Эсхатологические ожидания в христианской культуре X – XI веков
Учение о конце света и конечной судьбе мира
и человека – Страшном суде – составляет важную часть
христианского богословия. Основанием для этого учения служат
библейские тексты, прежде всего Евангелие от Матфея и
Апокалипсис Иоанна Богослова. Значительно более разработано
учение о конце света в Священном Предании. С первых веков
христианства мысль богословов напряженно работала в попытках
определить дату Второго пришествия Христова, хотя в
Евангелии напрямую говорится о тщетности подобных попыток:
"О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные,
ни Сын, но только Отец" (Мк. 13:24-26,30-32).
Во II - III вв. господствовала вера в то, что
конец света последует в шеститысячный год (Ириней Лионский,
Ипполит Римский), а седьмая тысяча будет временем земного
царства славы. Однако начиная со второй половины III в.
преобладают доктрины спиритуалистов, которые отвергали
учение о земном царстве праведников, но в лице Оригена
допускали возможность множественности кончины мира.
Мнение о кончине мира с истечением седьмой
тысячи лет, то есть, в 1492 году от Р.Х., появилась в
церковном сознании в III – VI вв. Обоснование для этого
тезиса православные экзегеты находили в целом ряде
библейских текстов. Они опирались на тексты Псалтыри:
"Тысяча лет пред очима твоима яко день вчерашний" (Пс.
89,5), Екклизиаста: "Даждь часть убо седмым и тогда осмому",
Второе Послание апостола Петра: "у Господа один день, как
тысяча лет, и тысяча лет как один день". О "седморичности"
человеческих времен писали святые отцы Василий Великий,
Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синайский,
Иоанн Лествичник. Хотя в творениях отцов церкви и
проводилась евангельская мысль о невозможности заранее
угадать сроки Второго пришествия, но мнение о конце мира,
долженствующий произойти в 7000 г., сделалось, по всей
видимости, на Востоке всеобщим.
Восточная церковь в отличие от Западной,
по-видимому, не знала пика эсхатологических ожиданий в 1000
г. Приближение страшного 7000 г. инициировало в Византии
процессы, аналогичные тем, что пережила Западная Европа в
X-XI вв. Всемерно способствовали обострению эсхатологических
чаяний в Византии внутренние смуты и внешнеполитические
неудачи, поставившие некогда могучую империю перед лицом
неизбежной катастрофы. В широких слоях общества
распространилось убеждение, сформулированное Михаилом
Пселлом: "Все устремилось к гибели, и ухудшилась донельзя
участь Ромейской державы" [1].
Как известно "все греческие пасхалии не идут
далее 7000 лет от сотворения мира и в конце их иногда
говорится о приближении кончины мира". Чрезвычайно
показательно, что одна из этих пасхалий связывала
наступление конца мира с бедствиями, угрожающими
Константинополю. Эсхатологическими пророчествами была
пронизана византийская литература. Константинопольский
патриарх Никифор Ксанфопул не сомневался, что "по седми
тысящ лет будет приход" [2]. Ожидания конца мира, страх перед
ним пробуждает Феофана, Кекавмена, Георгия Акрополита или
Дуку видеть в набегах "варваров", землетрясениях, эпидемиях
и неурожаях проявление карающего Божьего гнева.
Концентрированным выражением эсхатологических настроений
стал Плачь Алексея Макремволита "На разрушение Св. Софии от
многократных землетрясений" [3]. Автор Плача видит
несомненные признаки конца света в разрушительных
землетрясениях, в тучах саранчи, в разливах рек, ливнях и
граде, в затмениях солнца и луны.
На Руси теория об исходе 7000 лет имела
большое значение. Идея конца света играла особую роль в
становлении христианского сознания Киевской Руси. Например,
царь Болгарский, по преданию, обратился к христианству,
потрясенный картиной Страшного суда.
