Можно ли молиться вместе с католиками?
Многие православные люди участвуют в
общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные
проблемы общества, обмениваются опытом социальной
работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто
начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь
церковные правила запрещают молиться с инославными! В
чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти
вопросы корреспонденту "Нескучного сада" ответил
клирик
кафедрального собора иконы Божией Матери "Всех скорбящих
Радость" города Сан-Франциско протоиерей Петр
Перекрестов.
***
Протоиерей Петр Перекрестов родился в
1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера,
мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в
храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил
Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре
занимался русским языком и литературой, служил диаконом
в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и
переехал в Сан-Франциско. Клирик храма иконы Божией
Матери "Всех скорбящих Радость".
***
- Отец Петр, канонический запрет
молиться с инославными относится только к молитвам на
богослужении?
- Церковные каноны запрещают не только
молиться с еретиками, но и входить в их храмы,
трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже
лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда
эти каноны были приняты, все еретики были людьми
знающими, убежденными, шли против христианского учения
не по невежеству, а из гордости. И врачи не только
осматривали пациента и назначали лечение, но и молились
и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна.
То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно
познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в
богословии человека это соблазн. То же самое в бане -
там не только мылись, но много времени проводили в
беседах. Каноническое правило актуально и в наши дни,
просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят
о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или
на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот
запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что
неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру,
нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать
их в дом на чашку чая (а многие сектанты - иеговисты,
мормоны - ходят с проповедью по домам). Соблазнительно
это, неполезно и опасно для души.
Некоторые считают, что запрет на
совместную молитву относится только к богослужению, а в
начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так
не думаю. "Литургия" с древнегреческого переводится как
"общее дело". Молитва на литургии - не частная молитва
каждого прихожанина, это молитва общая, когда все
молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И
для православного любая общая молитва имеет какой-то
литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно
молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и
святых?
- В современном секулярном мире
представители не только других конфессий, но и других
религий воспринимаются скорее как союзники по отношению
к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что
плохого, если они вместе помолятся?
- На Западе сейчас доминирует идея, что
нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя
вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали.
Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей,
уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях
католиков - родственников наших прихожан. Я там
присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не
молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу
помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей
бабушке-католичке: "Господи, помилуй рабу Твою". А потом
уже "Упокой, Господи…" и по-православному поминаю всех
моих православных родственников. Но по этой бабушке я не
могу служить панихиду, вынимать за нее частички на
проскомидии. Церковная молитва - молитва за членов
Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор,
надо его уважать, а не притворяться, что она была
православной. Молитва - это любовь, но любовь должна
помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва
об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана
Богом. Тогда по логике все они должны предстать перед
Судом Божьим как православные. А они не понимали или не
хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой
"любовью".
Пример подлинно христианской любви к
неправославным людям показал святитель Иоанн
Максимович - я составил книгу о нем, недавно вышедшую
в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали
инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и
молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то
из них молился вместе с ним. Это была действенная
молитва - исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это
не называется, что он молился с инославными. А когда на
приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним
из крестных католика, издал указ, чтобы из всех
метрических книг вычеркнули имена инославных
восприемников. Потому что это нонсенс - как может
ручаться за воспитание крещаемого в православной вере
неправославный человек?
***
Читайте также по теме:
***
- Но разве плохо перед общей трапезой с
католиком вместе прочитать "Отче наш"?
- Это, наверное, иногда допустимо. В
любом случае я должен помолиться перед едой. Если
собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя,
крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться,
православный человек может предложить: давайте прочитаем
"Отче наш". Если все христиане разных конфессий -
прочитают про себя каждый по-своему. В этом не будет
измены Богу. А экуменические молитвы на больших
собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене.
Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в
Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как
отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви).
Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции
политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в
контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью
связывает любовь, а с понятием любви тесно связано
понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится
общаться со многими людьми другого пола. С ними можно
иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина
вступает с другой женщиной в связь, это измена и
законное (для его жены) основание для развода. Так и
молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится
либо людьми душевными, для которых главное - хорошие
отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да,
главное - любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина.
Нет истины без любви, но и любви без истины.
