Господи, настал пост, а зачем он – мне и родившемуся Младенцу Христу?
Как не думать про белого бычка, и какая
установка действительно нужна. Может, когда-нибудь люди
будут говорить: "Нам попоститься бы, а мы даже не знаем,
когда пост начинается". Человеку свойственно не ценить
то, что у него есть… Для чего мы постимся в
Рождественский пост, нужен ли он Богу, как настроить
себя, чтобы пост не прошел даром? Размышляет священник
Сергий Круглов.
Икона. Рождество Христово. VII - IX в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Наш пост, может быть, и не нужен Богу,
не нужен родившемуся Младенцу Христу, но он нужен нам,
мне лично. Пост – такая мера аскезы, которая необходима
мне самому. И необходима вообще любому человеку в мире.
Пост может не называться Рождественским или Великим, он
может быть вовсе не церковным, но любой человек
понимает, что аскеза хотя бы в виде диеты, в виде отказа
от чего-то, в виде воздержания (в еде, питье,
развлечениях, в чем угодно) нужна человеку, чтобы
выжить.
Пост в религии в целом, и в христианстве
в частности, имеет инструментальную прикладную цель –
утончение плоти. Когда у человека утончается плоть, ему
становятся более доступны какие-то духовные области.
Для чего Сам Господь в пустыне сорок
дней постился? Он вызвал сатану на бой, выслушал его
искушения, победил его и отправил обратно. Поскольку
Господь стал человеком, плотью, Ему, чтобы совершать
некую духовную работу, тоже был необходим пост.
Точно так же пост необходим каждому
христианину, пост как – время от времени – некое
удаление в пустыню, которая, в библейском понимании,
есть удаление человека от суеты и шума мира сего и место
встречи с Богом.
Почему пост регулярно наступает по
календарю четыре раза в год – это другой вопрос. Мне
кажется, что ответ на него исключительно в милосердном
устроении Церкви.
Многим людям сложно вести регулярную
аскетическую жизнь, управляться с этим самим, и гораздо
легче, когда все это происходит организованно.
Подчеркну: не насильственно, а
организованно, в конце концов, присоединяться к тому,
что организовано – личный выбор каждого.
Люди старших поколений, пережившие в
Церкви разные времена, иногда говорят попросту: ведь
вполне могут наступить времена, когда церковная жизнь
нарушится, когда опять позакрываются храмы, когда
верующие опять будут бегать с места на место, и тогда
очень многим людям будет трудно. Они будут говорить:
"Нам попоститься бы, а мы даже не знаем календаря, когда
пост начинается" и с грустью вспоминать: "Когда-то мы
выступали против этого поста, он нам надоел, теперь бы с
радостью вернули все, как раньше". Человеку свойственно
не ценить то, что у него есть…
Так что пост, в частности Рождественский
пост – это очень хорошее дело. Просто нормальные люди,
которые обладают какой-то мерой свободы и понимания,
должны осознавать, что во всем на свете, даже в хорошем,
есть оборотная сторона, побочные эффекты, и всегда
должна быть какая-то мера, чтобы их избежать.
То же самое и с постом: если перегнуть
палку, начать постить кого не надо – малых детей или
домашних животных, самому себе давать какие-то неверные
установки, поставив пост во главу угла как важнейшее и
единственное христианское делание, то как раз можно
достигнуть противоположного эффекта, навредить себе
постом.
В чем опасность расстановки неправильных
акцентов во время поста лично для меня? Когда начинаешь
поститься и от чего-то отказываться, моментально на этом
зацикливаешься. Даешь установку: не думать про белого
бычка. И – начинаешь не думать – целый день не думаешь,
ночь не думаешь, перестаешь спать, перестаешь нормально
функционировать, не то что о какой-то христианской
жизни, просто о жизни бывает трудно думать, все мысли –
про белого бычка.
Поэтому если пост – это борьба со
страстями, как мы говорим, с ними надо бороться
правильно, а не как в сказке про Братца Кролика, который
боролся со смоляным чучелом и чем больше его бил, тем
больше к нему прилипал.
Во время поста, да и вообще в жизни,
все-таки больше внимания стоит обращать на Христа, а не
на грехи и борьбу с ними.
