Исследования маргинальной эсхатологии:
типологизация источников
В статье предложена
типологическая модель источников, используемых при
анализе современной маргинальной эсхатологии.
Маргинальная эсхатология трактуется как совокупность
представлений о финальном будущем мира, характерных для
религиозных маргинальных субкультур с точки зрения
противопоставления данных представлений догматическому
учению Церкви. Классификация источников по типу
информационного носителя предполагает выделение
рукописных источников, печатных материалов, аудио и
видеоматериалов, размещенных в интернете и на носителях,
устные нарративов, записанных исследователем или
доверенными лицам.
Классификация источников по их
жанровым характеристикам предполагает выделение
профетических текстов, агиографических и псевдоагиографических материалов, религиозной
публицистики и информационных сообщений об
эсхатологически значимых событиях, различных воззваний и
посланий лидеров субкультурных сообществ
эсхатологического типа. Также предложенная модель
предусматривает возможность классификации источников в
соответствии с особенностью апелляции к авторитетам и
степени авторитетности, прагматики и коммуникационной
интенции.

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного
Суда". Художник Василий Пукирев, 1868 год
Введение
Под "маргинальной эсхатологией" мы будем
понимать совокупность представлений о финальном будущем
существующего мира, характерных для религиозных
маргинальных субкультур с точки зрения
противопоставления данных представлений догматическому
учению Церкви. Маргинальная эсхатология, будучи одним из
проявлений народной эсхатологии, не является понятием,
полностью ей тождественным. Данные социологии
свидетельствуют о том, что эсхатологическая ажиотация
способна существенным образом влиять на социальное
поведение людей: оказывая мощное перлокутивное
воздействие на участников коммуникации, апокалиптические
ожидания и сопровождающие их страхи часто приводят к
драматическим коллизиям. Так, спровоцированный
эсхатологическим страхом уход последователей
душевнобольного проповедника Петра Кузнецова в подземное
"убежище" в итоге привел к гибели нескольких человек.
Данный пример не является единственным. Деяниям главарей
эсхатологической секты "Царская империя" в настоящее
время дают оценку правоохранительные органы.
Интент-анализ публикаций эсхатологического содержания,
размещенных в сети Интернет, позволяет сделать вывод о
том, что процесс возникновения новых эсхатологических
мифотеологем и ресемиотизации существующих развивается
незатихающими темпами.
Мы видим, что страх перед
воцарением антихриста, светопреставлением и
сопровождающими эти события социальными и природными
катастрофами обладает мощным творческим потенциалом [1],
а сама эсхатологическая проблематика обладает
притягательностью для людей, принадлежащих к различным
социальным стратам: от бывшего уголовника, асоциального
безработного "царя-патриарха-пророка Зосимы" до вполне
успешного коммерсанта, "митрополита и пророка Еноха".
Сразу необходимо отметить, что несмотря
на некоторые внешние сходства, ценностные структуры
маргинальной эсхатологии не только не тождественны
системе традиционных духовно-нравственных ценностей, но
и в корне ей противоречат. Базовые традиционные
духовно-нравственные ценности, такие как жизнь, права и
достоинства человека [2], адептами мифотеологем,
свойственных для дискурса маргинальной эсхатологии,
принципиально отвергаются. При этом для религиозных
субкультур эсхатологической направленности часто
свойственно экстремистское поведение, что предает
проблеме социальную значимость.
Типологическая модель источниковой базы
исследования
Ранее проведенные нами исследования
позволили сделать вывод о том, что при формировании
источниковой базы необходимо типологизировать источники
в соответствии с несколькими классификационными
признаками: тип информационного носителя, жанр,
особенности аргументации (апелляция к авторитетным
мнениям и текстам), цель коммуникации и прагматика
дискурса, степень авторитетности. Данные принципы
характеристики источников предлагается взять за основу
типологизации. Классификация источников по типу
информационного носителя, несмотря на ее формальный
характер, необходима для обеспечения репрезентативности
источниковой базы. Наиболее редкими являются источники
рукописные, воспроизведение которых имеет четкие
хронологические рамки: вторая половина - конец ХХ в.
Так, именно в рукописном виде распространялся
легендарный эсхатологический текст, известный как "Зоино
стояние", в котором события окаменения кощунницы четко
вписывались в эсхатологический контекст: "тогда скоро
конец света" [3]. К этой же разновидности источников
можно отнести т. н. "Письма счастья", рассылка которых в
рукописном виде достигает пика к 70–80 гг. и в которых
часто фигурируют угрозы, относящиеся к частной
эсхатологии. Более современные рукописные источники
практически не встречаются, хотя автору данной статьи
доводилось видеть рукописную листовку эсхатологического
содержания, однако ее текст давал основание усомниться в
психолого-психиатрическом статусе ее автора.
