Сахаджа-йога
Профессор Александр Дворкин: об учение и
практиках секты "Сахаджа-йога"
"Эти люди не могут быть гуру. Гуру для публики не бывает,
как не бывает гуру с такими мотивами и методами,
как у этих людей:
хотя они называют себя гуру -
это псевдо-гуру"
Свами Кайвальянанда,
ортодоксальный индуистский гуру-шанкарит
Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала "гнозис" Еве в раю
Основательница секты Шри Матаджи Нирмала
Дэви родилась в 1923 г. В Чиндваре (современный штат Мадхья
Прадеш) в протестантской семье, принадлежавшей к касте
брахманов. Ее отец, участник борьбы за независимость Индии,
был депутатом индийского парламента. В юности Нирмала
изучала медицину и жила в ашрамах различных гуру, в том
числе в ашраме Муктананды и, по словам проф. Йоханнеса
Огорда (Орхус, Дания), в "Бихарской школе йоги" Сатьянанды.
Оба этих тантрических гуру были связаны с "Вишва хинду
паришад". Неизвестно, получила ли Нирмала посвящение в гуру
[181], но почти наверняка была инициирована в тантрическую йогу.
Нирмала вышла замуж за Чандрика Прасада
Шриваста (род. в 1930 г.), Генерального секретаря
Международной морской организации при ООН. Она стала одной
из первых последовательниц Раджниша. Полагают, что именно он
навел ее на мысль объявить себя "гуруиней"
[182]. Согласно утверждениям самой Нирмалы, в мае 1970
года у нее произошло пробуждение кундалини, и она получила
возможность "давать реализацию" одновременно множеству
людей, то есть в свою очередь пробуждать кундалини у них.
Таким образом то, что является целью длительного и трудного
пути в традиционной кундалини-йоге, Нирмала предложила своим
последователям в качестве начальной, отправной точки ее
собственного метода, названного ею "Сахаджа-йогой", то есть
"легкой йогой"[183], центральное положение которой состоит в том, что
внутри нас заложены средства для легкого союза с
Божественным в лице самой Нирмалы.
Сделавшись гуру, Нирмала слепила свою
синкретическую системку - "Вселенскую Чистую Божественную
религию (Вишва Нирмала Дхарму)"[184].
Нирмала говорит, что ее последователи должны
гордиться, ибо они принадлежат "к этой великой Истинной
Религии. До сих пор не было религии, которая была бы
Религией Истины" [185]. Все известные религиозные лидеры объявляются
"ракшасами"(демонами) [186], а их последователи удостаиваются ярлыка
фанатиков: "...на улицах все еще много ракшасов (демонов),
продающих своих бутов (злых духов - М. П.), еще много
обществ фанатиков, именующих себя так называемыми религиями"
[187]. Кстати, в одном из выступлений Нирмала назвала
ракшасами целый народ -православных сербов, требуя их
уничтожения [188].
Основав собственную религию, Нирмала
добавила к своему имени титулы "Ее Святейшество", "Шри
Матаджи" - "Госпожа Матушка" и "Дэви" - "Богиня". Она и
вправду почитается в своей секте как живая богиня,
воплощенная "Великая Мать" мироздания. Нирмала выстраивает
следующие отождествления: она - это женская ипостась
Божества, небесная супруга (Парвати = Кали = Сарасвати =
Лакшми) и творческая энергия (Шакти = Шехина = Дао (? - М.
П.)) Бога-Отца (Шивы = Брахмы) = третье Лицо Святой Троицы
(Святой Дух) = Мать предвечного Слова (Христа = Дум =
Ганеши) = Богородица = Афина = Гуань Инь (популярная богиня
дальневосточного буддийского пантеона) и вообще все богини
всех религий, а также, в одном из прошлых воплощений, -
Фатима, дочь пророка Мохаммеда. В соответствии с
шактистскими представлениями о первостепенной значимости
женского активного начала в божестве Нирмала учит, что "все
делается только движением, мышлением, координацией и
планированием Шакти, а не Богом Всемогущим. Он просто
зритель" [189].
Нирмала путается в собственных
синкретических построениях. Например, она то отождествляет
Шакти и кундалини, то называет кундалини энергией Шакти или
ее частью (что для нее, человека, отягощенного солидным
весом, а вовсе не философским образованием, одно и то же): "...Задачей, которую предстояло выполнить Ади
Шакти, было создание всей Вселенной. Вчера вы видели, как
был создан Космос и как создавалась эта особая планета
Матери-Земли. Мы обнаружили, что то, что я вам говорила об
Адаме и Еве, написано также Иоанном в его книге -Познания"
(? - М. П.). Многого из того, что говорил Христос, нет в
Библии. Ади Шакти, частью которой является Ади Кундалини,
явилась Еве и сказала, что она должна попросить плод
познаний и съесть его. Причина, как я вам говорила,
заключается в том, что энергия Матери не хотела, чтобы ее
дети жили как животные, без познания более высоких сфер, без
предоставления им возможности подняться выше через свою
свободу и затем продолжать подниматься ко все более и более
высокому осознанию. <...> Вот такое обсуждение велось Богами
и Богинями, и большинству из них по горло надоели люди, и
они сказали: -Эти люди хотят ад, зачем нам давать им рай?
Это неправильно"" [190].
Как мы видим, Нирмала утверждает, что она
сама под видом змеи-кундалини дала "гнозис" Еве в Раю. И это
не единственная отсылка к "гностическим писаниям", из
которых Нирмала предлагает выяснить, "что такое Истина и где
и как найти ее" [191].
Пресвятую Деву Марию Нирмала отождествляет с
рядом индуистских богинь и считает своим воплощением:
"...христиане позаботились о том, чтобы в
писании о Матери не было даже упоминания, хотя они и
поклонялись Матери Христа как Богине. В Библии она весьма
унизительно называется просто женщиной <...> хотя сама Махалакшми воплотилась как Мать Мария" [192].