Экуменические молитвы как раз размывают истину. "Пусть
Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное" - в
этом суть экуменизма. Понижение высокого. В
восьмидесятые годы в экуменическое движение активно
влились православные. Ответьте мне, пожалуйста,
благодаря свидетельству Православия на экуменических
собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне
такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи
(реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него
все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они
не соответствуют экуменическому духу - толерантности и
терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди
приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и
переходили в Православие. Или ездили в монастыри, видели
старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то
экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал.
То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а
по плодам мы познаем правильность наших действий.
Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла.
И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками
актуален как раз применительно к экуменическим
собраниям.
"Здравствуйте!
Вы - еретик!" - начнем мы разговор с таким человеком?
Его интерес к Православию исчезнет. Я знаю случаи, когда
люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и
переходили в Православие".
На фото - храм Христа
Спасителя, 1 февраля, интронизация Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Среди присутствовавших
в храме были не только представители поместных
православных Церквей, но и других христианских конфессий
и никто не почувствовал себя незваным гостем
- Вместе заседаем, обсуждаем вопросы,
обмениваемся опытом социальной работы и одновременно
считаем их еретиками?
- Конечно, мы сегодня стараемся не
называть никого еретиками. Это не только некорректно, но
и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века
каждый еретик сознательно шел против единой Церкви.
Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере
в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с
религии или конфессии, традиционной для их страны,
семьи. При этом многие интересуются другими религиями,
хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии.
"Здравствуйте! Вы - еретик!" - начнем мы разговор с
таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет.
Наша же задача противоположная - помочь людям прийти к
истине. Если человек искренне интересуется Православием,
хочет разобраться, читает книги, общается с
православными священниками и богословами, в какой-то
момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по
определению Православной Церкви - ересь. И сделает свой
выбор. В США последние годы идет быстрый рост
православных общин, и в основном за счет коренных
американцев. Почему американцы переходят в Православие?
Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят,
что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах
женского священства, однополых браков, а Православие
хранит верность заповедям. Вы в России это не так
ощущаете, а для нас это реальная проблема - в
Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных
конфессий.
***
Читайте также по теме:
***
Надо разделять сотрудничество и
совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему
поучиться у инославных: у протестантов - знанию Писания,
миссионерской напористости, у католиков - социальной
деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и
пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал
одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту
благодати и истины. Конечно, есть очень набожные,
благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на
своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании
- там благочестие сохранилось. В Америке же католики
стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о
совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди
оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь
участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на
официальных мероприятиях, когда на молитву все
облачаются, протестанты тоже надевают специальные
одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй,
единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто
в этом действе участвует, они воспринимают как
единомышленников. Это большой соблазн. В Зарубежной
Церкви почти половина духовенства - люди, перешедшие в
Православие из католичества или из англиканской церкви.
Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что
компромисс в вопросах общей молитвы приведет к
нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого
не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские
отношения, но стоим на истинности своей веры. А
экуменические молитвы делают человека равнодушным к
истине.
- Православные люди в России очень любят
произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его
книги продаются во многих православных храмах, и они,
действительно, по духу очень близки Православию.
Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в
Россию, православные отказали бы ему в совместной
молитве?
- Я сам очень люблю Льюиса, а у моей
матушки это просто любимый писатель. Его книги -
замечательный мостик от чисто земного, секулярного
восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать
неподготовленным людям - духовным младенцам - твердую
пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут.
И трудно представить для новоначальных литературу лучше
книг Льюиса. Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис
в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в
Англии это было очень сложно, означало отказ от своих
предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему
не могут вместе с ним молиться. А если бы сказали, что
никакой разницы нет, он почти православный, можно
молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?
На фото -
Папа Римский Бенедикт XVI осматривает
достопримечательности Сиднея во время визита в Австралию
(июль 2008)
Замечательный пример есть в Евангелии -
беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она
отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во
время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы
не было. А после беседы она обратилась, побежала
рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда
для евреев были еретики. Надо открывать свою веру, ее
красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого
человека, но общая молитва с человеком другой веры
только введет этого человека в заблуждение. Именно
поэтому от нее надо воздерживаться.
Беседовал Леонид Виноградов
Нескучный сад - 01.02.2013.
|