О мерах по борьбе с сектантством
Доклад Святейшему Патриарху для передачи в
Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 - 10 апреля 1946 гг.
Черновые записи; фрагменты …
***
Данная публикация представляет собой
фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория Чукова "К вопросу о борьбе с сектантством" (22 июля 1945 –
10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для
передачи в Совет по делам РПЦ.
При современном обсуждении вопросов
реформирования духовного образования полезен опыт как
дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного
образования в советский период. Поэтому будет интересно
познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного
митрополита Григория Чукова "О мерах по борьбе с сектанстсвом". Сам митрополит Григорий является
представитель дореволюционной духовной школы, а данный
доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь
Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946
года - Московская Духовная Академия) и
Богословско-пастырские курсы в Ленинграде (с 1946 года -
Ленинградская Духовная семинария). На тот момент
духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не
было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после
репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно
умирали, и нужно было растить им смену. Материальное
положение и духовенства, и храмов было несравнимо с
нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью,
в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий
рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время
проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и
катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма.
Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам
РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом
элементарном уровне. Раздел "Раскол старообрядчества" в
данном черновом варианте не представлен. Еще ранее - в июне
1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года,
владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить
на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако
тогда это не нашло отклика.
Л.К. Александрова-Чукова
***
Сущность всякой секты заключается в
уклонении от правильного православного
религиозно-нравственного учения, а сущность раскола - в
уклонении от православно-церковного руководства, от
церковной дисциплины.
Внутренними причинами этого уклонения
являются: 1) "неразумная ревность" о спасении, толкающая на
искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение и
гордость, производящие распри, словопрения и разъединения и
3) увлечение разными учениями без надлежащего руководства.
Внешние причины уклонений от Церкви
коренятся отчасти в исторических, социальных и культурных
условиях быта, а, главным образом, в сложившихся под
влиянием этих условий формах церковной жизни, не всегда
спокойно принимаемых склонными к безоговорочной критике
людьми. Некоторые из этих форм жизни со стороны наиболее
нетерпеливых ревнителей "истинной церковной жизни"
подвергаются особенной критике вследствие ослабления в
последнее время церковного авторитета или даже утраты у иных
благоговейного отношения к предметам религиозного почитания
и нередко ведут таковых к уклонению от общения с Церковью.
Обновленчество. Обновленческий раскол в
церкви появился в мае 1922 г. Пользуясь временным
заключением Патриарха Тихона в связи с делом изъятия
церковных ценностей, небольшая группа петроградских и
отчасти московских священников (прот. А.И. Введенский, свящ.
Е. Белков, прот. Красницкий и др.) обманным образом
захватила церковную власть в свои руки. Получив от Патриарха
право на временное исполнение текущих дел, они, пригласив
жившего на покое в Москве еп. Леонида (Скобеева), объявили
себя Высшим Церковным Управлением, разослали указания по
епархиям и, пользуясь общей растерянностью, захватывали в
свое ведение как отдельные приходы, так и целые епархиальные
управления. Под предлогом оживления церковной жизни, они
вводили богослужения на русском языке, служили при открытых
царских вратах, допускали второбрачие духовенства, и, в
целях якобы более широкого и лучшего выбора ставленников,
вводили женатый епископат. Таким образом, на первых порах
привлекли многих на свою сторону. Но с возвращением к власти
Патриарха Тихона движение это остановилось, и многие
примкнувшие к обновленцам вернулись снова под главенство
Патриарха. Началась борьба обновленцев с тихоновцами,
продолжавшаяся и по смерти Патриарха в 1925 г.
В связи с этой смутой появлялось
обновленчество и на Украине то в виде автокефалистов,
объявивших себе самостоятельность от Патриарха Тихона, то в
виде самосвятов, посвящавших избранных в архиереи лиц без
участия епископов просто рукоположением присутствовавших и
совершавших богослужение на простонародном украинском языке.
Постепенно это обновленческое движение
ослабевало. Настоящее время обновленческое Центральное
Управление находится Москве в виде Синода, где председателем
м. Виталий, а одним из активных деятелей является м. А.