Большей степенью распространенности
характеризуются печатные издания, причем как выполненные
типографским способом, так и при помощи офисной
копировальной техники. Отметим, что даже радикальные
субкультуры, демонизирующие информационные технологии и
компьютеры, часто используют возможности последних для
целей пропаганды. Среди печатных источников встречаются
как многостраничные издания, так и тонкие
брошюры-буклеты, листовки и т. д.
***
Читайте также по теме:
***
Особый интерес для исследования
представляют аудио и видеоматериалы, размещенные в
Интернете и на носителях, поскольку обращение к ним
позволяет отслеживать динамику дискурсивной среды
практически в режиме реального времени. При этом к
недостаткам данного типа источников следует отнести
эффект завышенной валидности, сложности верификации и
установления авторства, многочисленные случаи нечеткого
пародирования, не позволяющие точно установить авторскую
модальность, что, в принципе, характерно для стилистики
постмодерна.
Устные нарративы, записанные
исследователем или доверенными лицами, в настоящее время
в качестве источника для изучения маргинальной
эсхатологии используются явно недостаточно. Это
обусловлено трудоемкостью сбора информации, в том числе
и тем специфическим типом коммуникации, который, как
правило, присущ адептам маргинальных эсхатологем.
Впрочем, трудоемкость в данном случае компенсируется
эксклюзивностью материала: так, например, протестантскую
версию "Зоиного стояния", в которой в качестве объекта
профанации выступает Библия, равно как и пародийную
версию нарратива, в которой кощунница не лишилась
подвижности, но "провалилась в отхожее место" [4],
удалось зафиксировать именно в качестве устного нарратива.
Классификация источников по их жанровым
характеристикам с источниковедческой точки зрения
является наиболее важной, но и одновременно достаточно
сложной. В качестве основы для жанровой классификации
можно взять ранее предложенную нами схематизированную
структуру религиозного дискурса с неизбежными
поправками, необходимость которых обусловлена спецификой
текстовой среды [5]. Представляется целесообразным
выделение следующих жанровых групп.
Профетические в широком смысле тексты. К
данной разновидности относятся различные пророчества и
предсказания эсхатологического характера. Современный
дискурс маргинальной эсхатологии в большей степени
является профетическим, нежели
рефлексивно-теологическим. Полагаю, это во многом
обусловлено прагматическим намерением авторов вписать
современные эсхатологические тексты в квази-новозаветный
контекст, что обеспечивается благодарю формированию
смысловых ассоциативных связей с новозаветной
апокалиптикой. Кроме того, профетический дискурс не
требует четкости теологических формулировок, поскольку
часто оперирует символами, метафорами и аллегориями,
что, в свою очередь, не предполагает обязательного
наличия у автора теологической компетентности и культуры
богословских рассуждений.
Агиография и псевдоагиография позволяет
включить эсхатологические сюжеты в жизнеописание святых
и подвижников, используя их авторитет для продвижения
эсхатологической повестки. В результате легендарные,
апокрифические и откровенно недостоверные предсказания,
будучи приписанными авторитетным лицам, приобретают
статус достоверных и надежных.
Труды, претендующие на богословский
статус - явление достаточно редкое, обычно же в качестве
"богословских сочинений" позиционируются различные
антологии эсхатологических текстов, составленные без
критики источников и какого-либо научного аппарата [6] .

Религиозная публицистика и
информационные сообщения об эсхатологически значимых
событиях создают условия для эсхатологической
интерпретации современных событий и процессов и
поддерживает интерес к эсхатологической проблематике.
Данные жанры позволяют на основе отдельных
эсхатологических мифотеологем создавать сложные
остросюжетные публицистические произведения, обладающие
известной привлекательностью [7] .
