Ненависть и Ошо
Ты проповедуешь доверие, но твой дом
закрыт от других непроницаемой стеной - с вышками и
пулеметчиками. Ты называешь учеников своими любимыми детьми,
но тайно прослушиваешь их жилища. Ты убеждаешь других, что
главное счастье - не вне, а внутри человека, но продолжаешь
пополнять свои коллекции новыми ролс-ройсами и алмазными
часами. Ты провозглашаешь себя святым, но по-прежнему спишь
со своими ученицами и наблюдаешь за оргиями. Так кто же ты
есть на самом деле, Бхагван Ошо Раджниш?
"Люди стали путешественниками. Они
всегда в пути. Никогда ничего не достигают, но всегда
куда-то отправляются: они просто убегают оттуда, где они
есть. Но все остается тем же. Ничего не меняется. Перемена
места тут не поможет. Вы создали свою галлюцинацию и живете
в ней. Ваш рай и ваш ад - все это от ума. Живите ЗДЕСЬ и
СЕЙЧАС. Сожалея о прошлом, или устремляясь мыслями в
будущее, вы упускаете вашу настоящую жизнь" - впервые я
пересеклась с Ошо в не самый лучший период своей жизни, и
его книги вытащили меня из депрессии. С тех пор я к Ошо не возвращалась.
- Ничего удивительного - многие
приходили к Ошо именно в период душевного надлома, -
резюмирует мои слова израильский писатель и переводчик Ури
Лотан, проживший в коммуне Ошо семь лет и написавший об этом
книгу под названием "Счастье и наказание за него" ("Ошер ве
оншо"). - И я отправился в Индию, еще не оправившись от
развода с женой, которую продолжал любить.
Монолог первый: приближенние к Ошо
- Я абсолютный атеист, - категорично
заявляет Ури. - Кроме того, я не из тех, кто ищет себе
кумиров и ненавижу диктатуру. В Пуну (место, где находится
коммуна Ошо) я приехал абсолютным нигилистом. Я
слышал об этом месте и о той свободе, которая здесь царит -
прежде всего, свободе сексуальной. Индия, экзотика, дешевые
наркотики, красивые девушки - что еще нужно, когда тебе
всего 25, но ты уже звезда (Ури Лотан в 1970-е годы был
известным диджеем на радиостанции "Галей Цахал" - именно он
поведал израильским слушателям о распаде группы "Beetls",
открыл им Боба Дилана и других западных музыкантов). Первое время я жил в коммуне, просто
наслаждаясь атмосферой этого места. Узнав, что я из Израиля,
и работал на радио, мне предложили записывать лекции Ошо на
магнитофон и переводить их на иврит. Когда ты сидишь на
лекциях рядом с Мастером, это считается большой честью, и
все девушки коммуны хотят потом с тобой спать. Все остальное меня тогда мало интересовало.
Шели Шрайман
Монолог второй: подчинение Ошо
- А теперь представь себе место, -
продолжает Ури, - где повсюду, куда бы ты не пришел, висят
портреты Ошо: они есть даже в туалете и над кроватью, где ты
занимаешься сексом с девушкой. И на груди твоей - тоже
маленький портрет Ошо на деревянной цепочке, который
запрещается снимать даже в душе, или во время секса. Сначала
тебе внушают, что с Ошо на шее даже секс будет иного
качества, потом тебе и самому начинает так казаться.
Я, в отличие от большинства членов
коммуны, оказался в числе тех, кто лично общался с Ошо. И
скажу тебе, что человек он невероятно умный, красивый и
притягательный - с завораживающим глубоким голосом, плавными
движениями рук... Когда я записывал лекции Ошо, сидя у его
ног, меня охватывало ощущение, что я нахожусь рядом с
генератором - такая мощная энергия шла от него. Ошо,
несомненно, обладал гипнотическими способностями. Однажды,
беседуя с ним наедине, я впал в такую эйфорию, что меня
вынесли из его комнаты на руках, я смеялся от счастья и не
мог остановиться в течение нескольких часов. Одним словом, я
и сам не заметил, как оказался в полной власти Ошо. Моя
зависимость от него была сродни наркотической.
