Башкирия - богатый регион. А где есть деньги - там и
секты
Известный религиовед Александр Дворкин
рассказал, как вербуют в опасные религиозные движения и
почему новый закон об оскорблении чувств верующих нельзя
принимать...
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию с
религиозным экстремизмом у нас в республике?
- Башкирия - один из финансово-независимых
и богатых регионов. А где есть деньги, туда идут секты. Им
интересны другие регионы, но там, где есть деньги, - есть
возможность их получить. Поэтому, увы, должен признать, что
ваш регион один из неблагополучных с точки зрения
сектантства.
- И какие секты наиболее опасные?
- Если так говорить - это та секта, в
которую попали близкие вам люди. Если ко мне приходит
женщина и жалуется, что ее сын попал в секту, а я ей
отвечаю, что секта эта очень маленькая и вероятность того,
что в нее попадут другие люди, весьма низка, - это очень
странное утешение, согласитесь? А вот если говорить о самых
распространенных, помимо радикальных исламских сект, то это неопятидесятнические секты: "Слово жизни", "Живая вера", "Церковь
"Ковчег", "Новое поколение" и другие. Все они
присутствуют в Башкирии. Причем действуют и в сельской
местности тоже. Наряду с ними "Свидетели Иеговы", которые
также распространяются за пределы городов. А еще в Башкирии
активно действуют различные сайентологические структуры, что
внушает большое опасение.
- То есть все, что не традиционное
христианство, ислам или буддизм, может нести опасность. Так?
- Опасность определяем исходя не из
направления, а по их деяниям, наличию пострадавших и
установок, которые существуют в организации по отношению к
семье, личности, обществу, государству. Нужно смотреть,
какого рода эта секта: классическая, или тоталитарная.
Классические секты, например, не несут социальной опасности.
Это, скажем, баптисты. Они ответственные члены общества, у
нас с ними идет богословская дискуссия, которая может быть
достаточно жесткой, но при этом не думаю, что в нее должны
вмешиваться правоохранительные органы, потому что это наше с
ними внутреннее дело.
Как маскируются секты
- Часто сайентологи маскируются под
различные организации. Как понять, что, к примеру, общество
любителей одуванчиков на самом деле - секта?
- У сайентологов есть целый набор
организаций, каждая из которых зарегистрирована отдельно.
"Сайентологическая церковь", "Центр Дианетики", "Центр
прикладной философии", "Гражданская комиссия по правам
человека", реабилитационные центры "Нарконон" и "Криминон",
"Центр авторских технологий", "Прикладное образование" и
другие. Но есть один признак, по которому их можно
распознать: на всех листовках и материалах внизу
мелкими-мелкими буквами будет значок копирайта и написано
латинскими буквами L. Ron Hubbard Library, то есть
"библиотека Рона Хаббарда". По этому признаку сайентологию
можно распознать, ведь все эти якобы независимые организации
- на самом деле части единой структуры, которые подчиняются
единому центру в Лос-Анжелесе.
- Почему секты до сих пор существуют - их
ведь можно запретить?
- Издать указ "все секты запрещены" не
получится - некого у нас запрещать, потому что нет в
законодательстве такого юридического термина "секта". Это
нужно в каждом конкретном случае отдельно смотреть,
доказать, что та или иная религиозная организация не
соответствует своему уставу или есть пострадавшие от ее
деятельности. Что касается "Свидетелей Иеговы", я думаю, тут
должна быть политическая воля. Судебный опыт показывает, что
эту секту ликвидировать можно. В Москве, Ростовской области
и республике Горный Алтай секта "Свидетели Иеговы" была в
судебном порядке ликвидирована. Более 70 наименований их
литературы признаны экстремистскими. Эта информация на сайте минюста есть.
И обязательно должны быть пострадавшие.
Чтобы подавать в суд, прокуратура должна опираться на жалобы
пострадавших.
- Ну да, а их-то чаще всего и нет… Мы все
говорим больше про традиционные секты, а как же модные
увлечение восточными религиями, ведь среди них тоже есть
секты?
- Да, много, и они представлены в Башкирии.
"Общество сознания Кришны", например, псевдоиндуистская
секта, так же, как "Центр трансцендентальной медитации".
Псевдобуддийские секты "Карма Кагью" и "Фалуньгун", они тоже
есть и действуют очень активно.
- И как их отличить от "правильного",
традиционного буддизма, кришнаитства?
- Ну, традиционный индуизм в нашей стране
никак не представлен, разве что гостями из Индии. Никаких
традиционных индуистских структур у нас нет и быть не может.
Индусом нельзя стать, им можно только родиться - согласно их
вере. Поэтому все, кто ссылаются на индуизм, - это псевдоиндуисты.
