Воспитание девочки-христианки
У современных девочек так же, как и у
мальчиков есть общий нравственный порок - праздность души.
И просто механическая занятость в кружках и секциях, к
сожалению, лишь отчасти решает проблему праздности, т.е. некоей пустоты души.
Сегодня чрезвычайно важным является
восстановление подлинных идеалов русской девушки. Сегодня
это сфера смещена и доведена до абсурда.
Идеалы, которые культивирует
общественное сознание сегодня следующие. Первый расхожий
идеал - девушка как фотомодель. Требуются хорошие внешность
и фигура, белозубость, внешняя нахватанность и пр. Вообще
как бы исходной точкой всего является не сердце или ум, а
бедро. Все должно быть от бедра и не выше бедра и мысли и желания и чувства.
Второй идеал, который завоевывает
сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его
безнравственность – девушка как блудница. Само эго занятие
все менее и менее порицается в обществе. О печальных
последствиях этого стиля жизни говорить не приходится.
Любому педагогу и психологу они очевидны. И, прежде всего
-это потеря первоосновы, того главного, зачем девочка
появляется на Свет Божий.
Речь не идет об анафематствовании, о
проклятии этих несчастных. Напротив, среди них попадаются
натуры искренне страдающие и глубокие. И в Евангелии мы
видим образы кающихся блудниц. А пример преподобной Марии
Египетской - сначала блудницы, а затем великой святой, -
лег в основу христианской нравственности как пример
одновременно и милости Божией, и огромных возможностей
человеческого духа, стремящегося к возрождению.
Однако, жалея таких девушек и женщин,
мы не можем не порицать причины, которые приводят к этим
аномалиям. В первую очередь - это широкая пропаганда
порнографии и насилия, распущенности и блуда, которые ведут
сегодня средства массовой информации.
Основополагающим и положительным
нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал
добропорядочной жены и заботливой матери.
Безусловно, путь всякого человека полон
тайн. И девушка может не выйти замуж или, будучи в
замужестве, не иметь детей. Но по вере каждого человека
Господь даст и сил понести свой крест.
Это не меняет главного направления
нашей заботы. Именно такая, совсем непопулярная сегодня и
старая, как мир, установка на замужество и рождение детей и
есть одновременно и подлинно государственный и нравственно
осмысленный подход в деле воспитания девочки.
В связи с этим главным охранительным
нравственным чувством, которое всегда формировало облик
русской девушки, было (и есть сегодня и будет всегда) - целомудрие.
Образом сегодняшнего массового сознания
является девушка, у которой все просто и легко - просто
вступить в связь просто разорвать ее. А по сути дела к 25-30
годам такая женщина не может чувствовать ничего другого,
кроме опустошения, одиночества и тоски. И хотя путь
возрождения ей не закрыт, но он должен начаться с горького
признания того, что до сего времени она была ничем другим,
как сточной канавой для разных мужчин.
Дело в том, что за 1000 лет
существования на Руси Православной Церкви в народе, говоря
механистично, сложился огромной благодатный положительный
потенциал. И он, безусловно, имеет свою инерцию и не вдруг
уничтожается, но бесконечно паразитировать на этом нельзя. А
общество, в котором мы живем, за последние десятилетия мало
нажило положительного. Ибо у многих наших и первых и
"последних" безбожников был заложен некий фундамент
позитивного психобиологического потенциала. Но сегодня об
этом запасе не может быть и речи. Он сгинул безвозвратно,
вместе с золотым запасом. И лишь у духовных людей, по мере
их открытости и искренности перед Богом, сохраняется и
приумножается энергия Света, благодати и радости. И верным и
вечным таким источником является Церковь.
Целомудрие девушки - это хранение
своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа.
Понятно и ясно, что чистой по естеству,
но нерелигиозной девушке практически невозможно сегодня
устоять в целомудрии. Так как при ярой экспансии разврата,
буквально отовсюду, стыдливость будет восприниматься ею как
невроз, закомплексованность и глупость.
