"Убить дракона". Правда про Бхагвана Ошо
Раджниша
Ты проповедуешь доверие, но твой дом
закрыт от других непроницаемой стеной - с вышками и
пулеметчиками. Ты называешь учеников своими любимыми
детьми, но тайно прослушиваешь их жилища. Ты убеждаешь
других, что главное счастье - не вне, а внутри человека,
но продолжаешь пополнять свои коллекции новыми
ролс-ройсами и алмазными часами. Ты провозглашаешь себя
святым, но по-прежнему спишь со своими ученицами и
наблюдаешь за оргиями. Так кто же ты есть на самом деле,
Бхагван Ошо Раджниш?
"Люди стали путешественниками. Они
всегда в пути. Никогда ничего не достигают, но всегда
куда-то отправляются: они просто убегают оттуда, где они
есть. Но все остается тем же. Ничего не меняется.
Перемена места тут не поможет. Вы создали свою
галлюцинацию и живете в ней. Ваш рай и ваш ад - все это
от ума. Живите здесь и сейчас. Сожалея о прошлом, или
устремляясь мыслями в будущее, вы упускаете вашу
настоящую жизнь" - впервые я пересеклась с Ошо в не
самый лучший период своей жизни, и его книги вытащили
меня из депрессии. С тех пор я к Ошо не возвращалась.
- Ничего удивительного - многие
приходили к Ошо именно в период душевного надлома, -
резюмирует мои слова израильский писатель и переводчик
Ури Лотан, проживший в коммуне Ошо семь лет и написавший
об этом книгу под названием "Счастье и наказание за
него" ("Ошер ве оншо"). - И я отправился в Индию, еще не
оправившись от развода с женой, которую продолжал
любить.
Монолог первый: приближенние к Ошо
- Я абсолютный атеист, - категорично
заявляет Ури. - Кроме того, я не из тех, кто ищет себе
кумиров и ненавижу диктатуру. В Пуну (место, где
находится коммуна Ошо - Ш.Ш.) я приехал абсолютным
нигилистом. Я слышал об этом месте и о той свободе,
которая здесь царит - прежде всего, свободе сексуальной.
Индия, экзотика, дешевые наркотики, красивые девушки -
что еще нужно, когда тебе всего 25, но ты уже звезда
(Ури Лотан в 1970-е годы был известным диджеем на
радиостанции "Галей Цахал" - именно он поведал
израильским слушателям о распаде группы "Beatles",
открыл им Боба Дилана и других западных музыкантов -
Ш.Ш.). Первое время я жил в коммуне, просто наслаждаясь
атмосферой этого места. Узнав, что я из Израиля, и
работал на радио, мне предложили записывать лекции Ошо
на магнитофон и переводить их на иврит. Когда ты сидишь
на лекциях рядом с Мастером, это считается большой
честью, и все девушки коммуны хотят потом с тобой спать.
Все остальное меня тогда мало интересовало.
Монолог второй: подчинение Ошо
А теперь представь себе место, -
продолжает Ури, - где повсюду, куда бы ты не пришел,
висят портреты Ошо: они есть даже в туалете и над
кроватью, где ты занимаешься сексом с девушкой. И на
груди твоей - тоже маленький портрет Ошо на деревянной
цепочке, который запрещается снимать даже в душе, или во
время секса. Сначала тебе внушают, что с Ошо на шее даже
секс будет иного качества, потом тебе и самому начинает
так казаться.
Я, в отличие от большинства членов
коммуны, оказался в числе тех, кто лично общался с Ошо.
И скажу тебе, что человек он невероятно умный, красивый
и притягательный - с завораживающим глубоким голосом,
плавными движениями рук... Когда я записывал лекции Ошо,
сидя у его ног, меня охватывало ощущение, что я нахожусь
рядом с генератором - такая мощная энергия шла от него.
Ошо, несомненно, обладал гипнотическими способностями.
Однажды, беседуя с ним наедине, я впал в такую эйфорию,
что меня вынесли из его комнаты на руках, я смеялся от
счастья и не мог остановиться в течение нескольких
часов. Одним словом, я и сам не заметил, как оказался в
полной власти Ошо. Моя зависимость от него была сродни
наркотической.
