Культ Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)
"Были и лжепророки в народе, как
и у вас будут лжеучители, которые
введут пагубные ереси и, отвергаясь
искупившего их Господа, навлекут
сами на себя скорую погибель"
2Пет.2:1
1. "Люби себя и делай, что хочешь"
История Раджниша (Ошо) и его культа -это
история взлета и падения одного из авантюристов нашего
времени. Раджниш глубоко презирал человечество и не считал
нужным скрывать своих устремлений; может быть, даже более,
чем в историях других сект, тут с неприкрытым цинизмом
выставлены на поверхность причины, двигавшие новоявленным
гуру, - алчность, похоть, тщеславие и жажда власти. Стоит
добавить, что культ Раджниша трудно отнести даже к
псевдоиндуистским новообразованиям - это абсолютно
"авторское произведение", действующее в ареале движения "Ньюэйдж".
Раджниш Чандра Мохан (1931-1990) родился в Кушваде (Центральная Индия, современный штат Мадхья-Прадеш)
в семье джайнов. Джайнизм возник приблизительно в конце VI -
начале V в. до Р. X. Эта религия признает существование
индивидуальной души - дживы, однако отрицает существование
высшего Бога. Как и приверженцы других индийских религий,
джайны видят спасение в освобождении дживы от цепи
перерождений.
Достигший освобождения становится как бы
живым богом и объектом поклонения. Эта джайнистская идея
оказала на Раджниша значительное влияние, хотя вообще его
учение чрезвычайно эклектично.
Раджниш был старшим из своих пяти сестер и
семи братьев. До семи лет Раджниш жил с бабкой и дедом.
Раджниш вспоминал, что вопросы духовного освобождения
занимали его с очень раннего возраста. В юности он начал
испытывать на себе различные медитативные техники; при этом
старался не следовать никаким традициям и не искал учителей,
всегда уповая только на себя [114]. Одним из главных детских переживаний Раджниша было
переживание смерти. В дневнике 1979 г. он пишет, что в
детские годы ходил за похоронными процессиями, как другие
ребята бегали за бродячим цирком [115]. В 1953 году, когда Раджниш учился на философском
отделении Джабалпурского колледжа, он, по его словам,
пережил "просветление" - свой последний опыт смерти, после
которого как будто родился заново. Будучи студентом, Раджниш
вел жизнь, далеко не соответствующую строгим аскетическим
нормам джайнизма. Но они настолько глубоко вошли в его душу
еще в детстве, что его, например, всю ночь рвало, когда он
поел вместе со своими друзьями после захода солнца (еда в
темное .время суток джайнам строго запрещена - можно
проглотить, не заметив, какое-нибудь мелкое насекомое, в
которое перевоплотилась, скажем, душа прадедушки). Покаяния
джайнизм не знает, и внутренний конфликт Раджниш смог
разрешить, только взбунтовавшись против "суеверий" религии
отцов и всех прочих религий. Теоретическим обоснованием для
этого Раджнишу послужила "философия жизни" (Ницше др.), с
которой он познакомился в университете.
В 1957 г. Раджниш закончил Саугарский
университет, получив золотую медаль Всеиндийского конкурса
дебатов и степень магистра философии, затем девять лет
преподавал философию в Джабалпурском университете. В это
время он путешествует по Индии, встречаясь и проводя диспуты
с различными религиозными и общественными деятелями.
Выступая перед многотысячными аудиториями, он постепенно
приобретает известность в качестве полемиста и бунтаря. В
1966 г. Раджниш оставил университет и начал проповедовать
собственное учение, представлявшее собой парадоксальную
смесь из огрызков джайнизма, тантризма, дзен-буддизма,
даосизма, суфизма, хасидизма, ницшеанства, психоанализа,
популярных "психо-духовных" терапий и учений Кришнамурти и
Гурджиева. Не имея посвящения ни в одну из мистических
традиций, он все перетолковывал по-своему, приспосабливая к
собственным нуждам.
В это время Раджниш назвал себя Ачарья
("учитель"). Он бродил пешком и ездил на осле по Индии,
призывая к внутреннему преображению ради выживания в
грядущей ядерной катастрофе и проповедуя некую новую
нонконформистскую религиозность, противостоянию традиционным
религиям, на которые Раджниш резко нападал при всяком
удобном случае: "Мы делаем революцию... Я жгу старые
писания, крушу традиции..."
[116]; "Я основатель единственной религии, другие
религии - обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали
людей..." [117]; "Вера - это чистая отрава"
[118] и прочее в том же духе. Не раз он говорил, что не
верит ни в каких-либо пророков, ни в Мессию и что все они
были эгоистичными людьми. Основную ошибку традиционных
религиозных доктрин и медитативных техник Раджниш видел в
том, что они призывают человека отказаться от "полнокровной"
физиологической жизни, предлагая взамен "духовное
просветление".
Истинно просветленного нового человека,
соединяющего в себе насыщенную жизнь плоти и медитацию,
материализм и духовность, западную активность и восточное
недеяние, Раджниш назвал Зорбой-Буддой (грек Зорба -
энергичный жизнелюбец, герой одноименного романа греческого
писателя Никоса Казанзакиса
[119]. В Зорбе-Будде он видел "человека будущего,
тотально оторванного от прошлого" [120].