***
Читать также по теме:
***
Монолог третий: первые сомнения
- Однажды мне принесли письмо на иврите
и попросили перевести его на английский для Ошо, которому
приходили письма со всего мира. Я начал читать и увидел, что
это письмо адресовано вовсе не Ошо, а члену
коммуны-израильтянину от его знакомой девушки. Я отнес
письмо этому парню, и тут меня вызывают в оффис коммуны:
"Где письмо?" - "Отнес такому-то, вы ошиблись, это письмо не
для Ошо". Что тут началось! Меня готовы были стереть в
порошок. О том, что вся почта, приходящая в коммуну,
перлюстрировалась, а все комнаты прослушивались, я узнал гораздо позже.
Потом была история с израильтянкой,
которая заявила, что она забеременела от Ошо. Ее тут же
отправили на аборт и выгнали из коммуны, всячески ошельмовав
за ложь. Я помню, что тоже был тогда в числе нападавших на
эту девушку: "Как ты можешь говорить такое об Ошо? Он
Мастер, Просветленный, женщины его не интересуют". О том,
что через постель Ошо прошло немало его учениц, я узнал
гораздо позже. Что же касается той девушки, она вернулась в
Израиль и через какое-то время покончила с собой.
Монолог четвертый: рабы ХХ века
- Главной обязанностью членов коммуны
было добывание денег для Ошо. Люди приезжали сюда со всего
света, отдавая в коммуну все, что у них было - деньги за
проданные дома, сбережения, машины. Родственница королевы
Голландии пожертвовала коммуне полученное наследство - 250
тысяч долларов, а сама не получила в ней даже обещанной ей
комнаты. Помню, что когда мне сообщили из Израиля, что у
меня умер отец, меня тут же вызвали в оффис коммуны. Я
подумал: "Наверное, хотят выразить соболезнование". А мне
задали всего один вопрос: "Сколько денег ты получил после
смерти отца?" Многим членам коммуны родители отправляли в
письмах деньги, но они никогда не доходили до них.
Нас постоянно гнали на заработки денег
для Ошо. Самым легким способом добычи денег были
проституция, продажа наркотиков и разного рода махинации с
кредитными карточками. За семь лет жизни в коммуне я успел
побывать и наркокурьером, и сутенером. В том числе: продавал
клиентам и свою вторую жену-американку, с которой сошелся в
коммуне, несколько раз летал в Японию с тремя килограммами
гашиша на теле. Помню, как в Бомбее я подошел к богатому
шейху из Саудовской Аравии, представился французом и
спросил, не хочет ли он трахнуть за 1000 долларов мою
красавицу-сестру (в коммуне мы все считались братьями и
сестрами). Большая же часть членов коммуны работали на
тяжелых работах - строительстве домов, прокладке дорог.
Выходных не было. Работали на благо коммуны бесплатно по 12
часов в сутки. Коммуна не вмещала всех желающих - многие
были вынуждены снимать жилье в Пуне, отчего цены там жутко
подскочили и были ничуть не ниже европейских.
Ошо поделил женщин коммуны на два типа:
красивые и некрасивые. Из первых он выбирал себе наложниц, а
вторым отдал власть, и они стали руководить коммуной,
вымещая на ее членах свои комплексы. Одна из таких уродин
руководила медицинским центром коммуны, прекрасно
разбиралась в ядах и умело ими пользовалась, отчего получила кличку "сестра Менгеле".
В коммуне женщины выбирали мужчин для
секса, а не наоборот: каждый день мужчины должны были
выстроиться в шеренгу, вдоль которой шли женщины, выбирая себе партнера на ночь.
...Когда коммуна перебралась из Индии в
Америку (Ошо бежал туда, скрываясь от тюрьмы за неуплату 40
миллионов долга налоговому ведомству Индии, первым - на
личном самолете своих богатых учеников из Голливуда, которые
купили для него в Орегоне за 7 миллионов долларов огромный
участок земли). Затем в США перебрались члены коммуны,
которые первым делом принялись строить виллу и бассейн для
Ошо (на подогрев бассейна впоследствии уходило несколько
тысяч долларов в месяц), а затем дома для его приближенных.
Сами же члены коммуны жили в караванчиках - по шесть человек в комнате, без кондиционера.
