Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Сектоведение - общие вопросы


О браке православных с сектантами и инославными

Представления новомучеников епископа Симона Шлеёва и архимандрита Сергия Шеина о браке православных с сектантами и инославными (по материалам выступлений на Предсоборном присутствии 1906 г. в рамках подготовки к Поместному собору 1917–1918 гг.). Доклад прочитан 30 июня 2017 г. на семинаре кафедры Богословия МДА, посвященном богословскому наследию новомучеников Русской Церкви.

О браке православных с сектантами и инославными

В представленном докладе будут изложены взгляды священномучеников архимандрита Сергия Шеина (в миру - Владимир Петрович Шеин, 1870–1922, правовед, член Поместного собора) и епископа Уфимского и Стерлитамакского Симона (в миру - прот. Симеон Иванович Шлеёв, изединоверцев, 1873–1921, работал в Предсоборном совете и был членом Поместного собора) по вопросу брака с инославными, по материалам их выступлений на Предсоборном присутствии 1906 года.

Вопрос о браках с инославными и сектантами приобрел актуальность в Русской церкви в связи с изданием манифеста 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", которым светская власть в России снимала с себя ответственность за охранение прав православного супруга в браке, за выбор веры детей, родившихся в этом браке и, кроме того, уравняла в правах старообрядцев и всех сектантов с инославными при заключении браков [1].

Обнародование Манифеста положило начало дискуссии в Церкви о будущем смешанных браков с инославными и о возможности заключения браков православных с сектантами. В свете новых решений светской власти вопрос о смешанных браках был включен в повестку деятельности Предсоборного присутствия 1906 года, готовившего документы к Поместному собору 1917–1918 годов.

При планировании работы Предсоборного присутствия этот вопрос был отнесен к компетенции 6 и 7-го отделов, но эти отделы несмогли самостоятельно его решить, и, по предложению архиеп. Волынского Антония (Храповицкого), обсуждение темы браков православных с инославными и сектантами было вынесено на совместное заседание 3, 6 и 7-го отделов.

На первом совместном заседании свщмч. архим. Сергий (тогда еще мирянин) испросил у председателя заседания архиеп. Ярославского Иакова (Пятницкого) слово для представления краткого очерка истории смешанных браков в России и изложения своих предложений с целью содействия "правильному разрешению этого вопроса в зависимости от государственных и чисто церковных интересов" [2].

В. Шеин в докладе отметил, что важность и сложность предмета обсуждения обусловлена тем, что он имеет и церковное, и государственное значение. Гражданская власть неослабно держала в поле зрения вопрос смешанных браков, поэтому законодательство о них "отразило на себе все крупные перемены в настроениях государственной политики" [3].

В своем докладе В. Шеин сделал обзор двухсотлетней истории учреждения института брака с инославными и отметил, что до Петра I ни государственное законодательство, ни Русская Церковь незнали смешанных браков, хотя были исключения, не имевшие принципиального значения [4]. Браки с инославными были введены в Церкви и в государстве по инициативе государственной власти. После войны со шведами в России стали развивать горное дело, и, поскольку своих специалистов не было, а их приглашение из-за границы стоило дорого, то светская власть решила привлечь к этому делу пленных шведов. Они согласились при условии, что им позволят брать русских женщин в жены. Синод под давлением светской власти и вопреки Преданию Церкви издал 18 августа 1721 года "Послание православным о беспрепятственном их вступлении в брак с единоверцами" [5] и разрешил русским девицам и вдовым выходить замуж "без перемены веры" при условии, что иноверный даст письменное обязательство ("сказку") не принуждать жену к перемене веры, не поносить православную веру и крестить детей в православной вере. Православные священники, в ведении которых находится такой брак, под страхом извержения из сана должны наблюдать за тем, ходят ли русские жены в Церковь, исповедуются и причащаются ли, и то же самое в отношении детей [6]. Правда, Синод все же отметил, что "брачитися православным с иноверными дело есть не без сомнительства совести".

