Неуловимые сектанты
Иностранные проповедники выучили малые
языки и спрятались под маской психологов... По оценкам экспертов, сегодня в России
действует около 500 организаций, имеющих все признаки
сектантской деятельности. За два минувших года в
судебном порядке запрещены на территории России более 50
деструктивных, тоталитарных организаций. Но борьба с
ними превращается в замкнутый круг. Там, где ликвидируют
одни секты, немедленно появляются новые, более
продуманные и лучше замаскированные под дружелюбные
организации.
Причиной широкого распространения
всевозможных сект в Сибири и на Дальнем Востоке можно
считать прерванную в этих землях во время революции 1917
года миссионерскую деятельность православных
священников.
И если во времена СССР на этих
территориях господствовала государственная идеология
строителей светлого будущего, то в начале девяностых всё
рухнуло. Рухнули вера в коммунизм и надежда на
справедливый мир равенства, которые поддерживали тех
смельчаков, кто отважился покорять бескрайние таёжные
просторы. А закон о свободе совести открыл путь для
сектантов всех мастей. Разброд и шатания сектантов
почему-то особенно активны там, где сосредоточена
ресурсная база России – на этом мнении сошлись
специалисты, изучающие деструктивные секты, на
международной конференции в Салехарде.
– В центральных регионах традиционных
верований придерживаются более половины граждан, а для
Дальнего Востока характерна обратная картина – там царят
секты и псевдорелигизные организации, – рассказал игумен Агафангел Белых, известный миссионерством в самых
дальних уголках России. – Если мы обратимся к 90-м годам
прошлого века, то увидим, что тогда открылись
территории, которые ранее были закрыты как для
иностранных граждан, так и для свободного въезда других
граждан бывшего союза. Епархий отдельных тоже не было,
например, на всю огромную Якутию, подчиняющуюся
Иркутской епархии, был выделен один священник. Чукотка,
Камчатка, Сахалин – епархии там появились только после
распада социалистического государства. Никаких
православных миссий там не было в помине, я сам начал
ездить в те края только с 1997 года. Но зато ездило
много пасторов-неохаризматов. Они сразу же столкнулись с
совершенно неизведанным миром традиционного кочевого
населения, живущего натуральным хозяйством. Кочевание
само по себе препятствует проникновению в оленеводство
нетрадиционных этносов, пришлых людей и их религий. Но
при этом, если миссионерская проповедь ведётся на родном
языке кочевников, эффективность её возрастает в разы. В
небольших посёлках, где течёт десятилетиями однообразная
жизнь, любая проповедь имела успех, представляя собой
просто элемент развлечения. Например, неопятидесятники
ездили тогда с гитарами и с огромным телевизором,
который они перевозили от села к селу на вездеходе,
показывая свои фильмы. Затем православные стали
приезжать с лекциями, с организацией крещения. Всё это
воспринималось местными, как разнообразие их культурной
жизни.
Если миссионерская проповедь ведётся на
родном языке кочевников, эффективность её возрастает в
разы.
***
Читайте также по теме:
***
Русский священник на ледоколе
– Западные миссионеры позднее стали
применять социальные функции: по 10 тонн продуктов могли
завезти, помогали материально, организовывали
юридическое консультирование, – продолжает игумен Белых.
– Как признавался один пастор Церкви Нового Завета, они
тратили до полумиллиона рублей на такие поездки. Другой
пастор, из Магадана, прямо говорил, что прежде, чем
проповедовать о Боге и Христе, необходимо помочь людям
материально, решать их насущные проблемы. Важно понять,
когда мы подразумеваем именно деструктивное влияние
религиозных организаций. Когда есть чужеземная
политическая заинтересованность в миссионерском
воздействии. Некоторые организации спонсируются напрямую
из-за рубежа. И уже наблюдается косвенное влияние,
организованное на территориях, где сосредоточены
огромные природные богатства России. Часто идёт прямая
работа с коренными жителями под видом защиты их прав,
которая целью имеет создание препятствий освоению наших
ресурсных территорий.
Кстати, ещё один фактор: в стиле
их проповеди у миссионеров-неохаризматов и этнических
шаманов есть общее. Те же эмоциональные возгласы,
медитативный распев, акустическое воздействие, вводящие
в транс. Что с этим делать? Нужно противопоставлять
зарубежным харизматам наше собственное религиозное
миссионерское служение. Для примера могу рассказать о
снабженческой экспедиции, которая дважды в год, летом и
осенью, отправляется из Архангельска до острова Врангеля
на ледоколе "Михаил Сомов". Ледокол доставляет топливо,
медпрепараты и продукты на полярные метеостанции, а
также везёт новую смену специалистов. По пути встаёт на
рейд недалеко от национальных посёлков. Начиная с 2010
года, на ледоколе оборудован медкабинет, где есть
стоматолог, терапевт. Также присутствует священник,
совершающий молебны и таинства в отдалённых посёлках
арктического побережья. Это даёт присутствие нашей
традиционной церкви в Арктике, среди малых народов.
Псевдопсихологи хотят есть
Другой острый момент, о котором нельзя
умолчать, касается психического здоровья людей,
попадающих под влияние.
Даже такие терапевтические и полезные
вещи, как психология и психотерапия, могут причинять
вред, считает клинический психолог Михаил Иванов,
старший научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ "Научный центр психического здоровья".
– В конце прошлого века на нашу страну
обрушился поток зарубежной психологической литературы,
психотерапевтических тренингов. Но под маской этого
всего часто обнаруживались деструктивные организации и
секты. Как итог, психология разделилась на научную и
псевдонаучную. Потенциально опасные методики основаны на
непроверенных доводах и пресекают всякую возможность их
критического осмысления. Если человек платёжеспособен,
то после бесплатного базового уровня ему предлагается
оплатить семинары более продвинутого уровня. Постепенно
у нового адепта формируется зависимость, он становится
частью системы, годами посещая семинары, за которые
нужно платить. Стоимость некоторых, порой, достигает
десятков тысяч рублей. Особенно больно за родителей
приёмных детей и детей-инвалидов, которых завлекают на
тренинги по "принятию ребёнка". Там их учат
сомнительным, опасным для здоровья детей методикам.
***
Читайте также по теме:
***
Подчас не нужно и личное общение с
человеком, который заинтересован в том, чтобы тянуть с
доверчивых людей деньги под благовидным предлогом.
Сектанты активно осваивают интернет. Переписку с вами
может начать вербовочный робот, затем подключается
реальный человек. Некоторые секты за 6–8 месяцев могли
раскрутить человека с нуля на достаточно весомые траты,
например, для организованного выезда в другую страну
(Индия, Тайланд), где достигаются ещё более "высокие
уровни посвящённости". Затем требуется разрыв
родственных связей и обретение новых "братьев" и
"сестёр" в лице адептов сект. Вербовка в секты может
происходить и во время организованной игры в "Мафию", и
во время посещения курсов английского языка.
В феврале 2017 года Совет Федерации
поставил целью всё же попытаться сформулировать
определение "деструктивная секта", и защитить тех
граждан, кто наиболее уязвим перед "индивидуальным
подходом" предприимчивых гуру и харизматичных
мошенников. Рабочая группа при Совете Федерации до конца
года подготовит предложения по совершенствованию
законодательства о защите граждан от сектантских
мошеннических действий.
Нина Фальшунова
Северное издательство - 10.01.2018.
|