Большое внимание уделяется Нирмалой
слоноголовому толстяку Ганеше (наверное, потому, что он
внешне напоминает саму тучную гуруиню): "Шри Ганеша - весьма важное находящееся
внутри нас божество. Он сотворен Матерью-Землей. <...>
Магнетизм - это энергия Матери-Земли. Внутри нас магнетизм
пребывает в виде Шри Ганеши" [193].
Как уже было сказано, Нирмала отождествляет
его (как сына бога Шивы и богини Парвати) со Христом. Вот
слова из обращенной к этому индуистскому божку сахаджистской молитвы:
"Ты есть Слово, которое было в начале. <...>
Ты - Иисус младенец и Христос - Царь. <...> Ты караулишь
врата ада...Ты привлекательный и очаровательный. <...> У
тебя большой живот, что показывает удовлетворенность. <...>
Ты машешь ушами" [194].
С представлениями Нирмалы о Христе не
меньшая путаница. То она заявляет: "Христос - это Я, сейчас
сидящий перед вами" [195], то называет Его своим сыном, то говорит, что Он
Вишну и Сын Вишну, а в другой раз, что Христос - это
Чайтанья. Исторический Иисус, согласно учению Нирмалы, был
лишь предпоследней ступенью спасения. Он заповедал молиться:
"Прости нам долги наши". А Нирмала Дэви ведет к такому
"самосовершенствованию", при котором распускается
"1000-лепестковый лотос" (кундалини поднимается в теменную
сахасрара-чакру), и человек может осознать свою
"невиновность". Она пришла как Учитель, Мессия, Майтрея,
Калки, дабы спасти избранных и вывести их из этой злой эпохи
кали-юги в золотой век "Царства Божия" (сатьяили крита-юги):
"... Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти
человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто
есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая
воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой,
этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и
терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той. Которая
рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в
Моих полных силах я пришла на эту Землю не только ради
спасения людей, не только ради их освобождения, но ради
дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые
ваш Отец хочет даровать вам" [196].
<...> с моим рождением <...> началась Крита
Юга. <...> Так было решено Божественным коллективом. Все
Боги и Богини решили возложить эту работу на того, кто, по
их мнению, был вполне способным. Они сказали: "Мы все будем
с тобой, все наши энергии будут с тобой, а ты возьми сейчас,
в эту Кали Югу, на себя работу по трансформированию людей" [197].
Мир вошел в апокалиптическое время, утверждает Нирмала:
"Все вы будете проходить через суд на этой
Земле. Население мира сейчас максимальное. Это потому, что
сейчас родились или очень скоро родятся все те, кто имеет
сильное стремление войти в Царство Божье. Это самое
значительное время, потому что Сахаджа-йога - это Страшный Суд" [198].
***
Читайте также по теме:
***
Те, кто остался вне "Сахаджа-йоги", будут
осуждены и погибнут: спасение возможно только в секте: "Этот мир тонет, и я чувствую, что, по
меньшей мере. 80 % людей погибнут, 10 % будут, между тем.
находиться в преддверии ада и, судя потому, как дела обстоят
на Западе. 10 % будут сахаджа-йогами... Сейчас картина
такова, что будут спасены самое большее десять процентов
людей" [199].
Не пришедшие в "Сахаджа-йогу" не просто
погибнут, они будут уничтожены Мессией-Калки: "Когда Сахаджа-йога покончит с нами, когда мы
будем полностью отсортированы, последнее убиение будет
совершено Им (Калки = Нирмалой. - М. П.). Мне хотелось бы,
чтобы это было просто убиение. <...> Дэви убивала всех
ракшасов (демонов), но они опять вернулись и заняли свое
место. <...> Кришна в свое время говорил о том, что будут
уничтожены злые люди, или негативные силы, и спасены святые.
<...> В ваши мозги вошло очень много ракшасов. Вы заодно с
тем большим количеством людей, которые порочны, которые
свершают нехорошие поступки, делают всевозможные дурные вещи
во имя религии, во имя политики, прогресса, просвещения.
<...> Вы можете быть хорошим человеком, однако вы можете
быть уничтожены, потому что у вас в голове ракшасы. Не
существует четкого критерия, определяющего, кто является
действительно отрицательным человеком, а кто действительно
положительным. Только Сахаджа-йога очистит вас. сделает
абсолютно положительными, безусловно хорошими, верующими
людьми. Это единственный путь" [200].
Но даже сахаджа-йоги не могут быть до конца
уверены в собственном спасении, если не отдадутся ей без остатка. Нирмала говорит:
"Я не жалею сил, чтобы помочь вам, делаю все
возможное, чтобы вы пришли в норму, чтобы сдали этот экзамен
Страшного Суда. Но вы должны сотрудничать со мной, должны с
головой окунуться в Сахаджа-йогу, посвятить большую часть
времени ей..." [201].
Зато всецело посвятившие себя секте
приобщаются к "Великому Делу", поскольку "Сатья Юга (Царство
Божие) должна быть установлена Сахаджа йогами..."
[202]. Для установления "Царства Божия" в отдельно
взятой стране индийские сахаджисты создали свою политическую
партию - "Сатья Марг" ("Праведный путь"). Одним из
центральных пунктов партийной программы является жесткая борьба с преступностью и введение в Индии "сухого закона".
"Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет"
Человек для Нирмалы дэви "Подобен
Божественному компьютеру", его "надо лишь подключить к сети питания"
[203]. "Подключившийся" становится "Духом" и "спасителем
всего человечества", обретает "Божественность". Способом
такого подключения является сахаджа-йога. Однако метод
играет вторичную роль, главное - сама Нирмала: "...вы должны
полностью посвятить себя мне, не Сахаджа Йоге, а мне.
Сахаджа Йога - лишь одно из моих выражений" [204].
Инициация, вступление в секту происходит во
время публичных выступлений Нирмалы Дэви. В ходе этих
выступлений совершаются редуцированные и совершенно
"неканоническиепуджи различным богам и богиням, которые
считаются манифестациями или порождениями Матаджи, и
происходит шактипат (переход силы Шакти от гуру кученикам).
