"Нормальный человек в монастырь не
придёт": трудник раскрыл горькую правду о жизни в
обители
Игумен хранил "волшебную палочку" Гарри Поттера, а по ночам смотрел "Игры Престолов"...
"Приглашаются трудники на скотный двор
при монастыре", "Требуется обучаемая и отзывчивая
свечница", "Поработать во славу божию ждём
посудомойщицу, уборщицу-кастеляншу, овощечистку (!)".
Так выглядят вакансии для желающих поработать задарма,
вернее, "во славу божию". Откликов на подобные
предложения не густо. Встречаются такие: "Я готов. У
меня есть УДО и целая куча судимостей, но это всё в
прошлой жизни". По словам игуменов, с праведными
трудниками в нынешнее время напряжёнка. Горбатиться за
еду православные не торопятся.
Почему закончились трудники и как
устроена жизнь в христианской общине – в материале "МК".
Похоже с трудниками в монастырях дела
идут худо, если вакансии размещают в соцсетях.
Потенциальным плотникам и скотникам предоставляют
бесплатное проживание, постельное белье и трёхразовое
питание. "Вы отдохнете от суете, ощутите божью благодать
и душевную радость от труда во славу Божию", - указывают
в объявлениях.
Народ на заманчивые предложения не
ведётся.
- Рабов ищут, паразиты, - возмущается
подписчик православного паблика Василий.
Мужчину поддерживают ещё десяток
верующих. Иногда в перепалке участвуют сами
работодатели. Случается, что служители церкви
заканчивают беседу словами: "Пошел вон, пёс смердящий".
Мы поговорили с теми, кто отпахал в
монастырях "за славу божию".
"Сулят уютные кельи, усиленное питание и
бесплатный wi-fi "
Дмитрий жил и трудился в четырнадцати
мужских монастырях. Объясняет, что искал смысл веры: "Я
перфекционист. Мне было недостаточно оставаться простым
прихожанином. По нескольку месяцев жил и трудился в
монастырях. В двух сделал карьеру, получил предложение
пострига в монашество. Но в то время я не мог уйти из
мира, нужно было поставить на ноги дочь".
- Один опытный монах сказал мне:
"Нормальный человек в монастырь не придёт". Это
действительно так, - говорит Дмитрий. – Зачастую
контингент трудников - асоциальный и маргинальный. Те,
кто приходит в монастырь в целях духовной жажды и
поиска, - жемчужины.
Ещё лет двадцать назад в монастырях было
много вчерашних зеков. Они прибывали в монастыри сразу
после освобождения. Некоторые после трудов и молитвы
приобретали уверенность в завтрашнем дне,
социализировались и отправлялись в обычную жизнь.
Большинство, отъевшись и отдохнув, вылетали в мир, где
совершали новое преступление и опять попадали в лагерь.
Один человек рассказывал мне о своих
передвижениях: "У меня семь сроков и семь монастырей.
Откинулся, пожил в монастыре месяца три и снова присел.
Опять откинулся, перекантовался в другом монастыре пару
месяцев и вновь на зону".
Среди отсидевших трудников нравы были
соответствующие. Некоторые монастыри до сих пор хранят в
памяти истории о том, как трудники держали в страхе и
игумена и всю округу.
Сегодня ситуация изменилась. В каждом
городе появились работные дома. Там с радостью принимают
бывших сидельцев. Дают им кров и пищу в обмен на
исполнение неквалифицированной работы на стройках и
свалках. Люди идут туда гораздо охотнее, чем в
монастыри, потому что там больше свободы: разрешено
курить, смотреть телевизор. К тому же там выстраивается
привычная для них лагерная иерархия.
- Судя по соцсетям, желающих работать в
монастырях не много.
- Впервые за все годы послеперестроечной
России, трудники стали дефицитом. Молодое поколение
сейчас не так сильно выпадает из социума, чтобы
отправиться в монастырь. Наркоманы и алкоголики
предпочитают жить в реабилитационных центрах. А стариков
в обители не берут из-за болезней, возиться с ними
неохота.
