Я – хуже всех? Покаяние и комплекс неполноценности
О том, действительно ли Православие
развивает в человеке комплекс неполноценности, где грань
между смирением и самоедством и когда стремление к
самоуничижению превращается в патологию, мы беседуем с
известным психиатром и поэтом из Одессы Борисом
Херсонским.
"Православные" комплексы
- Борис Григорьевич, где грань, за
которой покаяние, попытка смириться переходит в
патологический комплекс вины и ощущение собственной
никчемности?
- Мне кажется, что сам человек не в
состоянии отметить эту границу: она может быть почти
неуловима и пролегает не внутри, а вовне - в отношении к
другим людям, к ближнему.
Есть один верный критерий: пока
самоумаление ведет к близости с другими,
доброжелательности, умению прощать - о патологии не
может быть речи. А если человек отворачивается от
других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает
радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не
пытаясь ничего исправить, - перед нами уныние, депрессия
- на профессиональном нашем языке. И, разумеется, хоть в
депрессии есть и "плотский уровень" (страдает, скажем,
обмен серотонина), но не видеть в ней душевной и
духовной составляющих означает оставаться на уровне
примитивного материализма.
- Среди православных депрессия на такой
почве действительно встречается чаще, чем среди других
людей?
- Не думаю. Первая половина моей
врачебной практики проходила в условиях почти тотального
атеизма. Но в депрессивных пациентах и в людях с
комплексами недостатка не было. Сейчас количество
верующих увеличилось на два порядка. И если бы религия
действительно всерьез была патогенным фактором, то это
повлияло бы на общую частоту депрессивных состояний. А
она остается прежней…
Чувство ущербности - откуда оно?
- Давайте разберемся в определениях:
комплекс неполноценности, низкая самооценка и комплекс
вины - это одно и то же? Если нет, то в чем разница?
- Термин "комплекс неполноценности"
вошел в психологическую литературу с легкой руки
австрийского психиатра Альфреда Адлера, наряду с
"комплексом превосходства" и "социальным чувством".
Комплекс неполноценности, как и многие иные комплексы,
не выдумка, а психологическая реальность.
- Откуда он берется?
- Он возникает из постоянного
соотнесения себя с другими людьми. Возможно, впервые - в
раннем детском возрасте, когда маленький "царь
вселенной", вокруг которого вращался мир, внезапно
осознает себя слабым, беспомощным и ничтожным существом.
Фигуры взрослых и старших детей вырастают до гигантских
размеров. В каком-то смысле детство - это путешествие
Гулливера в страну великанов.
И даже сравнявшись с великанами в росте,
человек продолжает чувствовать себя ничтожным и
беспомощным: всегда рядом будут люди сильнее и
значительнее его. Комплекс неполноценности подпитывается
чувством зависти и страхом отвержения. В религиозном
отношении это зависть к Богу. Желание "у Бога отнять
небеса" (слова из советской песни). При ясном понимании,
что Богу завидовать невозможно: если Его нет, то как
завидовать "нулю", который "проповедуют атеисты" (Ф.
Достоевский). Если же Бог есть, то человек всегда будет
ничтожен перед Тем, для Кого звезды - искры.
Я думаю, что сам по себе комплекс
неполноценности не патология, а часть нормального
отношения человека к миру. Гораздо большее количество
проблем порождает комплекс превосходства, он же -
гордыня, он же прелесть в старом понимании этого слова -
прельщение.
- А разве комплекс неполноценности - не
обратная сторона гордыни? Ведь в таком состоянии
человеку нужно постоянно чем-то подпитывать свое
самолюбие…
- Нет, не обратная. Хотя внешние
результаты близки: человек избегает общения. Но в первом
случае он считает себя недостойным, боится провала,
боится быть отвергнутым. А в случае комплекса
превосходства он - выше всех и не хочет опускаться до
общения с теми, кто его заведомо не поймет.
- В первом случае - тщеславие, во втором
- гордыня?
- Да. Тщеславие направлено на
коммуникацию, оно нуждается в поддержке извне. Гордыня -
личное дело человека, он и так считает, что всё о себе
знает, а все остальные - ниже его, так что их мнения не
имеют значения. Конечно, это схематичное объяснение.
- Когда Вы говорите, что комплекс
неполноценности не патология, а часть нормального
отношения к миру, что Вы имеете в виду?