В годы правления в Киеве Ярослава Мудрого в
связи с христианизацией русских земель, начинает
формироваться идея богоизбранности Руси. Была составлена так
называемая "Правда Ярославичей", которая была составлена на
основе Библейского права. Вот это и было основным связующим
звеном с мировой историей. Появляется много духовной
литературы из Византии, которая дала толчок к развитию
отечественному летописанию, так же эсхатологического
характера.
Кроме Библии, основой эсхатологических
представлений на Руси послужили; слово "Ипполита Римского об
антихристе", "Откровение Мефодия Потарского", жития Андрея
Юродивого, Василия Нового и др. Целый ряд текстов с
эсхатологической тематикой, бытовавших на Руси, приурочивал
конец света к исходу седьмой тысячи лет. Символическое
значение числа семь в древне русской книжности связывалось в
первую очередь с семью днями творения: "И сотвори Господь
Бог всю тварь, море и реки, и скоти своею хитростью, а та 7
дней против седми тысящ лет... А в семь бо дней обходит
круг, а 7 лет за всю 7000 лет, и осьмой тысящи несть конца,
еже есть бесконечный".
Отметим, что мнение о наступлении конца
света с исходом седьмой тысячи лет содержится и в подборке
статей "От апостольских записей", читающийся в составе ряда
сборников – "И постави Бог противу числу семи тех дний 7
тысящи лет, осьмой же тысящи несть конца" [4]. Чрезвычайно
показательно, что в XV в. широко распространились у южных
славян и на Руси всевозможные астрономические сборники,
альманахи, пасхальные таблицы с натурфилософскими и
эсхатологическими комментариями. Глубоко символична в этом
отношении иллюстрация в Смоленской (другие названия
Онежская, Архангельская) псалтыри 1395 г. Изображение льва,
барса, медведя, символизирующих соответственно Римское,
Персидское и Вавилонское царства, соседствуют с
фантастическим рогатым зверем с надписью "Антихрист". В
фигурке маленького зайца, нарисованного между остальными
зверями, менее всего можно видеть намёк на политическое
положение Смоленского княжества перед литовским завоеванием.
На наш взгляд, тщедушная фигурка зайца – обобщающий символ
трагической беспомощности человека накануне Страшного суда,
предваряемого приходом антихриста.
И.Н. Данилевский говорил о том, что
наступление конца света могли ждать в 6573 г. 25 марта 1038
г. было произнесено знаменитое "Слово о законе и благодати"
митрополита Иллариона[5]. Все основные расчёты относили ко
времени, когда закончится именно седьмая тысяча лет. Так,
например, в 1459 г., за 33 года до конца света должен
родиться антихрист. "В лето 6967 будет рождество
антихристово. И будет в рождении его трус, таков никакоже
никоколиже не бывал прежде времени того окоянного, и лютого,
и страшного. И будет плач велик по всей земли вселенской. И
в ты дни зри круг Солнцю и Луне, и начнут бытии знамения в
них, и гибости звезд на небеси, а плач на земли. Умножися
беззакония на земли, пощади нас, о Владыко" [6]. В пасхальных
таблицах 1470 г. обозначен как начало царствования
антихриста. К 1487 г. приурочено царствование последнего
царя.
Едва ли не впервые в древнерусской
литературе мысль об ожидаемой скорой встрече с вечностью
прозвучала в домонгольском "Слове о небесных силах",
приписываемое то Кириллу Туровскому, то Авраамию
Смоленскому. Здесь говорится о приближающимся истечении семи
тысяч лет. К этому времени число сверженных с небес ангелов,
согласно "Слову", должно пополнится душами умерших за это
время праведников. После чего и настанет время суда (идея
заимствована из Жития Андрея Юродивого).
Одно из самых знаменитых произведений на
Руси, повлиявшее на эсхатологические настроения, было
"Откровении Мефодия Патарского". В "Откровении Мефодия
Патарского", по наблюдениям В.М. Истрина, содержатся
"замечания о последних царях... распределённые по годам,
кончая 1492 г". Жанр откровений был весьма распространён в
переводной апокрифической книжности Древней Руси.