Введенский. По местам кое-где (особенно на юге и в Сибири)
еще есть обновленческие епископы и обновленческие приходы.
Григорианство. В конце 1925 г. группа
православных епископов во главе с архиеп. Свердловским
Григорием (Яцковским) воспользовалась арестом митр. Петра
(Полянского) и, не дожидаясь объявившегося м. Сергия
Страгородского, назначенного митр. Петром в качестве
Патриаршего Местоблюстителя, пыталась также захватить власть
по управлению Русской Православной Церковью в свои руки.
Около них объединились до 10 архиереев, которые некоторое
время в своих епархиях управляли от имени своего Совета, но
постепенно оно (движение - Л.А.) само сошло на нет.
Идеологически оно не вносило ничего нового и являлось только
борьбой за власть.
Иосифлянство. Иосифлянское движение явилось
в Ленинграде как протест против перевода митр. Иосифа
(Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие
незарегистрирования его гражданской властью. Во главе этого
дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп. Дмитрий
(Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали скрытно и
некоторые другие архиереи. Отличительной особенностью этого
движения было непоминание митр. Сергия как Патриаршего
Местоблюстителя при богослужении, и уклонение от поминовения
власти. Держалось это движение в некоторых приходах
духовенством и, главным образом, монашками разных подворий.
Как движение исключительно политическое (непоминание Сергия
из-за его распоряжения о поминовении власти), оно скоро было прекращено.
Сектантство. В то время как раскол
отделяется от Церкви вследствие разности в обрядах,
сектантство отделяется вследствие самого религиозного
учения, отличного от принятого Церковью и считающегося
Церковью еретическим. Русское сектантство по содержанию
своего учения делится на секты рационалистические и
мистические. К сектам рационалистическим относятся:
духоборцы, молокане с разветвлениями, штундо-баптисты,
толстовцы и адвентисты.
Рационалистические идеи обнаружились в
России издавна (еще с XIV века), особенно распространились с XVIII века.
В Ленинградской области раньше существовала
секта скакунов хлыстовского типа, широко распространенная на
Кавказе. Из отчетов Епархиального управления за 1945 г.
усматривается, что во многих епархиях сектантство и раскол
не только не исчезают, но имеют склонность к дальнейшему развитию.
В Ленинградской епархии, часто в
Новгородской и Псковской имеются сектанты - евангелисты,
баптисты, чуриковцы; проявляется в наши дни у некоторых лиц
особый интерес к местам Священного Писания, говорящим о
втором пришествии Христовом, к своеобразному толкованию
библейских пророчеств, к предсказанию будущего по Священному
Писанию. В связи с этим есть данные для развития секты типа
адвентистов. По личному опыту Саратовской епархии надо
думать, что и в других епархиях сектантские и
раскольнические течения также не только не исчезли, но живут
и даже имеют склонность к развитию в связи с недостатком
священников в приходах и с их недостаточным богословским
образованием.
Такое развитие сектантских и раскольнических
течений не только вносит разложение в среду верующих,
отторгая их из ограды Святой Православной Церкви, но вносит
разлад и в само общество через пропаганду идей, развращающих
его сознание и нравственность, - скопчество, лжемистицизм и т.п.
Ввиду этого, представляется необходимым и
своевременным обратить особенное внимание на эти печальные
явления и принять меры к борьбе с ними.
Какие же меры было бы возможно принимать в
этом отношении в настоящих условиях?
Вследствие такого двойного характера причин,
порождающих секты и расколы, борьба с этими явлениями должна
идти по двум направлениям - чисто церковному и
государственному.
В церковном отношении, прежде всего:
1. Должна быть выяснена наличность тех или
иных сект или раскола в каждом приходе епархии через местное
духовенство и таким образом установлены районы
распространения сект в епархии для ориентировки при
назначении в такие места специально подготовленных
священников.
2. После выяснения характера находящейся в
данном приходе секты прежде специального разбора учения этой
секты в своих богослужебных беседах и проповедях священник
должен раскрыть положительное учение Православной Церкви,
особенно тех основных истин веры, которые неправильно
толкуются сектантами. Священник должен при этом объяснить
значение Церкви в жизни христианина: значение таинств, смысл
отдельных моментов богослужения, особенно осторожно объясняя
те места вероучения, которые ошибочно понимаются сектантами.
