Закабаление человека атеистическим обществом
Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся
проповедник и богослов, один из известнейших священников XX
века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в
Нью-Йорке. Предлагаем вниманию читателей расшифровку записи
одной из радиобесед отца Александра, сделанную Еленой
Шитиковой.
Религия порабощает человека. Боже мой,
сколько раз мы слышали это утверждение, лежащее в основе
всей антирелигиозной пропаганды. И вот, стоит теперь только
поглядеть на мировоззрение, на общество, которое, как они
непрестанно утверждают, наконец, от религии освободилось,
сбросило с себя средневековое бремя, как очевидным стало,
что именно с этим освобождением, с этим изгнанием религии в
узкую категорию частного дела и началось порабощение
человека, подобного которому еще, пожалуй, не было в
человеческой истории. И началось порабощение потому, и об
этом я говорил в прошлой беседе, что общество, отказавшееся
от религиозного понимания человека, само себя неизбежно,
рано или поздно, провозглашает высшей и абсолютной
ценностью. Провозглашает единственной целью и историей всего
в мире, то есть, фактически, заменяет собой Бога. И потому
не только требует от человека, чтобы он этому обществу
служил, но требует, чтобы он, человек, обществу безраздельно
принадлежал и чтобы ему сверх того еще и поклонялся. Однако
поскольку общество – понятие еще слишком расплывчатое и
отвлеченное, то говорит от его имени партия или государство.
Таким образом, мы видим, что некая часть
общества безапелляционно своей волей, как нечто самоочевидно
решаемое, что она и только она представляет собой целое, то
есть человеческое общество. Мы говорим за вас, от вас и вам,
потому что мы и есть вы. Мы, потому что мы и есть вы, знаем,
что хорошо и что плохо для вас, мы знаем, куда вас вести, мы
знаем, в чем ваша цель, и мы одни можем вас к этой цели
привести. Безраздельно подчиняясь нам, вы всего лишь
исполняете свое желание. Ибо не забудьте, мы – это и есть
вы. Бог – страшная логика общества, до конца и безраздельно
отождествившего себя с Абсолютом. И вот почему это общество
неизбежно приводит к порабощению человека.
Автобус в Лондоне с надписью "По всей
видимости, Бога нет. Прекрати сейчас беспокоиться и насладись своей жизнью"
Мне скажут, а разве раньше, в эпоху, когда
общество опиралось на религию, разве не было рабства,
крепостного права, преследования инакомыслящих, инквизиции,
сжигания еретиков на кострах, принудительной веры,
принудительной религии. Отвечаю – да, были. Но вот мы и
судим, и осуждаем все это во имя той самой религии, которую
это общество признавало своим. И, главное, мы утверждаем, и
это не трудно доказать исторически, что только внутри того
общества, сколь бы ни было оно несовершенным, уродливым,
сколь бы не нарушало само своих принципов и основ – только
внутри него родилась и выросла та идея свободы, та идея
свободной человеческой личности, во имя которой сегодня в
окружающей нас тьме мы можем сказать обществу, государству,
партии: нет, ты не абсолют, нет, ты не все, не единственная
ценность и не единственная цель.
Только потому, что веками возвышался над
миром как идеал, как вдохновение, как прекрасная и самая
возвышенная из всех истина – образ распятого на кресте
Человека, распятого за любовь, за свободу, за правду, за
высшее божественное призвание человека. Только потому и
сегодня мы можем сказать обществу, требующему от нас
абсолютного подчинения, можем сказать ему: самый маленький,
самый слабый и по человеческому рассуждению самый ничтожный
человек ценнее и важнее всех обществ, всех государств, всех
партий, всех программ и всех идеологий.
Вот сейчас в мире много говорят о правах
человека. Ну откуда бы взялись эти права, и во имя чего
можно было их защищать, если бы не возникло постепенно,
именно из религиозного источника убеждение, что человек и
только человек, только его единственная и неповторимая
личность является в мире абсолютной ценностью. Тогда как все
остальные ценности: государство, общество, культура и так
далее – именно потому, что они безличны, суть ценности
вторичные и ценности относительные. Они призваны только к
тому, чтобы ограждать абсолютную ценность и подлинную
свободу человека.
Я говорю, из религиозного источника возникло
убеждение об абсолютной ценности человеческой личности. Да,
ибо иначе, этих прав, этого признания человека абсолютной
ценностью вывести неоткуда. В природе, в мире, в науке, в
истории – часть всегда меньше целого и этому целому
подчинена. От него получает жизнь и ему служит. Если человек
только от природы, тогда он только часть и тогда
действительно всецело подчинен целому, то есть обществу.
Только если над миром и над природой есть нечто высшее, чему
они сами подчинены, только тогда возможно увидеть в человеке
носителя и отсвет этого высшего, и утверждать его права, и
защищать его свободу. И может быть теперь ясным становится,
почему стремится обожествившее себя общество вытолкнуть
религию в темный и затхлый угол частного дела, запереть ее в
немногих храмах, свести ее к культу, запретить ей саму себя
относить к миру, обществу, истории и культуре. Ибо знает
оно, это, ставшее до конца идолом, общество, что пока будут
звучать в мире слова о Боге, будет жить вера в Него.
Окончательное порабощение человека, окончательное
растворение его в обществе останется невозможным. Ибо и
слова эти, и вера являют нам реальность души, о которой раз
и навсегда, на все века сказано в Евангелии: "Итак, не
бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить".
Поэтому все мелкие, мелкие споры о вине,
ошибках в разрешениях религиозных людей в истории, все
мелочные обвинения, предъявляемые к прошлому – все это
кажется почти ничтожным по сравнению с тем, что происходит в
мире, когда отрицается в нем реальность души, то есть того
высшего, что возвышает человека над всем и не дает
возможности ему быть порабощенным миром сим.
Александр Шмеман, протопресвитер
Православие и мир – 24.02.2009.
|