"Откровение Мефодия Патарского" представляет собой
эсхатологический апокриф, который можно рассматривать как
развёрнутое дополнение к положениям Св. Писания о конце
мира.
Формально "Откровение" Мефодия можно
рассматривать как краткий, сжатый исторический очерк,
объемлющий земной путь человечества от Адама и его потомства
до царств "последних времён. Но на этом переходе от начала к
финалу мировой драмы историческая часть трансформируется в
пророческую, повествуя о предуготованном будущем.
Первый тысячелетний отрезок охватывает время
от Адама до разделения рода Сифа и Каина. Второе тысячелетие
включает в себя события от убийства Каина до потопа, третье
– жизнь потомков Ноя, включая рождение изобретателя
астрономии Мунта, вражду сынов Хамовых и Невродовых,
вавилонское столпотворение. На четвёртое приходится борьба
потомков Хама с Невродом, завоевание Невродом Египта и
победа потомка его, Хозроя, над сынами Хама. Пятым
тысячелетием датируется поход потомка Мунта – Сапсикара
через Египет по пустыни Савской, откуда им вытеснены
происходящие от Агари потомки Измаила, бежавшие в Етрив.
Затем повествуется о войнах и пленении измаильтянами земли
обетованной и об изгнании Гедеоном воинственных племён
назад, в Етривскую пустыню. В этом месте историческое
повествование разрывается введённым в него пророчеством, где
говорится об исходе измаильтян из Етривской пустыни в
преддверии конца мира. Согласно предсказанию, наследники
Агари будут владеть всеми странами и никто не сможет
победить их до истечения седьмой тысячи лет. Единственным
непокорным царством называется богохранимое царство
Греческое. В описании шестого тысячелетия воспроизводится
последовательность смены великих царств: царство времён
Неврода и Перса, затем идут Персидское и Вавилонское
царства, их сменяет царство Медийское и, наконец, царство
Александра Македонского. В этом месте вводится рассказ о
нечестивых народов Гоге и Магоге, которые были заключены
Македонским за северными горами.
Седьмое тысячелетие кульминационное и
финальное в истории человечества. На нём фокусируются
значимые для рода человеческого события. Подробно
повествуется об исходе измаильтян и опустошениях, вызванных
этим нашествием. Торжество иноплеменников объясняется не
благосклонностью к ним Бога, а возмездиям христианам за
прегрешения. Затем является греческий царь – освободитель,
побеждающий измаильтян, после чего устанавливается мир.
Мирное время обрывается новым знамением светопреставления –
выходом из заключения Гога и Магога, несущих очередную волну
страданий и беззакония. Далее повествуется, как в Иерусалиме
воцаряется греческий властитель, с правлением которого
совпадает появления антихриста, потом идёт самостоятельный
рассказ про антихриста и его власти в мире. После победы над
антихристом последний царь передаёт Богу регалии земной
царской власти, которые возносятся на небеса. Этим земная
история завершается.
Новый всплеск интереса к памятникам этого
круга происходит в XVII – XVIII вв. в связи с
распространением старообрядчества. На этом этапе развития
эсхатологической идеи календарная основа её сама собой
отпала, а образ "последних времён" очерчивался с помощью
традиционного набора эсхатологических предсказаний (смуты,
неурядицы, осквернения святынь, нечестивые цари, пришествие
антихриста).
Егор Андреев
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне – 04.08.2008.
Использованная литература
1. Алексеев А.И. "Под знаком конца времён".
Очерки русской религиозности конец XIV начало XVI вв. С.-Пб. 2002. -С. 54.
2. Там же. -С. 54.
3. Там же. -С. 54.
4. Алексеев А.И. "Под знаком конца времён" Очерки русской религиозности. С.-Пб, 2002. - С. 63.
5. Юрганов А.Н. "Категории русской средневековой культуры" М., 1998. - С. 318.
6. Алексеев А.И. "Под знаком конца времён" Очерки русской религиозности. С.-Пб, 2002. -С. 65.
Читайте другие публикации раздела "Христианская эсхатология. Когда и каким будет конец света?"
|