Монолог третий: первые сомнения
Однажды мне принесли письмо на иврите и
попросили перевести его на английский для Ошо, которому
приходили письма со всего мира. Я начал читать и увидел,
что это письмо адресовано вовсе не Ошо, а члену
коммуны-израильтянину от его знакомой девушки. Я отнес
письмо этому парню, и тут меня вызывают в оффис коммуны:
"Где письмо?" - "Отнес такому-то, вы ошиблись, это
письмо не для Ошо". Что тут началось! Меня готовы были
стереть в порошок. О том, что вся почта, приходящая в
коммуну, перлюстрировалась, а все комнаты
прослушивались, я узнал гораздо позже.
Потом была история с израильтянкой,
которая заявила, что она забеременела от Ошо. Ее тут же
отправили на аборт и выгнали из коммуны, всячески
ошельмовав за ложь. Я помню, что тоже был тогда в числе
нападавших на эту девушку: "Как ты можешь говорить такое
об Ошо? Он Мастер, Просветленный, женщины его не
интересуют". О том, что через постель Ошо прошло немало
его учениц, я узнал гораздо позже. Что же касается той
девушки, она вернулась в Израиль и через какое-то время
покончила с собой.
***
Читайте также по теме:
***
Монолог четвертый: рабы ХХ века
- Главной обязанностью членов коммуны
было добывание денег для Ошо. Люди приезжали сюда со
всего света, отдавая в коммуну все, что у них было -
деньги за проданные дома, сбережения, машины.
Родственница королевы Голландии пожертвовала коммуне
полученное наследство - 250 тысяч долларов, а сама не
получила в ней даже обещанной ей комнаты. Помню, что
когда мне сообщили из Израиля, что у меня умер отец,
меня тут же вызвали в оффис коммуны. Я подумал:
"Наверное, хотят выразить соболезнование". А мне задали
всего один вопрос: "Сколько денег ты получил после
смерти отца?" Многим членам коммуны родители отправляли
в письмах деньги, но они никогда не доходили до них.
Нас постоянно гнали на заработки денег
для Ошо. Самым легким способом добычи денег были
проституция, продажа наркотиков и разного рода махинации
с кредитными карточками. За семь лет жизни в коммуне я
успел побывать и наркокурьером, и сутенером. В том
числе: продавал клиентам и свою вторую жену-американку,
с которой сошелся в коммуне, несколько раз летал в
Японию с тремя килограммами гашиша на теле. Помню, как в
Бомбее я подошел к богатому шейху из Саудовской Аравии,
представился французом и спросил, не хочет ли он
трахнуть за 1000 долларов мою красавицу-сестру (в
коммуне мы все считались братьями и сестрами). Большая
же часть членов коммуны работали на тяжелых работах -
строительстве домов, прокладке дорог. Выходных не было.
Работали на благо коммуны бесплатно по 12 часов в сутки.
Коммуна не вмещала всех желающих - многие были вынуждены
снимать жилье в Пуне, отчего цены там жутко подскочили и
были ничуть не ниже европейских.
Ошо поделил женщин коммуны на два типа:
красивые и некрасивые. Из первых он выбирал себе
наложниц, а вторым отдал власть, и они стали руководить
коммуной, вымещая на ее членах свои комплексы. Одна из
таких уродин руководила медицинским центром коммуны,
прекрасно разбиралась в ядах и умело ими пользовалась,
отчего получила кличку "сестра Менгеле".
В коммуне женщины выбирали мужчин для
секса, а не наоборот: каждый день мужчины должны были
выстроиться в шеренгу, вдоль которой шли женщины,
выбирая себе партнера на ночь.
...Когда коммуна перебралась из Индии в
Америку (Ошо бежал туда, скрываясь от тюрьмы за неуплату
40 миллионов долга налоговому ведомству Индии, первым -
на личном самолете своих богатых учеников из Голливуда,
которые купили для него в Орегоне за 7 миллионов
долларов огромный участок земли). Затем в США
перебрались члены коммуны, которые первым делом
принялись строить виллу и бассейн для Ошо (на подогрев
бассейна впоследствии уходило несколько тысяч долларов в
месяц), а затем дома для его приближенных. Сами же члены
коммуны жили в караванчиках - по шесть человек в
комнате, без кондиционера.