Но в последнее время появился новый
контингент трудников - это мужчины 50-60 лет. Как
правило, у них нет семьи, но есть квартиры. Живёт такой
мужичок в монастыре на всём готовом, квартиру сдаёт,
денежки копит. Я был знаком с таким персонажем. Человек
ежегодно выезжал на накопленные средства в Таиланд на
месяц-два, потом возвращался обратно в монастырь.
Ну и само собой никто не хочет трудиться
бесплатно.
Если раньше монастыри вели строгий отбор
претендентов, то сегодня дают объявления о наборе
трудников, где сулят им уютные кельи, усиленное питание
и бесплатный wi-fi.
Кстати, тяжёлого труда в современном
монастыре нет. Строительством занимаются наёмные
профессионалы. Водителями, поварами, садовниками,
сантехниками и электриками работают жители местных
населённых пунктов за зарплату.
- Наверное, отбор все-таки есть. В
объявлениях указывают, что перед приемом на работу
проводят собеседование.
- В монастырях нынче хлопот не любят.
Сумасшедших и хворых не приветствуют. При монастырях как
правило есть опера, которые пробивают прибывающих на
наличие судимостей, узнают, не в розыске ли человек, нет
ли на нём алиментов, невыплаченных кредитов. Если трудник мутный, его моментально отправляют за ворота.
- Какой распорядок дня трудника?
- Распорядок дня в монастырях
одинаковый: 8 часов молитвы, 8 часов труда и 8 часов на
отдых. Ранний подъём, молитва, переходящая в ежедневную
литургию. Потом завтрак или чай. Дальше послушание –
нужно подметать территорию, чистить снег, прибираться в
местах общего пользования, чистить картошку на кухне.
Ничего изнуряющего. После обеда обязательно тихий час.
Один старый монах как-то отругал меня: "А ты чего днём
не спишь? Не православный что ли?".
После сна опять пару часов послушания,
затем вечерняя служба. Следом ужин и свободное время до
утра - хочешь спи, хочешь читай, но по территории не
шарахайся и не шуми.
Вообще в монастыре любят тех, кто не
доставляет хлопот - чем тише ведёшь себя, тем меньше к
тебе внимания. Я встречал много тихих келейных
алкоголиков, на которых закрывали глаза, потому как они
никому не мешали.
- Как игумены относятся к трудникам?
- Всё зависит от личности игумена. Есть
хорошие мужики, есть на очень. Один рассказывал мне, что
его в семинарии унижали дети священников, потому что он
был не из церковной семьи. И тогда он решил для себя,
что всё равно добьётся, чтобы ему руки целовали.
Другой был из бывших военных. Он любил,
чтобы все вскакивали и стояли "смирно", когда он входил
в комнату.
Третий наизусть знал Толкиена, имел все
издания о Гарри Поттере на разных языках, на полочке
хранил коллекционную "волшебную палочку" Поттера, по
ночам смотрел "Игры Престолов".
Все эти люди по разному относились к
трудникам. Кто-то помогал бомжу восстановить паспорт и
добраться до дома к старенькой маме. Заблудших,
примерных, но слабых духом, выдавали за местных
вдовушек.
Один случай меня поразил. В монастыре
лет десять жил трудник-инженер, который в 90-х стал
жертвой чёрных риэлторов, потерял квартиру. Прилепился к
монастырю. Постепенно стал незаменимым работником.
Электрика, сантехника, починка утюгов, чайников,
телевизоров для местных старух - всё на нём держалось.
Его все знали, он никому не отказывал в помощи. Много
сделал для восстановления монастыря. Но после смерти
старого игумена, на его место пришёл молодой. И когда
инженер умер, его тело вынесли за пределы монастыря и
похоронили потом как безродного на сельском кладбище.
- Со всеми хлопотными покойниками так
поступают?
- Все зависит от игумена. Каков поп,
таков и приход. Я видел, когда сильно болеющего трудника
постригали в монашество, а после смерти хоронили на
территории монастыря – для монахов есть законная
процедура для этого. А однажды трудник умер с перепоя,
печень отказала. Позвонили его брату, тот отказался
принимать участие в похоронах. Тогда игумен договорился
с местными властями и бедолагу похоронили на деревенском
кладбище, как положено.
