Промысл Божий в жизни человека. Беседа с
председателем Синодального миссионерского отдела
Беседа о сущности, вопросах и
противоречиях Промысла Божиего в православном
святоотеческом учении с председателем Синодального
миссионерского отдела, главой Комиссии по работе с
вузами и научным сообществом Московской епархии,
наместником Высоко-Петровского ставропигиального
мужского монастыря епископом Луховицким Евфимием
Моисеевым.
Фрагмент греческой иконы "Мы все в руках Божьих"
– Для раскрытия нашей темы
необходимо определиться с тем, а что вообще православная
традиция понимает под Промыслом Божиим?
– Промысл Божий – очень ёмкое понятие,
которое включает в себя множество факторов, в том числе
обстоятельства жизни человека. Как говорят духовно
опытные люди, Промысл Божий нам открыт в значительной
степени через обстоятельства жизни, многие из которых от
нас не зависят – дата рождения и смерти, пол, родители,
время, в которое мы живем, страна, где мы родились,
таланты, которыми мы наделены. В общем, целый ряд
факторов, с которыми мы должны жить и с которыми мы, как
минимум, должны считаться. Соответственно, когда мы всё
это проанализируем, будет не так сложно понять, что с
этим делать. Господь даёт нам стартовую позицию, и уже
мы сами выбираем, как распорядимся ею: сумеем ли мы это
направить ко благу или, наоборот, употребим это во
зло. Потому что свобода, как известно – это палка о двух
концах.
Христианин должен жить по принципу,
который прекрасно сформулирован в словах Божественной
Литургии: Твоя от Твоих Тебе приносяще, то есть
приносить в жертву Творцу свои дарования, в идеале – всю
свою жизнь, которая в этом случае становится творческим
процессом соработничества человека и Бога.
Господь дал человеку таланты для их
возделывания и преумножения, ведь, как сказано в
Евангелии, кому много дано, с того много и спросится. В
некоторых случаях множество дарований становится и
духовным соблазном. И, честно скажем, многие русские
люди ему подвержены, потому что русский человек – очень
одарённый человек во всех смыслах этого слова, и Россия
– очень богатая страна. Но иногда эти духовные и
материальные богатства играют с нами злую шутку, потому
что мы часто расслабляемся и начинаем думать, что всё
нам данное – это нечто само собой разумеющееся. Мы знаем
из истории, что иногда это приводит к очень печальным
последствиям.
Не следует Промысл Божий путать с
предопределением, учение о котором есть, например, в
исламе или в кальвинизме. Это учение по сути упраздняет
свободную волю человека. В Православии Промысл Божий
именуется благим и всесовершенным, то есть он всегда
действует во благо человека, направляя его ко спасению.
Именно через призму благости Божией нужно рассматривать
в том числе печальные и скорбные обстоятельства нашей
жизни. Они скорбные для нас, для тех, кто живет на земле
– до тех пор, пока мы не увидим всю картину. В Евангелии
от Иоанна есть слова Спасителя, которые Господь сказал
своим ученикам применительно к будущей жизни: в этот
день вы не спросите Меня ни о чем (Ин. 16: 23), то есть
когда откроется полнота Божественного замысла об этом
мире, всё встанет на свои места и станет понятно то, что
непонятно сейчас. Поэтому то, что сегодня многое от нас
сокрыто – это вполне нормально для земной перспективы,
но у нас есть и Божественная перспектива, заданная
Божественным Откровением, Священным Писанием. Но нужно
иметь немалый духовный разум, чтобы понимать суть и
значение тех событий, которые происходят.
Задача христианина – полагаться на волю
Бога, уметь принимать обстоятельства жизни не просто с
покорностью судьбе, но в идеале с благодарностью.
Желательно подходить к задачам жизни творчески, задавая
себе вопрос не: "За что мне это?", – а: "Как я могу
извлечь духовную пользу из этой ситуации?".
Епископ Евфимий Моисеев, руководитель
Синодального миссионерского отдела Московской Патриархии
– У человека по отношению к своей жизни
и Промыслу Божиему в ней должна быть очень деятельная,
активная позиция?
