Святые отцы о воспитании детей
Святитель Иоанн Златоуст, преподобный Исидор Пелусиот,
преподобный Нил Синайский, святитель Тихон Задонский, святитель Филарет, митрополит Московский,
святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник Вышенский
и др. православные святые отцы о воспитании детей...
Святитель Иоанн Златоуст
Считай себя
царем, имеющим подчиненный тебе город - душу ребенка, ибо
душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни
воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие
занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в
душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников,
как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится
к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают
приказания, как городские власти.
![Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль](../images/ikons/ioann_zlatoust-05.jpg)
Научи его быть приветливым и
человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого
злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь
его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.
Хотя бы у нас все наше было
благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если
нерадим о спасении детей.
Развращение детей происходит не от чего
другого, как от безумной привязанности (родителей) к
житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не
желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях
с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже
детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое
вместе ввергают в огонь гееннский.
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.
Возраст (детский) нежный, он скоро
усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в
душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и
жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к
добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в
преддверии отклонить их от порока и направить на лучший
путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как
бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут
уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.
Старайся, чтобы научить (сына)
презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.
Если вы воспитаете своих сыновей, то
они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат
своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова,
дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.
Преподобный Исидор Пелусиот
Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое
понятие о Божием величии и промысле, а потом и о добродетели
не только как родители, но и как превосходные наставники,
сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о
многобожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву
демонам, приимут достойное воздаяние.
***
Молитвы о детях:
***
Преподобный Нил Синайский
Кто хочет
рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой
строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках,
и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.
Святитель Тихон Задонский
![Святитель Тихон Задонский чудотворец, епископ Воронежский. Икона](../images/ikons/tihon_zadonskiy-02.jpg)
Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной
жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего -
не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так
нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не
хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и
своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость
употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают,
нежели наказывают их. Оба - и те, и другие - погрешают.
Везде ибо излишество порочно; строгость и милость
безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление,
своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от
природы ко злу всякому склонных; другая огорчение,
раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность
и средний путь похваляется. Сего ради родителям
благочестивым среднего пути держаться должно.
Преподобный Серафим Саровский
![Преподобный Серафим Саровский. Икона](../images/ikons/serafim_sarovskiy-01.jpg)
Старец
не позволял детям говорить против родителей, даже имевших
несомненные недостатки. Один человек пришел к старцу с
матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только
хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот
и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери,
сказал: "Отверзи уста свои" - и, когда она открыла рот,
трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: "Вот
вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но
даже и посуды винной, так как ты отселе не потерпишь более вина".
Святитель Филарет, митрополит Московский
Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда.
Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью
ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.
***
Читайте также по теме:
***
Святитель Игнатий Брянчанинов
Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это
чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и
матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое;
худому не надо подражать. Выпиши себе книгу "Поучения
преподобного аввы Дорофея", который занимался воспитанием
молодых иноков с отличным успехом. Эта книга будет
превосходным наставлением для тебя самой и для воспитания
дочери. Читай книгу и изучай ее. Знай, что паче всех твоих
наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным
наставлением для дочери.
![Молитва святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому](../images/ikons/ignatij_brianchaninov-04.jpg)
Охрани сына от ядовитых еретиков.
Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней
светскости не бойся; убойся того грозного изречения
Господня, которое ожидает родителей на Страшном суде
Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся
тех отчаянных и безполезных слез и проклятии на родителей,
которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада.
Святитель Феофан Затворник Вышенский
Молодежь жить на земле и по земному хочет. Ведь и нельзя без
этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на
земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
![Святитель Феофан Затворник Вышенский. Икона](../images/ikons/feofan_zatvornik-06.jpg)
Детей отчуждение - дивно. Но
посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением,
то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не
видят от вас ласки... то что дивного, что они отчуждаются от вас?..
Праведный Иоанн Кронштадтский
Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею
заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро
забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано
потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по
достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на
то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали
капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа
сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.
![Праведный Иоанн Кроштадтский. Икона](../images/ikons/ioann_kronshtadtskiy-06.jpg)
При образовании чрезвычайно вредно
развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания
сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание;
сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить
этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень
жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление
всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его
жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания
христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от
нас хочет, - именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии
сердцем (Мф. 5:8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в
Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца - Христос живет
во мне Христос) (Гал. 2:20). Научитесь все мудрости
апостола, это наша общая задача - вселить верою Христа в сердце.
Преподобный Макарий Оптинский
Трудный
вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников,
допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить - не
знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно
противостать, сообращаясь с миром. Просто надобно быть
исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и
допустить с юных лет до карт - это может со временем
обратиться в привычку и даже в страсть; также и танцы,
которые назвал один мудрый проповедник "иродиадино
искусство" и которые мир считает невинным удовольствием в
обществе, а в сущности оные греховны.
Сколько можно, надобно внушать детям,
что для них вредно и то и другое; но они, смотря на других
детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать,
или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает
иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да
умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит
их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.
Преподобный Амвросий Оптинский
В
настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и
затруднениями. Особенно становится трудно вести дело
воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви.
![Преподобный Амвросий Оптинский](../images/ikons/amvrosiy_optinskiy-01.jpg)
Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к
Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и
затем со своей стороны делать все, что можем, по крайнему
нашему разумению; остальное же все предоставить на волю
Божию и на Его промысл, не смущаясь, если другие не так
поступают, как бы нам желалось.
Преосвященный Амвросий, архиепископ
Харьковский
Стойте сами, как сказано у пророка, пред
лицем Божиим, будьте устами Божиими - тогда чрез ваше
посредство Сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных...
При обсуждении детских проступков не
ограничивайте ваши замечания словами: "Как это стыдно или
неприлично", а говорите чаще: "Как это грешно и страшно".
Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его
- пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о
проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что
вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его
бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он
примет как Божие наказание.
Научайте детей не словам только
молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не
делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость
детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку
собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом.
Молитесь сами при них с горячностью и усердием: теплота
вашего сердца сообщится и их сердцам, они узнают утешения,
находимые в молитве, и она будет для них отрадою и
прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни.
Раскройте им науку испытания помыслов и
внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными.
Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в
едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и
влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей,
его крайние обнаружения в делах преступных - и тогда будет
для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело.
Укажите им нашу немощь в борьбе с
грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую
силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над
злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут
отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках.
Не может остаться безплодною для детей
вера родителей, когда они при нужде и бедности со слезами на
глазах говорят: "Что делать? Буди воля Божия"; при
опасности: "Бог милостив"; при трудных обстоятельствах: "Бог
поможет"; при успехе и радости: "Слава Богу, Бог послал".
Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие
промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о
Боге и Его свойствах? И так как для детей нет ничего выше и
дороже родителей, а родители с любовию и благоговением
исповедуют, что они сами все имеют от Бога и во всем
надеются на Бога, что Он есть общий и всеблагий Благодетель
всех: то не ощутят ли дети и не поймут ли, что "все Богом
живут и движутся и существуют", и затем не полюбят ли Бога?
Зачем, говорят, дитя рано будить и
заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это
напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно
приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей,
терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.
Дух христианина – 01.12.2005.
|