Главный постулат "единственной религии"
Раджниша можно выразить, перефразируя известное
святоотеческое высказывание: "Люби Бога и делай, что
хочешь". Применительно к учению Раджниша получится: "Люби
себя и делай, что хочешь"
[121]. По Раджнишу, нет бога кроме человека, и это -
гедонистический бог: "Каждый потенциально может стать
Богом... Бог - это состояние сознания... это - способ
наслаждения жизнью прямо здесь и сейчас"
[122]; "Первое, что нужно понять, - учил Раджниш, - это
то, что вы совершенны. Если кто-то говорит вам, что вам
нужно стать еще совершеннее, то этот человек - ваш враг,
остерегайтесь его"
[123]; "Ты можешь быть Христом, так к чему тебе
становиться христианином?" [124]
Нет никаких непререкаемых авторитетов (кроме
Раджниша, открывшего эту истину), любая традиция - враг истинной религии:
Если вы будете следовать Будде, вы попадете
в беду - миллионы уже попали. Если следовать Христу, то тоже
попадешь в беду. Посмотрите на любых последователей - они
неизбежно попадают в беду, потому что жизнь ежеминутно
изменяется, а они держатся мертвых принципов. Запомните
единственное золотое правило: "Золотых правил нет!" [125]
Чтобы достичь наполненной духовно и телесно
жизни "здесь и сейчас", нужно "быть спонтанным", поскольку
"жизнь спонтанна". Главное препятствие, мешающее человеку
быть богом и наслаждаться каждым мгновением жизни, Раджниш
видел в разделенности разума на два враждующих начала:
сознательное и бессознательное. Человек отождествляет себя
только со своим сознательным разумом, и это не дает ему
достичь внутренней целостности. Только тогда, когда
потенциальному, бессознательному будет позволено расцвести,
человек сможет почувствовать "блаженство бытия". Страсти и
бессознательные импульсы должны не подавляться и не
преодолеваться, а интенсивно и исчерпывающе проживаться.
Следование своим страстям и похотям есть, по Раджнишу, путь
к достижению божественной свободы.
Погружение в бессознательное, отключение
рефлексирующего ума и снятие всех нравственных ограничений
привело впоследствии некоторых учеников Раджниша, особенно
если они были невротиками, психопатами, наркоманами или
алкоголиками, к серьезным психическим заболеваниям. Сам
Раджниш, однако, считал, что истинное сумасшествие - это
раздвоение сознания на две неравные и взаимно враждебные
половины, сознание и бессознательное:
Вы - безумец, и нужно что-то с этим делать.
Старые традиции говорят: -Подави свое безумие. Не позволяй
ему выйти наружу, иначе твои действия станут безумными", -
но я говорю: "Позвольте своему безумию выйти наружу.
Осознайте его. Это - единственный путь к здоровью".
Высвободите его! Внутри оно станет ядовитым. Выбросьте его,
полностью освободите от него вашу систему. Но к этому
катарсису нужно подходить систематически, методично, потому
что это значит сойти с ума с методом, стать сознательно
сумасшедшим [126].
Шизофрения проходит после глубокого
осознания. Не боритесь с собой. Всегда помните, что
победитель неправ. Когда возникает конфликт, следуйте
естеству [127].
Естество, которому предлагает следовать
Раджниш, - падшее: "Если конфликт возник между любовью и
безбрачием, следуйте любви и отдайтесь ей целиком"
[128]; "...если случится, что вы изберете гнев,
отдайтесь ему целиком" [129] и тому подобное.
Традиционные учения не могут излечить
человека от конфликта в его сознании, потому что сами
являются виновниками возникновения этого разделения.
"Религии породили шизофрению"
[130], связав бессознательное своим законом и
заповедями. Но недостаточности закона Раджниш
противопоставляет не свободу благодатного преображения, о
котором он и слыхом не слыхивал, а вседозволенность беззакония:
Грешников не бывает. Даже если ты дошел до
самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не
можешь потерять эту божественность. Я говорю тебе: спасение
не нужно, оно в тебе самом [131].
Раджниш считает жизненно важным для
пораженного недугом рационализма человечества освободить
инфернальное бессознательное:
Революция в человеческом сознании уже не
роскошь, но крайняя необходимость, ибо есть лишь две
возможности: самоубийство или качественный скачок сознания к
уровню, который Ницше называл Сверхчеловеком [132].
2. "Медитация - это состояние "не-ума""
Проповеди Раджниша не имели особого успеха в
Индии, пока он в 1968 г. не поселился в Бомбее, где у него
вскоре появились первые ученики с Запада. В основном это
были американцы и англичане, в большинстве прошедшие через
различные новые религиозные движения, увлечение
"наркодуховностью", движение хиппи, оккультные
психотерапевтические группы и т.п. В этой аудитории
алогичное и аморальное "не-учение" Раджниша о человекобожии
нашло горячий отклик. Раджниш прибавляет к своему имени
вместо Дчарья эпитет Бхагван Шри - "Бог Господь". С начала
70-х годов он начал регулярно проводить так называемые
медитационные лагеря, преимущественное горной местности.
Целенаправленной и утилитарной деятельности
сознательного ума Раджниш противопоставлял "празднование"
или "игру", то есть деятельность ради наслаждения самой
деятельностью, а не ее конечным результатом. Такая
деятельность, по его мнению, с полным правом может
называться медитацией [133].
Медитация - это состояние "не-ума".
Медитация - это состояние чистого сознания без содержания...
Вы сможете найти медитацию, только отставляя ум в сторону,
становясь холодным, индифферентным, не отождествленным с
умом, видя, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с
ним, не думая, что "я - это он".[134]
Медитация Раджниша похожа по описанию на
дхьяну классической йоги, однако для достижения самадхи
требовались огромные аскетические усилия, а методы Раджниша
были еще более просты и эффектны, чем "интегральная йога"
Шри Ауробиндо; они вполне отвечали поверхностности и
расслабленности его аудитории, предлагая легкий путь к
"просветлению" как к некоему острому "духовному"
наслаждению. При этом Раджниш не переставал спекулировать на
страхах своей паствы, порожденных "холодной войной" и
начинающимся экологическим кризисом, представляя медитацию
единственным способом решения этих проблем.
В апреле 1970 г., в медитационном лагере под
Бомбеем, Раджниш впервые продемонстрировал изобретенную им
"динамическую" (или "хаотическую") медитацию. Вот ее "технология":
1-я стадия: 10 минут глубокого, быстрого
дыхания через нос. Пусть ваше тело будет настолько
расслабленным, насколько возможно... Если тело хочет
двигаться во время этого дыхания, позвольте ему... 2-я
стадия: 10 минут катарсиса, полного содействия любой
энергии, которую породило дыхание... Не подавляйте ничего.
Если вам хочется плакать - плачьте, если хочется танцевать -
танцуйте. Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь:
все, что вам хочется делать, - делайте! 3-я стадия: 10 минут
выкрикивания "Ху-ху-ху". Поднимите руки над головой и
подпрыгивайте вверх-вниз, продолжая выкрикивать: "Ху-ху-ху".
Прыгая, твердо приземляйтесь на ступни ног, чтобы звук
глубоко проник в половой центр. Истощите себя совершенно.