Монолог пятый: мифы об Ошо
Условием приема в коммуну было участие
в платных (от 200 до 400 и выше долларов) семинарах. На
одном происходил душевный стриптиз, где каждый должен был
рассказывать все о себе случайному партнеру, которые
менялись каждые 15 минут по звуку колокольчика. Второй
семинар для кандидата выбирал сам Ошо - по фотографии
претендента и его написанной от руки просьбе о приеме в
коммуну. Он, не видя человека, решал, какая у него проблема,
нереализованное желание: изнасиловать кого-то, или быть
избитым, или поучаствовать в оргии. После таких семинаров
люди выходили со сломанными ребрами и подбитыми глазами. В
ходу была даже такая шутка: "Упал по дороге в
Ашрам" (ашрам - индийское название места, где располагалась коммуна - ).
Меня Ошо определил в группу изоляции. Я
должен был в течение недели сидеть в своей комнате напротив
его портрета и ни с кем не общаться. Разрешалось выходить
только на обед. На моей груди висела табличка "silence"
(молчание), и никто не должен был со мной
заговаривать. Это испытание оказалось для меня непосильным -
я заговорил на шестой день. Ясновидящие указания Ошо по
распределению участников семинаров оказалось очередным
мифом: людей назначали в те группы, где был недобор.
Якобы в целях духовного усовершенствования, Ошо разлучал пары, сложившиеся до
прихода в коммуны, или образовавшиеся в самой коммуне. С
этой же целью он запрещал нам заниматься тем, к чему мы
проявляли большой интерес. Например, я с юности мечтал стать
писателем. Ошо запретил мне писать. На самом деле, причиной
подобных указаний было его желание полностью подчинить себе
членов коммуны, чтобы никто и ничто не затмили бы в наших глазах самого Ошо.
Что касается других кумиров... Ошо
уважал Гитлера, говорил, что Гитлер - незаурядный человек.
Он любил повторять его слова о том, что если много раз
произнести ложь, она превратится в правду. Однако, Ошо
старался делегитимизировать всякого, кто мог бы в глазах его
слушателей затмить самого Ошо. По мнению Мастера, Джон
Леннон и Фрейд были идиотами, Ганди лжецом, Мать Тереза
дурой, Фрейд манъяком. Что же касается прочих... Иногда Ошо
начинал свою речь словами: "Такие личности, как я, Иисус и Будда..."
Когда кто-то начинал сомневаться в
постулатах Ошо, ему тут же говорили: "Ты не цельный человек,
если сомневаешься в словах Мастера".
Нам говорили, что Ошо чувствителен к
запаху плохой энергии - например, энергии гнева, и к шуму.
Перед началом лекции членов коммуны обнюхивали, и если
улавливали запах пота, в помещение не пускали. Однажды не
пустили меня, и я был готов покончить из-за этого с собой -
такая у меня в тот период была зависимость от Ошо. Если во
время лекции кто-то кашлял, его тут же выбрасывали наружу.
На самом деле причина чувствительности Ошо к запахам и
звукам не имела отношения к эзотерике: у Бхагвана была
наркотическая зависимость от валиума, веселящего газа,
доставляемого для него в баллонах, и еще нескольких
лекарственных препаратов, на которых он "сидел" много лет, в
результате чего у него и возникла эта непереносимость к
запахам и шуму. Я не раз видел, как при ходьбе Ошо качало,
как пьяного. Двигался он очень мало, но раз в неделю
обязательно выезжал на одном из своих ролс-ройсов в короткую
поездку для принятия почестей: вдоль дороги стояли члены
коммуны и бросали под колеса его машины лепестки роз. Этот
ритуал назывался "дорога цветов".
Период, когда Ошо дал обет молчания и
промолчал четыре года, тоже оказался мифом. Находясь в своих
покоях, он говорил, не умолкая. Об этом мне рассказывал член
коммуны, который был любовником одной из приближенных к Ошо уродин, руководивших коммуной.
Еще один миф связан с утверждением, что
Ошо не знал о жестоких порядках, насаждаемых в коммуне его
приближенными. Бывший телохранитель Ошо написал книгу
"Сверженный Бог", в которой утверждает, что секретарша Ошо
записывала все разговоры, которые велись Ошо в его личных
апппартаментах, и теперь эти 3 000 кассет находятся в руках
ФБР. Автор книги утверждает, что большинство идей,
реализованных в коммуне, принадлежали Ошо.
