Разговор о Библии со сторонниками
Движения Новой Эры
Благовестие сторонникам Движения Новой
Эры - это сложная и ответственная задача. С одной
стороны, эти люди уже согласились с тем, что в их жизни
царит духовный вакуум, и активно пытаются заполнить его.
Таким образом, они, казалось бы, уже "на полпути" к
царству Божьему. С другой стороны, они приняли целый
набор идей, которые мешают им непредвзято понимать
Библию.
Часть I
Любая добросовестная попытка познакомить
сторонников Движения Новой Эры с Евангелием неизбежно
выливается в разговор о Библии. Хотя для христианина
такая беседа должна быть родной стихией, удовлетворение
по ее окончании чаще испытывает последователь Новой Эры,
а не христианин. Вот пример такой беседы:
Христианин: Вы верите в Иисуса?
Последователь Новой Эры: Да, я верю в
Иисуса… а также в Будду, Рамакришну и моего собственного
гуру.
Христианин: Но в Евангелии от Иоанна,
глава 14, стих 6, Иисус говорит: "Я есмь путь и истина и
жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня".
Последователь Новой Эры: Совершенно
верно! Я есмь - это истина и единственный путь.
Христианин: Что?!
Последователь Новой Эры: Присутствие Я
есмь или божественная искра в каждом из нас!
Христианин: Постойте. Иисус же говорил о
Себе...
Последователь Новой Эры: Да, и лишь
тогда, когда каждый из нас сможет сказать вместе с
Иисусом: Я есмь, - мы познаем Бога так, как Его знал
Иисус.
Христианин: Но во второй главе 1-го
Послания к Тимофею, стих 5, говорится, что человек
Христос Иисус есть единственный посредник между Богом и
человеком.
Последователь Новой Эры: О, это значит,
что единственным посредником является наше Сознание
Христа или Высшее Я.
Христианин: Вы рассматриваете Библию в
отрыве от контекста.
Последователь Новой Эры: А вы,
фундаменталисты, цепляетесь за каждое ее слово. Мы живем
в Новую Эру, и многое из Библии устарело! Конечно, в ней
есть и вечные истины, но только тогда, когда вы
признаете существование Всеобщей Мудрости во всех
религиях, эти истины вам откроются.
Христианин: Во 2-м Послании к Тимофею
3:16 говорится, что все Священное Писание богодухновенно
и полезно, поэтому Вы не можете подтвердить правоту
своих слов ссылками на Библию.
Последователь Новой Эры: Вы цитируете
Библию, чтобы доказать правоту Библии, и еще говорите
мне, что у меня нет доказательств? Кстати, мой гуру
основывает свое учение на Библии, потому что может
раскрыть ее эзотерический смысл. Но вы, фундаменталисты,
так помешаны на буквальном значении, что не понимаете
собственную книгу. (Конец разговора.)
В приведенном диалоге вера сторонника
Движения Новой Эры в мистицизм и своего гуру едва ли
была поколеблена. Христианин же, напротив, едва ли
исполнен энтузиазма и дальше свидетельствовать таким
людям. Создается впечатление, что слова и того и другого
не достигают цели, поскольку они исходят из совершенно
разных предпосылок. Как христианину преодолеть это
препятствие на пути к эффективному благовестию?
Позвольте мне выразить основной принцип.
В споре христианина с приверженцем
Движения Новой Эры постоянно возникает вопрос о том,
насколько нужно придерживаться Библии. Для христианина
Библия является авторитетным Словом Божиим. Все ее
учения истинны и не противоречат друг другу. Каждый
отрывок имеет лишь одно объективное истолкование,
которое и надо найти.
Для того чтобы найти истинный смысл
Библии, необходимо внимательно изучить контекст -
непосредственный контекст отрывка, контекст Писания в
целом и исторический контекст. Здесь Библия может
говорить сама за себя.
Сторонники Движения Новой Эры, напротив,
не только игнорируют библейское утверждение о том, что
Библия есть единственное богодухновенное Писание, - они
отказывают ей даже в том минимальном уважении, которого
заслуживает любое литературное произведение: быть
объективно понятой на ее условиях. Это объясняется тем,
что они подходят к Библии с предубеждением, основанным
на том, чему они склонны доверять: на интуиции и опыте.
Испив из источника мистического и
психического опыта и погрузившись в оккультные учения,
заимствованные из этого источника, последователи Новой
Эры обычно воспринимают лишь те идеи, которые
подтверждают их собственные интуитивные представления.