***

Читайте также по теме:

***

В последующие годы действия государственной власти по надзору за соблюдением законодательно закрепленных прав православного супруга и детей в этих браках и применению этого закона зависели от политической ситуации в Российской империи и ее политики на новоприсоединяемых территориях Польши, прибалтийских губерний и Финляндии. Стремясь достичь своих целей в этих регионах, светская власть, вопреки ранее принятому Посланию Синода от пренебрегала интересами Церкви и вносила в него коррективы, которые затрудняли православному супругу сохранять свою веру и воспитывать в ней своих детей, на что В. Шеин обратил внимание в своем докладе: "те или другие изменения в решении его зависели исключительно от государственной власти, которая, когда и насколько ей было угодно, склонялась то в ту, то в другую сторону, не считаясь с взглядами православной Церкви, при чем здесь всегда преобладающее значение имели колебания политические" [7].

После манифеста 1905 года российское государство в отношении смешанных браков продолжало идти по тому же пути "нетолько несчитающегося с потребностями и канонами Церкви, но даже стремящегося нередко прямо подчинить Церковь к явному иногда ея ущербу" [8]. Так, указ от 17 апреля 1905 года без предварительного согласования с Церковью уравнивал браки сектантов и старообрядцев с инославными, и государство отказалось от ранее принятых обязательств по обеспечению прав православной стороны и детей в смешанном браке. Кроме того, поскольку в Российской империи браки с участием православных и после 1905 года должны были заключаться только в Церкви, то Церковь оказалась поставленной перед необходимостью венчать и регистрировать православных не только с инославными, но с сектантами и старообрядцами, без предварительного присоединения их к Церкви, хотя их вера отличалась от веры Церкви по многим вопросам. Все это вызвало замешательство среди православного духовенства [9].

В этой ситуации Синоду пришлось самостоятельно разъяснять, что сектанты, вступающие в брак с православными, должны давать расписку о крещении и воспитании детей в православной вере [10].

Подводя итог в рассмотрении отношения к смешанным бракам со стороны государства, В. Шеин отмечает, что государство, понуждая Церковь к смешанному браку в 1721 году, брало на себя обязательство защищать веру православного супруга и детей в смешанном браке, "это был своего рода договор, в котором Церковь делала уступку государству", а оно охраняло ее от "невыгодных для нее последствий этой уступки" [11]. Но когда государство в 1905 году отказывается от принятых на себя обязательств, то и Церковь должна "возвратиться к каноническому учению во всей его строгости и чистоте" [12]. "Пока Церковь благословляет брак православного с православной, она стоит на твердой почве - на несомненной и безусловной истине, коль скоро же благословляется брак православного с неправославным, то Церковь переходит на почву, полную сомнений и споров" [13].

Церковь ни в коем случае не должна жертвовать истиной ради снисхождения к брачующимся, и ради устройства семьи нельзя пренебрегать верой святых отцов. В. Шеин предсказывал, что если Церковь признает оправданным венчание браков с инославными, то он нее "потребуют венчания браков с нехристианами" [14].

Шеин, таким образом, считал нормой церковной жизни каноны Вселенских соборов, касающиеся брака и запрещающие браки с еретиками, и ни один из них не ставил под сомнение за давностью времени и не относил их к изменяемой части канонических правил. Смешанные браки, по его мнению, недопустимы [15].

Не будучи во время работы Предсоборного присутствия священником, В. Шеин заявлял, что смешанный брак он бы не благословил, за редким исключением [16] - при соблюдении трех условий: 1) если священник увидит твердость веры православного, 2) получит твердое обещание воспитывать детей в православной вере и 3) внушит православному брачующемуся необходимость следования этим установкам [17].

При этом он считал неуместным требовать от неправославной стороны в браке расписку с обязательством не препятствовать православному в исповедании его веры, атакже крестить и воспитывать детей в Православии, поскольку Церковь имеет дело с совестью человека, а не со справками. Во-вторых, эта справка бессодержательна, поскольку содержит то, без чего не могло быть венчания; наконец, в-третьих, такая подписка бесцельна, так как не опирается на светские законы.