Считается, что когда Матаджи дает "реализацию" (шактипат), у
инициируемых пробуждается кундалини, о чем
свидетельствуетощущение легкого ветерка. Но некоторые
присутствующие на пудже вместо прохладного ветерка чувствуют
жар, сильную головную боль или даже падают в дбморок. Третьи
вообще ничего не ощущают. Это Матаджи объясняет тем, что у
таких людей не устранены преграды, мешающие потоку
"энергии" [205]. Иными словами, если всесильный метод не действует,
то виноват в этом сам человек; действенность метода сомнению
не подвергается [206].
Получить "реализацию" можно и через учеников
Нирмалы, прошедших специальную подготовку в школах
"Сахаджа-йоги", а также посредством ее фотографии, перед
которой зажигают свечу и садятся, подняв ладони рук. Перед
"получившими реализацию" открываются радужные перспективы:
"Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек
<..-> становится могущественным, свободным, святым, ведущим
ангельскую жизнь" [207].
Кроме того, вступившим в секту обещается
исцеление от неизлечимых болезней: "За счет использования метода Сахаджа Йоги
многие люди, страдающие очень серьезными неизлечимыми
болезнями, такими как рак крови и т.п., полностью
излечивались [208]. Диабет появляется из-за чрезмерного думания и
может быть излечен, если вы сможете прийти в Сахаджа Йогу" [209].
Склонность к размышлениям в "Сахаджа-йоге",
как и во всех тоталитарных сектах, не приветствуется и
потому называется причиной различных тяжелых заболеваний:"
"Рак крови бывает только лишь у людей,
которые слишком много думают...
[210]. Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет"
[211].
Нирмала утверждает, что сахаджисты даже
"вылечили... трех-четырех человек от СПИДа", но "исцеленные"
в конце концов умерли-таки "из принципа" [212].
Сеансы массового "пробуждения кундалини",
устраиваемые Нирмалой, оказывают на некоторых, особенно
психически больных людей, то же отнюдь не благотворное
воздействие, что и сеансы, которые проводили Сёко Асахара
или Кашпировский. Сама Нирмала сделала однажды
настораживающее признание: "Я замечаю, что маленькие дети
после получения реализации очень долго спят, они на
некоторое время становятся несколько пассивными" [213]. Сектантская пропаганда, однако, утверждает, что
после "реализации" все "болезни и психические расстройства
будут полностью ликвидированы, и таким людям не нужны будут
такие заведения, как больницы" [214]. Нирмала указывает своим поклонникам из числа
людей, страдающих психическими расстройствами: "Прекратите
любое психиатрическое и психологическое лечение умственных
отклонений и постепенно уменьшайте прием лекарств,
выписанных вам для лечения этих отклонений"
[215]. Отказ от психиатрической помощи вкупе с внушаемым
сектантам крайне негативным отношением к своим
родственникам-несахаджистам [216]. сыграл, по-видимому, роковую роль в двух
новосибирских трагедиях [217].
В 1994 г. в Новосибирской области одна из
последовательниц "Сахаджа-йоги" после участия в обряде
"очищения" убила свою полуторагодовалую дочь в припадке
галлюцинаций [218]. На суде она заявила: "Все, что у меня было
дорогого, я принесла в жертву Матери"
[219]. В сентябре 1996 г. в том же Новосибирске женщина
в припадке умопомрачения нанесла своему мужу два удара
топором по голове. Причиной развития психического
заболевания было, по всей видимости, ее участие ранее в
группе сахаджистов. Там одной из причин ее плохого здоровья
был назван муж как имеющий "забитые энергетические каналы"
[220]. Подобные "диагнозы" весьма характерны для
"Сахаджа-йоги". Удивительно, но некое медицинское
образование, полученное Нирмалой в юности, не оставило в ее
голове никакого следа. По глубине своего невежества Нирмала
уступает разве что "Учителю" Порфирию Иванову. Вот несколько
примеров ее медицинских "открытий": "...причиной болезни, называемой СПИД,
является центральное сердце" [221].
"...Второй центр (чакра) расщепляет жировые
частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и
белые клетки в головном мозге, и таким образом
восстанавливает способность мышления" [222].
"...мозг также сделан из медхи (жира)... Не
следует постоянно находиться на солнце, как это делают
некоторые западники, потому что мозг плавится, и вы теряете
рассудок,.. Временами голову все же нужно подставлять
солнечному и лунному свету. Иначе вы можете оказаться в
психиатрической больнице, если однажды при луне побудете с
открытой головой" [223].
Печень... отделяет у нас все шлаки, и они
выделяются в поток крови в виде жара. .. Рак нельзя
вылечить, потому что из организма из-за очень плохой печени
не устраняется жар. <...> Селезенка - это наш внутренний
спидометр... Раньше... в Бенгалии, когда мужчина ел, жена
обмахивала его веером, и темп обмахивания определял скорость
приема им пищи... Сейчас то, как мы едим, является причиной
возникновения у нас таких болезней, как рак крови. <...> Он
вызывается нападением со стороны левого коллективного
подсознательного [224].
Лечение стенокардии по Шри Матаджи:
"Произносите утверждение: "Мать, Ты моя бидж-мантра
(семенная мантра), Ты - Мантрика" и "Я не виновен совсем...
Очищайте левую сторону светом и огнем"" [225]. Среди причин таких расстройств, как "температура,
запор, заболевания печени (горячая печень), болезни легких,
нездоровая кожа, диабет, лейкемия, бездетность, спондилез,
малярия, удаление матки, тяжелые месячные, понос" и т.д.,
Нирмалой Дэви указываются материализм, следование моде,
жажда власти, сварливый агрессивный характер, телепатия и т.п. "Мышечная дистрофия возникает в результате нарушения
принципа Шри Ганеши. Восстановите свою невинность и очистите
муладару-чакру". "Шизофрения - левосторонняя болезнь,
вызванная частичной одержимостью мертвой сущностью-. Для
"лечения" головной боли "просите: "Мать, пожалуйста, приди в
мою голову"". "Лечение" эпилепсии: "...самый лучший метод -
это направить левую руку к фотографии, а правую - положить,
плотно прижав, на Мать-Землю и произносить при этом мантру
"Шри Маха Кали" до тех пор, пока не появятся вибрации.