– Безусловно, как поётся в песне: "У
природы нет плохой погоды". Даже если мы посмотрим на
трагичный XX век: понятно, что он принёс много страданий
народам, было массовое кровопролитие. Но, с другой
стороны, XX век для России во многих отношениях был
фактором очень серьезного развития, как бы парадоксально
это не звучало. Я в данном случае даже не имею в виду
достижения Советского Союза (хотя об этом тоже можно
говорить), но, к примеру, феномен русской эмиграции,
который повлёк за собой распространение именно русского
православия по всему миру. Это же тоже уникальные плоды
и результаты! Конечно, когда у человека все хорошо и у
народа всё благополучно, он живёт на своей земле, у него
есть Царь-батюшка, надёжная армия, хорошая экономика, то
зачем ему куда-то переселяться за тридевять земель? А в
нашей истории Господь повернул эти обстоятельства так,
что русский народ в каком-то плане повторил судьбу
еврейского народа. Он распространился по всей земле, на
всех континентах, во всех странах обосновался, начал
жить. И, что интересно, стал воспроизводить эту русскую
жизнь что в Америке, что в Азии, что в Европе.
Безусловно, обогащая местные и культуру, и науку, и
образование.
– Часто в православном мире можно
встретить позицию верующих людей, что надо отказываться
брать ответственность за плохое в своей жизни и
действовать. Именно такое поведение они называют
подчинением Промыслу Божиему. А что думаете на этот счет
Вы?
– Я банально отвечу – всё зависит от
человека. Я имел опыт общения с бездомными, с бомжами.
Этот опыт говорит о том, что очень часто эти люди вполне
удовлетворены своим состоянием. Их как-то очень сложно
переключить и привлечь к другой жизни, которую мы
привыкли считать нормальной, когда у человека есть дом,
работа, доход, достаток. Интересно, что этот феномен
существует не только в тех странах, которые считаются в
"цивилизованной части мира" неблагополучными. Он
существует и в самых благополучных странах.
***
Читайте также по теме:
***
Человек – вообще очень сложное существо,
и у каждого свои понятия о благополучии, о том, как
нужно жить. В конечном итоге мы видим и из Священного
Писания, что нищие люди и бедные всегда были. Потому что
такова натура человека – часто непредсказуемая и
непонятная даже ему самому. Так что в этом смысле для
нас, конечно, как для христиан, главным является
критерий спасительности того образа жизни, который
человек ведёт. С точки зрения Евангелия, не так важно,
беден человек или богат, а важно то, насколько его
положение и состояние для него спасительно. Потому что
для кого-то богатство может быть губительным. Но и
бедность может развращать.
Духовный смысл существования таких
людей, как и существования больных людей, в том, чтобы
здоровые и богатые не забывали о том, что и здоровье, и
богатство – это очень хрупкие и относительные вещи. И
чтобы не забывали о милосердии, выделяли бы малоимущим
какую-то часть от своих доходов.
– У каждого свой путь.
– Да, у каждого своя стезя. Здесь,
безусловно, нельзя рассчитать всё, да и не нужно,
наверное, этого делать. Кстати, в рамках советского
эксперимента пытались унифицировать людей, создать некую
усреднённую человеческую общность, внутри которой бы
процветало всеобщее равенство. Опыт показал, что для
людей неестественно жить в таких условиях. Что само по
себе разделение по разным параметрам заложено в природу
человека. Получается, что когда в обществе присутствуют
разные люди, разные проявления человеческой природы и
человеческого характера, жизнь становится более
гармоничной. Монах живёт в абсолютной гармонии с собой,
не имея ничего материального, по крайней мере, не считая
это своим. А кто-то считает целью своей жизни создать
семью, нарожать детей, заработать как можно больше. Если
при этом человек щедро делится с ближними, это тоже
неплохо. А кто-то просто живёт в одиночку, как
убеждённый холостяк, и тоже доволен жизнью.
Какое-то время назад я посмотрел фильм о
математике Григории Перельмане. Он доказал гипотезу
Пуанкаре и решил задачу, которую больше ста лет не могли
решить великие умы. Выдающийся математик, который
отказался от премии. Меня очень впечатлил его поступок.
В мире, где очень многие стремятся к высокому достатку,
к гонорарам, премиям, званиям и так называемой "красивой
жизни", человек нашёл в себе мужество и силы бросить
вызов этому обществу и отказаться от благ мира сего. Он
живёт в очень простой квартире где-то на окраине
Петербурга, в пятиэтажке, питается очень скромно. Но при
этом он ведёт насыщенную интеллектуальную жизнь,
продолжает заниматься наукой, пишет учебники, книги. Так
что, слава Богу, что есть такие люди, которые могут
бросить вызов тем стандартам и клише, которые существуют
в обществе, стереотипам и способны остаться верными
себе, своим убеждениям, взглядам, принципам. Это
дорогого стоит.