[Разработать для местного духовенства тематику церковной
проповеди. Священники приходов, где есть сектанты, должны
сдавать систематически отчеты о своей работе с ними].
3. Для лучшего ознакомления с Православным
вероучением, необходимо вводить в приходах общее пение
установленных при богослужении молитв всеми молящимися.
4. Всемерно заботиться о внешнем благолепии
богослужения и его истовости (уставности): не допускать в
совершении богослужения торопливости, небрежности, уклонения
от устава; соблюдать строгую благоговейность в храме, в
алтаре; устраивать церковные хоры со строго церковными
напевами. На это должно быть обращено самое серьезное
внимание. [Обратить особое внимание на исполнение треб,
особенно таинства крещения, брака, погребения-отпевания.
Перед коллективным крещением полезно разъяснить значение
таинства и обязанности восприемников и родителей, значение
нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания,
молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных
треб - лучший миссионерский прием, часто воздействующий
глубже и непосредственнее, чем общее богослужение.
Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин, петь
всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать желающих в
церковный хор].
5. В своей духовной работе в приходе весь
причт должен учитывать все положительные черты жизни
сектантов, уделяя особенное внимание наиболее выдвигаемым
ими вопросам (нравственная жизнь, трезвость, воспитание
воли, нравственное значение догматов Церкви и пр.).
6. Особенно строго должно наблюдать
духовенство сектантских приходов за нравственной стороной
своей жизни, помня, что "слова только учат, а увлекают
примеры". Без собственного личного примера жизни каждого
члена клира никакая успешная борьба с сектанстсвом
немыслима. Поэтому в поведении клира строгая дисциплина
должна быть на первом месте, и такие поступки, как пьянство
и курение, посещение увеселительных мест, вносящие соблазн в
среду верующих, должны беспощадно преследоваться в интересах
борьбы с сектантством. [Так как многие священники и другие
члены клира пришли из гражданской среды - укрепить
дисциплину и объяснить правила поведения, необходимые для
духовенства в общественных местах, при посещении мест
увеселения особенно в районах, зараженных сектантством, так
как сейчас господствует слишком либеральный взгляд
(например, Маслов появляется на Островах в легкомысленном окружении)].
7. Церковная благотворительность имеет
большое значение для привлечения сектантов к жизни Церкви.
Поэтому клир прихода должен заботиться об организации в
приходе благотворительной помощи (денежной и натуральной)
сиротам, больным и инвалидам, находящимся в приходе.
8. Назначенные в сектантские приходы
священники должны непременно предварительно изучить общий
курс сектоведения и расколоведения, а затем, во время
прохождения службы в приходе, их необходимо периодически
вызывать в епархиальный центр для консультации по вопросам
теории данной секты, и по методике ведения бесед и обращения
с сектантами. Не лишне ввести и заочный курс обучения
сектантства и расколоведения при Богословско-Пастырский
школах (курсах). [Для привлечения к церкви детей хорошо
устроить им место за решеткой со скамейками, где бы их не
давили и откуда они могли бы видеть богослужение. Для
священников и диаконов, не имеющих богословского
образования, и даже для архиереев, организовать при
Московском Богословском институте заочное обучение,
обязательное для священников и дьяконов до 50-летнего
возраста. Обучаются дома по программе и приезжают 2 раза в
год на консультации и экзаменационные сессии; получают
дипломы, как и студенты. Для заинтересованности выдавать
пособия или стипендию].
9. В епархиальном центре должно быть при
епархиальном архиерее особое ответственное лицо -
консультант-миссионер, который лично и заочно проводил бы
поименно руководящую работу с духовенством по борьбе с
сектантами и, по мере надобностей и возможностей, выезжал бы
на места для такого руководства
10. Чтобы в закрытых приходах не замирала
церковная жизнь, обеспечить их церковным руководством.