Ставьте сзади с левой стороны свечу" [226].
Свои фотографии Шри Матаджи вообще объявляет
единственным лекарством от всех болезней: "Что касается
лечения людей, то советую вам... использовать только мои
фотографии. Тогда вы будете иметь больше сахаджа-йогов и
меньше больных людей" [227]. Фотографии Нирмалы предлагается также применять
для повышения плодородия почвы и дезактивации радиационно зараженных земель.
Нирмала внесла свой "вклад" не только в
практическую медицину, но и в генетику: "Шри Матаджи... рассказала о двух
человеческих генах, один из которых предостерегает от хулы
на Мать, а другой - на Отца. Оба гена есть у восточных
народов и отсутствуют у белых людей. Пробуждение Кундалини
может способствовать их восстановлению" [228].
Такими высказываниями о превосходстве всего
индийского и вообще восточного полны проповеди Нирмалы: "...я должна сказать, что индийцы в
большинстве своем очень мудрые люди
[229]. Если знания приходят с Востока, то... все мудрые
люди поймут, что они божественные. Они, <знания> разумеется,
не предназначены для идиотов и инфантильных людей"
[230].
В учении Нирмалы легко заметить следы
влияния идей Раджниша. Как и Раджниш, Нирмала подчеркивает,
что ее методы не требуют особых усилий: после получения
"реализации" сахаджа-йог становится "без всяких усилий,
покаяний или постов праведным во всех отношениях, у него
решаются все проблемы. Теперь не надо штудировать книги, не
надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо
покорять горы, не надо проявлять инициативу... Ибо настало
время наслаждаться, и Мать дает его своим детям..."
[231]. Подобно Раджнишу, Нирмала призывает своих
последователей забыть "все многочисленные условности,
наложенные христианской церковью"
[232]. Как и культ Ошо Раджниша, "Сахаджа-йога" может
быть причислена к группам движения "Нью эйдж" и по форме
(например, использование ньюэйджевского словаря: "эра
Водолея", "вибрации" и др.), и по содержанию (отсутствуют
разве что такие элементы "Новой эры", как астрология и
контактерство, зато делается акцент на целительстве).
"Не используйте свой ум для критики...
Надо не критиковать, а одобрять"
"Сахаджа-йога" - типичный образчик
тоталитарной секты. В секте культивируется полное подчинение Нирмале:
"Должно быть религиозным обязательством то,
что вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала" [233].
Вы должны стать преданными мне, оставив все.
Необходима полная преданность, без которой нельзя продолжать
восхождение. Не задавайтесь вопросами и не рассуждайте...
Смысл полной свободы в том, что вы должны покориться... Это
полная свобода! [234].
С гуру нельзя разговаривать так же, как вы
разговариваете друг с другом, потому что ваш гуру занимает
гораздо более высокое положение… вы должны ставить своего
гуру выше кого бы то ни было еще [235].
Главный критерий успеха в "Сахаджа-йоге" - удовлетворение гуру:
"Нужно доставлять Мне удовольствие, потому
что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит вы
выполнили задание" [236].
"Что такое преданность? - задает вопрос
Нирмала и сама же на него отвечает: - В глубине души вы
говорите: "Это моя Мать... Она мой врач... Будучи
могущественной, Она вылечит меня, но если не вылечит, на то
ее воля, ее прихоть"" [237]. Но преданность нуждается в постоянном
подкреплении: "Следует проверять себя, спрашивая: "Предан ли
я или нет? Полностью я в Сахаджа-йоге или нет? Что я сделал
для Сахаджа-йоги? Что я должен сделать для Сахаджа-йоги?...
Как мне следует распространять Сахаджа-йогу?""
[238].
Нирмала дает ответ на эти вопросы:
"...вы должны дать сегодня обет, что будете
работать на Сахаджа-йогу с полной приверженностью, будете
думать о ней. Есть ученые, которые должны написать книги.
Есть врачи, которые должны написать книги. Разговаривайте с
их коллегами, организуйте встречи, семинары со своими
коллегами. Есть архитекторы и люди других профессий, которые
могли бы собрать своих коллег и дать им реализацию. Даже
люди, занятые в области финансирования, должны прийти в
Сахаджайогу. Их приход весьма необходим... Во все области,
будь то законодательная или какая-нибудь другая, а также в
творческий мир вы должны принести Сахаджа-йогу. Ее надо
принести и в местности, где вы живете, в деревни, в города.
Везде, где только можно, вы должны распространять
Сахаджа-йогу. Надо использовать для этого все возможности" [239].
Нирмала все время призывает своих
последователей наращивать вербовочную активность:
"... я прошу вас, выезжайте к людям,
встречайтесь с ними, зовите своих родственников, своих
соседей - всех" [240].
Инициированные последователи Нирмалы Дэви
поклоняются ее "лотосным стопам" или непосредственно, или на
фотографии. "Ее Милость принимает Пуджу лично или Своим
всепроникающим присутствием" [241]. К Нирмале обращены многочисленные молитвы, тексты
которых печатаются в литературе, издаваемой сектой. Большая
часть из этих молитв представляет собой повторение имени Шри
Матаджи Нирмалы Дэви в сопровождении различных эпитетов.
Считается, что "Имя Матери обладает очень большим
могуществом. Это самое могущественное имя среди прочих имен"
[242]. Краткие молитвы-заклинания написаны на санскрите
в форме мантр, которые также преподносятся как "самые
сильные". Пространные молитвы - на том языке, на котором
напечатано данное издание. Вот, например, отрывок из одной
молитвы второго типа: "Ты - Первозданная Мать, пришедшая спасти
человечество. Слава Тебе во веки веков!.. Твои руки и стопы
- источник четырех рек Рая. Слава Тебе во веки веков! Ты -
Святой Дух, обещанный Христом. Слава Тебе во веки веков"!" [243]
Есть еще молитвы, составленные на латыни с
транскрипцией и переводом, в подражание римо-католическим
литаниям Деве Марии.