- Человек, правильно относящийся к миру,
осознает ограниченность своих возможностей. В том числе
и ограниченность своего разума. То есть он понимает, что
не всемогущ, не всеведущ. И уж точно - не всеблаг…
- Осознание ограниченности своих
возможностей и комплекс неполноценности - тождественны,
таким образом?
- В известном смысле. Но
закомплексованному человеку осознание ограниченности
возможностей начинает мешать в повседневной жизни. То
есть приводит к социальным фобиям. Например, так: "Я не
смогу этого сделать, потому что я плохой"; или, скажем,
"я не буду участвовать в благотворительной программе
просто потому, что меня никто не послушает и дело только
проиграет". Это признак того, что граница нормы уже
пройдена.
- Что нужно для преодоления таких
установок?
- Комплекс неполноценности требует
компенсации и сверхкомпенсации. Речь идет о достижениях,
об успехах в соревновании. К примеру, пишут о комплексе
Демосфена, у которого был дефект речи. И он стремился
сверхкомпенсировать его, пытался говорить, набивая рот
галькой, то есть работал над собой, терпеливо исправлял
свой дефект и в итоге стал оратором. Похожая история
случилась с самим Адлером. Он не успевал по математике и
должен был быть отчислен из гимназии. Чувство
неполноценности заставило его взяться за дело, и он стал
первым учеником.
Кстати, Адлер писал, что компенсации
может быть на "полезной стороне жизни" и на
"бесполезной", "темной". Иными словами, хулиганство в
школе - частая форма компенсации недостаточных успехов в
обучении.
- Но ведь это не преодоление проблемы, а
преодоление ее симптомов. Не становится ли человек таким
образом болезненно зависимым от своих успехов и неудач?
- Об этом и речь. Компенсация всегда
предусматривает соревновательность и ориентацию на
достижение. Если успеха не будет, то комплекс,
разумеется, вернется с новой силой.
- Стало быть, он неистребим? Но ведь у
смиренного человека вроде бы комплексов быть не должно…
- У смиренного человека в идеале - не
должно. Но путь к этому - духовный и очень напряженный,
приступы депрессии и самоуничижения часты на этом пути.
Другой разговор, что в жизни верующего
это нормально, поскольку в его мировоззрении
присутствует вертикальное измерение: он видит перед
собой цель, видит идеал - Христа, и земную жизнь
воспринимает как борьбу за то, чтобы приблизиться к
этому идеалу. "Я буду умаляться, а Христос во мне -
расти".
- Как не скатиться к тому, чтобы в своем
самоумалении и попытках "смириться" начать смаковать
чувство собственной никчемности?
- Меньше думать о себе. Адлер говорил,
что королева безобразия - все равно королева. Смакование
собственной никчемности в этом смысле мало отличается от
смакования собственного величия.
***
Читайте также по теме:
***
На волоске от лицемерия
- Давайте перейдем к чувству вины - это,
казалось бы, обычное состояние православного человека…
- Комплекс вины куда глубже комплекса
неполноценности и имеет более четкий религиозный
оттенок. Достаточно сказать, что для преодоления
неполноценности необходимо соревнование,
совершенствование, компенсация. А для преодоления
чувства вины - искупление и прощение.
- Действительно ли православная традиция
покаяния провоцирует комплекс вины?
- В некотором смысле - провоцирует. Но
это не значит, что православное понимание покаяния
заведомо неправильное. Ведь первые слова в Евангелии
говорит не Христос, а Иоанн Креститель, и это - слова о
покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!
Потребность в покаянии вытекает из ощущения близости
Христа.
Осознание своей личной греховности -
отправная точка духовного роста. Христианство вообще не
религия самодовольных и самоуверенных. И, если можно так
выразиться, стиль нашей духовной жизни направлен на
преодоление наших несовершенств с помощью Божией. Но
ведь нужно знать, что именно ты преодолеваешь? Совесть -
тонкий инструмент, который должен быть правильно
настроен. Вот православная аскетика, молитва - это
своеобразный настройщик души.
В ежедневных молитвах, в последовании
богослужений постоянно подчеркивается наша греховность и
виновность перед Богом. Покаянный 50-й псалом мы читаем
ежедневно: Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила
меня мать моя…
В молитве перед Причастием - называем
себя первыми от грешников. А текст Великого покаянного
канона Андрея Критского, в котором наша душа
приравнивается к душам всех библейских грешников и
злодеев, включая Ламеха, похвалявшегося перед женами
смертоубийством?
В молитвах при чтении Псалтири от имени
усопшего произносятся самообвинения в таких грехах,
которых покойный, может быть, и не знал… А есть еще и
знаменитое "Покаяние скитское". Эта весьма поэтичная
молитва, имевшая, по-моему, хождение преимущественно в
старообрядческой среде, содержит такой список грехов,
что удивляешься, как в него не попали вдох и выдох.
- Выходит, нормально для православного
считать себя самым грешным, считать, что он - ничто,
просто орудие, что он действительно хуже всех?
- Я бы не назвал такое отношение к себе
подлинно православным. Какой тут простор для лицемерия!
Вспоминаю рассказ Куприна "Мирное житие", в котором
подлый человек с удовольствием слушает канон Андрея
Критского. Он представляет себя смиренным и очень
православным, но при этом обдумывает донос, слушая
покаянный канон. И не чувствует противоречия.
Это, в некотором смысле, весьма знакомый
мне тип.
- То есть опасность надеть на себя
"маску смирения" касается всех, кто проходит через
покаяние…
- Да, и подчеркнуто "смиренный" человек
на поверку легко может оказаться жестким, негибким, да и
недобрым. Я несколько раз имел дело с подобными людьми.
Пример. Какое-то время тому назад я формально руководил
православным центром милосердия. Формально, потому что
моя "заместительница" отличалась редким своеволием и
блокировала любые мои начинания, не забывая каждый раз
просить прощения с опущенными глазами… Естественно,
прощение она получала столь же формальное, сколь и
просьба о нем. Я считаю, что дело, которым мы
занимались, от этого пострадало сильно…
С точки зрения психологии маска - это
норма. А с духовной точки зрения - что может быть хуже
лицемерия? Горе вам, фарисеи лицемеры! - это ведь
наиболее частая инвектива, которую мы слышим из уст
Спасителя.
- Если человек на самом деле себя самым
плохим не считает, но продолжает говорить "я грешный, я
хуже всех", это обязательно приводит к внутреннему
конфликту и лицемерию?
- Не совсем. Парадоксально, но лицемер
как раз и не переживает внутреннего конфликта и, со
своей точки зрения, - совершенно здоров. И,
следовательно, никогда не обратится к психологу. У него
прекрасно работают механизмы психологической защиты. В
каком-то смысле жизнь для такого человека - маскарад, он
может радоваться тому, что маска ему к лицу, что она
лучше, чем другие маски. Психологи говорят о "масках", о
"ложном я". Совсем недавно прочел статью известного
детского психолога Дональда Виннекота на эту тему. Он
считает доминирование ложных представлений о себе весьма
опасным состоянием. Не то чтобы человек от этого
заболеет. Он просто не проживет свою жизнь…
- В каком смысле?
- Он будет все время гнаться за
несуществующим идеалом, пытаться соответствовать некоему
образу себя, который сложился у него в голове и который
он считает достойным одобрения окружающих людей.
- Может ли вообще самообвинение -
нелицемерное - считаться нормальным, здоровым состоянием
человека?
- Самообвинение - обычное состояние души
того, кто вникает в смысл богослужебных текстов и
стремится в молитве отождествить себя с окончательно
падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно
подчеркиваем свою греховность - это значит, что мы либо
скользим по поверхности покаянных молитв, не понимая и
не вслушиваясь, либо это какой-то внутренний протест…
Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о
грехах столь же опасно, как и погрязать в грехах. Только
опасности разные.
- Но как в таком случае относиться к
словам покаянных молитв, если ты их искренне не можешь
принять на свой счет?
- Иногда это нужно глубоко
прочувствовать. Для того чтобы воззвать из глубины. Но
это уже далеко от психологической тематики, я бы эти
вопросы оставил духовнику.
Смирение и/или достоинство?
- А что такое смирение на языке
психологии?
- Мне кажется, что это спокойное
состояние души, готовность принять любые испытания.
Психологи скажут "высокая фрустрационная толерантность",
но на вопросы о смирении отвечать нашими терминами не
подобает. Кроме того, смирение предполагает готовность
спокойно и правильно действовать с другими людьми,
"никого, не огорчая и не смущая", как говорится в
молитве последних оптинских старцев.
Нарциссизм, болезненная обидчивость,
раздражительность - все это противоречит понятию
смирения. О смирении можно сказать почти то же, что
апостол Павел говорит о любви - не превозносится, не
ищет своего…
- С точки зрения психологии какой
позитивный момент есть в смирении и покаянии?
- В самоумалении есть серьезная доля
реальности. Мы ведь не только считаем себя грешниками.
Мы действительно таковы. Наши достижения тоже не столь
велики. И мир наш не столь совершенен. И все мы
бессильны перед величием Бога и Его творения. А умение
видеть себя в мире таким, какой ты есть в
действительности, - великое дело. В конце концов,
самоконтроль и трезвый взгляд на себя - это именно то,
что должен выработать у своего клиента хороший психолог.
Есть, впрочем, психологические
направления, которые побуждают человека забыть страх и
упреки совести, открыто выражать свою враждебность и
агрессию. Но я к этим направлениям не принадлежу.
- Искореняя свои недостатки, умаляя
себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать
свои достоинства и придавать значение своим успехам? Мы
рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны
были сделать (Лк. 17:10) …
- Скорее - не должен акцентироваться на
своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи
замечает. И неужели верующий не может оценить то, что
делает? Другой разговор, что верующий знает цену этим
успехам. И что мы не имеем права трубить на всех
перекрестках о "благодеяниях", совершенных нами. Мы не
носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В
каком-то смысле, в идеале, вера должна быть прививкой
против нарциссизма.
Вот что важно! Не искать побед во
взаимоотношениях с Богом. Вот финал стихотворения
Рильке, переведенного Пастернаком:
Кого тот Ангел победил,
Тот правым, не гордясь собою,
Выходит, из такого боя
В сознаньи и расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждет, чтоб высшее начало
Его все чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.
- А слова: "Все плохое во мне - от меня,
все хорошее - от Бога" - позиция слабого, пассивного
человека?
- Не стоит всерьез говорить об этом. На
мой взгляд, такая формулировка вступает в противоречие с
известными словами Христа: Царство Божие - внутри вас.
А представление о том, что верующий
заведомо неполноценен, слаб - оскорбительно и не
соответствует реальности. Список великих верующих
настолько огромен, что нет даже смысла обсуждать этот
вопрос.
- Не страдает ли чувство собственного
достоинства, индивидуальность человека оттого, что он
старается смиряться и не придает значения своим успехам?
- Индивидуальность - никоим образом! Она
описывается тысячью психологических характеристик, и
нарциссически раздутая самооценка лишь в патологии может
быть названа ведущей из них. Аккуратность, педантизм,
сдержанность, импульсивность - разве зависят эти черты
от самоумаления?
- А чувство собственного достоинства?
- Смирение и признание собственных
грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а
просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения
верующего, если Бог "немного умалил его пред ангелами,
славою и честью увенчал его" - не в этом ли высшее
достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе
Божием?
Что делать?
- Каков признак того, что верующему пора
бороться с комплексом вины? И с чего начать, если ты
привык в себе копаться и выискивать собственные
недостатки?
- Критерий может быть таким: если ты
начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от
людей, замыкаться в себе, то пришла пора бороться уже не
с собой, а с ненавистью к себе. И с отчуждением от
окружающих. И думаю, что начать нужно с попытки
совладать с этим самостоятельно. Вдумчивый и не слишком
строгий духовник может здесь быть хорошей опорой. Но
иногда необходимо обращение к психологу, реже - к
психиатру. Верующему христианину поможет психотерапевт,
с уважением относящийся к духовному миру своего клиента.
В идеале - если этот специалист сам верующий. Но вовсе
не обязательно.
- Многие сомневаются, что психология
может быть полезна верующему. Ведь есть священники, с
которыми можно поговорить, посоветоваться…
- Есть простой ответ: по вопросам
душевной жизни - лучше обращаться к психотерапевту, по
вопросам духовной жизни - к духовнику. Сложность
начнется, когда мы станем определять границу…
- Вопросы, которые мы обсудили, -
чувство вины и чувство собственной неполноценности -
куда относятся? К духовной или душевной сфере?
- И к тому, и к другому. Все зависит от
уровня. Если я чувствую вину перед другом - к душевному.
Если я чувствую себя виноватым, безвозвратно погибшим
перед Богом - это уже другое…
Валерия Посашко
Фома - 13.08.2012.
|