Что касается буддистов - есть традиционная
"Сангха России", и они очень настороженно относятся и к "Карма Кагью", и к другим псевдобуддийским системам.
Прошло ли время тоталитарных сект?
- Как-то в интервью ваш коллега Роман
Силантьев сказал мне, что "Время тоталитарных сект, которые
сразу заставляли людей переписывать на них квартиры, прошло,
люди стали гораздо умнее, но ими по-прежнему можно
манипулировать". Вы согласны с этим утверждением?
- Я был бы рад, если бы это время прошло, но
таких сект еще более чем достаточно. И дело не только в
квартире или ином имущество, эти люди переписывают на них
свою жизнь. Это намного страшнее. По сравнению с
девяностыми годами, вербовщиков на улице стало гораздо
меньше, и многие думают, что их вообще нет. Но они есть.
Только теперь они большей частью работают через интернет и
социальные сети.
- Какая у них технология вербовки, если
знаешь методы - им проще сопротивляться.
- Для того, чтобы человек попал в секту,
нужно, чтобы совпали два условия: чтобы сектантские
предложения совпадали с интересами самого человека. Никто
ведь не говорит "Айда, пойдем к нам в секту". Людей
приглашают на бесплатные курсы английского языка, молодежную
тусовку, к доктору - поправить свое здоровье, курсы
изучения Библии и Корана, чтобы узнать их истинное
толкование, занятия йогой или ведической кулинарией, на
какие-нибудь курсы личностного роста или на интересную и
высокооплачиваемую работу. Да много что придумать можно. За
всем этим может скрываться секта. Помните, что бесплатный
сыр бывает только в мышеловке!
Второе условие - чтобы человек был в нужном
состоянии. Когда человек переживает стресс, он гораздо более
внушаем, защитные механизмы отключены, и на него гораздо
легче воздействовать.
- В Москве, да и европейской части России,
очень сильна исламофобия - ислам ассоциируется именно с
ваххабизмом, экстремизмом. С чем, по-вашему, это связано?
Это эхо мусульманских терактов, из-за недостатка религиозных
знаний или чего-то еще?
- Да, вы правильно перечислили причины. Но
это также столкновение разных типов поведения, потому что в
центральной части России достаточно много мигрантов из
мусульманских регионов, которые не всегда ведут себя должным
образом. Поведение, которое нормально для их региона, они
пытаются перенести в другой, и это вызывает противодействие
и непонимание. Поэтому тут есть вина двух сторон.
- Почему их боятся? У нас в Башкирии не
боятся мусульман.
- Потому что чем больше знаешь кого-то, тем
меньше его боишься. В Москве почти не знают мусульман. Нужно
больше друг друга узнавать.
***
Читайте также другие интервью:
***
Новый закон - это катастрофа
- Не могу не спросить про новый закон об
оскорблении религиозных чувств. Не приведет ли он к валу
исков от представителей нетрадиционных, малочисленных
религий? Ну условно: почитатели старых пеньков оскорбятся за
то, что деревья вырубают.
- Это катастрофа. Надеюсь, этот закон
никогда не будет принят, потому что там фундаментально
неправильный подход. Я за то, чтобы был закон об оскорблении
почитаемых мест. Туда должны входить не только религиозные
места поклонения, но и кладбища, памятники, мемориальные
сооружения.
Человек, осквернивший памятник Пушкина, или
помочившийся в Вечный Огонь, а такие случаи были, должен
также нести уголовную ответственность, потому что это
оскорбляет каждого. Как неподобающее поведение в церкви,
мечети или синагоге.
Но что касается чувств - это настолько
неопределимая вещь… Мало ли что оскорбляет мои чувства? В
конечном итоге так может оказаться под запретом вся
религиозная полемика. Для мусульманина, например, может быть
оскорбительным словосочетание "сын Божий", а то, что
христиане говорят о язычниках, может язычников оскорбить.
Религиозная критика - это нормальная часть религиозной
жизни. Я уже вижу, как прокуратуру завалят заявлениями члены
различных сект и парализуют ее работу.
Справка "КП"
Александр Леонидович Дворкин - исследователь
современного религиозного сектантства, деятель
антисектантского движения в России, светский и церковный
историк-медиевист (специализируется на средних веках, -
Ред.), православный богослов, общественный деятель,
писатель, автор 15 книг и более 700 публикаций, которые
перевели на 17 языков.
Кстати
Всего в республике зарегистрировано более
1500 различных религиозных организации 22 различных
верований. Абсолютное большинство - это христиане и
мусульмане.
Комсомольская правда - 26.04.2013.
|