"Могут сказать, что такое преклонение может
привести к рабству, - замечает Нирмала, желая это
преклонение оправдать. - Но в рабстве вы испытываете боль,
страдание и муки, тогда как преклонение дает вам радость,
полную свободу, силу, красоту и великолепие. Назовете вы это
рабством или как-то еще, это не имеет значения..."
[244].
Помимо тщательно разработанных обрядов
поклонения Матаджи "имеются также соответствующие методы
медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы,
позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И,
наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не
медитируя, все время находитесь в состоянии медитации"
[245]. Ежедневная медитация и посещение (не реже раза в
неделю) воскресных утренних пудж и "коллективных занятий"
вменяется в обязанность каждому сахаджисту. "Оставьте свои
дома и приходите в ашрам", - призывает Нирмала своих
последователей. Воскресная пуджа включает в себя молитвы,
песнопения, ритуальное омовение изображения Шри Матаджи и
беззвучную медитацию. Обычно после пуджи совершается
совместная трапеза [246]. Кроме этого, адепты исполняют разного рода
оккультные практики и обряды ("чистку чакр" и другие) и
беспрекословно совершают всевозможные странные предписания,
например, ежедневно парить ноги в соленой воде. При этом
обряды других религий называются не иначе, как "ритуальный
вздор", "глупости", -абсурдные вещи".
Непосредственно Нирмале подчинены
назначенные ею "международные лидеры", им, в свою очередь, -
лидеры местных отделений. "Следует знать, что у меня одна
связь с вами, - говорит Шри Матаджи своим рядовым ученикам,
- через вашего лидера... Прежде всего вы не должны [его]
критиковать. Не используйте свой ум для критики... Надо не
критиковать, а одобрять" [247]. Существует составленный Нирмалой "Протокол",
расписывающий отношения простых сахаджистов к лидерам и
лидеров между собой. "Протокол" должен неукоснительно
соблюдаться. Отлаженной работой своей секты Нирмала вполне
довольна: "Я ничего не делаю. Самый ленивый человек,
которого можно себе представить, это я. Если на меня
работает совершенная организация, то чего мне беспокоиться?"
[248].
Местные общины секты именуются
"коллективами". Считается, что "коллективность и
коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской
Чистой Религии... которая действует и проявляется в основном
коллективным образом..." [249]. Более того, Нирмала уверяет, что "коллективность
- это единственный способ, с помощью которого вы можете
очиститься" [250]. "Коллектив" сахаджистов призван быть монолитным и
сплоченным, что должно обеспечиваться доносительством и
запретом на критику: "Коллектив не должен позволять никакому члену
выступать против другого члена или против лидера, но
международного лидера можно информировать напрямую. <...>
Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. <...>
Коллектив не должен никому позволять создавать группы на
какой бы ни было основе. <...> Коллектив должен располагать
на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о
силах, действующих против духовного роста, и проявлять
осмотрительность по отношению к ним" [251].
Носителей этих сил, проникших в секту,
Нирмала предостерегает: "Любому, кто пытается строить
интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред"
[252]. Обо всех происках известно "Матери": "Я знаю, что
вы делаете. Я знаю, знаю все о вас" [253].
Непослушные и сомневающиеся быстро
изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих
учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее
учения, им было трудно бросить практиковать методики,
которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни [254]. Чтобы угроза изгнания из "коллектива" была более
действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию
выхода из секты: "Некоторые сахаджа-йоги ушли из Сахаджа-йоги.
Я сказала: "Пусть так, если они ушли, очень хорошо -
скатертью дорога ненужному мусору". Но по прошествии времени
они возвращаются и рассказывают о приключившихся с ними
бедах: несчастные случаи, болезни... Если вы со мной, если
вы в Сахаджа-йоге, вы защищены, о вас проявляется забота...
Те же, кто отступают, уходят за пределы моей досягаемости, в
результате страдают" [255].
У сектантов формируется психология
"осажденной крепости". Их инструктируют, что "если на Вишва
Нирмала Дхарму осуществляются нападки, то сахаджа-йоги всего
мира должны противостоять этому" [256].
В секте практикуются ограничения в питании и
сне, что считается признаком преданности "Матери":
"Как только вы станете преданными, вы не
будете есть помногу, а иногда можете и совсем не есть. При
преданности вы забываете о еде, не помните, что не ели. Вы
не помните, где и как спали" [257].
Нирмала устраивает "интернациональные"
браки, сама, подобно Муну, составляя пары для своей
"вселенской семьи": "Для нас, как сахаджа-йогов, принадлежность к
вселенской семье непременна. Как это бывает при
бракосочетаниях, вы начинаете говорить: "Я не хочу вступать
в брак с индийцем", а индиец говорит: "Я не хочу жениться на
иностранке"... Мы должны превзойти все эти мелочные
представления о своей собственной религии, о своей
собственной расе, о своей собственной стране"
[258].
Часто подобранные Нирмалой пары участвуют в
общей свадьбе, которая обычно становится кульминацией
ежегодной паломнической поездки наиболее преданных учеников
Шри Матаджи в Индию. Во время свадебной церемонии жених и
невеста дают "Обеты вступающих в брак". Вот некоторые положения:
"Мы принесем к Ее Стопам (Шри Матаджи) все -
свое здоровье, богатство, разум, сердце. <...> Мы будем
вести работу по распространению и развитию Сахаджа-йоги. Мы
будем воспитывать своих детей в духе Сахаджа-йоги, считая
это своим долгом" [259].
Кроме того, члены секты "должны постоянно
слушать и смотреть кассеты Шри Матаджи" [260].