Монолог пятый: мифы об Ошо
Условием приема в коммуну было участие в
платных (от 200 до 400 и выше долларов) семинарах. На
одном происходил душевный стриптиз, где каждый должен
был рассказывать все о себе случайному партнеру, которые
менялись каждые 15 минут по звуку колокольчика. Второй
семинар для кандидата выбирал сам Ошо - по фотографии
претендента и его написанной от руки просьбе о приеме в
коммуну. Он, не видя человека, решал, какая у него
проблема, нереализованное желание: изнасиловать кого-то,
или быть избитым, или поучаствовать в оргии. После таких
семинаров люди выходили со сломанными ребрами и
подбитыми глазами. В ходу была даже такая шутка: "Упал
по дороге в Ашрам" (ашрам - индийское название места,
где располагалась коммуна - Ш.Ш.).
Меня Ошо определил в группу изоляции. Я
должен был в течение недели сидеть в своей комнате
напротив его портрета и ни с кем не общаться.
Разрешалось выходить только на обед. На моей груди
висела табличка "silence" (молчание - Ш.Ш.), и никто не
должен был со мной заговаривать. Это испытание оказалось
для меня непосильным - я заговорил на шестой день.
Ясновидящие указания Ошо по распределению участников
семинаров оказалось очередным мифом: людей назначали в
те группы, где был недобор.
Якобы в целях духовного
усовершенствования, Ошо разлучал пары, сложившиеся до
прихода в коммуны, или образовавшиеся в самой коммуне. С
этой же целью он запрещал нам заниматься тем, к чему мы
проявляли большой интерес. Например, я с юности мечтал
стать писателем. Ошо запретил мне писать. На самом деле,
причиной подобных указаний было его желание полностью
подчинить себе членов коммуны, чтобы никто и ничто не
затмили бы в наших глазах самого Ошо.
Что касается других кумиров... Ошо
уважал Гитлера, говорил, что Гитлер - незаурядный
человек. Он любил повторять его слова о том, что если
много раз произнести ложь, она превратится в правду.
Однако, Ошо старался делегитимизировать всякого, кто мог
бы в глазах его слушателей затмить самого Ошо. По мнению
Мастера, Джон Леннон и Фрейд были идиотами, Ганди
лжецом, Мать Тереза дурой, Фрейд манъяком. Что же
касается прочих... Иногда Ошо начинал свою речь словами:
"Такие личности, как я, Иисус и Будда...".
Когда кто-то начинал сомневаться в
постулатах Ошо, ему тут же говорили: "Ты не цельный
человек, если сомневаешься в словах Мастера".
Нам говорили, что Ошо чувствителен к
запаху плохой энергии - например, энергии гнева, и к
шуму. Перед началом лекции членов коммуны обнюхивали, и
если улавливали запах пота, в помещение не пускали.
Однажды не пустили меня, и я был готов покончить из-за
этого с собой - такая у меня в тот период была
зависимость от Ошо. Если во время лекции кто-то кашлял,
его тут же выбрасывали наружу. На самом деле причина
чувствительности Ошо к запахам и звукам не имела
отношения к эзотерике: у Бхагвана была наркотическая
зависимость от валиума, веселящего газа, доставляемого
для него в баллонах, и еще нескольких лекарственных
препаратов, на которых он "сидел" много лет, в
результате чего у него и возникла эта непереносимость к
запахам и шуму. Я не раз видел, как при ходьбе Ошо
качало, как пьяного. Двигался он очень мало, но раз в
неделю обязательно выезжал на одном из своих ролс-ройсов
в короткую поездку для принятия почестей: вдоль дороги
стояли члены коммуны и бросали под колеса его машины
лепестки роз. Этот ритуал назывался "дорога цветов".
Период, когда Ошо дал обет молчания и
промолчал четыре года, тоже оказался мифом. Находясь в
своих покоях, он говорил, не умолкая. Об этом мне
рассказывал член коммуны, который был любовником одной
из приближенных к Ошо уродин, руководивших коммуной.
Еще один миф связан с утверждением, что
Ошо не знал о жестоких порядках, насаждаемых в коммуне
его приближенными. Бывший телохранитель Ошо написал
книгу "Сверженный Бог", в которой утверждает, что
секретарша Ошо записывала все разговоры, которые велись
Ошо в его личных апартаментах, и теперь эти 3000 кассет
находятся в руках ФБР. Автор книги утверждает, что
большинство идей, реализованных в коммуне, принадлежали
Ошо.