4-я стадия: 10 минут полной остановки, застывшего пребывания
в той позе, в какой вы есть. Дыханием энергия была
пробуждена, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой
"Ху". И теперь позвольте ей действовать глубоко внутри вас.
Энергия - значит движение. Если вы больше не выбрасываете ее
вовне, она начинает работать внутри. 5-я стадия: от 10 до 15
минут танца, празднования, благодарения за глубокое
блаженство, которое вы испытали [135].
Глубокое дыхание под удары барабана на
первой стадии "динамической медитации" приводит к
гипервентиляции легких, в результате чего человек пьянеет от
избытка кислорода. Затем он "отрывается" как может, до
изнеможения. Исчерпав все резервы активности, человек, по
мысли Раджниша, не может больше управлять сознательным умом,
и тот отключается. В состоянии "отключки", когда в голове
пусто, а тело полностью расслаблено, в свои права вступает
бессознательное. Этот дешевый психофизиологический транс
Раджниш и выдавал за просветление.
***
Читайте также по теме:
***
Одним из составляющих раджнишистского
винегрета является оккультное тантрическое учение о чакрах.
Правда, Раджниш добавил от себя, что чакры ощутимы лишь втом
случае, когда они загрязнены; если же чакры чисты, то
энергия кундалини протекает через них беспрепятственно.
Главная задача мантры "Ху" - раскрыть
муладхара-чакру в основании позвоночника и высвободить
кундалини, которая в обыденной жизни затрачивается на
половую жизнь человека. Таково ее естественное применение;
однако для просветления необходимо, чтобы она двинулась в
противоположном направлении, вверх по "энергетическому
каналу", попутно открывая все другие чакры. Раджниш не
скрывал, что этот метод очень опасен для физического тела и
что многие выдающиеся йоги, практиковавшие этот метод,
умерли, не дожив до старости, от тяжелых и мучительных
болезней. Однако в то же время он считал, что использование
кундалини - наиболее эффективный метод раскрытия чакр и что
дальнейшая помощь гуру способна уменьшить его негативные
последствия. Главное же благо, которое приносит восходящее
движение кундалини, по его мнению, заключается в том, что
оно позволяет "космической энергии" низойти в человека и
циркулировать во всех его телах, включая физическое. Две
последние стадии хаотической медитации дают возможность
ощутить эту циркуляцию и насладиться ею [136].
Кроме "динамической медитации", Раджниш ввел
также разработанную им "медитацию кундалини", во время
которой сектанты сильно тряслись, с целью "разогнать зажимы
тела", и плясали, "чтобы проявилась вновь обретенная
струящаяся жизненность". Для того, чтобы медитация была
наиболее эффективной, Раджниш рекомендовал заниматься ею 21
день подряд, совмещая ее с йогическими дыхательными
упражнениями, в полной изоляции и молчании, либо с
завязанными глазами [137].
3. Коммуна в Пуне
Сначала 70-х годов Раджниш стал посвящать
всех желающих в "саньясины", которые, однако, не должны были
обязательно оставлять "мир"; только наиболее фанатичные из
них позже стали поселяться в ашрамах Раджниша. И уж,
конечно, эти "саньясины" не давали никаких обетов и не вели
аскетическую жизнь, наоборот, Раджниш призывал их отбросить
все "условности". Единственное, что от них требовалось, -
это полностью "раскрыться" перед Раджнишем и предаться ему
во всем. Саньясины получали новые санскритские имена "как
символ приверженности к медитации и разрыва с прошлым" [138]. Женщины получали обязательную приставку "Ма"
(мама), а мужчины - приставку "Свами". Они должны были
носить ярко-оранжевые одежды и деревянные четки с портретом
Раджниша на шее, а также постоянно иметь при себе орех с
"частичкой тела" своего гуру (как правило, обрезками его
волос или ногтей).
В1974 г. Раджниш переехал в Пуну (Индия),
где открыл в парке Корегаонсвой первый ашрам-коммуну. Ашрам
мог принимать одновременно до 2 тыс. человек, за год через
него проходило до 50 тыс. человек. В течение семи лет центр
в Пуне посетили сотни тысяч "духовных искателей" с Запада. К
концу 70-х в ашраме жило около 10 тыс. поклонников
Бхагавана, еще примерно 6 тыс. паломников, которых ашрам уже
не вмещал, расселилось в Пуне. Каждый день Раджниш выступал
с проповедями на ломаном английском, обильно приправленными
всевозможными историями, шутками, насмешками и
богохульством. Эти проповеди-лекции записывались на
магнитофон и издавались в виде отдельных книг (сам гуру
ничего не писал, кроме дневников), число которых в настоящее
время превышает шесть с половиной сотен. Помимо книг,
переведенных более чем на 30 языков, последователи Раджниша
распространяют аудио и видеозаписи его выступлений. Для
организации производства и продажи этой продукции любимая
ученица и личный секретарь Раджниша индийская авантюристка с
американским паспортом Ма Ананда Шила (Шила Силвермен)
создала в штате Нью-Джерси компанию "Раджниш Фаундэйшн
Лимитед", оборот которой составил вскоре миллионы долларов.
По словам одного из раджнишистов, "организация давно поняла,
какой силой обладают деньги" [139].
Возвращавшиеся из Пуны паломники,
посвященные в неосаньясу, стали открывать дочерние ашрамы и
становиться их руководителями. К началу 80-х годов таких
центров было создано уже 500 - в других местах Индии, а
также еще в 22 странах, в том числе в США, Англии, Франции, Канаде и Японии.
При ашраме в Пуне действовали "группы
терапии", в которых работали профессионалы-психотерапевты.
Саньясины-раджнишисты вообще жили только группами,
подчиняясь руководителю. Контролирование сознания в таких
коммунах было особенно эффективным. Например, когда Раджниш
намекнул, что женщина, обремененная детьми, не может достичь
просветления, тут же в центре культа в Лагуна-Бич многие
саньясины-женщины были стерилизованы хирургическим путем [140].
