Материнские заметки: час перед сном
XXI век – век прогресса, всевозможных ноу-хау, компьютерных
технологий и т.п. Бесконечная торопливость, суета, гонка за
материальными благами, калейдоскоп "целей жизни": "выучить
детей", "договориться", "съездить отдохнуть", "сделать
карьеру", "обеспечить достойную старость"… И так порой эти
"цели" обступают человека, так давят со всех сторон, что
хочется отгородиться от них, убежать, спрятаться на
каком-нибудь уединенном островке. И там, на этом островке,
привести в порядок свою издерганную, почти бесчувственную
душу. Для многих таким островком становится семья. Семья
может быть разной. Маленькой, состоящей из двух любящих друг
друга людей, и большой. Тихой и шумной. Счастливой и не
очень… А еще в семье есть дети.
Автор этих заметок – мама четверых детишек. С рождением
последнего малыша мне вдруг как-то особенно стало ясно, что
я… ничего не понимаю, точнее – так мало понимаю в своих
детях! Да, с появлением каждого следующего ребенка мать
становится опытнее, но это, так сказать, бытовой практикум:
как кормить, чем лечить, во что одеть, на чем сэкономить,
чтобы всем хватило и т.п. А вот понимание всей меры
ответственности за воспитание, возложенной на родителей,
приходит далеко не сразу. И мера этой ответственности
безмерно широка и глубока.
Бог, подарив нам огромное счастье быть родителями, вверяет
нашим попечениям чистую, неиспорченную детскую душу. Что мы
привьем этой душе, какие зерна посеем в ней, зависит только
от нас. И как будет развиваться и формироваться личность: в
сторону созидания либо разрушения, – тоже.
"Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее
ребенок. Она также охотно слушает о его приключениях,
радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях,
как другие люди слушают какое-нибудь романтическое
повествование", – записала однажды в свой дневник святая
царица-мученица Александра Феодоровна.
Наше же общение с детьми часто сводится к "ритуальным"
вопросам типа: "Уроки сделал?" или указаниям: "Пойди поиграй
с сестренкой". И вроде бы это объяснимо и понятно. Уроки,
собственно, прямая обязанность наших отпрысков: если мы,
родители, обязаны трудиться, то они – учиться. И насчет игры
тоже все верно: старшие дети всегда играют с младшими; и мы
играли, когда были детьми. Все так. Родительские требования
вообще всегда легко объясняются и в принципе не обсуждаются.
Многие родители в общении со своими детьми довольно твердо
придерживаются "руководящей" позиции. И это традиционно для
русских семей: иерархия в семьях существовала всегда и
служила только к пользе взаимоотношений. Но это отдельная большая тема.
Совсем недавно мне попалась на глаза одна статья, даже не
статья, а небольшая заметка психотерапевта С. Ройз, в
которой я прочла такие слова: "Нельзя требовать, ничего не
давая. И "я занят", "я устал", "ну я же работаю", поверьте,
отговорки. Ребенку в день нужно (конечно, минимум!) один час
нашего времени. Времени, когда мы не говорим по телефону, не
смотрим телевизор, не готовим еду; времени, когда мы можем
передать свою любовь, внимание и поблагодарить его за то,
что он у нас, такой замечательный, есть".
Коротко, сжато… и как же "в тему"! А мне-то, сидящей дома,
не работающей и уверенной в том, что я общаюсь с детьми,
казалось, что я непрерывно говорю, целый день говорю с ними!
Но когда я проанализировала только один наш день, я с ужасом
поняла, что говорю я весь этот день в основном наставления и
нотации! Да, конечно, сейчас такое непростое, запутанное в
понятиях добра и зла время, что нужно постоянно и
наставлять, и вникать в детали жизни детей. Расспрашивать о
том, как идут дела в школе, чем живут дети. Но как,
оказывается, просто, расспрашивая ребенка о школе
(одновременно с этим прикидывая, сколько положить картошки в
борщ), упустить из его рассказа самое главное – что "наши
забили та-а-акой гол!", а услышать только нехотя
произнесенное "опоздал на линейку". Оказывается, "читать
нотации" проще, чем искренне выразить восторг по поводу
гола. Серьезно! Я поймала себя на том, что окунуться в жизнь
детей (на тот самый малый час) и просто побыть с ними (без
нотаций и наставлений), неимоверно трудно! Но говорят, что
лучше исправлять свои ошибки поздно, чем никогда. И вот,
когда в нашей жизни стали появляться часы, в которые не было
готовки-стирки-разговоров по телефону, я стала замечать, что
мои дети меня слышат! Да-да, мои непоседливые, упрямые, а
иногда просто неуправляемые и непокорные дети меня слышат.
Да еще и рассуждают, и задают вопросы… И вообще с ними так
легко и радостно общаться! А потребовалось для этого
всего-навсего ввести в практику семейные чтения перед сном.
И вот что удивительно: в эти моменты с ними можно беседовать
на абсолютно любые темы – от серьезных вопросов духовного
характера до каких-то их секретов. И вот когда они открыты,
вот тут-то и можно вспомнить о скверном поведении – и
услышать искреннее, а не "вытянутое клещами" раскаяние и
осознание дурного поступка.
Отвоевав у собственного эгоизма этот "час перед сном", я
столько приобрела! И теперь делаю робкие попытки найти время
для подлинного общения с детьми и в течение дня: в перерыве
между домашними делами плюхаюсь на пол рядом с дочкой (ей 2
года) и просто сижу рядом. Но как же оживляются ее глаза,
как же восторженно она лепечет что-то нежное, как радостно
начинает со мной общаться. И я поняла: вовсе не обязательно
придумывать какие-то немыслимые игры: дети и сами прекрасно
играют без нас. Но наше внимание, наша близость – вот что
по-настоящему нужно детям.
Наши дети – удивительные создания. Они знают и понимают
гораздо больше, чем мы думаем. А мы… мы катастрофически
много теряем, погрязая кто в работе, кто в себе, кто в
домашних делах. К своему стыду, обнаружила, что средний сын
умеет считать и знает алфавит, а я еще этого не знаю. А
дочка умеет вполне сносно держать ручку в руках и знает все
цвета пирамидки, которая на днях только была куплена. А чего
стоил такой диалог со средним сыном:
-Мама, посмотри, какая за окном красота Божия!
- Сейчас посмотрю, вот только уберусь.
- Эх, мама-мама! Пока ты будешь убираться, вся красота
кончится!..
И я еще была уверена, что внимательна к своим детям! Да, я
внимала им, точнее их потребностям: вовремя уложить спать,
накормить, погулять, приобрести развивающую игру. Но есть
вещи первичные, а есть – вторичные. И мое внимание оказалось
вторичным, потому что кроме потребностей тела есть
потребности души и если в раннем детстве их не
удовлетворять, то рано или поздно мы неизбежно столкнемся с
вопросом: "Ну в кого он такой бездушный?!"
Анна Журавлева
Православие.Ru- 03.07.2007.
|