Например, если учение отрицает божественное единство
всех вещей и глубинную гармонию всех мировых религий,
они отвергают его. Однако последователи Новой Эры
относят христианство к числу таких гармоничных религий,
а потому многие из них просто не могут допустить, что
христианские Писания действительно отрицают эту гармонию
и единство, - следовательно, "фундаменталисты" просто
неправильно их понимают.
Соответственно, сторонникам Движения
Новой Эры очень нелегко позволить Библии говорить самой
за себя. Пытаясь найти в ней скрытый или мистический
смысл, они полностью упускают из вида ее очевидный
исторический смысл. Ведь библейские откровения имеют
изначально экзотерический (т.е. ясный и общедоступный),
а неэзотерический (т.е. тайный и недоступный) характер
(Ис. 45:19; 48:16; Mк. 4:22; Ин. 18:20; Деян. 26:26).
Бог Библии исторически открывался посредством пророчеств
и чудес. Поэтому библейское спасение объективно: сначала
оно предлагается разуму из внешних источников
посредством пяти чувств.
Когда последователи Новой Эры
субъективно переделывают Писание по эзотерическому
шаблону, они совершают ошибку, которую никогда не
следует делать ищущему истину. Они заранее полагают, что
их собственное понимание Высшей Реальности единственно
возможно, и не рассматривают серьезно противоположные
точки зрения.
Сторонникам Движения Новой Эры следует
указать, что они тоже повинны в "грехе"
эксклюзивизма. Но если христиане исключают прочие
точки зрения, решительно их отрицая, то последователи
Новой Эры делают то же самое, нечестно принимая (т.е.
заново перетолковывая) их.
***
Эксклюзивизм - признание своей
точки зрения единственно правильной, т.е. прямое или
косвенное утверждение неправоты всех прочих точек зрения
(прим. Ред.)
***
Мы не просим сторонников Движения Новой
Эры слепо принять наше толкование Библии, но призываем
их стремиться к объективному пониманию ее учений. И если
они обнаружат, что Библия проповедует мировоззрение,
противоречащее их собственному, то мы просим их, как
искренне ищущих истину людей, серьезно взвесить все
доводы в пользу библейской точки зрения, прежде чем
отвергнуть ее.
Если приверженцы Новой Эры согласятся
подойти к Библии объективно, у нас появится возможность
призвать их к честности, когда они начинают
рассматривать Библию вне контекста. А когда они начнут
рассматривать утверждения Библии в контексте, сила
Евангелия получит возможность проникнуть в их разум и
сердце.
***
Читайте также по теме:
***
ЧАСТЬ II
В первой части статьи я предложил общую
стратегию того, как можно обличить приверженцев Новой
Эры, если они начинают бесчестно обращаться со Священным
Писанием. Теперь я продемонстрирую вам три шага, которые
следует предпринять, когда сторонники Движения Новой Эры
в своей обычной манере искажают смысл библейских
текстов: (1) укажите, каким образом непосредственный
контекст данного отрывка свидетельствует в пользу иного
толкования, нежели предложенное ими; (2) приведите
примеры из более широкого контекста Библии,
противоречащие их точке зрения; (3) покажите, что тот,
на чьи слова в Библии они ссылаются в подтверждение
своей правоты, на самом деле твердо придерживался
учения, которое противоречит их взглядам.
Хотя предложенный подход можно
продемонстрировать на примере любого учения, которое
последователи Новой Эры пытаются найти в Библии, рамки
этой статьи позволяют рассмотреть лишь одно из них. Я
выбрал основополагающее учение Движения Новой Эры о
божественности всех вещей.
Деяния 17:28
В подтверждение учения о том, что
человечество и мир являются частью сущности Бога
(пантеизм: "Бог есть все"; или, в некоторых случаях,
панентеизм: "Бог есть во всем"), сторонники Движения
Новой Эры иногда ссылаются на слова апостола Павла в
Деяниях 17:28: "Им мы живем и движемся и существуем, как
и некоторые из ваших стихотворцев говорили...".
Соглашается ли здесь апостол Павел с пантеистической
философией "стихотворцев"-стоиков Арата и Клеанта,
которых цитирует? Такой вывод ничем не оправдан.