– На таких людях у нас и держится
история.
– Несомненно. Я думаю, что своим
поступком он вписал своё имя в историю математики в
гораздо большей степени, чем талантливые люди,
профессора, которые вполне заслуженно получили премии.
Но здесь, помимо математического таланта, у человека ещё
и талант духовный.
– Христос в Евангелии говорит: "Не
заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет
заботиться о своем" (Мф. 6: 34). Опираясь на эту
евангельскую фразу, где найти баланс между Промыслом
Божиим, "завтрашним днём", который сам о себе
позаботится, и личной ответственностью человека за
завтрашний день?
– Эти слова Господь нам дал как некий
идеал, к которому должен стремиться христианин, но
который не для всех достижим.
Мы видим, что, начиная с какого-то
момента, в церковной жизни появляется такое явление, как
монашество, то есть люди, которые пытаются максимально
точно воплотить этот идеал. Отсюда все идеи нестяжания,
отказа от собственности, некое пренебрежение к телесной
и внешней стороне жизни. Понятно, если человек живёт в
миру, у него семья и дети, он, конечно, должен о них
заботиться. "Кто не печётся о ближних, тот хуже
неверного" (1 Тим 5:8). Позже Господь будет с нас
спрашивать, исходя из тех обстоятельств, в которых мы
находились. Ветхий Завет наказывал тех, кто нарушал
супружескую верность, а Господь говорит, что, если
кто-то посмотрит с вожделением, уже прелюбодействовал в
сердце своем. Как говорится, почувствуйте разницу. То же
самое и здесь.
Есть некий высший идеал жизни, когда
человек полностью возлагает своё упование на Бога, и
Господь такое упование никогда не посрамит. Но чтобы
иметь такое упование, надо иметь дерзновение. А оно в
свою очередь проистекает из духовного опыта, который
даёт понимание, когда это дерзновение уместно, а когда
оно является вызовом Богу. Мы же помним евангельскую
историю, когда диавол в пустыне убеждал Спасителя
низвергнуться вниз со скалы, чтоб Ангелы его подхватили?
Но Христос не поддался на это искушение. Нужно иметь
духовный разум, чтобы отличать дерзновение от дерзости.
Мы не вправе требовать от Бога, чтобы Господь Сам нас
питал, грел, кормил. Другое дело, что Господь даёт нам
всё необходимое для жизни, но зрит на сердце человека. И
если Он видит, что кто-то действительно нуждается в
помощи, то пошлёт её обязательно – порой самым
неожиданным образом. И она придет с той стороны, с
которой ты, может быть, никогда не ждал. Господь печётся
о каждом человеке, но это не снимает с нас
ответственности и обязанности в поте лица зарабатывать
свой хлеб и содержать семью, кормить себя и своих детей.
– Как разговаривать с человеком, который
боится принимать волю Божию в своей жизни? Как может
быть преодолен этот страх человеком?
– Этот страх может быть преодолен только
через опыт любви. Как говорит апостол Иоанн, любовь
изгоняет страх (см.: 1 Ин 4:18). Человеку важно
почувствовать, что такое Божественная любовь к нему. А
это даётся, конечно, благодаря определённым духовным
усилиям, молитве в первую очередь, потому что через
молитву и очищение сердца человек приобретает и духовный
разум, который уже позволяет ему эти вещи понимать.
Необходим определённый духовный опыт и рост. Этот опыт
человек быстрее всего приобретает именно в Церкви. Он,
конечно, может идти своим путём. Но Церковь в данном
случае неслучайно называют сокровищницей, где многие
поколения христиан уже оставили ценности своего
духовного опыта. В принципе, наша задача уже упрощается
во много раз, потому что у нас есть доступ к этому.
Помимо Евангелия, у Церкви есть творения святых отцов,
есть жития святых и много чего ещё. Если брать наше
поколение, то у нас есть новомученики и исповедники
нашей Церкви, которые проповедовали свою веру, находясь
в очень тяжёлых условиях и обстоятельствах.