Естественно, грамотно сконструированный
культ не мог обойтись без апокалиптизма. Раджниш прочил
скорое приближение всемирной катастрофы:
Этот кризис начнется в 1984 году и
закончится в 1999. Все виды разрушения будут царствовать на
земле в это время - от природных катастроф до самоубийства
достижениями науки. Другими словами, наводнения, невиданные
со времен Ноя, землетрясения, извержения вулканов и все
возможное даст нам природа... Будут войны, ставящие
человечество на грань ядерной войны, но его не спасет Ноев
ковчег. Раджнишизм - вот Ноев ковчег сознания, уголок
спокойствия в центре тайфуна... Токио, Нью-Йорк,
Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бомбей - все эти города
погибнут во всемирной катастрофе, которая не ограничится
локальными разрушениями. Она будет глобальна и неизбежна.
Укрыться от нее можно будет лишь в моем учении [141].
В начале 1984 года Раджниш расширил свое
предсказание о грядущей катастрофе, заявив, что исполнится
некое пророчество Нострадамуса, и СПИД убьет две трети
мирового населения [142]. На вопрос, выживут ли раджнишисты в грядущей
ядерной катастрофе, Бхагаван ответил:
...Обезьяны сделали рывок и стали людьми, но
не все. Часть их и по сей день обезьяны... Я не скажу, что
раджнишисты переживут катастрофу, но я могу сказать с
абсолютной уверенностью, что те, кто выживет, будут
раджнишистами, а остальные - обезьянами или совершат
самоубийство. В конце концов оставшиеся не имеют значения [143].
Раджниш проповедовал свободу блуда и
извращений, называя при этом семью и детей излишней обузой. Он говорил:
Нет ничего грешного в чистом простом
сексе... Никакой обязанности, никакого долга, никакого
обязательства в этом. Секс должен быть полон игры и молитвы [144].
Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте
себя!.. Я не вдохновляю на оргии, но и не запрещаю их [145].
Посетители коммуны в Пуне возвращались с
рассказами о таких сексуальных оргиях, а также об
извращениях, о наркомании и торговле наркотиками,
самоубийствах среди ашрамовцев. Случалось, что сеансы
медитаций в раджнишевских ашрамах заканчивались драками и
поножовщиной. Многие потеряли здоровье, испытав на себе
"терапию Раджниша" [146]. Приведем отрывок из воспоминаний о посещении
ашрама в Пуне около 80-го года:
Убийства, изнасилования, таинственные
исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети
"ашрамовцев", просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики -
все это [здесь] в порядке вещей... Христиане, работающие в
психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не
забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств,
обусловленных [в частности] тем, что ашрам забрал в свои
руки политическую власть и жаловаться на него некому [147].
Связанные с Раджнишем скандалы и его
эпатирующие публику высказывания привлекали западных
журналистов. К тому же бритоголовый, бородатый, носящий
"суфийскую" шапочку и свободного покроя "духовные" облачения
Раджниш отличался фотогеничностью. Впервые он появился на
страницах американской прессы в начале 1978 года, когда
журнал Time поместил о нем статью под заголовком ""Господь
Бог" с Востока". Журнал сообщил, что этот одаренный гуру
выбился вперед среди первых апостолов различных
ньюэйджевских движений "человеческого потенциала"
[148]. В дальнейшем Раджниш оставался в центре внимания
западной прессы и в первой половине 80-х стал самым модным
гуру на Западе, затмив Махариши.
4. "Я - гуру богатых"
В 1980 году и в начале 1981 года индуистские
традиционалисты совершили два неудачных покушения на
Раджниша. Тогда же, в 1981 году, было начато расследование,
которое показало, что ""Раджниш Фаундэйшн Лимитед" по уши
увязла в неуплате налогов, присвоении пожертвований на
благотворительные цели, в кражах и уголовных делах на членов
секты" [149]. В том же году правительство Индиры Ганди лишило
ашрам Раджниша статуса религиозной организации, и тому
предстояло выплатить огромные налоги. Раджниш, не дожидаясь
окончания расследования, с 1 мая 1981 года перестал
выступать с лекциями и вообще говорить на людях. С этого
времени посредником Раджниша при общении с миром стала его
"правая рука" Шила Силвермен. Распродав s начале лета 1981
года имущество ашрама, сняв деньги со своих индийских счетов
и захватив с собой 17 самых преданных учеников, Раджниш по
туристической визе выехал в США якобы для лечения, причем
одни раджнишистские источники указывают, что он собирался
лечиться от заболевания позвоночника, а другие - что от
диабета и астмы.
На деньги американских учеников Раджниша и
главным образом второго американского мужа Ананды Шилы в
пустынной части Центрального Орегона, на территории графства
Васко было приобретено огромное ранчо Биг Магди. Здесь, на
сухих неплодородных землях, поначалу обосновалась
сельскохозяйственная коммуна раджнишистов, а позже возник
пятитысячный город под названием Раджнишпурам, в котором
были аэродром, комфортабельный отель с казино, торговые
улицы, рестораны, парки, сады, оранжереи, дороги и рейсовые
автобусы. Все это создали около 2000 приверженцев Раджниша.
Они бесплатно, без выходных, вкалывали под палящим солнцем
по 12 часов в сутки, спали в бараках и все время слушали
через громкоговорители проповеди Раджниша, в которых им
внушалось, что изнуряющая работа - это праздник, медитация,
так сказать пир духа.
Десятки тысяч других раджнишистов наезжали в
Раджнишпурам время от времени (летом, например, собиралось
до 20 тысяч человек). Они имели возможность жертвовать гуру
значительные средства, поскольку большинство из них
принадлежало к обеспеченному среднему классу. По всему миру
было открыто более 300 раджнишевских медитационных центров,
также приносивших немалый доход; скажем, в британских
центрах основной годовой курс "терапии Раджниша" стоил 3500
фунтов стерлингов. Кроме того, в центрах предлагался еще
целый ряд платных ньюэйджевских курсов: биоэнергетика,
владение телом, дегипнотерапия, интуитивный массаж,
неотантрическая йога, ребефинг и многие другие. Окончивших
курсы старались отправить в Раджнишпурам. За такую поездку
нужно было выложить еще несколько тысяч долларов.
[150]. Раджниш считал, что "духовность - это роскошь и
привилегия богатых" [151]. О себе же он говорил: "Я - гуру богатых.