В "Сахаджа-йоге" сложился свой жаргон. Вот
его выразительный образец: "Мы должны систематически делать
шубитинг, принимать ванночку для ног, закапывать ги
[261] в нос и обмениваться вибрациями"
[262]. Вибрациям, то есть магической силе, которую дают
занятия сахаджа-йогой, в секте придается большое значение.
"Вибрированием" лечат, "вибрированную" ("очищенную") воду
пьют, ею поливают растения, чтобы увеличить урожайность.
Сахаджисты употребляют "вибрированную" пищу и рассыпают или
бросают в водоемы "вибрированную" соль (для "очищения"
определенных мест).
Наиболее преданные ученики Матаджи проживают
в ашрамах, остальные призваны дарить ей дорогие подарки и
финансировать многочисленные путешествия Нирмалы, ее
роскошную жизнь, международные проекты и покупку
недвижимости. К примеру, сейчас она, по словам одного из
лидеров питерских сахаджистов Александра Синягина, живет в
Италии в подаренном ей замке [263]. В Англии ей принадлежит большой загородный дом
недалеко от Кембриджа, который, впрочем, считается владением
ее организации (уж очень высоки в Великобритании налоги на
находящуюся в личной собственности недвижимость). Другим
источником средств для секты является торговля своими
изданиями, аудио-, видеокассетами с записью выступлений Шри
Матаджи, предметами прикладного искусства, открытками с
текстами сахаджистских песен и стихов и прочим.
Шри Матаджи непрестанно обличает "фальшивых
гуру", озабоченных выколачиванием денег из своих учеников, и
в то же время побуждает собственных последователей
жертвовать больше и больше. Нирмалу возмущает "привязанность
к деньгам" ее "детей": "Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу
принимают за магазин или рынок. Мне говорят: "Мать, не
можешь ли ты уменьшить сумму наполовину?" или "Мать, не
можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли
сделать нам уступку?<…> те, кто может заплатить, хотят
заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им.
Для вас это, по сути, единственная возможность отдать
деньги. <...> Но вы не хотите делиться. У вас может быть
масса денег, но вам не хочется ими поделиться. <...> Главное
- это то, чтобы у вас была готовность поделиться. <...> А
если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите" [264].
Нирмала лично контролирует финансы
"Сахаджа-йоги", она ясно дает это понять: "... люди пытаются делать деньги на мне,
потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не
разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет
способности к этому. Но это не так" [265].
Как и в других тоталитарных сектах, в
"Сахаджа-йоге" существует цензура информации. Вот, например,
как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:
"... газета - это самая ашубх (зловещая)
вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по
утрам газету? Газеты <...> абсолютно зловещи, потому что в
них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное <...>
газетчики не хотят помещать ничего хорошего <...> ничего о
Сахадже-йоге..." [266].
На первых порах (примерно в течение года)
жизнь последователя "Сахаджа-йоги" может оставаться прежней
- пока его выдерживают во "внешнем круге" и не оказывают
заметного давления. Однако чем более человек предан
движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и
желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего
круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены
(мужа), а иногда и от своих детей [267].
Значительное внимание уделяется в секте
вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в
случае успеха "дети рождаются уже Реализованными"
[268]. Дети, рожденные в секте, "являются членами
международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут
ответственность Сахаджа йоги всего мира"
[269]. На практике это выражается в том, что
родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего
ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме
"Сахаджа-йоги". Один такой случай был описан во французской
прессе [270]. В апреле 1990 г. семья французов, почитателей
Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в
непальский интернат"Международная общественная
сахаджа-школа". Сами они при этом жили в ашраме в Бретани.
Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом
письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и
что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по
несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с
прессой и подали иск о лишении родительских прав своей
дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд,
состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в
Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем
месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о
невыезде, бежали в ашрам "Сахаджа-йоги" в Англии, забрав с
собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и
сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.
Некоторые из получивших стадионную
"реализацию" были вынуждены после этого пройти курс лечения
в психиатрической больнице
Из центров в Нью-Дели ("Вселенский Храм
сахаджи") и Лондоне секта распространилась в 90-Х годах в 65
странах мира, в том числе в Индии, Австралии, Франции, США,
Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Китае и
Румынии. Согласно пропаганде сахаджистов, им удалось в 1996
году завербовать "министра культуры" и "министра здоровья и
спорта" Китая, которые стали активно лоббировать интересы
секты [271]. Но наибольших успехов "Сахаджа-йога", опять-таки
по мнению самих сектантов, добилась в Колумбии, Болгарии и
России. Впервые Россию и страны Восточной Европы Нирмала
Дэви посетила в 1989 году.
В настоящее время в самой Индии активистов
движения насчитывается не более 2000 человек, а за ее
пределами проживаетеще около 3000 адептов "Сахаджа-йоги" (в
Европе едва ли более тысячи близких учеников Нирмалы)
[272], однако существует значительная паства Шри Матаджи
в России, где есть центры "Сахаджа-йоги" в Москве,
Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тольятти, Воронеже,
Набережных Челнах, Челябинске и десятках других российских
городов. Координирует работу центров гражданин Австралии
Богдан Шехович [273]. Нирмала Дэви регулярно наезжает для проведения
пудж в Москву, Санкт-Петербург и Киев. Последний раз она
собрала большую аудиторию в Москве на стадионе в Крылатском
в августе 1997 года.
В Санкт-Петербурге секта, получившая в 1996
году государственную регистрацию, действовала с 1989 года и
к 1998 году набрала до 2000 человек, получивших "реализацию"
[274]. Здесь Нирмала с помощью бывшего лидера питерских
сахаджистов, вице-президента Петровской Академии наук и
искусств Ю.А. Воронова, умудрилась попасть в почетные
академики. Слава Богу, стараниями протоиерея Александра
Новопашина из Новосибирска, ее звание было признано
недействительным на III съезде Петровской Академии. В
настоящее время в Петербурге действует несколько "площадок",
на которых проводится "вводный курс" для новичков
(собирается 100-150 чел.). Одним из таких "плацдармов" для
наступления секты в течение нескольких лет и до последнего
времени являлся психологический факультет
Санкт-Петербургского госуниверситета [275].
