Заявление Патриаршей комиссии по
вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с
обсуждением проекта Федерального закона "О профилактике
семейно-бытового насилия в Российской Федерации"
29 ноября 2019 года Совет Федерации
опубликовал для общественного обсуждения законопроект "О
профилактике семейно-бытового насилия в Российской
Федерации".
Ознакомившись с его текстом, Патриаршая
комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства
считает необходимым заявить следующее:
1. По нашему мнению,
законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что
делает его принятие недопустимым. Его нормы:
– противоречат общепризнанным правовым
принципам разумности, справедливости и равенства, а
также общеизвестному принципу "разрешено все то, что не
запрещено законом", вступая тем самым в противоречие с
основаниями российского права;
– нарушают конституционное требование
правовой определенности, что создает "возможность
неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и
неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению
принципов равенства и верховенства закона" [1];
– при применении на практике могут
привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав
граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской
федерации, нормами российского и международного права,
таких как:
- право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну [2];
- право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей) [3];
- право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда) [4];
- право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища) [5];
- право на конституционную презумпцию невиновности [6];
- право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей) [7];
- право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями [8];
- право на уважение к семейной жизни и т.п.
– содержат положения явно
коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в
смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от
17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов") [9], что "создает условия для проявления
коррупции" [10].
Фактически, законопроект направлен на
создание новой системы правовых норм, параллельных
существующим нормам уголовного законодательства и
законодательства об административных правонарушениях
(защищающим граждан от реального противоправного
насилия).
Эта новая система правовых норм
предполагает существенное поражение граждан в их правах
(в том числе семейных), сравнимое с ограничениями,
налагаемыми на преступников и людей, совершающих
административные правонарушения, и даже их
превосходящее. При этом она исходит из фактической
презумпции виновности лиц, объявляемых "нарушителями",
не предполагает для них никаких процессуальных гарантий,
стандартов доказывания предполагаемой вины. Это
представляется совершенно недопустимым.
В силу неопределенности норм
законопроекта практически любое нормальное человеческое
действие может быть признано "семейно-бытовым насилием",
любой совершеннолетний человек может быть произвольно
объявлен "нарушителем" и подвергнуться "мерам
профилактики" имеющим откровенно репрессивный характер.
2. Наряду с этими правовыми дефектами,
законопроект содержит серьезные концептуальные дефекты,
делающие его несовместимым с традиционными российскими
духовно-нравственными ценностями.
В частности, он имеет явную антисемейную
направленность, умаляя права и свободы людей, избравших
семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в
сравнении с остальными. Несправедливо обременяя семейных
людей и родителей, законопроект, тем самым, фактически
вводит особое "наказание за семейную жизнь".
Такой подход выглядит крайне странным в
ситуации, когда на государственном уровне делаются
заявления о необходимости решения демографических
проблем, повышения рождаемости, защиты и укрепления
семьи, возрождения традиционных семейных ценностей.
Законопроект создает условия для
разжигания внутрисемейных конфликтов, в частности
"бракоразводных войн" (в которых положения аналогичных
законов широко используются в зарубежных странах).
Предлагаемые им подходы и его расплывчатые нормы
неизбежно поведут к уничтожению нормальных семейных и
родственных отношений, природа которых предполагает
опору на взаимное доверие и уважение.
Создается ситуация, когда каждый сможет
в любой момент, без реальных оснований, воспользоваться
возможностями системы "профилактики семейно-бытового
насилия" против своих близких. В такой ситуации
межличностными отношениями начинают править не доверие и
взаимопомощь, не любовь и уважение, а взаимный страх и
подозрительность. Все, что сказано или сделано в семье,
между близкими людьми в любой момент может быть
использовано ими друг против друга. Такая ситуация
разрушительна для семейного образа жизни и традиционных
семейных и духовно-нравственных ценностей.
Помимо этого, в сочетании с уже
существующими нормами российского законодательства
(некоторые из которых далеко не совершенны),
законопроект создает новые возможности для произвольного
отстранения родителей от воспитания детей, разлучения
детей и родителей [11].
Положения законопроекта противоречат
основам российского семейного права, а также Концепции
демографической политики РФ на период до 2025 года [12] и
Концепции семейной политики в РФ на период до 2025
года [13], которые указывают на необходимость укрепления
семьи, сохранения традиционных семейных ценностей,
повышения авторитета родителей в семье и обществе [14].
Это крайне опасно, поскольку, как
справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, "семья,
материнство и детство в их традиционном, воспринятом от
предков понимании представляют собой те ценности,
которые обеспечивают непрерывную смену поколений,
выступают условием сохранения и развития
многонационального народа Российской Федерации, а потому
нуждаются в особой защите со стороны государства" [15].
3. Особую озабоченность вызывает то, что
многие соавторы и сторонники законопроекта добиваются
его принятия, широко используя заведомую ложь. Наш народ
убеждают, что российская семья – это просто мрачный
застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы
создать это впечатление, распространяются данные,
которые выдаются за статистику, но, в действительности,
не имеют под собой никаких реальных оснований.
***
Читайте также по теме:
***
Нас пытаются уверить, что в России 40%
тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно
14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от
семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т.п. Но
при внимательном изучении оказывается, что эти данные
слабо или вообще никак не связаны с реальностью [16].
Сторонники принятия закона не гнушаются
пользоваться откровенной ложью (о гибели аж 12 - 14 тыс.
женщин в семье ежегодно). Между тем, например, в России в 2015 г. в семье погибло насильственной смертью 1060 человек
- 304 ЖЕНЩИНЫ и 756 мужчин, среди них 36 детей (данные ГИАЦ
МВД)
С помощью подобных ложных утверждений
неблагонамеренные люди манипулируют общественным
мнением, воздействуя на эмоции доверчивой публики. Они
старательно создают у общества впечатление, что брак и
семья – это зло, источник угрозы и опасности для женщин
и детей. Между тем хорошо известно, что это неправда.