Существует достаточно религий, которые занимаются бедными,
мне же оставьте заниматься богатыми" [152].
Занимался он ими вполне успешно для
собственного кармана. К концу 1982 года его состояние
достигло 200 миллионов долларов, не облагаемых налогами. Ему
принадлежало 4 самолета, боевой вертолет и 91 "роллсройс".
Вообще-то он рассчитывал иметь 365 этих самых дорогих в мире
автомобилей, по новой машине на каждый день в году
[153]. В "роллс-ройсе" Раджниш совершал свой ежедневный
объезд паствы. Гуру сам вел машину, медленно и торжественно
двигавшуюся в сопровождении автоматчиков вдоль живой
оранжевой стены его адептов, которые стояли по краям так
называемой "дороги нирваны" и бросали розовые лепестки под
колеса автомобиля. Для них это была редкая возможность
увидеть своего кумира.
По мере роста Раджнишпурама во всех крупных
западных странах стали возникать устроенные раджнишистами по
его образцу "священные города" - коммуны, пытающиеся вести
автономное существование и долженствующие стать
альтернативой "обществу несвободы". Под разговоры о свободе
секта Раджниша постепенно превратилась в "тоталитарную
организацию с жесткой системой контроля". Именно такими
словами охарактеризовала коммуну в Раджнишпураме даже такая
просектантски настроенная исследовательница новых
религиозных движений, как профессор Айлин Баркер [154].
В Орегоне раджнишисты заняли близлежащий
провинциальный городок Энтелоуп, получили большинство мест в
городском совете и переименовали его в Раджниш. Большинство
исконных жителей Энтелоупа, в основном пожилые люди,
оказались под постоянным надзором полицейских сил
саньясинов, были обложены налогом в пользу секты и были
вынуждены лицезреть в местном парке учрежденный городским
советом нудистский пляж. Они предпочли сдаться и выехать из
города. Город рос по мере того, как последователи Раджниша
скупали имевшиеся дома и строили новые [155].
Тем временем приблизился срок выборов в
законодательное собрание графства и раджнишисты решили
добиться большинства и в нем. По местному законодательству
достаточно было прожить на территории штата 22 дня, чтобы
получить право голоса на выборах в местные органы власти.
Поэтому было решено увеличить количество избирателей,
которые проголосуют за раджнишистских кандидатов. Осенью
1984 года была проведена операция "Подели жилище с ближним":
из Нью-Йорка, Сан-Франциско и других крупных городов США
сектанты свезли в ашрам около трех с половиной тысяч
алкоголиков, бродяг и наркоманов [156]. Напуганные этим местные законодательные органы в
срочном порядке приняли закон, увеличивающий срок оседлости,
необходимый для участия в выборах. Скопившиеся в
Раджнишпураме бродяги не принесли, таким образом, никакой
пользы секте. Напротив, полукриминальные бомжи вели себя
нагло и вызывающе, работать на гуру не желали и, ко всему
прочему, ухудшали и без того не блестящие отношения
коммунаров с местными жителями. В Раджнишпураме Шила
сколотила вооруженный отряд из ста боевиков, но даже ему не
удалось разогнать докучных "ближних", и вскоре в
окрестностях "священного города", только не в самом
Раджнишпураме, стали находить их трупы. Полиция установила,
что все они были умерщвлены неизвестным ядом, и, по понятным
причинам, заподозрила Раджниша и компанию.
В то же время политические амбиции секты
продолжали расти. Поскольку трюк с бомжами не прошел, теперь
для победы на выборах раджнишисты решили добиться того,
чтобы те, кто не поддерживает их кандидатов, не смогли
принять участия в голосовании. Продолжавшая быть "языком"
молчащего гуру Шила Силвермен придумала, что для этого нужно
сделать: агенты, назначенные ей, опрыскали бактериями
сальмонеллеза салатные бары большинства ресторанов на
территории графства, в результате чего многие их посетители
заболели. Правда, и это не помогло раджнишистам добиться
желаемой власти в графстве.
В октябре 1984 года Раджниш внезапно
заговорил. Он опять обвинял священников и политиков в
развращении человеческих душ, снова утверждал, что
раджнишизм - это "единственная защита против ядерного
оружия", и вновь проповедовал отречение от "старого мира",
показывая пример "духовной революционности": "Я поднимаю
руку против прошлого всего человечества" [157].
В его речах становилось все больше
антихристианских выпадов:
Мессиями бывают, как правило, безумные. Он
[Иисус] был абсолютно уверен, что распятие докажет его
правоту, и именно поэтому я вижу в его действиях просто
замаскированную попытку самоубийства. Если кто-то и был
повинен в его распятии, так только он сам. Он сам на него
напрашивался. И ни один источник - еврейский или
исторический - не подтверждает, что он воскрес. Только Новый
Завет. Фикция. Не было никакого Воскресения [158].
Раджниш сам хотел быть своим поклонникам
вместо Христа: "Пусть я буду твоей смертью и воскресением".
[159]. И они с обожанием пели ему: "Я вручаю свое сердце
в твои руки" [160].
Дух, говоривший через змея с Евой в Раю,
теперь вещал устами Раджниша:
Дьявол соблазнил Еву доводом, будто Бог
хочет, чтобы она осталась невежественной. .. Он завистлив. И
это похоже на правду, ибо Бог евреев очень завистлив. Он не
хочет, чтобы люди стали равны ему. Он - не любящий отец...
Знание - не грех... Я советую вам есть с дерева познания..."
[161].
К 1984 году число последователей Раджниша
превышало 350 тысяч, причем их средний возраст был 34 года
[162]. Несмотря на неудачу на выборах в Васко,
раджнишисты в том же 1984 году, в связи с выборами в
законодательное собрание Орегона, дали повод опасаться, что
секта стремится к политической власти уже на уровне штата.
Масла в огонь подлила Шила, заявившая, что, если
понадобится, люди Раджниша превратят весь Орегон в
Раджнишпурам. Окрестным фермерам, доведенным аморальным
поведением раджнишистов до того, что они уже готовы были
силой призвать их к порядку, Шила пригрозила убийством
пятнадцати человек за каждого последователя Раджниша.