Таким образом от человека зависит
способность распознавать Промысл Божий в своей жизни. А
в основе духовного опыта, конечно, лежит молитва. Потому
что духовный опыт – это опыт жизни или взаимодействия
человека с Богом.
– А как соотносится свободная воля
человека и Промысл Божий, который предопределяет
данность многих вещей?
– Надо понимать, что воля человеческая
как бы уже "включена" в Промысл Божий, она может
противоречить воле Божией, но это никак не отражается на
действии Промысла Божия, ведущего нас ко спасению. Даже
самые скорбные обстоятельства в жизни человека или
целого народа Господь способен обратить ко благу. С этой
точки зрения, внешняя канва жизни не имеет решающего
значения. Мы, конечно, по-человечески хотим, чтобы у нас
в жизни всё было хорошо. И работа, и зарплата, и семья,
и здоровье, и дети, и дом полная чаша. И Господь не
осуждает это стремление. Но жизнь – это настолько
многомерная штука, что человеку очень важно приобрести и
некий отрицательный опыт – перенесения страданий,
скорбей, болезней, чего-то такого, что доставляет нам
неприятности. Очень часто человек, который перенёс
какие-либо тяготы в своей жизни, понимает уже гораздо
позже пользу перенесенного.
Есть замечательная книга святителя Луки
(Войно-Ясенецкого), которая названа строчкой из его
писем: "Я полюбил страдание". Человек, не понимающий
сути вопроса, скажет, что это какой-то мазахист. Но,
конечно, святитель имел опыт серьёзных испытаний
(находился в заточении, его подвергали пыткам, избивали,
и зубы ему выбивали, и руки-ноги ломали), а человек не
сломался. Он духовно не сломался, он не перестал любить
своё Отечество, он не перестал быть верным чадом своей
Церкви и священнослужителем, оставаясь при этом ещё и
замечательным врачом-хирургом. Понятно, что таких людей
единицы, конечно же. Но для нас это ориентир. Это
духовные наши маяки, которые показывают, как мы должны
относиться к таким внешне неприятным для нас
обстоятельствам жизни.
В этом и глубина, и сила
христианства. Несколько упрощая мысль святителя Иоанна
Златоуста, можно сказать, что для христианина чем хуже
внешние обстоятельства жизни – тем лучше для его
духовного состояния, поскольку побуждает его духовно
бодрствовать, молиться. А в обстоятельствах внешне
благоприятных может находиться угроза для души. Потому
что человек так устроен, что склонен к расслаблению, к
тому, чтобы утрачивать бдительность, почивать на лаврах,
впадать в прекраснодушие и думать, как всё замечательно,
в то время как уже началась его духовная деградация. Но
Господь, опять же по милости Своей и по Промыслу Своему,
не даёт нам расслабиться, посылает и испытания – порой и
достаточно серьёзные.
Сейчас наша страна переживает очень
тяжелые и скорбные времена. На фронтах Специальной
военной операции люди погибают, кровь проливается, много
беженцев, много убитых и раненых. Человек так устроен,
что, к сожалению, сила плотского начала в нём настолько
велика, что до многих просто не достучаться по-другому.
Даже сейчас, когда идут боевые действия
– я без осуждения это говорю – многие люди живут, как
будто ничего не происходит. Ещё и заявляют, что не надо,
мол, лишний раз напоминать об ужасах войны. У людей своя
жизнь, всё хорошо: утром кофе с круассанами, вечером –
новая постановка в театре, модный показ, кинопремьера,
ужин в хорошем ресторане. Люди живут, по сути дела, в
искусственном мире, который они сами создали для себя, и
думают, что вся жизнь такая. Это взгляд очень
поверхностный, неглубокий, односторонний. А по сути
дела, полнота и глубина жизни раскрывается именно там,
где человек чувствует тонкую грань между жизнью и
смертью. А эта грань тоньше, чем нам кажется. Поэтому мы
и молимся Господу об избавлении от внезапной смерти,
чтобы уберёг и не дал бы нам без покаяния уйти в мир
иной.
– Многим людям, особенно неверующим,
тяжело принять, что зло в мире происходит также по
Промыслу Божиему.