Я помню, что когда руководство коммуны
объявило о том, что ее членам стоит пройти стерилизацию,
ссылаясь при этом на Ошо, мы не поверили, что это
исходит от Мастера. Но затем, в одном из публичных
выступлений, он открыто заговорил о стерилизации,
утверждая, что рождение детей - это потеря энергии,
необходимой для духовного самосовершенствования. Я
помню, как отговаривал от этой безумной затеи двух
знакомых девушек, но они прошли стерилизацию. Сейчас им,
как и мне, уже за 50. Интересно было бы узнать, что они
думают обо всем этом теперь? Когда впервые заговорили о
СПИДе, в коммуне тут же вышло указание вступать в секс,
пользуясь презервативом и надевая на руки резиновые
перчатки. "Сестра Менгеле" стала проверять, кто болен
СПИДом, а кто нет. Собственно, это была не проверка, а
ее единоличное решение. Члены коммуны, объявленные
"сестрой Менгеле" больными, отправлялись на поселение в
местный гулаг - изолированный участок с караванами. По
крайней мере двоих из них я хорошо знаю - они и по сей
день живы, и никакого СПИДа у них нет, вопреки диагнозу
"сестры Менгеле".
Монолог шестой: изгнание
Моя жена-американка прозрела раньше меня
и покинула коммуну. Однажды я позвонил ей и сказал, что
чувствую себя как в концлагере с этими пулеметчиками на
вышках и необходимостью испрашивать разрешения
руководства коммуны по поводу любого своего шага. Уже
через полчаса перед моим караваном остановился
"Мерседес", из которого вылезла одна из руководителей
коммуны, носившая кличку "леди Макбет", с двумя
громилами за спиной, вооруженными "узи" (в коммуне
вообще было много оружия). Она заявила, что Ошо велел
изгнать меня из коммуны и сорвала с моей шеи цепочку с
его портретом.
У меня сохранились ключи от моего
"Форда", пожертвованного в фонд коммуны, и я этим
воспользовался, украв у Ошо свою собственную машину и
уехав на ней в Лос-Анджелес.
Уехать от Ошо оказалось просто, а вот
избавиться от Ошо внутри себя... Если бы не поддержка
моих друзей... После изгнания из коммуны у меня внутри
было ощущение черной дыры, которую нечем было заполнить.
Долгое время я пребывал в тяжелейшей депрессии, был
очень уязвим и невольно притягивал к себе несчастья:
меня обобрали, уволили с работы, а однажды неизвестные
(я и по сей день не знаю, были ли связаны с коммуной,
или я случайно встретился им на дороге?) так избили меня
на улице, что мне потребовалось несколько операций,
чтобы встать на ноги. Из тех, кто покинул коммуну, или
был изгнан из нее, я знаю по крайней мере пятерых,
которые покончили с собой, не сумев освободиться от Ошо
внутри себя.
Монолог седьмой: американский провал Ошо
- Когда Ошо сошел в трапа самолета в
Орегоне, первые слова, которые он произнес не без
пафоса, были: "Здравствуй, Америка! Я Будда, которого ты
ждала!". Однако, с Америкой Ошо промахнулся. В те годы
американцы были довольно равнодушны к эзотерике и
восточным духовным течениям. Кроме того, с присущим им
прагматизмом, они не могли понять, как связать
провозглашенную Ошо коммуну, не преследующую целей
заработка, а следовательно, претендующую на освобождение
от налогов, с его постоянно пополняющимися коллекциями
ролс-ройсов и алмазных часов. И уж тем более, американцы
не могли взять в толк, как можно заставлять человека
работать по 12 часов в сутки, не платя ему за это ни
гроша.
Расцвет Ошо в Индии вполне объясним: по
времени этот период совпадает с периодом сексуальной
революции, свободы, раскрепощения, которая происходила в
мире в 1960-е годы. Ошо просто ухватился за эту идею и
дал сексу духовную легитимацию, что выглядело в глазах
молодого поколения особенно привлекательным. Я прекрасно
помню свои ощущения того периода в Пуне: мне 25, я -
король, все красивые девушки - мои, я свободен, никаких
ограничений не существует. Во всем мире групповой секс
считался оргией, и только в коммуне Ошо это именовалось
"духовной работой".