[163]. Под воздействием общественного мнения полиция, а
потом и ФБР возбудили, наконец, против секты Раджниша
уголовное дело. Около четырех десятков следователей ФБР вели
расследование непосредственно в Раджнишпураме. Ими были
обнаружены склады оружия, лаборатории по производству
наркотиков, которые регулярно добавлялись в пищу сектантам,
тщательно закамуфлированный подземный ход для бегства гуру в
случае чрезвычайных обстоятельств [164].
14 сентября 1985 г. Шила Силвермен со своей
личной охраной и очередным мужем, а также еще несколько
членов правления коммуны сбежали в Западную Европу. Раджниш
обвинил Шилу в том, что она пыталась отравить его личного
врача, покушалась на жизнь самого гуру, убивала бродяг, тела
которых полиция находила в окрестностях Раджнишпурама, и
хотела превратить ашрам в фашистскую организацию. А тем
временем Шила сняла со счета ашрама в швейцарском банке 55
миллионов долларов и попыталась скрыться, но была арестована
в Штуттгарте "Интерполом" [165]. Она в свою очередь заявила, что "Бхагван - это
избалованный ребенок, который не может дышать без
ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по
использованию людской доверчивости, наркоман, не способный
жить без валиума. История его жизни - сплошное жульничество.
И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли
великолепную пару аферистов" [166].
Раджнишу также удалось бежать, но 29 октября
1985 г. он был арестован в аэропорту города Шарлотт в штате
Северная Каролина, куда собственный самолет Бхагвана
приземлился для заправки горючим. Раджниш и восемь его
приближенных якобы летели отдыхать на Бермуды [167].
Суд над Раджнишем, проходивший в Портланде
(штат Орегон), закончился уже 14 ноября 1985 года. Власти
штата, и так уже понесшие колоссальные убытки из-за
деятельности Раджниша, опасались, что чрезвычайно
дорогостоящий многомесячный судебный процесс они просто не
потянут. К тому же, по словам генерального прокурора штата
Чарльза Тернера, они не хотели делать из Раджниша мученика
[168]. В результате сложных переговоров с адвокатами
Раджниша был достигнут компромисс - Бхагван признал себя
виновным только по 2 из 34 предъявленных ему пунктов
обвинения. Таким образом, он получил символическое наказание
за нарушение иммиграционных законов и соответствующих
уголовных норм: десять лет условного тюремного заключения
плюс 400 тысяч долларов штрафа. Кроме того, Раджниша обязали
в течение пяти дней навсегда покинуть пределы Соединенных
Штатов. Шила была признана виновной в незаконном
использовании подслушивающих устройств, в поджогах, в
избиениях и запугиваниях, в покушениях на убийство и в
заражении батулизмом 750 человек, за что была приговорена к
тюремному заключению и большому штрафу. Проведя в тюрьме
всего 29 месяцев, она в конце 1988 г. уехала в Швейцарию и
снова вышла замуж - за швейцарца Урса Бирнштиля, умершего в
1992 г. от СПИДа. Шила примирилась с Раджнишем, однако его
последовательницей и подельницей уже никогда не была. Сейчас
52-летняя Шила Бирнштиль владеет двумя домами для инвалидов
и престарелых недалеко от Базеля. Контингент ее заведений -
люди с умственными расстройствами, главным образом больные
синдромом Альцгеймера, то есть расстройством памяти. В США
Шиле вновь предъявлены обвинения по старым делам, на этот
раз в заговоре с целью убийства генерального прокурора
Орегона Чарльза Тернера, однако статус гражданки Швейцарии
защищает ее от выдачи. Из 469 тысяч долларов долга Шилы
штату Орегон и графству Васко некий аноним недавно заплатил
200 тысяч (можно предположить, что это был один из ее не
вполне адекватных пациентов) [169].
Раджниш распустил орегонский ашрам, сжег
пять тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что
он - не бог [170]. После депортации из США Раджниш попытался
остановиться в какой-либо стране, где имелись его
последователи, но 21 страна или запретила ему въезд, или
выслала его без всяких особых объяснений (как, например,
Греция). С этого времени раджнишистское движение начинает
все больше терять свою массовость. Многолюдные коммуны
разваливаются, падает степень влияния культа на последователей.
Большинство из тех, кто занимается
проблемами новых религиозных движений, говорит о
недопустимости применения по отношению к экстремистским
тоталитарным сектам репрессивных мер, обосновывая это тем,
что запрещенная секта уйдет в подполье и сделается еще более
опасной. Но четко проведенная полицейская операция по
ликвидации общины в Раджнишпураме свидетельствует об
обратном. Оказывается, что в обмен на гарантии личной
безопасности лидер культа, более всего дорожащий собственной
персоной, готов распустить секту. А ведь всего за несколько
месяцев до описываемых событий даже грамотный исследователь
культов, христианский апологет, обладатель четырех
докторских степеней Уолтер Мартин, настроенный притом по
отношению к секте Раджниша резко отрицательно, писал:
"Раджниш и его последователи придают огромное значение
эксперименту с Раджнишпурамом, что повело бы к трагедии в
случае, если бы вмешалось правительство и ликвидировало их
мечту" [171].
5. "Население необходимо сократить"
В июле 1986 года Раджниш СМОГ, наконец,
вернуться в Индию (еще в декабре 1985 г. его выдворили и
оттуда). Он поселился в Бомбее, где вокруг него стали
собираться немногие из оставшихся учеников. В последних
числах 1986 года Раджниш произнес две речи, позже
опубликованные под общим заголовком "Права нового человека".
В этих программных выступлениях Раджниш выплескивает свою
обиду на то, что его повыгоняли из всех западных стран,
высказывая как общее негодование в адрес всех священников,
богачей и белых политиков, так и удивительно мелочные
претензии. В особенности от него досталось Декларации прав
человека [172]. На смену старой Декларации должна прийти
Декларация прав нового человека, "единственное основное
право" которого - "это стать богом".