Особое место в дискурсе занимают
различные воззвания, обращения и послания, благодаря
которым лидеры эсхатологических сообществ влияют на
социальное поведение адептов. Так, например, "послания"
и "воззвания" "царя-патриарха-пророка Зосимы",
наполненные описанием эсхатологических событий, обладают
значительным потенциалом воздействия на адептов,
утративших за время нахождения в секте "Зосимы"
способность критического мышления. Так, в качестве
примера можно привести заявление "Зосимы" о том, что
прп. Серафим Саровский воскрес, после чего оказался в
психиатрической больнице, откуда он вскоре выйдет и
начнет "рубать головы" противникам "Зосимы". Данное
утверждение, в высшей степени странное (ср. "стяжи дух
мирен и тысячи вокруг тебя спасутся") сопровождается
безапелляционным заявлением "царя" - "Сам Дух Святый мне
открыл" [8] .
Особо необходимо выделить различные
пропагандистские материалы, прежде всего листовки,
которые используются для различных агитационных целей.
Их прагматика и жанровая специфика характеризуется
наличием религиозной лексики и символики, нарочитой
архаизацией языка, использование церковнославянской
лексики и графики. При этом ошибки в употреблении буквы
ѣ и путаница с окончаниями аориста часто выдает
безграмотность авторов.
Классификация источников в соответствии
с особенностью апелляции к авторитетам позволяют на
синхроническом уровне отслеживать динамические процессы,
проистекающие в дискурсивной среде. Учитывая, что в
одном тексте возможна апелляция к авторитетным текстам
различного типа, при анализе источников с точки зрения
особенностей апелляции к авторитетам исследователь
должен часто обращаться к контент-анализу, позволяющему
выявить существующие закономерности цитирования.
Библейские цитаты, используемые в
качестве авторитетного подтверждения авторской позиции,
вопреки ожиданиям, в дискурсе представлены нечасто.
Вообще современный маргинальный эсхатологический дискурс
удивляет узостью библейского герменевтического
горизонта. В качестве наиболее частотных перикоп
выделяются фрагменты из книги Откровения (Апокалипсис) и
отдельные эсхатологические пророчества Нового Завета. В
целом же библейская герменевтика не является сильной
стороной маргинальной эсхатологии.
Псевдо-библейские цитаты, периодически
встречающиеся в дискурсе, не обязательно свидетельствуют
о плохом знании Св. Писания авторами современных
эсхатологических нарративов. В ряде случаев имеет место
прагматическая стратегия использования псевдо-библейских
текстов для придания авторитетности авторским выводам,
причем достижению эффекта способствует отсутствие
привычки к критическому мышлению у большинства адептов.
В качестве примера можно привести высказывание "чудовища
(вариант - чудовищи), рожденные во аде", которое в
дискурсе псевдопророчеств Славика Чебаркульского
атрибутируется как библейское [9] . При этом авторы не
обратили внимание на очевидную теологическую нелепость
данного высказывания, предполагающего, что в аду
возможно рождение хотя и искаженной (чудовищной), но,
тем не менее, жизни.
***
Читайте также по теме:
***
Если библейская и псевдо-библейская
герменевтика представлена достаточно скромно, то
субдискурс различных старцев и провидцев отличается
детальной проработанностью, именно его можно считать
основополагающим с точки зрения смысловых корреляций и
системно-структурных отношений. Разумеется, критерии
отнесения того или иного лица к числу "старцев" и
"провидцев" четко не определяется, что позволяет при
необходимости реализовывать различные апологетические
стратегии дискредитации ранее авторитетных лиц, если
высказывания последних по какой-либо причине перестали
удовлетворять идеологов и адептов маргинальной
эсхатологии. Так, например, сторонниками "Зосимы" был
дискредитирован некий "отрок Павлик", который ранее
считался "провидцем", легитимирующим претензии "Зосимы",
но в итоге перестал их устраивать [10]. В любом случае
предполагается рецепция авторитета подобных лиц в рамках
субкультуры, где, собственно и происходит присвоение им
соответствующего харизматического статуса.
Апелляция к легендарным и вымышленным
текстам в дискурсе маргинальной эсхатологии также носит
системный характер, хотя набор подобных текстов
ограничен конъюнктурными факторами. Наиболее частнотными
являются тексты, приписываемые полулегендарному монаху
Авелю (Авелю Тайновидцу), опубликованные впервые в
эмигрантской среде в качестве историософской притчи [11].
Кроме того, популярны апокрифические пророчества прп.
Серафима Саровского, в том числе об узнавании грядущего
царя воскресшим прп. Серафимом [12]. Иногда для
обоснования выводов конспирологического характера
используются ссылки на т. н. "план Даллеса"[13] и
косвенные отсылки к пресловутым "Протоколам сионских
мудрецов".
Апелляция к современным научным
открытиям и концепциям, то, что условно можно обозначить
в качестве апелляции к "науке", периодически
встречается, но, как и следовало ожидать, носит
выборочный, часто недостоверный и неверифицируемый
характер. Данный способ аргументации носит
вспомогательный характер, поскольку ценность научного
знания для адептов соответствующих взглядов не является
весомой.
В качестве одного из источников
авторитетной информации в последнее время все чаще
выступают различные конспирологические разоблачения. В
связи с тем, что в дискурсе маргинальной эсхатологии
актуализируются конспирологические мифотеологемы,
возрастает интерес к различным журналистским
расследованиям, не имеющим непосредственного отношения к
религиозной проблематике, но при этом разоблачающим
тайные цели мировой закулисы. При этом происходит
семиотическая модификация "разоблачений", позволяющая
наделять акторов тайной политики зловещим
эсхатологическим символизмом [14].
Не менее популярной является апелляция к
нарративам о сверхъестественных событиях и личному
духовному опыту отдельных лиц, который в этом случае
объективируется. Так, например, рассказы о
многочисленных "явлениях" "Зосиме" Богородицы, ангелов,
святых используются адептами в миссионерских и
апологетических целях. Аналогичным образом используются
нарративы о явлении Императора Николая II различным
лидерам царебожнического движения [15].
Наконец, нужно отметить использование в
качестве авторитетного источника устных и письменных
нарративов представителей ближайшего окружения лиц,
почитаемых в религиозных субкультурных сообществах
качестве святых. Так, например, многочисленные
свидетельства, воспоминания и размышления В. А.
Крашенинниковой, матери Славика Чебаркульского, обладают
авторитетом, приближенным к авторитету текстов,
непосредственно атрибутируемых как "пророчества
Славика". Выступая в качестве хранителя "нового
предания", подобные лица часто претендуют на
эксклюзивное право быть источником сакрализируемой
информации, относящейся к жизни "святого".
Анализ источников, привлекаемых для
изучения дискурса маргинальной эсхатологии с точки
зрения прагматики и коммуникационной интенции, позволяет
выделить несколько типологизированных групп.
Информационные материалы для адептов и
сочувствующих не только предназначены для выполнения
информационной функции, но и сплачивают адептов,
формируя эффект избранничества, посвященности в
проблематику, недоступную для профанного мира.
Тексты, нормирующие поведение адептов,
содержат различные предписания и запреты - часто
последние, как мы это видели на примере требований
саботировать противоэпидемические мероприятия во время
недавней эпидемии коронавирусной инфекции, - претендуют
на статус канонических предписаний[16].
Поскольку маргинальные религиозные
субкультуры эсхатологической направленности находятся в
жесткой оппозиции по отношению к религиозному мейнстриму
и часто формируют установки "осажденной крепости", среди
их адептов исключительно популярны материалы и тексты
полемического и апологетического характера. "Обличение"
канонических церковных институтов занимает центральное
место в гомилетике различных псевдоканонических структур
"альтернативного православия" и общин с неопределенным
каноническим статусом. При этом и "обличение", и
"апологетика" носят шаблонный характер и часто
ограничиваются известным кругом обвинений, причем для
обоснования последних могут использоваться события
тридцатии более летней давности, вырванные из контекста
и ресемиотизированные.
Существует и особая прагматическая
разновидность источников, которая условно может быть
определена как материалы пропагандистского
(миссионерского) и рекламного характера, направленные на
вербовку адептов и популяризацию взглядов, суждений и
практик соответствующих субкультур среди потенциально
предрасположенных к их восприятию лиц. Это различные
листовки, брошюры, видеозаписи, распространяемые
адептами часто бесплатно.
Классифицируя источники с точки зрения
их авторитетности в рамках соответствующих религиозных
субкультур, мы полагаем целесообразным выделить
следующие типологические группы.
Материалы, тексты и нарративы, авторитет
которых признается большинством приверженцев
маргинальной эсхатологии. Данная категория источников
сравнительно невелика, поскольку современная народная
эсхатология представляет собой плохо структурированное
дискурсивное пространство, в котором часто представлены
противоречивые взгляды, оценки и суждения.
Материалы, хорошо известные в общинах и
сообществах, развивающих мифотеологемы маргинальной
эсхатологии, но обладающие условным авторитетом. К числу
подобных источников относятся тексты, авторитетность
которых по каким-либо причинам ставится под сомнение,
но при этом не отвергается полностью. К числу подобных
источников можно отнести эсхатологические пророчества,
генетически связанные с иноконфессиональной средой или
юрисдикциями, воспринимаемыми в качестве "лишенных
благодати".