Я помню, что когда руководство коммуны
объявило о том, что ее членам стоит пройти стерилизацию,
ссылаясь при этом на Ошо, мы не поверили, что это исходит от
Мастера. Но затем, в одном из публичных выступлений, он
открыто заговорил о стерилизации, утверждая, что рождение
детей - это потеря энергии, необходимой для духовного
самосовершенствования. Я помню, как отговаривал от этой
безумной затеи двух знакомых девушек, но они прошли
стерилизацию. Сейчас им, как и мне, уже за 50. Интересно
было бы узнать, что они думают обо всем этом теперь? Когда
впервые заговорили о СПИДе, в коммуне тут же вышло указание
вступать в секс, пользуясь презервативом и надевая на руки
резиновыен перчатки. "Сестра Менгеле" стала проверять, кто
болен СПИДом, а кто нет. Собственно, это была не проверка, а
ее единоличное решение. Члены коммуны, объявленные "сестрой
Менгеле" больными, отправлялись на поселение в местный гулаг
- изолированный участок с караванами. По крайней мере двоих
из них я хорошо знаю - они и по сей день живы, и никакого
СПИДа у них нет, вопреки диагнозу "сестры Менгеле".
Монолог шестой: изгнание
- Моя жена-американка прозрела раньше
меня и покинула коммуну. Однажды я позвонил ей и сказал, что
чувствую себя как в концлагере с этими пулеметчиками на
вышках и необходимостью испрашивать разрешения руководства
коммуны по поводу любого своего шага. Уже через полчаса
перед моим караваном остановился "мерседес", из которого
вылезла одна из руководителей коммуны, носившая кличку "леди
Макбет", с двумя громилами за спиной, вооруженными "узи" (в
коммуне вообще было много оружия). Она заявила, что Ошо
велел изгнать меня из коммуны и сорвала с моей шеи цепочку с его портретом.
У меня сохранились ключи от моего
"Форда", пожертвованного в фонд коммуны, и я этим
воспользовался, украв у Ошо свою собственную машину и уехав на ней в Лос-Анджелес.
Уехать от Ошо оказалось просто, а вот
избавиться от Ошо внутри себя... Если бы не поддержка моих
друзей... После изгнания из коммуны у меня внутри было
ощущение черной дыры, которую нечем было заполнить. Долгое
время я пребывал в тяжелейшей депрессии, был очень уязвим и
невольно притягивал к себе несчастья: меня обобрали, уволили
с работы, а однажды неизвестные (я и по сей день не знаю,
были ли связаны с коммуной, или я случайно встретился им на
дороге?) так избили меня на улице, что мне потребовалось
несколько операций, чтобы встать на ноги. Из тех, кто
покинул коммуну, или был изгнан из нее, я знаю по крайней
мере пятерых, которые покончили с собой, не сумев освободиться от Ошо внутри себя.
Монолог седьмой: американский провал Ошо
- Когда Ошо сошел в трапа самолета в
Орегоне, первые слова, которые он произнес не без пафоса,
были: "Здравствуй, Америка! Я Будда, которого ты ждала!".
Однако, с Америкой Ошо промахнулся. В те годы американцы
были довольно равнодушны к эзотерике и восточным духовным
течениям. Кроме того, с присущим им прагматизмом, они не
могли понять, как связать провозглашенную Ошо коммуну, не
преследующую целей заработка, а следовательно, претендующую
на освобождение от налогов, с его постоянно пополняющимися
коллекциями ролс-ройсов и алмазных часов. И уж тем более,
американцы не могли взять в толк, как можно заставлять
человека работать по 12 часов в сутки, не платя ему за это ни гроша.
Расцвет Ошо в Индии вполне объясним: по
времени этот период совпадает с периодом сексуальной
революции, свободы, раскрепощения, которая происходила в
мире в 1960-е годы. Ошо просто ухватился за эту идею и дал
сексу духовную легитимацию, что выглядело в глазах молодого
поколения особенно привлекательным. Я прекрасно помню свои
ощущения того периода в Пуне: мне 25, я - король, все
красивые девушки - мои, я свободен, никаких ограничений не
существует. Во всем мире групповой секс считался оргией, и
только в коммуне Ошо это именовалось "духовной работой".