– Поэтому и нужна вера, а – если быть
точнее – доверие Богу. Опыт преодоления зла в разных его
проявлениях нам необходим: Бог в тяжестех его знаем
есть, внегда (Пс. 47: 4), то есть Господь познается,
открывается нам в преодолении испытаний. К сожалению,
такова сила инерции человеческой природы, человеческого
естества, что Богу достучаться до наших душ бывает очень
тяжело. Скажу вам как председатель Синодального
миссионерского отдела: на словесную проповедь
откликаются единицы. А большинству, извините, нужно дать
по башке, чтобы искры из глаз посыпались – и ещё не
факт, что что-то изменится. Но, к сожалению, так устроен
человек. Это та самая удобопреклонность ко греху, как
говорили святые отцы, в которой проявляется потворство
собственным страстям и желание как бы обособиться от
Бога, от Божественной правды, от Божественного закона,
который Господь установил.
– Как человеку понять волю Божию о нём?
– Воля Божия нам открыта в Священном
Писании, поэтому и суть нашей духовной жизни, нашего
духовного роста заключается в сопоставлении своих
поступков и мыслей с заповедями Евангелия. Другое дело,
что, когда мы начинаем сопоставлять, в подавляющем
большинстве случаев это сопоставление оказывается не в
нашу пользу, но это уже немного другой вопрос. По
крайней мере, человек видит эту разницу между его
реальным духовным состоянием и тем идеалом, к которому
Господь нас призывает. Это важно научиться видеть. В
Евангелии не сказано, что нужно идти к гадалкам для
того, чтобы познать волю Божию. Господь
говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6). Путь
ко спасению – это именно тот путь, который указан самим
Спасителем именно в Евангелии.
– Что делать, если есть сомнение в том,
что Господь для тебя всеблаг?
– Господь сомнения не осуждает, не
отрицает – что мы видим, в частности, из Евангелия, из
образа апостола Фомы, который именуется неверующим, а не
просто сомневающимся. Это был человек, который не сразу
на веру готов был всё принять. И он испытывал те или
иные Божественные обетования, слова. Но как видно из
Евангельских событий, Господь его за это не осуждал.
Так что сомнение как таковое не является
чем-то предосудительным. Может быть, не все сразу могут
иметь ту веру, которая необходима для того, чтобы горы
передвигать. Человек, прошедший горнило сомнений, бывает
гораздо более твёрдым в своих убеждениях, чем тот, кто
никогда не проходил испытание сомнением.
– Лишь бы не было чувства
богооставленности, когда человек думает, что его никто
не слышит.
– Если Христос испытывал чувство
богооставленности, то почему человек не должен его
испытывать? Нам бывает трудно пережить чувство
присутствия Божия, если нет опыта преодоления
богооставленности, в этом заключается некая диалектика
духовной жизни. Опять же, молитва Спасителя в
Гефсиманском саду в какой момент совершалась? В момент,
когда Спаситель по человеческому естеству почувствовал,
что оставлен Богом Отцом. По крайней мере, так Он
воспринимал эту ситуацию на тот момент. Нам это сложно
постигнуть на рациональном уровне, поскольку Христос –
это Богочеловек, но Его человеческая природа проявилась
в Гефсимании во всей полноте. Поэтому Он и молился до
кровавого пота. В конечном итоге Христос Спаситель
взошёл на Крест и претерпел мучения, страдания и смерть,
прежде чем Он воскрес во славе и попрал смертью смерть.
Другое дело, что очень важно не
смущаться, если мы не чувствуем благодатного состояния.
Почему и святые отцы, и духовники прямо запрещают в
духовной жизни стремиться к каким-то состояниям. Нельзя
подменять духовную жизнь состояниями! Они могут посещать
душу человека, могут и не посещать, поэтому ни в коем
случае нельзя духовную жизнь сводить к неким душевным
переживаниям, пусть и самым возвышенным. На самом деле
Православие – это очень реалистическая религия, которая
не про благостные состояния, а скорее про суровую правду
этой жизни. Есть замечательный сербский гимн, в котором
есть такие слова: "Вера вечна, вера славна – наша вера
православна!" – это именно та вера, которая даёт лучшие
возможности человеку устоять во всех невзгодах этой
жизни. И в этом, кстати, секрет России. Сколько её ни
бьют, ни унижают, ни подвергают санкциям и гонениям, а
всё равно мы стоим именно благодаря православной вере.
Евфимий Моисеев, епископ
Московский Сретенский монастырь - 14.04.2024
|