Пять тезисов по поводу законопроектов о
профилактике "семейно-бытового насилия" ("закон о ликвидации семьи")
Сегодня страна обсуждает законопроекты о
профилактике "семейно-бытового насилия". В сети Интернет
циркулируют два проекта – созданные депутатами
Государственной Думы и членами Совета Федерации. Уверен,
что появятся и другие проекты. Концептуально они
одинаковы и ставят своей целью на законодательном уровне
сделать семью и семейные отношения предметом правового
регулирования, то есть разрешить третьим лицам
вмешиваться в отношения мужа и жены. В народе эти
законопроекты называют "законом о ликвидации семьи" или
"законом Павлика Морозова".
Опираясь на проповедь Святейшего
Патриарха Кирилла, произнесенную в Москве 4 декабря 2019
года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,
и на проповедь, произнесенную им же в Калининграде 8
декабря 2019 года, в день отдания праздника Введения во
храм Пресвятой Богородицы, я остановлюсь на общих
концептуальных вопросах, которые для краткости изложения
сформулировал в виде пяти тезисов.
Тезис 1.
Мы находимся сегодня в точке возвращения
России от секулярно-либерального мировоззрения к
мировоззрению, опирающемуся на ценностный консерватизм,
или ценностный традиционализм. Этот процесс начался в
1997 году, когда благодаря Святейшему Патриарху Кириллу
в обиход вошло понятие "традиционные религии" и
продолжился в 2009 году, когда Патриарх Кирилл ввел в
обиход понятие "традиционные ценности", предложив
российскому обществу содержательную дискуссии на эту
тему.
Влияние Патриарха Кирилла на
мировоззрение нашего общества столь сильно и очевидно,
что есть смысл внимательно вчитаться в те его тексты,
которые касаются семьи и семейных отношений. А также
ответственности законодательного корпуса.
Тезис 2.
Обсуждаемый законопроект следует
анализировать в контексте названного перехода от
секулярного мировоззрения к ценностному.
А также в контексте двух других
законопроектов, которые носят идеологический характер. Я
имею ввиду Концепцию закона о культуре, который
предполагает отделении культуры от общества и
Законопроект, отменяющий возрастную маркировку 6+, 12+,
16+ (так называемый "закон о растлении детей").
Все три закона схожи общей
направленностью на отказ от института семьи, на отказ от
аксиологии в культуре, и на отказ от учёта возрастной
психологии в процессе социализации ребенка и подростка.
Все вместе они объединены отказом от ценностей и от тех
институтов, которые задают коллективные смыслы
существования и стабилизируют общество.
Без единых ценностей гибнет и общество,
и семья, и человек.
Тезис 3.
Возвращаясь к интеллектуальному наследию
Святейшего Патриарха Кирилла, я хотел бы вспомнить его
определение понятия общества, которое он дал, выступая
два года назад на Всемирном русском народном соборе.
Святейший сказал, что общество состоит не из малых
групп, а из семей.
Действительно, сегодня распространено
учение о малых группах. В школьных учебниках
Обществознания прямо пишут, что общество состоит из
малых групп. Это могут быть филателисты, собаководы,
реконструкторы, нудисты, литературные или театральные
объединения, гендерные или сексуальные группы. Их –
великое множество и якобы из них и состоит общество. Это
– системная ошибка.
На самом деле общество состоит из семей.
Институт семьи – это единственный инструмент, который
скрепляет общество. Единственный. Другого не существует.
Мы идем умирать за семью. И за Отечество, как семью
семей. С этим связан и русский архетип Родины-матери.
Для нас, православных, ключевым является
образ Богоматери. Именно об этом 4 декабря говорил
Патриарх Кирилл, обращаясь к каждому из нас из самого
сердца нашего Отечества, из Успенского собора, из
Кремля. Это был глубоко символичный жест, который мы
обязаны понять.
Тезис 4.
Мы живем в прозрачном мире. Мы постоянно
находимся в гуще событий и людей. И для каждого из нас
есть одно единственное место в мире, где мы являемся
самими собой – это наши семьи. Это наша домашняя
церковь. Здесь нас любят. Понимают. Жалеют. Помогают. Мы
вместе молимся. Мы вместе трудимся. Мы вместе радуемся.
И вместе плачем. Это наше единственное приватное
пространство.
Предлагаемые законопроекты разрешают
НКО, то есть тем самым малым группам, о которых я
говорил выше, иметь право регулировать внутреннее
устройство семьи. Регулировать с помощью отчуждения
членов семьи друг от друга (заявления, доносы, угрозы
написать заявления). Регулировать с помощью недоверия,
подозрительности друг к другу. Страха. То есть с помощью
разрушения в семье ЛЮБВИ. Именно об этом говорил
Патриарх Кирилл в своей проповеди.
Это онтологический закон. Закон, который
предлагает положить в основу нашего общества совершенно
новую философию. Вместо философии любви – философию
вражды.
Последние годы повсеместно звучит тема
семейных ценностей. Этот закон сегодня стал символом
борьбы с семейными ценностями.
Общество "малых групп" восстало против
общества семей. Малые группы ищут способ установить
тотальный контроль над семьей.
Обращают внимание лики сторонников закона - это в
подавляющем большинстве несемейная молодежь, одинокие
феминистки и половые извращенцы
Тезис 5.
Особенность предложенного законопроекта
с юридической точки зрения заключается в том, что нам
предлагают создать новый предмет правового
регулирования.
Для сравнения. "Религиозный кодекс"
Михаила Прохорова. Несколько лет назад Прохоров
предложил выделить отношения между верующими в отдельный
предмет правового регулирования. Все граждане живут по
одному закону, а верующие – по другому. Тогда Госдума
отвергла это предложение и не допустила помещение
верующих в специальное "правовое гетто".
Здесь – та же идея. Семью пытаются
загнать в правовое гетто.
Семью предложено выделить в особый
предмет правового регулирования. Отношения между мужем и
женой выделяются в новый предмет юридического
регулирования. Тайна любви, тайна зачатия, тайна
домашней церкви, как называют семью православные,
становятся предметом правового регулирования.
Это не забота о семье. Это – полная
ликвидация семьи, и как мистического священного союза
мужчины и женщины, и как социального института.