Способы возможные: 1) Иметь при епархиальном управлении
разъездного епархиального наблюдателя - священника с
обязанностями обслуживать по плану приходы епархии. 2)
Прикрепить к наиболее подготовленным священникам по
нескольку закрытых приходов епархии. В закрытом приходе
нужно хотя бы 2 раза в год совершать требы, служить в
храмовый праздник, в Рождество, поминальный день и в Великом
Посту. 3) Снабдить главным образом сельских священников
материалом на рясы, чтобы имели приличный вид.
11. Для усиления работы в данном направлении
совершенно необходимо, чтобы не один только священник, как
настоятель прихода, но чтобы и весь состав причта
соответственно своей подготовке работал в этом направлении
под руководством настоятеля. [Ввиду отсутствия возможностей
для обмена опытом прикреплять молодых членов клира к более
опытным и образованным, для совета и опыта благочинным усилить работу с ними].
12. В епархиальном центре должна быть
собрана справочная литература по вопросам сектоведения и
расколоведения, которою могло бы пользоваться духовенство
сектантских приходов.
13. Для большего удобства желательно было бы
подготовить ряд методически разработанных бесед по отдельным
темам, касающимся сектантства и раскола, с указанием в них
конкретного материала, мест из Священного Писания, фактов,
приемов и т.п., которыми духовенство могло бы пользоваться на местах в приходах.
14. Такие методически разработанные беседы
должны быть издаваемы Патриархией наряду с изданием
молитвословов для общего употребления. Полезно было бы
переиздание хотя бы "Миссионерского руководителя по Библии",
составленного диаконом И. Смолиным, журнал "Миссионерское
обозрение" и его же "Меч духовенства в ограждении от меча лжеучителей".
Кроме всех этих мероприятий, осуществление
которых зависит главным образом от церковной власти и самого
духовенства, очень большое значение в деле борьбы с
сектантством и расколом имеют и внешние мероприятия
общекультурного характера, проведение которых зависит от
гражданской власти. К числу таковых относится, кроме широкой
пропаганды развития просвещения чрез общеобразовательные
школы для борьбы с темнотою и невежеством, от которых
главным образом зависит уклонение в секты и расколы, следующее:
1. Содействие правительства широкому
открытию храмов, где верующие могли бы получать
удовлетворение своих религиозных духовных нужд из
нормального источника, минуя сектантских и раскольничьих
начетчиков, увлекающих темные массы в крайности рационализма
и мистицизма.
2. Разрешение священникам одного прихода
совершать богослужение в тех соседних храмах, где нет
священников вследствие того, что пока их недостаточно. В
настоящее время такого разрешения нет, между тем эта мера,
дающая возможность удовлетворять духовные потребности
верующих тех приходов, где временно нет священников, вместе
с тем лишала бы возможности различных самозваных "учителей"
проникать в свободные приходы и вести там свою пропаганду.
3. Содействие к возможно широкому
распространению противосектантский и противораскольнической
литературы. [Просить у государства: 1) Печатание Библии,
Евангелия, кратких молитвенников с разъяснением молитв, шире
распространять краткий церковный календарь и более дешевый.
2) Непременно организовать производство нательных крестов и
мелких икон. Наладить печение просфор, чтобы это вошло в быт].
4. Прекращение издания низкопробной
антирелигиозной литературы макулатурного характера, с
заменою ее исключительно литературой естественно-научного содержания.
5. Разрешение на открытие нескольких женских
монастырей, куда могли бы собраться рассеянные повсюду
бывшие обитательницы женских монастырей и подворий. Под
руководством надежных настоятельниц и просвещенных
священников эти "монашки" сами питались бы чистым
религиозным учением и лишены были бы возможности сеять в
народе всякие нелепые учения узкого фанатизма, сектантства и раскола.
6. Поднятие внешнего авторитета духовенства
со стороны низших представителей власти на местах, нередко в
своих отношениях к духовенству проявляющих линию поведения,
идущую в разрез с указаниями центральной государственной
власти, и тем дающих повод разным бесконтрольным
пропагандистам нарушать желательный правильный и законный
ход церковной жизни в приходах.
Лидия Александрова-Чукова
Архив "Историко-богословское наследие
митрополита Григория Чукова"
Богослов.Ru - 25.03.2010.
|