Монолог восьмой: биологический террор
- Когда коммуна перебралась в Орегон,
начались страшные вещи. Решив завоевать политическую
власть на окружных выборах, руководство коммуны
направило в Даллас, где они должны были проходить,
группу, которая разбрызгивала жидкость с сальмонеллами,
в общественных местах, что вызвало массовую эпидемию:
заболели 750 человек (впоследствии, в одной из книг это
событие было названо первым биотеррактом в США). Кроме
того, для участия в выборах, согласно законам штата,
требовались представители - уроженцы этого места.
Руководство коммуны подкупило для этих целей местных
бомжей, большая часть из которых впоследствии (после
выборов) исчезла, а одного нашли убитым. Дело зашло
слишком далеко: ФБР начало расследование. На жизнь
Чарльза Тернера, возглавлявшего следствие, члены коммуны
покушались дважды. С летчиком, который должен был
направить арендованный самолет со взрывчаткой на дом
Тернера, предварительно катапультировавшись, я жил в
одной комнате. Он сбежал из коммуны за день до
предполагаемого теракта.
Ошо был арестован и провел в заключении
две недели, а группа его приближенных из 20 человек
бежала в Германию, где их арестовали и переправили США.
Эти люди были судимы и провели в тюрьме семь лет.
Что же касается Ошо, благодаря
достигнутому адвокатами компромиссу, он получил условный
срок и заплатил штраф полмиллилиона долларов, после чего
покинул США на частном самолете своих последователей из
Голливуда. Примерно год Ошо скитался таким образом по
миру - ни одна страна не хотела его принимать: в Англии
он дважды запрашивал посадку и дважды получал отказ; в
Ирландии разрешили только кратковременную посадку для
заправки самолета; с острова Крит депортировали силами
полиции и солдат. В конце концов Ошо был вынужден
вернуться в Индию, заплатив этой стране 40 миллионов
налогов, которые задолжал. Довольно быстро коммуна Ошо
возродилась на старом месте - в Пуне, и на сей раз в нее
устремились сотни молодых израильтян (в то время как в
мою бытность их там было не более десятка).
Монолог девятый: семя дракона
- Сегодня я уже могу утверждать, что
освободился от Ошо внутри себя. Но долгие годы я
испытывал последствия семилетней жизни в коммуне, где
употребление наркотиков типа гашиша и ЛСД было нормой.
Например, в моей жизни был период, когда я месяцами не
мог заснуть - ни днем, ни ночью. Только сильное
снотворное давало мне несколько часов забытья. Затем я
заболел агрофобией - боязнью открытых пространств, и
месяцами не выходил из дома.
Для всех, кто приезжал в коммуну не на
месяц-два, а на годы, это закончилось тяжелой душевной
травмой. Что же нас там держало? Непроходящее ощущение
счастья, свободы, эйфории. Нам казалось, что мы
принадлежим к элите просветленных. Весь мир поделился
для нас на два понятия "мы" и "они". "Они" - это все
другие люди, не имеющие отношения к коммуне, которым
недоступно то, во что посвятили нас. Большинство из нас
были в возрасте, когда обычно человек строит себя, свою
семью, карьеру, будущее. Мы отдали коммуне все, что у
нас было - лучшие годы, деньги, нереализованные
способности, и вышли оттуда без семьи, детей, денег,
жилья, работы, профессии.
Ошо умер в 1999 году. Согласно одной из
версий, умер от СПИДа, согласно другой - от многолетнего
употребления лекарственных препаратов наркотического
действия. Вскрытия не было. Тело Ошо сожгли по
индийскому обряду. За месяц до его смерти покончила с
собой англичанка Вивек, которая в течение 30 лет была
буквально его тенью, и на всех лекциях неизменно сидела
у его ног.
Ашрам Ошо в Пуне по-прежнему существует.
И там, как я уже сказал, находится очень много
израильтян. Мне повезло, я не заболел СПИДом и не
покончил собой после жизни в коммуне Ошо, поэтому я
считаю себя ответственным за то, чтобы рассказать как
можно большему числу людей об истинном лице Ошо и его
последователей. Я был наивен, увлекся идеями фальшивого
лидера и едва не потерял себя, свою личность. Жаль
растраченной энергии, потерянных лет. Я избегаю людей,
которые по-прежнему находятся под влиянием идей Ошо, а с
теми, кто, подобно мне, от него избавился, мне стыдно
встречаться, точно так же, как им со мной. Нам не о чем
вспоминать.
Шели Шрайман
Ставрос - 28.09.2012.
|