Подробно раскрывая десять пунктов своей
Декларации, Раджниш рисует картину мира, в котором будут
жить его "новые люди". Право на жизнь в этом мире будет
означать право на хорошую жизнь, в которой не будет никаких
страданий, а будут одни радости и удовольствия. Понятно, что
поскольку численность человечества увеличивается, то
ресурсов на хорошую жизнь для всех не хватит. Поэтому
Раджниш говорит, что "население необходимо сократить, если
человек хочет жить достойно, радостно, а не влачить жалкое
существование" [173]. Для этого Раджниш предлагает любыми способами
ограничивать рождаемость, используя для этого не только
противозачаточные средства и аборты, но и уничтожение детей
с врожденными недостатками. Кроме того, нужно ввести и
всячески пропагандировать эвтаназию и признать права гомосексуалистов.
В будущем мире "не должно быть ни наций, ни
государственных границ. Не должно быть никаких религий"
[174]. Раджниш надеется, что религии "растворятся сами
собой. Лучшее, что есть в различных религиях, сохранится в
"единственной религии" Раджниша. В мире абсолютной свободы
должна быть устранена главная причина рабства, которая,
согласно Раджнишу, состоит в христианской антропологии,
основанной на вере в то, что Бог сотворил человека по Своему
образу и подобию. Брак в обществе "новых людей" должен
исчезнуть, поскольку он - "подделка под любовь". "Новые
люди" будут свободно сходиться и расходиться, и лучше, если
партнеры будут принадлежать к разным нациям, а еще лучше - к
разным расам. Дети должны быть оторваны от родителей и
воспитываться общинами. Причем даже и не воспитываться,
поскольку Раджниш считает любое воспитание, особенно
религиозное, нарушением детской свободы.
В едином мире будет, само собой разумеется,
единое мировое правительство. Каким же будет образ его
правления? Монархию Раджниш ненавидит. Демократия тоже
нехороша, поскольку является прикрытием для манипуляций
сильных мира сего. К тому же "невежественные массы" при
голосовании руководствуются случайными критериями: кто-то из
кандидатов выглядит лучше, кто-то лучше говорит. В новом
мире выборы будут осуществляться профессиональными
корпорациями: например, "только педагоги должны выбирать
министра образования". Правом голоса будут обладать только
те, кто получил высшее образование. Мировое правительство
будет функциональным, но не будет обладать властью.
Когда человеке помощью раджнишевских методик
устранит разделение в самом себе, исчезнут и разделения в
мире. Новый мир будет отличаться от нынешнего, как рай от ада.
Сейчас даже нет нужды описывать, что такое
ад. Достаточно посмотреть по сторонам: вот он... Но мы можем
все изменить. Эту землю можно превратить в рай. И тогда
исчезнет всякая необходимость в рае на небесах, там он
опустеет [175]. Если вспомнить Раджнишпурам, то станет понятно,
как поступят с теми, кто не захочет жить в этом раю
радикального гедонистического безбожного гуманизма.
6. Ошо умер, по всей видимости, от СПИДа
В январе 1987 года Раджниш вновь
перебирается в Пуну. Тут он придумывает себе новое
многозначительное имя - "Ошо", то есть "океан", что, видимо,
должно ассоциироваться с безбрежностью, глубиной, хаотичностью, бездной.
Для своих последователей Ошо отменяет
обязательное ношение оранжевых одежд и четок из сандалового
дерева с собственным портретом на них. Правда, на время
медитации и в присутствии Ошо саньясинам было предписано
надевать белые одежды. Кроме того, в медитационных лагерях,
которые проводятся в течение трех дней каждый месяц, нужно
носить темно-бордовые одежды [176].
Возобновляются и расширяются
психотерапевтические программы, создаются новые медитативные
техники. Одну из них, "Мистическую розу", Ошо скромно считал
"величайшим прорывом в медитации через 2500 лет после
медитации Гаутамы Будды" [177]. Эта медитация длится 21 день; одну неделю
участники смеются по 3 часа в день, вторую неделю плачут по
3 часа в день, третью неделю по 3 часа в день "молча
наблюдают" и "свидетельствуют", как им полегчало
[178].
По примеру своего давнего конкурента на
рынке неогуру - Махариши, которого Раджниш до этого всячески
критиковал, Ошо теперь пытается доказать благотворность
своей медитационной терапии с помощью "научных исследований".
Различные терапевтические группы в
Международной коммуне Ошо были объединены в "Ошо
Мультиверситет", в состав которого в первой половине 90-х
годов входили следующие "колледжи", не выдающие дипломов:
Школа центрирования, Школа творческих искусств,
Международная Академия здоровья, Академия медитации. Центр
трансформации, Институт тибетских пульсаций и другие -
вполне типичный ньюэйджевский набор.
К концу 80-х годов здоровье Ошо значительно
ухудшилось. В последние месяцы перед смертью, если позволяло
самочувствие, Ошо выходил к своим ученикам на "медитации
музыки и молчания", а затем они просматривали видеозаписи
его предыдущих бесед. Ошо умер в 1990 г., по всей видимости,
от СПИДа. Уходя из жизни, он не оставил полноценной
организации, полагая, что в ней нет необходимости, и не
назначил наследника. Более того, он ясно дал понять, что
если кто-нибудь объявит себя его преемником, то его следует
избегать. В результате после смерти гуру внутри движения
образовалось несколько самостоятельных течений. В их числе
"Международная академия медитации" Пола Лоу,
"Гумауниверситет", возглавляемый голландским саньясином Веришем, и другие.
Сейчас в мире насчитывается около 200
медитационных центров Ошо. Центром культа по-прежнему
является Пуна. Группа из 21 саньясина во главе с Амрито,
бывшим личным врачом Ошо, составила руководство ашрама после
смерти последнего. Они превратили коммуну в Пуне в
коммерческое предприятие -экзотический парк "эзотерического"
отдыха, рассчитанный на обеспеченных западных туристов 35-40
лет [179].
На территории бывшего Советского Союза
существуют центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже
(действуете 1996 г. под названием "Тантра Йога"), Одессе,
Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве, где, кроме
центра "Ошо Раджниш", действует еще и центр "Восточный дом",
созданный молодым россиянином Игорем. В начале 90-х годов он
прошел курс обучения в Пуне и вернулся оттуда саньясином
Свами Ананд Тошаном. Помимо медитационных тренингов,
отправки "на учебу" в Пуну и других программ, "Восточный
дом" проводит воскресные "Ошо-дискотеки", на которых "позволено все".
Два раза в месяц издается журнал "OshoTime
International", который распространяется по всему миру и
издается на девяти языках [180]. Сайты поклонников Ошо из разных стран обильно
представлены в Интернете. Но популярность Раджниша не
соизмеряется с наличием связанных с его именем организаций -
элементы идеологии Раджниша являются неотъемлемой частью
движения "Ньюэйдж". Книги Ошо продаются во всех
ньюэйджевских магазинах и обильно представлены на любом
развале оккультной литературы.
Александр Дворкин Сектоведение:
тоталитарные секты. -
Нижний Новгород: Изд-во братства
во имя св. князя Александра Невского, 2002
Использованная литература и примечание
114. Вандерхилл Э. Мистики XXвека: Энциклопедия. -М., 1997. -С. 415.
115. Мартин У. Царство культов. -СПб., 1992. -С. 287.
116. This Is a Revolution. Bhagwan Shree Rajneesh, video cassette 18C236, Dec. 28.1980. Цит. по: Мартин У. Царство культов. -С. 288.
117. Цит. по: Привалов К. Б. Секты: досье страха. -М, 1987. -С. 34.
118. Раджниш Ошо. Права нового человека. -М., 1994. С.34.
119. Автор скандального романа-Последнее искушение Христа".
120. Амрит Свами Прем. Ошо: первое знакомство. - Минск, 1992. С. 5.
121. См. также в гл. 21 главный закон сатанизма, сформулированный А. Кроули: "Делай, что хочешь - в этом весь закон".
122. Цит. по: Привалов К. Б. Секты: досье страха. -С. 35.
123. Ошо, Нирвана - последний кошмар. Цит по.: Амрит Свами Прем. Ошо: первое знакомство. -С. 18-19.
124. Цит. по: Маргин У. Царство культов. -С. 292.
125. Ошо. Нирвана - последний кошмар. Цит по.: Дмриг Свэми Прем. Ошо: первое знакомство. С. 26.
126. Bhagavan Shree Rajneesh. Meditation. -P. 27. Цит. по: Вэндерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. -С. 421.
127. Ошо. Нирвана - последний кошмар. Цит по.: Дмриг Свзми Прем. Ошо: первое знакомство. -С. 28.
128. Там же.
129. Там же. С. 30.
130. Там же. С. 28.
131. "Sannyas". 1978. April. R 18. Цит. по: Мартин У. Царство культов. -С. 292.
132. Bhagwan Shree Rajneesh. Rajneesn ism. R 60. Цит. по: Мартин У. Царство культов. -С. 291
133. ВандерхиллЭ. Мистики XX века. -С. 418.
134. Цит. по: Амрит Свами Прем. Указ. соч. -С.8-9.
135. Shagavan Shree Rajneesh. Meditation... -P. 169. Цит. по: Вандерхилл Э. Мистики XX века. С. 418-420.
136. Вакдерхилл Э, Мистики XX века. -С. 421.
137. Баркер А. Указ.соч. -С. 245-246.
138. Амрит Свами Прем. Указ. соч. С. 10.
139. Мартин У. Указ. соч. -С. 288.
140. Медведев М. Ю. Пять дней в Орхусе, или православный взгляд на "новую духовность". -Пермь, 1995. -С.47-48.
141. Bhagwan Shree Rajneesh. Rajneeshesm. Rajneeshpuram, Oregon. 1983. Цит. по: Мартин У. Царство культов. -С. 291
142. Мартин У. Указ. соч. С. 291.
143. Bhagwan Shree Rajneesh. Rajneeshesm. Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 291.
144. Ошо. Секс. Цитаты из бесед. -М., 1993. Цит. по: Новые религиозные организации России... С. 280.
145. Paris-match. 1985.08. XI. Цит. по: Привалов К. 6. Указ. соч. -С. 35.
146. Мартин У. Указ.соч. - С.244.
147. Мартин У. Указ. соч. -С. 288.
148. Там же. -С. 287.
149. Chandler Uday Singh. Sins of Bhagwan // India Today. 198г. June 15. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. - С. 288.
150. Баркер А. Указ. соч. -С. 244-245.
151. Мартин У. Указ. соч. -С. 288.
152. Цит. по: Привалов К. Б. Указ. соч. -С. 37.
153. См.: Там же. -С. 37-39.
154. Баркер А. Указ.соч. - С.246.
155. Привалов К. 6. Указ соч. -С. 37-39.
156. Мартин У. Указ. соч. -С. 290.
157. Свами Прем Армит. Указ. соч. -С. 12
158. Из проповеди Бхагвана Шри Раджниша в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. - С. 292.
159. Dietrich Bill. Conflict Over Rajneeshpuram // Seattle Times. 1984. Sept 9. P. ВЗ. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 292.
160. Из проповеди Бхагвана Шри Раджниша в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 292-293.
161. Victor Valley Daily Press. 1981. Sept. 18. P. ВЗ. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. -С. 292.
162. Мартин У. Указ. соч. -С. 287.
163. См.: Привалов К. Б. Указ. соч. -С. 41.
164. Там же. -С. 41-42.
165. Там же. -С. 42-43.
166. Le Point. 1985.11. XI. Цит. по: Привалов К. 6. Указ. соч. -С. 43.
167. Там же. С. 44.
168. Раджниш Ошо. Права нового человека. -С. 53.
169. The Oregonian. 1999. Dec. 26.
170. Вандерхилл Э. Указ. соч. -С. 423.
171. Мартин У. Указ. соч. -С. 293.
172. Раджниш Ошо. Права нового человека. -С. 26.
173. Там же. -С. 31.
174. Там же. -С. 37.
175. Раджниш Ошо. Права нового человека. -С. 40.
176. Баркер А. Указ. соч. -С.247.
177. Амрит Свами Прем. Указ. cos. -С. 13.
178. Там же.
179. Иоахим Кеден и др. Секты, духи, чудо-целители. Германия, 1999. -С. 28.
180. Амрит Свами Прем. Указ. соч. -С.14.
Фото - Ошо (Бхагаван Шри Раджниш); обложка одной из книг Ошо; динамическая медитация; Россия - уроки Belly dance с Эразмией - просветлённой танцовщицей Ошо - www.oshoforum.ru &www.orientdance.ru
|