Конечно, Павел здесь пытается найти
общий язык со своей греческой аудиторией, чтобы на этом
построить свою проповедь Евангелия. С этой целью он и
цитирует высказывание, с которым - по крайней мере в
некоторой степени - христианин может согласиться. Ведь
утверждение, которое цитирует Павел, само по себе вполне
согласуется с библейским учением о вездесущности Бога.
Иными словами, раз нет места, где Бог не существует, мы
можем с полным правом считать, что Он объемлет все, Им
созданное, (ничто и нигде во Вселенной не находится вне
безграничной сферы Его присутствия и сущности). Вот и
все, что хотел сказать Павел. В его словах нет и намека
на то, что Творец и Его творение тождественны или
единосущны. Мы убедимся в этом, прочитав речь Павла
целиком.
Очевидно, что Павел во многих вопросах
не согласен с пантеизмом в целом и с учением стоиков в
частности. 24-й стих начинается со слов о "Боге…
сотворившем мир и все, что в нем...". Павел, несомненно,
верит в онтологическое2 различие между Богом и миром и в
то, что существование мира зависит от Бога. Далее, в
стихах 24-25, Павел утверждает, что Бог не нуждается ни
в чем из творения для поддержания Своего существования.
Это утверждение было бы просто невозможно в рамках
стоической философии; современная философия Движения
Новой Эры также не может с ним согласиться, оставаясь
последовательной. Если мир единосущен Богу, то, по
определению, Бог не может быть независимым или свободным
от мира.
Заканчивая свою мысль, Павел говорит в
стихах 30-31, что Бог сейчас объявляет всем людям о
необходимости покаяться в идолопоклонстве, потому что Он
назначил день, в который будет праведно судить Вселенную
посредством Иисуса, Которого воскресил из мертвых. И
здесь мы видим, что отношения Бога с миром строятся на
суверенной иличностной основе, что Бог выступает как
законодатель и судья мира, и что Он чудесным образом
вмешивается в историю человечества, чтобы осудить грех и
спасти человека от него. Ни одно из этих действий Бога
не может быть истинным в рамках пантеистической системы,
но все они находятся в полном согласии с учением о
беспредельном, личностном, святом Боге
иудео-христианского теизма.
Евангелие от Луки 17:20-21
Еще более популярны среди последователей
Движения Новой Эры слова Иисуса из Евангелия от Луки
17:20-21. Фарисеи спросили Иисуса о том, когда придет
Царство Божие, и Он ответил:
"Не придет Царствие Божие приметным
образом, и не скажут: "вот оно здесь", или "вот, там".
Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть". В этих словах
нередко видят самую суть философии Движения Новой Эры, и
сторонники Движения, знакомые с этим отрывком, убеждены,
что Иисус - один из них.
Однако серьезное изучение контекста 17-й
главы Евангелия от Луки показывает, что мысль Иисуса
была бесконечно далека от пантеизма. Прежде всего,
обратим внимание на то, чего Иисус не говорил: Он не
утверждал, что "внутрь нас есть" сама сущность или
природа Бога. Он говорил конкретно о Царстве Божием,
понятии, смысл которого четко определен в Библии.
Царствие Божие - это правление Бога и Христа, а также
место, где Они правят (например, Отк. 11:15; 12:10).
Гражданами этого царства являются те, кто исполняет волю
Бога и Христа (Лк.11:12; Мф.7:21).
Фарисеи хотели знать, когда наступит
Царство Божье, о котором так часто говорил Иисус. Хотя
Иисус и учил, что Царство Божие придет со славой в
какой-то момент в будущем, Он также учил, что это
царство будет приходить постепенно, шаг за шагом, и его
первая фаза уже наступила (см. Мф.13:31-32). Наступила в
том смысле, что власть Царя уже обрела опору на земле,
когда ученики Иисуса повиновались Его указаниям.
Это вполне согласуется с тем, что
греческое слово entos ("внутри вас") можно перевести и
как "среди вас" (напр., NASB). Таким образом, Иисус
хотел сказать следующее: "Вы ждете, что установление
Царства будет огромным катаклизмом ("приметным образом")
и поэтому не хотите замечать, что Царь и Его подданные
уже находятся среди вас".
Если правильно понимать смысл выражения
"Царство Божие", совершенно очевидно, что Иисус никогда
не сказал бы фарисеям, что Его царство в тот момент
существовало в их душах. Ведь они твердо решили не
признавать Иисуса Царем и Мессией.