И хотя священника, решившегося на венчание такого брака, будет обличать пастырская совесть за неканонические действия, он, по мнению Шеина, может ее примирить тем, что "отступая от строгости правил Церкви … совершает это для несомненного увеличения чад ея" [18]. Однако нигде в церковном Предании нельзя найти оправдание сознательному нарушению канонов ради приобретения новых членов Церкви.

После дискуссий по поводу смешанных браков Шеин признавал неубедительными доводы в пользу смешанных браков ради приумножения ее членов, то есть с миссионерскими целями. Он согласился, что двухсотлетняя история смешанных браков показывала, что эти браки были орудием католиков и протестантов по переходу православных в их веру, и перевес по обращению в новую веру через смешанные браки был не на православной стороне. Так же обстояло дело с браками православных с раскольниками и сектантами. В. Шеин высказал опасение, что после отмены наказаний засовращение православных в другую веру смешанные браки превратятся в путь отпадения от Церкви [19].

Исключение для браков с инославными, допущенное Шеиным, было, как представляется, проявлением инерции мышления синодального времени, и он не сумел последовать строгой логике своих доводов против смешанных браков. Получается, что Шеин, допуская смешанные браки, как бы предлагал перенести ответственность государства засохранение веры православного в смешанном браке на самого православного. Однако государство располагало необходимыми средствами защиты православного в смешанном браке, а верующий должен был полагаться лишь на самого себя и на добропорядочность неправославного супруга (инославного еретика или сектанта).

Более последовательной во взгляде на брак была точка зрения еп. Симона (Шлеёва). В дискуссию о смешанных браках он включился после того, как в рамках совместного заседания трех комиссий был обсужден весь круг тем, начиная от толкования новозаветных текстов о браке и завершая вопросом о том, к какой группе канонов (изменяемой или неизменяемой) относятся правила, запрещающие браки с еретиками.

Еп. Симон (Шлеёв) исходил из понимания брака как таинства Церкви, начиная с апостольских времен, и считал, что слова апостола Павла о браке, который должен быть "о Господе", толкуются в смысле, что "венчать брак можно только с православным лицом" [20]. В то же время в ранней Церкви, наряду с браком между православными лицами, был брак "несовершенный", или, как он его называл, "половинный", что следует, как считает еп. Симон, из толкования Вальсамона на 38-е правило свт. Василия Великого [21].

В этом правиле свт. Василий, по мнению Вальсамона, с которым согласны и другие толковники, полагал, что девица, сожительствующая с любовником, блудодействует, но если помирится с отцом и он признает ее отношения с мужчиной, то их блуд превращается в брак, но без венчания и с трехлетним отлучением от причастия. Отсюда С.И. Шлеёв делает вывод, что "было время, когда браки совершались без молитвословия, потому что венчание было соединено с причащением, а его нельзя было давать [тем, кто в блуде]. Таким образом, были браки православные, с венчанием, и браки без него, браки только терпимые. IV Вселенский собор правилом запрещает такие браки только клирикам, потому что клирики не могли жить в состоянии отлучения". Значит, полагает Шлеёв, смешанные браки можно уравнять с невенчанными браками в Церкви, и "смешанные браки можно, следовательно, допустить, но только без венчания" [22].

Взгляд насмешанные браки еп. Симона (Шлеёва) разделяли и другие участники совместного заседания 3, 6 и 7-го отделов Предсоборного присутствия. Проф. Казанской духовной академии Ивановский полагал, что браки с инославными не следует венчать в Церкви, поскольку это запрещают правила вселенских соборов, но он считал возможным найти иную форму придания этому браку законного статуса [23]. К этой точке зрения присоединились редактор "Миссионерского обозрения" В.М. Скворцов [24] и архиепископ Сергий (Страгородский), который приводил в пример браки православных японцев с японцами язычниками, заключавшиеся во время его миссионерского служения в Японии под руководством свт. Николая Японского. Такие браки в конце 19 века в Японии не венчали, и иногда на православного затакой брак налагали епитимию, не опасаясь, что он уйдет из Церкви, и это в условиях, когда японская Церковь дорожила каждым человеком [25].