Подобно Сёко Асахаре и Шри Чинмою,
пытавшимся сфабриковать впечатление о поддержке их
деятельности лидерами традиционных религий, Нирмала Дэви
довольно долго утверждала, что ее благословили
распространять в России "Сахаджа-йогу" Патриарх Алексий II и
митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), и
демонстрировала свой фотопортрете владыкой. Пресс-служба
Санкт-Петербургской епархии была вынуждена давать опровержения.
Наиболее удачно секта действовала в
Тольятти, где не один десяток тысяч человек побывал на
публичных программах Нирмалы. Конечно, не все из них стали
преданными сахаджистами, но все же число сахаджа-йогов в
Тольятти на пике популярности секты в 1995-1996 годах было
порядка нескольких тысяч. В начале 1996 г. Нирмалу Дэви
благосклонно принял мэр Тольятти Сергей Жилкин. После этой
встречи она призналась: "Вы первый мэр, который решил со
мной встретиться". Руководство АвтоВАЗа финансировало
"гастроли" Нирмалы Дэви в Тольятти, после которых некоторые
из получивших стадионную "реализацию были вынуждены, по
словам главврача городской психиатрической больницы
Валентина Евдокимова, пройти курс лечения в его учреждении.
Юрий Александров, один из лидеров тольяттинских сахаджистов,
был даже избран депутатом городской думы. Более того, он
стал председателем комиссии по молодежной политике гордумы.
Среди Тольятти неких последователей Шри Матаджи есть медики,
журналисты, воспитатели и заведующие детскими садами,
преподаватели средних школ. Многие из них использовали свое
служебное положение для пропаганды "Сахаджа-йоги"
[276]. Так, в мае 1993 г. в Тольятти проходил семинар
сахаджа-йогов, в котором приняли участие представители из 25
городов России, Украины и Белоруссии. Участники семинара
посетили 48-ю школу, в которой в течение 1993 года 26 детей
двух первых классов обучались методике "Сахаджа-йоги" [277].
В феврале 1996 г. в Москве состоялась
встреча сахаджистов, на которой присутствовали 313
представителей отделений секты из 94 городов и поселков
России и стран СНГ и 500 сахаджа-йогов из Москвы. На этой
встрече "Московский Союз Сахаджа-йогов" поделился своим
опытом распространения учения Нирмалы Дэви через различные
международные форумы и выставки, участие в фольклорных
праздниках (типа "проводов русской зимы") и работу в
ньюэйджевской творческой лаборатории "Грядущее", созданной
при Московской городской думе. Тольяттинские сахаджисты
рассказали о том, что им удалось проникнуть в
исправительно-трудовые учреждения, наркологические
диспансеры, Молодежный парламент при мэрии Тольятти, и о
том, что они создали керамический цех и начали выпускать
газету "Поколение". Воронежцы поведали об успешной вербовке
в научно-исследовательских институтах, вузах и школах.
Новосибирские сахаджа-йоги похвастались "научными
исследованиями" сахаджа-йоги, проведенными в Новосибирском
институте медицинской и биологической кибернетики РАМН, а
так же участием в Международном конгрессе "Наука и
образование на пороге третьего тысячелетия". Добавим, что
филиалы секты зарегистрированы как общественные
благотворительные организации.
Последнее, на что хотелось бы обратить
внимание, - это попытки фольклорной мимикрии,
предпринимаемые "Сахаджа-йогой" в России. Русскоязычные
издания секты полны лубочных картинок с куполами церквей и
Богородичными иконами (иногда в виде Богородицы изображается
сама Нирмала). При секте действуют разного рода коллективы
исполнителей русских народных песен и плясок. У
"Сахаджа-йоги" установлены также связи со "славянскими
язычниками". Кроме того, несмотря на жесткое неприятие
Нирмалой конкурирующих гуру-движений, русские сахаджисты
участвуют вместе с ними в различных конференциях и
мероприятиях. Так, 22 и 23 апреля 1996 г. в Киеве проходила
встреча псевдовосточных сект, в которой, помимо
представителей "Сахаджа-йоги", приняли участие последователи
Шри Чинмой, раджнишисты, неокришнаиты, необуддисты и
неосуфии. Но поскольку все участники были уверены в
исключительной истинности собственных доктрин, главной темой
выступлений были их попытки убедить в этом друг друга.
Александр Дворкин Сектоведение:
тоталитарные секты. -
Нижний Новгород: Изд-во братства
во имя св. князя Александра Невского, 2002
Использованная литература
181. Получение женщиной гуру-дикши является редким
исключением, но все же возможно в тантризме.
182. Behnk Wolfgang. Sahaja Joga //Streifzugdurch den
Religiosen Supermarkt. Muenchen. 1996. C.32.
183. Нирмалой у крайней вишнуитской секты Сахаджия, в
которой отрицается ценность каких бы то ни было ритуалов и
йоги и считается, что самадхи должно быть достигнуто
спонтанно, без какого-либо аскетизма.
184. Это переводится, собственно, как "Всемирная
религия Нирмалы." Понятно, что "Нирмала дхармана" является
санатана дхармой, то есть индуизмом. Обычно Нирмала называет
свою секту просто "Сахаджа-йогой"..
185. Нирмала. 1993. №№ 10-12; 1994. № 1. С. 13. Журнал
"Нирмала" выходит по-русски с конца 1991 г. и считается
ежемесячным, но почти все номера - сдвоенные и даже
строенные. К концу 1993 г. тираж журнала достиг
максимального количества 15 000 экземпляров, затем начал
уменьшаться до 4000 экз. в 1996 г. Основное содержание
журнала составляют записи выступлений Нирмалы на пуджах.
переведенные из сахаджистского альманаха "The Divine Cool
Breeze", выходящего в Индии на английском языке.
186. См.: Книга мантр сахаджа-йоги. Киев. 1993. С. 148-151.
187. Нирмала. 1994. №№ 2-4. С. 11.