И, лишь христианское братство успешно
противостоит этому напору. Наш четырехлетний опыт работы в
Воскресной школе в Конакове лишнее доказательство тому. Нам
радостно отметить сегодня, что девушки и парни, воспитанные
Церковью, способны на чистую, романтическую любовь, у них
сохранились стыдливость и стойкость по отношению к
агрессивному и блудливому миру.
Вместе с тем опасаясь изоляционизма, мы
стараемся выстраивать свою работу не по сценарию жесткого
противопоставления миру. Это неизбежно привело бы к
дезадаптации и невротичности детей. Напротив, мы пытаемся
делать барьеры мягкими и пластичными. Две крайности,
которыми грешат сегодня Воскресные школы - это либо
стремление к жесткой оппозиционности к миру, либо, напротив,
излишняя секуляризация. Найти этот самый трудный средний и
одновременно узкий путь - задача христианских педагогов.
Сейчас они пишут стихи о любви,
влюбляются, придет время и, даст Бог, будут вступать в браки.
Кроме главного и фундаментального
нравственного чувства у девочек – целомудрия, можно говорить
и о других. Это терпеливость, жалость, милосердие. Это
хозяйственность, т.е. особая домашность девушки, будущей
жены и хозяйки. Не углубляясь в многообразие характеров и
типов, надо отметить, что одной из характерных
отрицательных черт сегодняшней женщины является
психологическая бездомность. Сразу надо серьезно
оговориться, что исключения здесь много. Известны женщины,
которые любят, чувствуют и ведут свой дом. Ибо женщина и уют – это синонимы!
***
Читайте также по теме:
***
Итак, речь здесь видимо идет о таинстве
устроения самой души той или иной девушки или женщины. Та
женщина, которая "сама не в себе" - именно она и не может,
по-видимому, иметь дома. И обретение дома для женщины
приходит параллельно с возвращением к себе, к святыне своей души.
Вместе с тем не стоит возлагать всю
ответственность за дом на женщину, так как хозяин и муж тоже
не всегда бывает сегодня в должной форме. А иногда даже и до
такой степени, что у всякой хозяйки руки опускаются.
В Евангелии от Луки есть замечательный
рассказ о Марфе и Марии: "В продолжении пути их, пришел Он в
одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом
свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног
Иисуса и слушала слово его. Марфа же заботилась о большом
угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет,
что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы
помогала мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты
заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария
же избрала благую часть, которая не отнимется от нее" (Лк.10:38-42).
Данное место не стоит толковать, как
оппозицию мирского и монашеского образа жизни или
умонастроения.
Марфа заботилась, как сказано, о
"большом угощении", т.е. речь здесь идет попечение об
излишествах и пустой суетливости, которые бывают характерны для женщин.
Много глупостей было сказано и в адрес
Церкви, когда речь шла о равенстве женщин в период, как
сказать, "стирания граней", между городом и деревней, между
русским и украинцем, мужчиной и женщиной и пр. И, увы,
процесс этот продолжается и сегодня.
А ведь проблема решается предельно ясно
в первых же главах Библии: мужчина и женщина равны по
достоинству, но не равны по происхождению. По плоти Адам и
муж Еве и отец одновременно. Мистика этих отношений и
отражает сущность христианского брака.
Равенство "по достоинству" означает
равенство природы мужчин и женщины: вечной души, свободной воли и разума.
Православная Церковь является кладезем
великих примеров и идеалов для подражания. И для наших
сегодняшних девочек и девушек таковым прежде всего является
житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая Дева и есть Кладезь
целомудрия и чистоты. Это также и святые образы
жен-мироносиц, святых мучениц и преподобных. Назидает
девушку-христианку и жизнь и подвиг той святой, именем
которой она наречена во святом крещении. Для христианок
Тверского края непреходящим примером жертвенности, верности
своему мужу, христианского благочестия и чистоты является
великая княгиня, а затем и инокиня Анна Кашинская.
С верой в возрождение этих святых для
русского сердца идеалов в среде наших российских девочек,
девушек и женщин сегодня мы и заканчиваем наш разговор о
воспитании русской девочки.
Борис Ничипоров
Введение в христианскую психологию:
&азмышления священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994.
|