Борьба со страстями нужна, но и в этом
нужна мера, ведь враг давно наловчился использовать в
своих целях нашу безмерность.
А для того, чтобы не зацикливаться на
собственных страстях, нужно вести такую жизнь, чтобы она
была в радость. Когда, например, художник пишет картину,
у него горят глаза, он не замечает ничего, живет своим
вдохновением, он становится более цельным, чем в
остальное обыденное время, его чувства и разум, душа и
тело собираются воедино и живут единой целью –
творческим процессом, произведением. Если кто-то
попробует ему в этом помешать, он просто попросит
закрыть дверь. Вот таким же вдохновенным должен быть и
пост.
Другое дело, что вдохновение – это еще и
дар Божий, и каждый должен сам к Богу обратиться с
вопросом, где взять это вдохновение, и получить свой
индивидуальный ответ.
А у кого еще спрашивать? У батюшки, что
ли, который сам – такой же человек, который так же
зачастую ищет для себя ответы на свои собственные
вопросы?
У нас Христос есть, Господь, вот к Нему
и стоит обратиться: "Господи, настал пост, а зачем он –
мне? Пост давно принят Церковью, постились многие
поколения христиан, и явно все это – не просто так, а
как быть мне? Помоги мне это понять". Если человек
действительно хочет знать, Господь пошлет ему ответ. Ну,
а если на самом-то деле не хочет знать, тогда и
спрашивать незачем. Просто не постись.
Беседовала Оксана Головко
Православие и мир - 10.12.2018.
***
Сократ мне друг, но истина дороже!
Постничество как некая добродетель в
реальности не высоко оценивается Богом, ни в
ветхозаветные, ни в новозаветные времена...
Кто-то может сказать, а как же:
"…сей же род изгоняется только молитвою и постом"
(Мф.17:21).
"и постом" - это
человеческая и
поздняя приписка. Этого текста в первых списках
нет. См. также параллельный текст в Евангелии от Марка:
"И сказал им: "Сей род не может выйти иначе, как от
молитвы" (Мк.9:29)
"Не уклоняйтесь друг от друга, разве по
согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал
вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:5). "в посте"
- это поздняя человеческая вставка, чтобы как-то
оправдать 200 (!) постных дней в году, чего не было в
ветхозаветные времена.
Какая же добродетель (-и) важны для
Бога?
Оставление грехов, покаяние, исполнение
заповедей, милостыня - социальная помощь реально
нуждающимся (а не "профессиональным" лукавым побирушкам
около храмов).
***
***
"И было ко мне слово Господа Саваофа:
скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы
постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже
семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И
когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите,
не для себя ли вы пьете?
Не те же ли слова провозглашал Господь
через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен
и покоен, и города вокруг него, южная страна и
низменность, были населены?
И было слово Господне к Захарии: так
говорил тогда Господь Саваоф: производите суд
справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый
брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не
притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце
вашем" (Зах. 7:4-10)
***
"К чему Мне множество жертв ваших?
говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком
откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов
не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто
требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите
больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня;
новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу
терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и
праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня;
Мне тяжело нести их.
И когда вы простираете руки ваши, Я
закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления
ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь,
очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите
правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту,
вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим,
говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, -
как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как
волну убелю" (Ис. 1:11-18)
***
"Почему мы постимся, а Ты не видишь?
смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста
вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов
от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для
того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в
это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который
томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как
тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли
назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши
оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти
на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным
хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда
увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не
укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и
исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет
пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис.
58:3-8)
***
"Итак никто да не осуждает вас за пищу,
или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие,
или субботу…
Итак, если вы со Христом умерли для
стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире,
держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай",
"не дотрагивайся" [что все истлевает от употребления],
по заповедям и учению человеческому? Это имеет только
вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и
изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении
плоти" (Кол. 2:16-23).
***
"Ибо иной уверен, что можно есть все, а
немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не
ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что
Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед
своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен,
ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня,
а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по
удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа
различает; и кто не различает дней, для Господа не
различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит
Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит
Бога" (Рим. 2-6).
|