Любовь против троллинга: как верующему
говорить с атеистом
Почему люди не находят ответов на
вопросы о вере? Как христианину общаться с неверующим
собеседником? Чем отвечать на оскорбления и троллинг? Об
этом рассказала журналист, блогер и преподаватель Дарья
Косинцева в докладе "Проблемы, риски и камни
преткновения миссии в Интернете" на V Международной
миссионерской конференции "Ставрос". Публикуем избранные
фрагменты.
Восьмиклассники и советская пропаганда
Иногда со своими чудесными восьми- и
девятиклассниками мне приходится на переменке общаться
на смысложизненные темы. Среди них есть два ученика -
они очень разные, но почему-то именно с ними в эту
неделю мне случилось говорить о религии. Машенька - это
такой типичный Божий одуванчик, отличница, и мы
обсуждали какую-то поэзию; в частности, там была
библейская тема. Машенька у меня спросила что-то о
христианстве, и я говорю: "А что вы сами об этом
думаете?" Этот Божий одуванчик мне ответил: "Ну, я
считаю, что Христос - шизофреник и религия сегодня
неактуальна".
Вторая история - с Сашей (имена изменены
для конспирации). Это совсем другой типаж: двоечник,
раздолбай. Я думала, что он вообще ничем не
интересуется, пока не спросила, зачем он читает одну
книжку. Он мне ответил, что там стебаются над религией и
это ему очень нравится. Я тоже с ним побеседовала, и он
выдал стандартный набор штампов по тем вопросам, которые
его волнуют: всё те же жадные попы, религия создана для
оболванивания народа, и прочее, и прочее. Но самое
интересное - он рассказал, что у него есть верующая
тётя, бывшая коммунистка, и он пытался с ней и с другими
родственниками говорить, но не получалось по той простой
причине, что разговор сразу переходил в конфликт. То
есть этот мальчик не может в оффлайне, в общении с
живыми людьми, найти себе слушателей, с которыми он мог
бы поговорить.
И вот такие люди в поисках ответов идут
в Интернет, где пространство общения максимально открыто
и где со своими странными вопросами ты находишь людей, с
которыми мог бы поговорить, своих единомышленников.
Восьмиклассники Саша и Маша приходят туда и находят
условного Руслана Соколовского, который говорит с ними
на понятном языке, с удовольствием его слушают и
безоговорочно верят.
Поэтому первая проблема, о которой мне
кажется важным сказать, - это нынешний язык миссии. Не
только в смысле стилистики, но и того, что касается
донесения христианской идеи до неверующего большинства.
Вы можете со мной не согласиться, но если в старших
классах или на первом курсе университета спросить: "Кто
из вас верует", - очень немногие окажутся в числе
верующих. Изначально зачастую это не воинствующие
атеисты, а просто люди, которые видят некоторые
проблемы, вопросы, противоречия в истории Церкви и в её
жизни, но со стороны Церкви часто нет широко
распространяемого адекватного ответа на адекватном
языке, который они могли бы услышать. Я не могу сказать,
что его нет совершенно, но катастрофически мало по
сравнения с тем запросом, который есть у людей. Людям
сейчас бесконечно интересна эта тема, поэтому СМИ с
удовольствием о ней пишут (в основном - негативно): они
знают, что набегут интересующиеся, будут оставлять
комментарии и репостить.
Мы должны понимать, что те, кто
интересуется религией - в основном люди с очень слабым
знанием предмета. Это "милые варвары": те вопросы,
которые они задают, часто кажутся простыми, банальными,
глупыми - настолько, что представляется, будто их можно
задавать только агрессивно. Но во многом агрессия
происходит потому, что как только ты погружаешься в
тему, тебя сразу начинает уносить в "мир высокой
духовности": так и хочется вещать, окормлять, учить. А у
людей для начала очень простыезапросы, и на них часто
нет ответа. Тот уровень атеизма, который сейчас чаще
всего встречается в Сети - это уровень советской
пропаганды, схоластика, абсолютные банальности, которые
из года в год воспроизводят как новость.
Кажется, что в миссионерской
деятельности Церкви есть два основных направления:
борьба с сектами и внутренняя миссия, сплочение уже
верующих православных людей. Но очень мало миссии (если
я неправа, поправьте), направленной на обычных атеистов,
более или менее равнодушных к Церкви, заинтересованных,
но колеблющихся. У меня в университете была
преподавательница древнерусской литературы: учёный она
была замечательный, а преподаватель - так себе. Она
вещала на своём языке о каких-то ужасно сложных и
интересных для неё вещах, а мы сидели, слушали и ничего
не понимали. Когда я смотрю православные сайты и
паблики, я часто вижу язык, который совершенно непонятен
внешнему человеку.