Впоследствии эта идея была развита в работе прот. Иоанна Мейендорфа "Брак в Православии", в которой он предлагает учредить отдельный от таинства венчания обряд венчания для смешанных браков, как при втором или третьем браке православных [26].

Взгляд на смешанные браки еп. Симона, как представляется, решает все проблемы, связанные с церковным Преданием, и в то же время не позволяет профанировать церковное таинство, к которому допускается инославный или сектант, не признающий бракосочетание за таинство.

Роман Конь

Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 15. - Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2017. — 385 с.

Примечания и библиографические ссылки

1. "П.11. Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков" / Указ "Об укреплении начал веротерпимости" // Красножен М.Е. Новейшее законодательство по делам Русской Православной Церкви. Юрьев, 1909. С. 12–13.

2. Шеин В.П. Выступление на заседании 29 ноября 1906 г. Протокол №1 // Журналы соединенных заседаний 3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного Присутствия при Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на поместном церковном Соборе вопросов по вопросам о смешанных браках // Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 2.

3. Там же.

4. Там же.

5. ПСЗ №3814.

6. Шеин В.П. Выступление на заседании 29 ноября 1906 г. Протокол №1. Указ. изд. Т. IV. - С. 3.

7. Там же. - С. 13.

8. Там же. - С. 14.

9. Там же. - С. 16.

10. Там же. - С. 1.

11. Там же. - С. 27.

12. Там же.

13. Там же. - С. 64–65.

14. Там же. - С. 65.

15. Там же. - С. 28.

16. Там же. - С. 67.

17. Там же. - С. 27–28.

18. Там же. - С. 27.

19. Там же. - С. 66.

20. Шлеев С.И. Выступление на заседании 30 ноября. Протокол №2 // Журналы соединенных заседаний 3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного Присутствия при Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на поместном церковном Соборе вопросов по вопросам о смешанных браках // Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 63.

21. В толковании на это правило Вальсамон отмечает: "А это, как мне кажется, имело место тогда, когда брак был заключаем по одному соглашению, ибо ныне, так как он бывает с молитвословием, то хотя бы и были согласны родители" и т. д.

22. Шлеев С.И. Выступление на заседании 30 ноября. Протокол №2. Указ. изд. Т. IV. - С. 63.

23. Ивановский Н.И. проф. Выступление на заседании 30 ноября. Протокол №2 // Журналы соединенных заседаний 3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного Присутствия при Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на поместном церковном Соборе вопросов по вопросам о смешанных браках // Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 70.

24. "Идя навстречу государству", - как и 200 лет назад, - "признает за благо в крайнем случае для благословения таких браков [создать] новый, отличный от существующего обряд (но не таинство) браковенчания" - Журналы соединенных заседаний 3, 4 и 5 Отделов Предсоборного Присутствия // Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 32.

25. Конь Р.М. Русская православная миссия в Японии во время служения архимандрита Сергия (Страгородского) и ее влияние на становление личности будущего патриарха // Труды Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 2008. Вып. 6. - С. 286–287.

26. "Многие недоумения, связанные со смешанными браками, разрешились бы и для православных, и для инославных, если бы была возрождена древняя практика, объединяющая в единое целое брачный обряд и Евхаристию. Тогда при венчании смешанных пар должна была бы использоваться совершенно отличная, не зависимая от Евхаристии церемония (как и при втором или третьем браке православных). Невозможность благословения смешанных браков во время Литургии сама по себе была бы достаточно красноречивой и показывала бы, во-первых, истинную сущность освящаемого Церковью брака; во-вторых, пастырскую терпимость, проявляемую Церковью при благословении смешанного брака, и, наконец, в-третьих, желание Церкви, чтобы смешанный брак пришел к совершенству в союзе веры и совместному участию в Евхаристии" - Мейендорф И., прот. Брак в православии.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сектоведение - общие вопросы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2022

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru