О браке православных с сектантами и инославными
Представления новомучеников епископа
Симона Шлеёва и архимандрита Сергия Шеина о браке
православных с сектантами и инославными (по материалам
выступлений на Предсоборном присутствии 1906 г. в рамках
подготовки к Поместному собору 1917–1918 гг.). Доклад прочитан 30 июня 2017 г. на
семинаре кафедры Богословия МДА, посвященном
богословскому наследию новомучеников Русской Церкви.
В представленном докладе будут изложены
взгляды священномучеников архимандрита Сергия Шеина (в
миру - Владимир Петрович Шеин, 1870–1922, правовед, член
Поместного собора) и епископа Уфимского и
Стерлитамакского Симона (в миру - прот. Симеон Иванович
Шлеёв, изединоверцев, 1873–1921, работал в Предсоборном
совете и был членом Поместного собора) по вопросу брака
с инославными, по материалам их выступлений на
Предсоборном присутствии 1906 года.
Вопрос о браках с инославными и
сектантами приобрел актуальность
в Русской церкви в связи с изданием манифеста 17 апреля
1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", которым
светская власть в России снимала с себя ответственность
за охранение прав православного
супруга в браке, за выбор веры детей, родившихся в этом
браке и, кроме того, уравняла в правах старообрядцев и
всех сектантов с инославными при заключении браков [1].
Обнародование Манифеста положило начало
дискуссии в Церкви о будущем смешанных браков с
инославными и о возможности заключения
браков православных с сектантами. В свете новых решений
светской власти вопрос о смешанных браках был включен в
повестку деятельности Предсоборного присутствия 1906
года, готовившего документы
к Поместному собору 1917–1918 годов.
При планировании работы Предсоборного
присутствия этот вопрос
был отнесен к компетенции 6 и 7-го отделов, но эти
отделы несмогли
самостоятельно его решить, и, по предложению архиеп.
Волынского Антония (Храповицкого), обсуждение темы
браков православных с инославными
и сектантами было вынесено на совместное заседание 3, 6
и 7-го отделов.
На первом совместном заседании свщмч.
архим. Сергий (тогда еще мирянин) испросил у
председателя заседания архиеп. Ярославского Иакова
(Пятницкого) слово для представления краткого очерка
истории смешанных браков в России и изложения своих
предложений с целью содействия "правильному разрешению
этого вопроса в зависимости от государственных и чисто
церковных интересов" [2].
В. Шеин в докладе отметил, что важность
и сложность предмета обсуждения обусловлена тем, что он
имеет и церковное, и государственное
значение. Гражданская власть неослабно держала в поле
зрения вопрос смешанных браков, поэтому законодательство
о них "отразило на себе все крупные перемены в
настроениях государственной
политики" [3].
В своем докладе В. Шеин сделал обзор
двухсотлетней истории учреждения института брака с
инославными и отметил, что до Петра I ни государственное
законодательство, ни Русская Церковь незнали смешанных
браков, хотя были исключения, не имевшие принципиального
значения [4]. Браки с инославными были введены в Церкви
и в государстве
по инициативе государственной власти. После войны со
шведами в России стали развивать горное дело, и,
поскольку своих специалистов не было, а их приглашение
из-за границы стоило дорого, то светская власть решила
привлечь к этому делу пленных шведов. Они согласились
при условии, что им позволят брать русских женщин в
жены. Синод под давлением светской власти и вопреки
Преданию Церкви издал 18 августа 1721 года "Послание
православным о беспрепятственном их вступлении
в брак с единоверцами" [5] и разрешил русским девицам и
вдовым выходить замуж "без перемены веры" при условии,
что иноверный даст письменное обязательство ("сказку")
не принуждать жену к перемене веры, не поносить
православную веру и крестить детей в православной вере.
Православные священники, в ведении которых находится
такой брак, под страхом извержения из сана должны
наблюдать за тем, ходят ли русские жены в Церковь,
исповедуются и причащаются ли, и то же самое в отношении
детей [6]. Правда, Синод все же отметил, что "брачитися
православным с иноверными дело есть не без сомнительства
совести".
***
Читайте также по теме:
***
В последующие годы действия
государственной власти по надзору
за соблюдением законодательно закрепленных прав
православного супруга и детей в этих браках и применению
этого закона зависели от политической ситуации в
Российской империи и ее политики на новоприсоединяемых
территориях Польши, прибалтийских губерний и Финляндии.
Стремясь достичь своих целей в этих регионах, светская
власть, вопреки ранее принятому Посланию Синода от
пренебрегала интересами Церкви и вносила в него
коррективы, которые затрудняли православному супругу
сохранять свою веру и воспитывать в ней своих детей, на
что В. Шеин обратил внимание в своем докладе: "те или
другие изменения в решении его зависели исключительно от
государственной власти, которая, когда и насколько ей
было угодно, склонялась то в ту, то в другую сторону, не
считаясь с взглядами православной
Церкви, при чем здесь всегда преобладающее значение
имели колебания политические" [7].
После манифеста 1905 года российское
государство в отношении смешанных браков продолжало идти
по тому же пути "нетолько несчитающегося
с потребностями и канонами Церкви, но даже стремящегося
нередко прямо подчинить Церковь к явному иногда ея
ущербу" [8]. Так, указ от 17 апреля 1905 года без
предварительного согласования с Церковью уравнивал браки
сектантов и старообрядцев с инославными, и государство
отказалось от ранее принятых обязательств по обеспечению
прав православной стороны и детей в смешанном браке.
Кроме того, поскольку в Российской империи браки с
участием православных и после
1905 года должны были заключаться только в Церкви, то
Церковь оказалась поставленной перед необходимостью
венчать и регистрировать православных не только с
инославными, но с сектантами и старообрядцами,
без предварительного присоединения их к Церкви, хотя их
вера отличалась от веры Церкви по многим вопросам. Все
это вызвало замешательство среди православного
духовенства [9].
В этой ситуации Синоду пришлось
самостоятельно разъяснять, что сектанты, вступающие в
брак с православными, должны давать расписку о крещении
и воспитании детей в православной вере [10].
Подводя итог в рассмотрении отношения к
смешанным бракам со стороны государства, В. Шеин
отмечает, что государство, понуждая Церковь к смешанному
браку в 1721 году, брало на себя обязательство защищать
веру православного супруга и детей в смешанном браке,
"это был своего рода договор, в котором Церковь делала
уступку государству", а оно охраняло ее от "невыгодных
для нее последствий этой уступки" [11]. Но когда
государство в 1905 году отказывается от принятых на себя
обязательств, то и Церковь должна "возвратиться к
каноническому учению во всей его строгости и чистоте"
[12]. "Пока Церковь благословляет
брак православного с православной, она стоит на твердой
почве - на несомненной и безусловной истине, коль скоро
же благословляется брак православного с неправославным,
то Церковь переходит на почву, полную сомнений и споров"
[13].
Церковь ни в коем случае не должна
жертвовать истиной ради снисхождения к брачующимся, и
ради устройства семьи нельзя пренебрегать
верой святых отцов. В. Шеин предсказывал, что если
Церковь признает оправданным венчание браков с
инославными, то он нее "потребуют венчания браков с
нехристианами" [14].
Шеин, таким образом, считал нормой
церковной жизни каноны Вселенских соборов, касающиеся
брака и запрещающие браки с еретиками,
и ни один из них не ставил под сомнение за давностью
времени и не относил их к изменяемой части канонических
правил. Смешанные браки, по его мнению, недопустимы
[15].
Не будучи во время работы Предсоборного
присутствия священником,
В. Шеин заявлял, что смешанный брак он бы не
благословил, за редким исключением [16] - при соблюдении
трех условий: 1) если священник увидит твердость веры
православного, 2) получит твердое обещание воспитывать
детей в православной вере и 3) внушит православному
брачующемуся необходимость следования этим установкам
[17].
При этом он считал неуместным требовать
от неправославной стороны в браке расписку с
обязательством не препятствовать православному
в исповедании его веры, атакже крестить и воспитывать
детей в Православии, поскольку Церковь имеет дело с
совестью человека, а не со справками. Во-вторых, эта
справка бессодержательна, поскольку содержит то, без
чего не могло быть венчания; наконец, в-третьих, такая
подписка бесцельна, так как не опирается на светские
законы.
И хотя священника, решившегося на
венчание такого брака, будет обличать пастырская совесть
за неканонические действия, он, по мнению Шеина, может
ее примирить тем, что "отступая от строгости правил
Церкви … совершает это для несомненного увеличения чад
ея" [18]. Однако нигде в церковном Предании нельзя найти
оправдание сознательному нарушению канонов ради
приобретения новых членов Церкви.
После дискуссий по поводу смешанных
браков Шеин признавал неубедительными доводы в пользу
смешанных браков ради приумножения
ее членов, то есть с миссионерскими целями. Он
согласился, что двухсотлетняя история смешанных браков
показывала, что эти браки были орудием католиков и
протестантов по переходу православных в их веру, и
перевес по обращению в новую веру через смешанные браки
был не на православной стороне. Так же обстояло дело с
браками православных
с раскольниками и сектантами. В. Шеин высказал опасение,
что после отмены наказаний засовращение православных в
другую веру смешанные браки превратятся в путь отпадения
от Церкви [19].
Исключение для браков с инославными,
допущенное Шеиным, было, как представляется, проявлением
инерции мышления синодального
времени, и он не сумел последовать строгой логике своих
доводов против смешанных браков. Получается, что Шеин,
допуская смешанные браки, как бы предлагал перенести
ответственность государства засохранение
веры православного в смешанном браке на самого
православного. Однако государство располагало
необходимыми средствами защиты православного в смешанном
браке, а верующий должен был полагаться лишь на самого
себя и на добропорядочность неправославного супруга
(инославного еретика или сектанта).
Более последовательной во взгляде на
брак была точка зрения еп. Симона (Шлеёва). В дискуссию
о смешанных браках он включился
после того, как в рамках совместного заседания трех
комиссий был обсужден весь круг тем, начиная от
толкования новозаветных текстов о браке и завершая
вопросом о том, к какой группе канонов (изменяемой или
неизменяемой) относятся правила, запрещающие браки с
еретиками.
Еп. Симон (Шлеёв) исходил из понимания
брака как таинства Церкви, начиная с апостольских
времен, и считал, что слова апостола Павла о браке,
который должен быть "о Господе", толкуются в смысле, что
"венчать брак можно только с православным лицом" [20]. В
то же время в ранней Церкви, наряду с браком между православными
лицами, был брак "несовершенный", или, как он его называл,
"половинный", что следует, как считает еп. Симон, из
толкования Вальсамона на 38-е правило свт. Василия
Великого [21].
В этом правиле свт. Василий, по мнению
Вальсамона, с которым согласны и другие толковники,
полагал, что девица, сожительствующая
с любовником, блудодействует, но если помирится с отцом
и он признает ее отношения с мужчиной, то их блуд
превращается в брак, но без венчания и с трехлетним
отлучением от причастия. Отсюда С.И. Шлеёв делает вывод,
что "было время, когда браки совершались без
молитвословия, потому что венчание было соединено с
причащением, а его нельзя было давать [тем, кто в
блуде]. Таким образом, были браки православные, с
венчанием, и браки без него, браки только терпимые. IV
Вселенский собор правилом запрещает такие браки только
клирикам, потому что клирики не могли жить в состоянии
отлучения". Значит, полагает Шлеёв, смешанные браки
можно уравнять с невенчанными браками в Церкви, и
"смешанные браки можно, следовательно, допустить,
но только без венчания" [22].
Взгляд насмешанные браки еп. Симона
(Шлеёва) разделяли и другие
участники совместного заседания 3, 6 и 7-го отделов
Предсоборного присутствия. Проф. Казанской духовной
академии Ивановский полагал,
что браки с инославными не следует венчать в Церкви,
поскольку это запрещают правила вселенских соборов, но
он считал возможным найти иную форму придания этому
браку законного статуса [23]. К этой точке зрения
присоединились редактор "Миссионерского обозрения" В.М.
Скворцов [24] и архиепископ Сергий (Страгородский),
который приводил
в пример браки православных японцев с японцами
язычниками, заключавшиеся во время его миссионерского
служения в Японии под руководством свт. Николая
Японского. Такие браки в конце 19 века в Японии не
венчали, и иногда на православного затакой брак налагали
епитимию, не опасаясь, что он уйдет из Церкви, и это в
условиях, когда японская Церковь дорожила каждым
человеком [25].
Впоследствии эта идея была развита в
работе прот. Иоанна Мейендорфа "Брак в Православии", в
которой он предлагает учредить
отдельный от таинства венчания обряд венчания для
смешанных браков, как при втором или третьем браке
православных [26].