- Наверняка, не все трудники в
монастырях верующие?
- В Подмосковье уже 20 лет есть монах с
тюремным прошлым. Он уважаемый человек. Характерный
пример того, как из бывшего зека можно стать трудником,
а потом монахом. Так вот он как-то сказал мне: "Мы
принимаем в монастырь алкашей и хулиганов. Понятно, что
они молитв не знают и в бога не веруют. Но мы молимся за
их души грешные. Да и матери пускай хоть отдохнут от их
выкрутасов".
От монастырей нельзя требовать святости.
Как-то я спросил у одного мудрого человека, почему
хорошие люди в монастырях не приживаются, а дурные живут
годами и лучше при этом не становятся. Мне этот человек
ответил: "Хорошо, что они не становятся хуже. А то, что
нормальные покидают монастырь, а ущербные остаются,
значит первым господь даёт сил и в миру жить хорошо, а
слабым место в монастыре. Без него они вообще погибнут".
- Священнослужители, бывает, мелькают в
криминальных сводках. Там есть люди с социальными
отклонениями?
- Открытых гомосексуалистов в монастырях
я не встречал, алкоголиков же – бывало. Встречаются
среди монашествующих те, кто негласно имеют семьи.
***
Читайте также по теме:
***
Но при всех недостатках современной
церкви, есть много спасённых судеб.
Прибился к одному монастырю паренёк лет
15. Сбежал из психоневрологического интерната. На
коленях умолял монахов его обратно не возвращать.
Оставили, хотя и нарушили закон. Парень стал садовником,
да таким, что через год весь монастырь утопал в цветах.
Среди монахов оказался бывший "браток", который полюбил
этого паренька словно сына. Расспросил его о жизни.
Оказалось, что после смерти отца мальчика, мачеха сдала
его в интернат, а квартиру прибрала себе. Монах попросил
бывших сокамерников помочь парню. В итоге, квартиру
пареньку вернули. Сегодня этот садовник в этой квартире
живет с женой и семью детьми. Также растит розы в
монастыре, дети его поют в церковном хоре.
Или вот еще одна история. Поехал как-то
монах-водитель на стройбазу за утеплителем для стен.
Нагрузил полный кузов "Газели" рулонами ваты. На
обратном пути заскочил к сестре. Припарковался у
девятиэтажки. Когда вышел, увидел картину - прямо в
кузов, на вату грохнулся мужик, который вышел из окна
квартиры, когда застал жену с любовником. Монах
растерялся, повез его живого, но расцарапанного в
монастырь. С тех пор прошло 8 лет. Мужик так в монастыре
и остался. Сегодня он монах Роман, но среди братии носит
шутливое прозвище Джузеппе из Копертино, был такой
святой, который умел летать.
В любом случае, я бы советовал всем,
кого жизнь прижала так, хоть волком вой или в петлю
лезть – идти в монастырь. И пусть монастыри далеки от
идеала, но они также далеки от мирской жизни, в которой
грех уже давно стал нормой.
"Много зомбированных людей"
Ольга жила и работала в одном из
монастырей Челябинской области и в женском в
Оренбургской. Женщина считает, что без трудников
монастырям не справится: "Обители не находятся на
гособеспечении, поэтому вынуждены продавать свою
продукцию: молоко, хлеб, сладости, сувениры и прочее.
Следовательно, нуждаются в рабочей силе. Если человек не
имеет психических отклонений, не инвалид без руки и
ноги, не требует присмотра и ухода, то его возьмут
трудником. Не примут того, у кого на иждивении находятся
дети или родители, не способные за собой ухаживать.
Могут отказать в приюте наркоманам и алкоголикам".
- Чем занимаются трудники при
монастырях?
- При монастырях, как правило, есть
скиты, где обрабатывают поля, выращивают овощи, фрукты,
злаковые, занимаются пчеловодством, ухаживают за скотом.
В горячую пору работают с утра до позднего вечера,
зимой поменьше. Всё обязательно делается с молитвой.