Монолог восьмой: биологический террор
- Когда коммуна перебралась в Орегон,
начались страшные вещи. Решив завоевать политическую власть
на окружных выборах, руководство коммуны направило в Даллас,
где они должны были проходить, группу, которая разбрызгивала
жидкость с сальмонеллами, в общественных местах, что вызвало
массовую эпидемию: заболели 750 человек (впоследствии, в
одной из книг это событие было названо первым биотеррактом в
США). Кроме того, для участия в выборах, согласно законам
штата, требовались представители - уроженцы этого места.
Руководство коммуны подкупило для этих целей местных бомжей,
большая часть из которых впоследствии (после выборов)
исчезла, а одного нашли убитым. Дело зашло слишком далеко:
ФБР начало расследование. На жизнь Чарльза Тернера,
возглавлявшего следствие, члены коммуны покушались дважды. С
летчиком, который должен был направить арендованный самолет
со взрывчаткой на дом Тернера, предварительно
катапультировавшись, я жил в одной комнате. Он сбежал из
коммуны за день до предполагаемого теракта.
Ошо был арестован и провел в заключении
две недели, а группа его приближенных из 20 человек бежала в
Германию, где их арестовали и переправили США. Эти люди были
судимы и провели в тюрьме семь лет.
Что же касается Ошо, благодаря
достигнутому адвокатами компромиссу, он получил условный
срок и заплатил штраф полмиллилиона долларов, после чего
покинул США на частном самолете своих последователей из
Голливуда. Примерно год Ошо скитался таким образом по миру -
ни одна страна не хотела его принимать: в Англии он дважды
запрашивал посадку и дважды получал отказ; в Ирландии
разрешили только кратковременную посадку для заправки
самолета; с острова Крит депортировали силами полиции и
солдат. В конце концов Ошо был вынужден вернуться в Индию,
заплатив этой стране 40 миллионов налогов, которые задолжал.
Довольно быстро коммуна Ошо возродилась на старом месте - в
Пуне, и на сей раз в нее устремились сотни молодых
израильтян (в то время как в мою бытность их там было не более десятка).
Монолог девятый: семя дракона
- Сегодня я уже могу утверждать, что
освободился от Ошо внутри себя. Но долгие годы я испытывал
последствия семилетней жизни в коммуне, где употребление
наркотиков типа гашиша и ЛСД было нормой. Например, в моей
жизни был период, когда я месяцами не мог заснуть - ни днем,
ни ночью. Только сильное снотворное давало мне несколько
часов забытья. Затем я заболел агрофобией - боязнью открытых
пространств, и месяцами не выходил из дома.
Для всех, кто приезжал в коммуну не на
месяц-два, а на годы, это закончилось тяжелой душевной
травмой. Что же нас там держало? Непроходящее ощущение
счастья, свободы, эйфории. Нам казалось, что мы принадлежим
к элите просветленных. Весь мир поделился для нас на два
понятия "мы" и "они". "Они" - это все другие люди, не
имеющие отношения к коммуне, которым недоступно то, во что
посвятили нас. Большинство из нас были в возрасте, когда
обычно человек строит себя, свою семью, карьеру, будущее. Мы
отдали коммуне все, что у нас было - лучшие годы, деньги,
нереализованные способности, и вышли оттуда без семьи,
детей, денег, жилья, работы, профессии....Ошо умер в 1999
году. Согласно одной из версий, умер от СПИДа, согласно
другой - от многолетнего употребления лекарственных
препаратов наркотического действия. Вскрытия не было. Тело
Ошо сожгли по индийскому обряду. За месяц до его смерти
покончила с собой англичанка Вивек, которая в течение 30 лет
была буквально его тенью, и на всех лекциях неизменно сидела у его ног.
Ашрам Ошо в Пуне по-прежнему
существует. И там, как я уже сказал, находится очень много
израильтян. Мне повезло, я не заболел СПИДом и не покончил
собой после жизни в коммуне Ошо, поэтому я считаю себя
ответственным за то, чтобы рассказать как можно большему
числу людей об истинном лице Ошо и его последователей. Я был
наивен, увлекся идеями фальшивого лидера и едва не потерял
себя, свою личность. Жаль растраченной энергии, потерянных
лет. Я избегаю людей, которые по-прежнему находятся под
влиянием идей Ошо, а с теми, кто, подобно мне, от него
избавился, мне стыдно встречаться, точно так же, как им со мной. Нам не о чем вспоминать.
Шели Шрайман
Дом солнца
|