того,
Собор успел принять Приходской устав, предполагающий
активное участие мирян в управлении приходом и
приходским имуществом, положение о "внутренней и внешней
миссии", устанавливающей систему миссионерских
учреждений Русской Церкви, и некоторые другие документы.
Деятельность Собора была прервана в связи с
разгоревшейся Гражданской войной, последовавшей за
Октябрьским переворотом. Собор успел рассмотреть и
принять не все документы, подготовленные 23 соборными
комиссиями (отделами), в том числе отделами богослужения
(о литургической реформе, богослужебном языке и др.).
Большая часть решений Поместного Собора 1917-1918 гг.,
ввиду начавшихся гонений так и не была в полной мере
проведена в жизнь. Впоследствии многие из них были так
или иначе скорректированы: в первую очередь те, которые
определяли устройство церковного управления. На
Поместном Соборе 1945 года было принято "Положение об
управлении Русской Православной Церкви", а в 1988 году -
"Устав об управлении Русской Православной Церкви", в
который затем были внесены исправления на Архиерейском
Соборе 2000 года. Эти документы заменили постановления о
церковном управлении, принятые на Соборе 1917-1918 гг.
Однако многие определения Собора 1917-1918 гг. никем не
отменялись и продолжают действовать в той части, которая
не подверглась пересмотру на последующих Соборах.
Дмитрий Ребров
Нескучный сад - 18.10.2012.
|