Я пыталась жить в двух монастырях. Но у
меня проблемы со здоровьем, я всё делала медленно,
поэтому не осталась там. Ещё я натура свободолюбивая, а
монастырь, как не крути, это организация, где всё строго
делается по послушанию. Люди там не должны иметь своего
мнения. Поговорить особо не с кем. Много зомбированных
людей. Там не приживётся человек без глубокой веры,
неспособный подчиняться, имеющий свое мнение.
В монастыре требуется вести себя тихо,
не мешать другим. Угнетает то, что нет близких, друзей.
Там не можешь чего-то добиться, увидеть что-то
интересное, чему-то удивиться. Одно и тоже каждый день.
Как тюрьма, только комфортная и основанная на идее
Христа, святых и постоянной молитве.
- Кто остается в монастыре?
- В монастырь идут люди с проблемами.
Допустим, у кого-то умерла жена, муж, ребёнок, и человек
не видит смысла жизни. Приходят те, кому негде жить,
хотят пересидеть какое-то время. А вот люди с
преступными наклонностями там не задерживаются. В
монастыре всё делается по благословению. Приказ
начальника не обсуждается, совсем, как в армии. Кому
такое понравится?
Недавно я пыталась поговорить с пожилой
насельницей монастыря. В ответ услышала: "Не надо тут
рассуждать и думать, надо просто подчиняться". Я
возразила, мол, это только роботы ни о чём не думают, а
человек мыслящее существо. Но её было не переубедить.
Таких там большинство.
Монахини – это женщины с определенным
складом характера и верующие в Христа настолько, что
посвящают жизнь молитве и служению Богу. Многие из них
поют, легко подчиняются начальству, живут в своем мире и
свято верят, что им за все жертвы и труды уготовано
место в царствие небесном. Я общалась со многими
монахинями. Они показались мне умершими при жизни для
страстей, удовольствий, семейных привязанностей. В их
жизни остались только труд, молитва, послушание,
крестные ходы, чтение Евангелия, пение и соблюдение всех
необходимых ритуалов. В них нет непосредственности,
обаяния, внутренней улыбки, какой-то загадки. У них
только Бог и рассказы о нём. Даже при принятии пищи они
говорят отрывками из писаний или рассуждают на тему
веры. Общаются с иконой Богородицы, как с живой.
Если человеку трудно перестроить
сознание, то монастырь превратится для него в тюрьму, он
не сможет там жить. Вот и я не смогла.
- Зачем вы тогда работаете в монастырях?
- Я ничем увлечься не могу, всё стало
неинтересно. Ищу выход. В прошлом я учительница музыки,
у меня есть сын, когда-то было много увлечений. А сейчас
я себя побаиваюсь, потому что везде вижу ложь, систему,
где люди делятся на рабов и господ, хочется нарушать
общепринятые правила - меня это пугает. Чтобы прийти в
себя, успокоить бунтующее сознание, стала ездить по
монастырям, молиться, ходить в церковь. Помогает. Но на
днях испытала счастье, когда вернулась домой после
десятидневного пребывания в Орском Иверском женском
монастыре. Так чувствует себя человек, который целый
день носил обувь на пару размеров меньше, а когда снял
её почувствовал облегчение и лёгкость.
В Орском монастыре меня удивило
отношение священника к паломникам. Батюшка угостил
конфетами. Я сказала, что мы нуждаемся в духовной пище,
а не в телесной. Он ответил, что тут нужно подчиняться и
делать то, что говорят, только в этом случае достигнешь
духовности и настоящего просветления.
Я сделала для себя вывод, если уходить в
монастырь, то только в старости, когда уже ничего не
интересует в миру, но ещё почему-то не умер…
Еще один мужчина, который много лет
работал трудником в монастырях давно завязал с эти
делом. Объяснил причины: "Нормальные монастыри ещё
поискать надо. Те, которые я посещал представляли
общежитие бородатых холостяков. Встречаются самодуры
настоятели, тогда дисциплина заменяет смирение, не
приветствуются даже разговоры трудников с насельниками.
Ничего хорошего я оттуда не вынес, только
разочарование".
Ирина Боброва
Московский комсомолец -15.04.2013.
|