Материалы, авторитет которых ограничен
отдельными общинами, к числу которых можно отнести
многочисленные пророчества одиозных фигур типа уже
упомянутого "царя-патриарха-пророка Зосимы" и подобных
деятелей.
Выводы
Разумеется, проблема классификации
источников не исчерпывается предложенными выше
принципами классификации. Более того, представляется,
что для комплексного исследования феномена современной
маргинальной эсхатологии более подходящей является "открытая
модель", классификационные принципы которой формируются
и корректируются в соответствии с задачами исследования.
Предложенная типологизация источников решает более
скромную задачу, а именно создание
теоретико-методологических предпосылок для формирования
репрезентативной источниковой базы.
Александр Прилуцкий
Дзен - 29.01.2025.
Использованная литература и примечания
1. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и
мистицизм в информационную эпоху. Екатеринбург: Ультра-
Культура, 2007. С. 196
2. См.: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022
г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей".
3. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. "Зоино
стояние" - семиотика мифологического нарратива //
Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 8–20.
4. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Семиотика
протестантской пара-агиографии // Вестник Тверского
государственного университета. Серия: Философия. 2019. №
1 (47). С. 108
5. Прилуцкий А. М., Андреева Л. Е.
Специфика структуры религиозного дискурса // Вестник
Ленинградского государственного университета им. А. С.
Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 158–164.
6. Например: Фомин А. В. Знамения
пришествия антихриста. Тайны библейских пророчеств о
событиях, которые свершатся в конце времен. М.: Новая
мысль, 2005; Россия перед Вторым пришествием. Материалы
к очерку Русской эсхатологии. М.: Серда пресс, 1998.
7. Царь грядет. URL:
https://www.youtube.com/ watch?v=WnSSI2hYUy0&t=276s
(дата обращения: 02.09.2024); Технология
расчеловечивания. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=IdBF0vVfSfU
(дата обращения: 02.09.2024); Может ли начертание быть
нанесено без согласия и в чем суть согласия? URL:
https://www.youtube.com/ watch?v=LCiGhE_0q0k (дата
обращения: 02.09.2024); Заговор против Бога! Книга
Еноха. Изменение ДНК человека. URL:
https://www.youtube.com/ watch?v=cmUBSSsumGs&list= PLzJVn TsEiirfPYNktXg
ww8e4mrbljSIp4 (дата обращения: 02.09.2024).
8. Воскрес Серафим Саровский… URL:
https://www.youtube.com/ shorts/CCP3oDQwVY?feature=share
(дата обращения: 02.09.2024).
9. Чудовищи, рожденные во аде. Динозавры.
(Отрок Вячеслав). URL: https://www. youtube.com/watch?v=
–t01vCNv4sk (дата обращения: 02.09.2024).
10. Ярасов А. В. Псевдоправославная секта
"царя" и "патриарха" Зосимы (Леонида Власова). URL: https://sueverie.net/
psevdopravoslavnaja-sekta-carja-i-patriarha-zosimyleonida-vlasova.html
(дата обращения: 02.09.2024).
11. Ахметова М. Пророчество монаха Авеля и
концепт "жидовского ига" // История-миф-фольклор в
еврейской и славянской культурной традиции. М.:
Пробел‑2000, 2009. С. 122–141.
12. Батюшка Серафим укажет на царя. URL:
https://elitsy.ru/ profile/41489/187582/ (дата обращения:
02.09.2024).
13. Новая волна плана Даллеса: США начали
скупку российских СМИ. URL: https://3rm. info/main/ 55007‑novaya-volna- plana-dallesa-ssha-nachali-skupku-rossiyskih-smi.html
(дата обращения: 02.09.2024).
14. Прилуцкий А. М. Семантическая диффузия
современных конспирологических и эсхатологических
мифологем // Вестник Тверского государственного
университета. Серия: Филология. 2023. № 2 (77). С.
139–148.
15. Царь грядет. URL:
https://www.youtube.com/ watch?v=WnSSI2hYUy0&t=276s (дата
обращения: 02.09.2024).
16. Прилуцкий А. М. "Вакцинирование" vs
"чипирование": триггеры эсхатологической мифологии в
условиях противоэпидемических мероприятий // Вестник
Северного (Арктического) федерального университета.
Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 21. №
3. С. 108–118.
Читайте другие публикации раздела "Христианская эсхатология. Когда и каким будет конец света?"
|