Взгляд на смешанные браки еп. Симона,
как представляется, решает
все проблемы, связанные с церковным Преданием, и в то же
время не позволяет профанировать церковное таинство, к
которому допускается инославный или сектант, не
признающий бракосочетание за таинство.
Роман Конь
Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 15. - Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2017. — 385 с.
Примечания и библиографические ссылки
1. "П.11. Уравнять в правах
старообрядцев и сектантов с лицами инославных
исповеданий в отношении заключения ими с православными
смешанных браков" / Указ "Об укреплении начал
веротерпимости"
// Красножен М.Е. Новейшее законодательство по делам
Русской Православной Церкви. Юрьев, 1909. С. 12–13.
2. Шеин В.П. Выступление на заседании 29
ноября 1906 г. Протокол №1 // Журналы соединенных
заседаний 3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного
Присутствия при Святейшем Синоде для разработки
подлежащих рассмотрению на поместном церковном Соборе
вопросов по вопросам о смешанных браках // Журналы и
Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного
Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 2.
3. Там же.
4. Там же.
5. ПСЗ №3814.
6. Шеин В.П. Выступление на заседании 29
ноября 1906 г. Протокол №1. Указ. изд. Т. IV. - С. 3.
7. Там же. - С. 13.
8. Там же. - С. 14.
9. Там же. - С. 16.
10. Там же. - С. 1.
11. Там же. - С. 27.
12. Там же.
13. Там же. - С. 64–65.
14. Там же. - С. 65.
15. Там же. - С. 28.
16. Там же. - С. 67.
17. Там же. - С. 27–28.
18. Там же. - С. 27.
19. Там же. - С. 66.
20. Шлеев С.И. Выступление на заседании
30 ноября. Протокол №2 // Журналы соединенных заседаний
3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного Присутствия при
Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению
на поместном церковном Соборе вопросов по вопросам о
смешанных
браках // Журналы и Протоколы заседаний Высочайше
учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. IV. СПб.,
1907. - С. 63.
21. В толковании на это правило
Вальсамон отмечает: "А это, как мне кажется, имело место
тогда, когда брак был заключаем по одному соглашению,
ибо ныне, так как он бывает с молитвословием, то хотя бы
и были согласны родители" и т. д.
22. Шлеев С.И. Выступление на заседании
30 ноября. Протокол №2. Указ. изд. Т. IV. - С. 63.
23. Ивановский Н.И. проф. Выступление на
заседании 30 ноября. Протокол №2 // Журналы соединенных
заседаний 3, 4 и 5 Отделов Высочайше учрежденного
Присутствия при Святейшем Синоде для разработки
подлежащих рассмотрению на поместном церковном Соборе
вопросов по вопросам о смешанных браках // Журналы и
Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного
Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 70.
24. "Идя навстречу государству", - как и
200 лет назад, - "признает за благо в крайнем случае для
благословения таких браков [создать] новый,
отличный от существующего обряд (но не таинство)
браковенчания"
- Журналы соединенных заседаний 3, 4 и 5 Отделов
Предсоборного Присутствия // Журналы и протоколы
заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного
Присутствия. Т. IV. СПб., 1907. - С. 32.
25. Конь Р.М. Русская православная
миссия в Японии во время служения архимандрита Сергия (Страгородского)
и ее влияние на становление личности будущего патриарха
// Труды Нижегородской духовной семинарии.
Нижний Новгород, 2008. Вып. 6. - С. 286–287.
26. "Многие недоумения, связанные со
смешанными браками, разрешились бы и для православных, и
для инославных, если бы была возрождена древняя
практика, объединяющая в единое целое брачный обряд и
Евхаристию. Тогда при венчании смешанных пар должна была
бы использоваться совершенно
отличная, не зависимая от Евхаристии церемония (как и
при втором или третьем браке православных).
Невозможность благословения смешанных браков во время
Литургии сама по себе была бы достаточно красноречивой и
показывала бы, во-первых, истинную сущность освящаемого
Церковью брака; во-вторых, пастырскую терпимость,
проявляемую Церковью при благословении смешанного брака,
и, наконец, в-третьих, желание Церкви, чтобы смешанный
брак пришел к совершенству в союзе веры и совместному
участию в Евхаристии" - Мейендорф И., прот. Брак в
православии.
|