Гермоген Шиманский. Таинство Миропомазания
Сообщение благодатных даров Святого
Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании,
первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву
и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся
эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение)
была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром.
***
Понятие о Таинстве
"Миропомазание есть таинство, в котором верующие,
при помазании святым Миром частей тела во имя
Святого Духа, получают дары Святого Духа,
возращающие и укрепляющие к жизни духовной"
Православный катехизис
Сообщение благодатных даров Святого
Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании,
первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву
и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся
эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение)
была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром.
В III и IV веках чин Миропомазания
достиг своего полного развития и слагался уже из тех
элементов, какие в него входят и в настоящее время:
помазание святым Миром - с произнесением известных слов,
руковозложение, - главным образом в Западной Церкви, -
соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное
знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию.
В IV веке таинство совершалось чрез
помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский
Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные
члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста,
уши и перси, с произнесением слов: "печать дара Духа
Святаго" (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.;
Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось
крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов
Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др.
Обрядовая сторона таинства Миропомазания
состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания.
Освящение Мира
Право освящать Миро принадлежит
исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви
Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В
настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом.
В состав Мира, кроме воды, елея и вина,
входит в определенных дозах до 30: а иногда и более,
различных благовонных веществ: благовонные масла
(бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные
ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни
(фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы
(розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие
благовонных веществ символически указывает на обилие и
разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.
Мироварня в Малом соборе Донского монастыря (Москва)
При пении тропаря Пятидесятницы
Предстоятель вливает древнее миро из алавастра в каждый
(!) сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший
Патриарх по традиции восполняет алавастр новоосвященным
миром, что символизирует непрерывное преемство
благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших
дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также
закрываются и запечатываются сосуды с новым миром,
которое будет передаваться во все епархии Московского
Патриархата.
Предварительное приготовление всех
благовонных веществ и прочих составляющих - начинается с
Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице.
Открытое и торжественное мироварение бывает на Страстной
седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня
приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности
мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой
водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам
возжигает под котлами огонь, который и поддерживается потом
во время мироварения священниками и диаконами. Во все время
мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие.
В Великую Среду в приготовленное миро
кладут ароматы. Затем миро разливается в 12 сосудов. В
Великий Четверг, пред чтением часов, священнослужители
переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных
местах около жертвенника. На жертвеннике же поставляется
сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Во время
великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят
пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным)
и поставляют их вокруг престола. Алавастр с преждеосвященным
Миром поставляется на престоле. После освящения Святых
Даров, после слов: "И да будут милости...", - патриарх
освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый
сосуд, читая особую молитву, в которой испрашивает у Господа
наития Святого Духа на Миро, чтобы Господь сотворил его
помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования.
В следующей молитве патриарх приносит
благодарение Богу за освящение Мира. Затем он благословляет
еще раз трижды каждый сосуд и закрывает их. Освященное таким
образом Миро после литургии переносится в особое хранилище
при пении 44-го псалма. Здесь в каждый сосуд освященного
Мира вливается из алавастра по несколько капель
преждеосвященного Мира, а сам алавастр дополняется вновь
освященным Миром. Из Московской Патриархии освященное Миро
рассылается епархиальным архиереям.
В приходских храмах полученное от
епископа Миро хранится в алтаре на престоле в специальном
ящике, называемом мирницей, в которой полагается сосуд со
святым Миром, а также сосуд с освященным елеем (с
соответствующей надписью: "Святое Миро" и "Святой елей"),
ножницы, губка и две кисточки для помазания - одна Миром, другая - елеем.
Миропомазание
Помазание Миром совершается священником
непосредственно за Крещением. В обрядовой стороне этого
священнодействия везде выражается мысль о тесной внутренней связи его с Крещением.
После молитвы: "Благословен еси,
Господи Боже Вседержителю", служащей переходом от совершения
таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания,
священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на
челе, очах (веках), ноздрях, устах, ушах, персях, руках и
ногах, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства: "Печать дара Духа Святого, аминь".
Этим видимым действием освящаются
невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.
После помазания Миром священник с
восприемниками и крещаемым совершают троекратное хождение
вокруг купели со свечами при пении: "Елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа".
Круг есть символ вечности, поэтому
кругообразное обхождение со свечами выражает вступление
новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин.
8: 12), а также радость новопросвещенного и всей Церкви о
совершающемся таинстве духовного рождения нового сына
Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны - как вокруг храма).
Чтение Апостола и Евангелия. После
обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и
Евангелие, которые одинаково относятся к крещению и к
миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними.
Апостол объясняет цель и плоды крещения
как образа погребения и воскресения Господа и начинается
словами: "Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в
смерть Его крестихомся" (Рим. 6:3-11). Евангелие повествует
о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской
горе и повелении Его учить "вся языки, крестяще их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа" (Мк. 28:16-20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.
После чтения Евангелия бывает ектения:
"Помилуй нас, Боже", в которой прилагаются прошения о
восприемнике и новопросвещенном, после которой по Уставу положено совершать отпуст.
В самом чинопоследовании таинств
Крещения и Миропомазания, на связь их с литургией указывает:
начальный возглас крещения "Благословенно Царство", великая
(мирная) ектения, пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия.
Омовение. В настоящее время, по
чиноположению Православной Церкви, после ектении "Помилуй
нас, Боже" отпуста не бывает, а священник совершает подряд
еще два действия: омовение и пострижение власов.
В древней Церкви эти два действия
совершались на восьмой день после крещения и миропомазания.
В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные
тщательно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в
двух таинствах, и потому не омывались, равно и не снимали
белых одежд, полученных в крещении. Все это время они
проводили в посте и молитве, удалялись от мирских
удовольствий и развлечений. Воспоминание о такой практике
древней Церкви сохранилось в нашем Требнике, относящем омовение на восьмой день.
Омовение совершается по следующему
чину: священник читает молитвы, в которых просит Господа
сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной,
соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.
Потом "разрешает, - сказано в Требнике,
- пояс отрочате и пелены" и, соединив края их, омочает их в
чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: "Оправдался
еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем
Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего".
Затем совершает губкой, напоенной
чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела,
помазанных елеем и Миром, произнося слова:
"Крестился еси, просветился еси,
миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и
Сына и Святаго Духа, аминь".
Как в предыдущих, так и в последующих
словах указывается на преемственное совершение таинств,
которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:
"оправдался еси" - указывает на прощение грехов;
"крестился еси" - на освящение души и тела в водах крещения;
"просветился" - вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;
"миропомазался" - на таинство Миропомазания;
"освятился" - относится к таинству Евхаристии,
которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;
"омылся" - относится к настоящему обряду омовения.
Пострижение власов совершается вслед за
омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник
испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу
его, да преуспев в возрасте, "сединами старости славу Богу
возслет" и увидит благая Иерусалимова.
Затем крестовидно постригает волосы на
голове новокрещенного, произнося: "Постригается раб Божий (имя) во имя
Отца и Сына и Святаго Духа" (певцы - "Аминь").
Пострижение волос на голове означает
подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.
Пострижение волос на голове совершается
обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова:
сперва постригается затылок, потом - передняя часть головы,
далее правая и левая ее стороны.
За пострижением волос следует краткая
ектения: "Помилуй нас, Боже", - о восприемнике и
новокрещенном. А затем бывает отпуст с крестом, где
обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя
крещенному. После отпуста дается крест для целования сперва
новокрещенному, потом восприемникам.
***
***
Воцерковление
Воцерковление есть введение
новокрещенного человека в церковное общество и причисление к
нему. По своему происхождению воцерковление имеет еще
значение дозволения входить в храм.
Чин воцерковления младенца совершается
на 40-й день по рождении над уже крещенным младенцем.
Этот чин следует обычно сразу после
чтения "Молитв жене родильнице в 40-й день" ("сороковой
молитвы"). После чтения последней (4-й) молитвы священник,
взяв младенца на руки, творит им образ креста, - сперва пред
вратами храма (в притворе), - произнося слова:
"Воцерковляется раб Божий (или раба
Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь".
Входя в храм, произносит: "Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему".
Посреди же церкви снова творит образ креста со словами: "Воцерковляется раб Божий..." и после них говорит: "Посреде церкве воспоет Тя".
Наконец, перед царскими вратами в
третий раз священник, творя младенцем образ креста,
произносит те же слова: "Воцерковляется раб Божий". И если
младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося
вокруг престола чрез горнее место, и после поднесения его
(приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его.
Если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а
только пред царские врата. Воцерковление священник заключает
молитвой Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши..." и отпустом с крестом.
Чин принятия в Православную Церковь
лютеран, кальвинистов и других посредством Миропомазания,
а также армян и католиков, над которыми
не совершено таинство миропомазания
Лица указанных вероисповеданий
(протестанты, католики, армяне) имеют вообще правильное
крещение. Но протестанты (лютеране, кальвинисты и проч.) не
признают таинства Миропомазания и не имеют правильного
иерархического преемства, которое Православная Церковь
признает необходимым условием правильности совершения
таинств (Второй Вселенский Собор, Седьмой Вселенский Собор,
Шестой Вселенский Собор, 95 пр.); потому все они принимаются
в Православную Церковь чрез Миропомазание. Что касается
католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание
в своих обществах, а потому чрез Миропомазание принимаются
только те из них, которые не были миропомазаны в своих обществах.
Чин принятия в Православную Церковь лиц
указанных исповеданий состоит из оглашения и самого
Миропомазания. Вначале они исповедуются у священника (но
разрешительная молитва при этом не читается), затем над ними
в притворе храма совершается оглашение: они произносят
отрицания от прежних заблуждений. Отрицания произносятся или
в общих выражениях, или с особым изложением неправого учения своего вероисповедания.
После совершения отрицания
присоединяющийся исповедует догматы православной веры,
читает Символ веры и затем вводится священником из притвора
в храм со словами: "Вниди в Церковь Божию и отрини вся
неправости и заблуждения". В это время поется 66-й псалом.
Присоединяемый приводится к аналою, на котором лежит
Евангелие; здесь он преклоняет колена пред Евангелием, и
священник читает молитву "Господи Боже Вседержителю", в
которой молит Господа, чтобы даровано было просвещенному
нелицемерно, невозвратно и нелестно соединиться Святой Соборной Церкви.
После молитвы присоединяемый, встав с
колен, произносит обещание содержать и исповедовать
православную веру до конца жизни целу и невредиму, в
уверение чего целует Евангелие и крест. Священник
присоединяемому, преклонившему колена, читает разрешительную
молитву (особого содержания) и приступает к совершению
самого таинства Миропомазания (см. Большой Требник, гл. 106).
После возгласа: "Благословенно Царство"
поется "Царю Небесный" и произносится великая ектения с
особыми прошениями о благодатных дарах помазания святым Миром.
Вслед за ектенией священник читает
молитву: "Благословен еси, Господи" (та же, что и для
младенцев пред помазанием Миром) и совершает само помазание
по обычному чину. После этого он возлагает крест на
миропомазанного и читает молитву "Господи Боже наш", в которой просит: "Ты, Владыко всех, истинную веру в нем
(сподобившемся помазания) соблюди, воспитай его в правде и
истине, и всеми даровании украси".
По прочтении молитвы совершается по
обычному чину омовение и читается священником тайная молитва
(на главопреклонение): "Одеявыйся в Тя, Христа и Бога
нашего". После возгласа: "Яко Твое есть еже миловати",
произносится ектения: "Помилуй нас, Боже", - с особыми
прошениями о новопросвещенном. И бывает отпуст с крестом.
Примечание
В случае тяжелой болезни и смертной
опасности лица из инославия, изъявившие искреннее желание
перейти в Православие, принимаются в Церковь без особого
предварительного чина, чрез одно только миропомазание, и
притом только на одном челе. При этом священник должен
только прочитать над больным следующие две молитвы,
положенные в чине присоединения: 1) "Господи Боже
Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй" и 2)
разрешительную: "Господь и Бог наш Иисус Христос ключи
Царствия Небеснаго", и затем после миропомазания приобщает
его Святых Таин по обычаю (Указ Святейшего Синода 1800 года от 20 февраля).
Гермоген Шиманский
Православие.Ru - 21.02.2006.
|