В СМИ и Интернете сегодня очень много
негатива о Церкви. За пять лет, что я веду блог о
христианстве, каких только гадостей мне не говорили!
Поэтому те оскорбления, которые многим кажутся
безумными, я воспринимаю уже спокойно. Негатив для меня
- всегда повод для разговора. Когда ты отстранённо
вещаешь о ценностях, о нравственности, никому это не
интересно. Но когда появляется негативный инфоповод,
всегда есть возможность высказать свою точку зрения.
"Уверение Фомы" (1600-1602). Художник Микеланджело Меризи да Караваджо
Любую гадость можно обратить в свою
пользу: даже бесконечно троллинговое и оскорбительное
высказывание вроде "Христос - это зомби" может стать
стартом для очень интересного диалога. Можно поговорить
о смерти и жизни, о том, что Христос жив и после
физической смерти, а многие люди мертвы и при жизни.
Тема зомби очень популярна в массовой культуре, потому
что отражает именно эту идею. Попытка нападок на тебя
может всегда сыграть в плюс, если её правильно
использовать. Ты можешь показать, что ты человек
культурный, которого таким образом невозможно задеть.
Я читала статью об американском
миссионере, история которой началась с того, как она,
будучи лесбиянкой, опубликовала статью, что христиане -
это всегда мракобесы, которые давят свободу. После этой
статьи ей начали приходить письма, и она складывала их в
две стопочки: в одну стопочку - негативные, а в другую -
восторженные. И было одно письмо от пастора, которое она
не смогла положить ни в какую стопку, потому что оно не
было ни ругательным, ни хвалебным: человек приглашал её
пообщаться за чаем. Эти беседы закончились тем, что она
приняла христианство, вышла замуж и стала блогером
совсем другой направленности.
Не враги, а братья и сёстры
В одной протестантской книжке говорится,
что апостолы не очень хотели уходить из Иерусалима, со
Святой Земли и идти проповедовать языческим варварам.
Иногда у многих верующих, и у меня в том числе,
возникает желание замкнуться в своём комфортном и уютном
мирке, чувствуя себя особыми, духовными, а всех
окружающих - людьми несколько второго сорта, дурачками,
с которыми и говорить-то особенно не о чем. Думаю, что
люди, у которых брат, сестра, жена, тёща или свекровь -
атеисты, гораздо глубже понимают, что всё не так просто,
что диалог с неверующими так или иначе приходится
выстраивать. Мне кажется важным, общаясь в Интернете или
давая какие-то комментарии, помнить, что атеисты,
агностики, равнодушно или негативно настроенные к Церкви
люди - тоже наши братья и сёстры. Воспринимать их не как
врагов, а как будущих верующих, и относиться к ним
соответствующе.
Общаться с хипстерами-атеистами не
сложнее, чем с сектантами, а во многом гораздо проще. И
делать это, на мой взгляд, очень важно.
Ответить или промолчать?
Любая площадка может служить для
продуктивного диалога. Вопрос в том, что бесконечные
дискуссии на десять страниц, как правило,
контрпродуктивны и только отнимают силы. Часто верующие
вовлекаются в эти дискуссии, начинают распаляться,
показывать себя далеко не с лучшей стороны. Когда-то я
очень много дискутировала в комментариях, сейчас
практически ничего не комментирую. В моём паблике во
"ВКонтакте" сейчас очень жёсткая политика модерации, и
часто откровенно троллинговые комментарии удаляются -
мне интересна именно содержательная дискуссия.
Нужно грамотно оценивать ситуацию
общения. Если под какой-то статьёй вы видите негативные
комментарии, вы можете сдержанно один-два раза ответить,
по существу. Эти комментаторы не обратятся сразу - они
будут усиленно защищать свою точку зрения. Здесь важно
вовремя остановиться и почувствовать границы. Если вам
есть, что сказать, и вы можете сказать это с любовью,
почему бы не сказать? Вопрос, какое количество времени
вы готовы на это потратить: к этому нужно относиться
очень деликатно, чтобы не выгореть в бесконечных и
бессмысленных спорах.
Могут общаться двое, а читать две тысячи
человек, и важно не то, что вы докажете оппоненту, а то,
как вы себя покажете для этих двух тысяч. Возможно,
настоящая миссия происходит именно по отношению к ним,
когда они видят с его стороны агрессию, раздражение и
бескультурье, а с вашей - любовь, готовность к диалогу и
высокий культурный уровень.