188. Сообщение пресс-службы Нирмалы Дэви от 20.04.1994.
(Из архива Центра св. Иринея Лионского.)
189. Нирмала. 1994. №№2-4. С. 24.
190. Нирмала. 1994. №№ 11-12; 1995, № 1. С. 17.19.
191. Там же.
192. Нирмала. 1994. №№ 2-4. С.23.
193. Нирмала. 1995. №N-11-12. С.6.
194. Нирмала. 1992. №№ 1-3.С. 22-23.
195. Nirmala Yoga. Vol. 4. no. 20. March-April. R 16.
Цит. по: Бэркер А. Указ. соч. С. 262.
196. Сахаджа Йога: справочное пособие. Рекомендации и
советы искателям Истины. Киев. 1995.
197. "Нирмала". 1994. №№ 11-12; 1995. № 1. С. 17-20.
198. Нирмала. 1994. №№ 2-4. С. 37.
199. Нирмала. 1994. №№ 11-12; 1995. №1.С. 31.
200. Нирмала. 1994. №№ 2-4.С. 43.
201. Там же. С. 44.
202. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 8.
203. Там же.
204. Nirmala Yoga. Vol. 4. no. 24, November-Desember 1984. Цит. по: Баркер А. Указ. соч. С. 251.
205. Баркер А. Указ. соч. С. 252.
206. См. гл. 3.
207. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 6.
208. Там же.
209. Там же. С. 19.
210. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 6.
211. Там же.
212. Там же. С. 20-21.
213. Нирмала. 1995. №№ 11-12. С. 25.
214. Махаджан Йоги. Восхождение. Тольятти, 1991. С. 85.
215. Сахадма Йога: справочное пособие. С, 29.
216. Например: -Если ваши родственники - демоны и ракшасы.то их надо убить-. (Нирмала. 1992. №№4-6.С.27.)
217. Кроме того, в Воронеже молодой сахэджист зарезал
своего наставника в сахаджа-йоге, о чем сообщали местные средства массовой информации.
218. Молодость Сибири. 1994. № 45; 1995. № 7.
219. Сахаджа-йога. Материал
Информационно-консультационного центра при соборе во имя
св.блгв. вел. кн. Александра Невского. Новосибирск.
220. История ее болезни находится в 3-й психиатрической
больнице г. Новосибирска (по сообщению Новосибирского
Информационно-консультационного центра во имя св. Александра Невского).
221. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 20.
222. Махаджан Йоги. Восхождение. С. 23.
223. Нирмала. 1994. №№ 2-4. С. 11.
224. Нирмала. 1995. №№11-12. С. 7-8.
225. Нирмала. 1992. №№7-10. С. 37.
226. Там же. С. 39.
227. Там же. С. 3.
228. Нирмала. 1993, №№ 2-5. С. 61.
229. Нирмала. 1995, №№2-4. С.6-7.
230. Там же. С. 22.
231. Махаджан Йоги. Восхождение. С. 87.
232. Нирмала. 1992, №№ 7-10. С. 20.
233. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 60.
234. Нирмала. 1992. №№ 4-6. С. 7-8; ср. с оруэлловским
"свобода - это рабство".
235. Нирмала. 1992. №№1-3. С. 36.
236. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 63,
237. Нирмала. 1992, №№ 4-6. С. 10.
238. Нирмала. 1994. №№ 11-12:1995. № 1. С. 39.
239. Нирмала. 1992. №№ 1-3. С. 6.
240. Нирмала. 1994,№№2-4.С.44.
241. Нирмала. 1993, №№ 10-12; 1994, № 1. С. 36.
242. Нирмала. 1992, №№ 4-6. С. 11.
243. Нирмала. 1994, №№ 11-12; 1995, № 1. С. 3.
244. Нирмала. 1992, №№ 1-3. С. 39.
245. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 8.
246. См.:БаркерА.Унаэ.соч.С.253
247. Нирмала. 1992. №№ 1-3. С. 37.
248. Нирмала. 1994, №№ 11-12; 1995, № 1. С. 21.
249. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 13.
250. Нирмала. 1994. №№2-4.С. 35.
251. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 13-14.
252. Нирмала. 1994. №№ 2-4. С. 39
253. Сахаджа Йога; справочное пособие. С. 63.
254. БаркерД.Уназ.соч.С.254.
255. Нирмала. 1994. №№ 11-12; 1995, № 1. С. 29.
256. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 14.
257. Нирмала. 1992, №№4-6. С. 11.
258. Нирмала. 1994. №№ 11-12:1995, № 1. С. 38.
259. Нирмала. 1994. №№ 6-9. С. 59.
260. Нирмала. 1992. №№1-3. С. 41.
261. Ги (вернее - гхи) - очищенное топленое коровье масло, которое индуисты заливают в лампады и добавляют в
пищу в качестве средства магического очищения.
262. Там же. С. 40.
263. "Сахаджа Йога": Материал Комитета защиты семьи и личности. СПб. 1997.
264. Нирмала. 1994, №№ 11-12; 1995. № 1. С. 40-41.
265. Нирмала. 1994. №№ 11-12; 1995. № 1. С. 29.
266. Нирмала. 1995, №№ 11-12. С. 8.
267. БаркерД.Указ. соч.С. 254.
268. Махаджан Йоги. Восхождение. С. 87.
269. Сахаджа Йога: справочное пособие. С. 14.
270. См., напр.: Paris match. 30.05.1991.
271. Мир Сахаджа йоги. Лето'96. С. 10.
272. Бэркер А. Указ. соч. С.253.
273. Заявление на имя начальника Управления юстиции С.-Петербурга от Пеневой Т. И. и Пенева Г. Д. (из архива Центра св. Иринея Лионского).
274. Там же.
275. "Сахаджа Йога". Материал Комитета защиты семьи и личности.
276. Полынский А. Тольятти уходит в астрал // Комсомольская правда. 14.03.1997. С. 16.
277. Нирмала. 1993, №№ 2-5. С. 62.
|