Реальные статистические данные убедительно показывают,
что брак и основанная на нем семья – это основная защита
женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они
могут столкнуться.
Добиваясь принятия закона о профилактике
именно "домашнего" или "семейно-бытового насилия", эти
люди игнорируют реальные причины настоящего насилия.
Между тем, они хорошо известны – это кризис
нравственного сознания, невнимание к традиционным
семейным и духовно-нравственным ценностям (и пропаганда,
откровенно направленная против них), потребительское
отношение к жизни, а также связанные со всем этим эрозия
семейного образа жизни, алкоголизм и наркомания.
Повышают риски реального насилия и стрессовые факторы –
такие, как стесненные жилищные условия семей и
экономические потрясения.
Вместо решения реальных проблем
общественность убеждают, что источник насилия – дом и
семья. Собственно именно ради этого исторически понятия
"домашнего" и "семейного насилия" и были сконструированы
представителями радикальных антисемейных идеологий,
таких, как феминизм, которые сознательно ставили перед
собой цель деконструкции семьи, семейной жизни и всех
связанных с ними традиционных ценностей. Использование
подобных понятий лишь затрудняет понимание и анализ
реальных причин социальных проблем.
Антисемейная пропаганда не поможет
решить эти проблемы, снизить количество насильственных
преступлений и правонарушений в быту, в том числе и
семейном, по-настоящему защитить их жертвы. Напротив,
она содействует росту уровня насилия в обществе,
подрывая его основу – семью. Такого рода пропаганда
безнравственна, разрушительна и опасна не только для
общественной жизни, но и для национальной безопасности.
4. На этом фоне не вызывает удивления
тот факт, что предлагаемый законопроект активно
поддерживают организации, связанные с радикальными
антисемейным идеологиями ("ЛГБТ"-идеология, феминизм), а
также значительное количество организаций, официально
получающих иностранное финансирование. В его поддержку
также активно выступают некоторые средства массовой
информации и международные структуры, не скрывающие
антироссийского характера своей деятельности.
Обращают внимание лики сторонников закона - это в
подавляющем большинстве несемейная молодежь, одинокие
феминистки и половые извращенцы
При этом представители множества
организаций, работающих в сфере защиты семьи и прав
родителей, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, обеспокоены этим законопроектом и считают
недопустимым его принятие. Считаем, что законодателям
следует обратить внимание на их позицию [17].
5. Как отмечают специалисты,
предлагаемые законопроектом меры неэффективны в
предотвращении реального противоправного насилия. Опыт
зарубежных стран показывает, что они едва ли способны
предотвратить преступные действия, одновременно приводя
к массовому нарушению прав невиновных, законопослушных
граждан [18].
Действительно существующие в обществе
проблемы, связанные с реальными насильственными
преступлениями и правонарушениями, необходимо решать
совершенно иными методами. Эти методы должны
соответствовать принципам справедливости и разумности,
традиционным российским семейным и духовно-нравственным
ценностям, нашей культуре. Они должны быть свободны от
влияния антисемейных идеологий, не наносить вреда семье
и не нарушать основополагающие права родителей.
Учитывая все сказанное, очевидно, что
законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в
Российской Федерации" неприемлем как с правовой, так и с
концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит
законодателей отказаться от его рассмотрения и принятия.
Патриаршая комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства - 03.12.2019.
Использованная литература и ссылки
1. Абзац первый п. 2 мотивировочной
части Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2001
N 6-О
2. Ст. 23 ч. 1 Конституции РФ.
3. Ст. 24 ч. 1 Конституции РФ.
4. Ст. 35 Конституции РФ.
5. Ст. 40 ч. 1 Конституции РФ.
6. Ст. 49 ч. 1 Конституции РФ.
7. Ст. 38 ч. 1 и 2 Конституции РФ в ее
связи со ст.ст. 2 и 17 Конституции РФ (в их обязывающем
толковании Конституционным Судом РФ).
8. Ст. 18 (4) Международного пакта о
гражданских и политических правах, ст. 13 (3)
Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах, Ст. 27 ч. 1 Конвенции Содружества
Независимых Государств о правах и основных свободах
человека.
9. Подробнее см.: "Правовой анализ
проекта Федерального закона "О профилактике
семейно-бытового насилия в Российской Федерации"",
подготовленный Аналитическим Центром "Семейная
Политика.РФ" - http://www.familypolicy.ru/rep/rf-19-051-01.pdf.
10. ст. 1 ч. 2 Федерального закона от
17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов".
11. См. там же, с. 19-20.
12. утв. Указом Президента РФ от 9
октября 2007 г. № 1351.
13. утв. Распоряжением Правительства РФ
от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
14. См. "Юридическое заключение на
законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в
Российской Федерации"", подготовленное канд. юр. наук А.
В. Швабауэр
15. Абзац второй п. 3 мотивировочной
части Определения Конституционного Суда РФ от 19.01.2010
№ 151-О-О и др.
16. "Правовой анализ проекта
Федерального закона "О профилактике семейно-бытового
насилия в Российской Федерации"" АЦ "Семейная
политика.РФ", с. 21-22.
17. См, в частности "Открытое письмо"
против принятия законопроекта, поддержанное более, чем
190 российскими общественными объединениями и
организациями/
18. См. "Правовой анализ проекта
Федерального закона "О профилактике семейно-бытового
насилия в Российской Федерации"" АЦ "Семейная
политика.РФ" , с. 20-21; "Юридическое заключение на
законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия в
Российской Федерации"", подготовленное канд. юр. наук А.
В. Швабауэp
|