Более широкий библейский контекст
Толкование, которое дают сторонники
Новой Эры этим отрывкам, исключается не только их
непосредственным контекстом, но и контекстом библейской
традиции в целом - и даже в еще большей степени. Все
Писание предполагает, что отношения между Богом и Его
творением строятся по принципу субъект-объект.
Например, отделение человечества от Бога
никогда не объясняется субъективной слепотой человека,
не сознающего своего истинного единства с божеством, как
предполагает пантеистическое мировоззрение. Напротив,
грех, нарушение святого Закона Божьего, объективно и
реально отделяет нас от Него (Ис. 59:1-2).
В первой главе Библии мы видим, что мир
был создан Богом ex nihilo (из ничего) (ср. Пс. 32:6, 9;
Евр. 11:3; Рим. 4:17). Факт сотворения из ничего
подтверждается тем, что еврейское слово bara, которым
описывается первоначальное сотворение Вселенной и
человека, ни разу (в отличие от других еврейских слов,
означающих "творить") не употребляется в Писании
применительно к творению из ранее существовавшего
материала. Таким образом, Бог создал мир не из Самого
Себя. По своей сути человек - творение, и в нем нет
никакой искры Божией, которую можно было бы раздуть
посредством медитации или других способов, предлагаемых
Движением Новой Эры.
Безграничная пропасть между Творцом и
творением, явленная в первой главе Бытия,
последовательно проявляется на протяжении всего Писания
(напр., Пс. 101:26-28; 112: 4-6; 3 Цар. 8:27). Кстати,
отождествление творения с Богом осуждается, как причина
идолопоклонства (Рим. 1:18-25). По этой же причине
осуждается и гордыня человека: ведь человек - всего лишь
творение, и только Творец, от Которого исходит любая
слава человека, достоин поклонения (Ис. 2:11, 17, 22;
см. Пс. 99:3). Кроме того, человек, приписывающий себе
божественность, заслуживает особого осуждения Яхве (Ис.
47:8-11; Иез. 28:2, 6-9).
Именно в рамках этого фундаментального
теизма совершал Свое служение Господь Иисус. То же самое
можно сказать и об апостоле Павле. Хотя некоторые
утверждения Нового Завета, возможно, и звучат
пантеистически для уха пантеиста, он должен понимать,
что новозаветные авторы были правоверными
представителями иудейского теизма, в котором были
воспитаны. Таким образом, поскольку "спорные"
высказывания можно понять и в теистическом смысле,
именно теистическому толкованию следует отдать
предпочтение.
Иисус: иудей или индуист?
Многие сторонники Движения Новой Эры
скрепя сердце согласятся с тем, что Павел, возможно, и
не был пантеистом. Но пойти на такую же уступку в
отношении Иисуса они не могут. В общем, даже они
вынуждены признать несравненно высокий духовный статус
Иисуса в истории человечества. Если Его слова
противоречат их учениям, это серьезно поколеблет их веру
в мистицизм Новой Эры. Поэтому проповедники Новой Эры не
останавливались ни перед чем, лишь бы придать Иисусу
образ восточного учителя-мистика.
Во-первых, говорят они, Сам Иисус был
обычным человеком, как любой из нас. Однако, как и у
всех нас, внутри Него существовал божественный принцип
или принцип "Христа". В момент крещения Он, наконец,
продемонстрировал свою сущность Христа, обрел "сознание
Христа" (божественное самосознание) и тем самым стал
одним из "Христов". Таким образом, рассуждают они, Его
беспримерная жизнь доказывает истинность учения Новой
Эры (а не "фундаменталистского христианства"), поскольку
она доказывает безграничность возможностей человека.
Следуя примеру Иисуса, уверяют они, мы тоже можем стать
"Христами".
В 1899 году была опубликована книга Мирзы Гулама Ахмада, позднее переведенной на английский язык под названием
"Иисус в Индии".
В ней Ахмад повествует о том, как нашел на улице Хан Яр в Шринагаре могильный камень, на котором было написано, что здесь покоится пророк по имени Юз-Асаф. Ахмад сделал вывод, что это должна быть могила Иисуса.
Во-вторых, согласно многочисленным
публикациям Движения Новой Эры (например, "Евангелие
Иисуса Христа Эпохи Водолея" Леви), Иисус получил Свою
мудрость и силу не столько от своего родного еврейского
народа, сколько в ходе гипотетических (их реальность
невозможно подтвердить на основании Библии) дальних
путешествий по Азии и Средиземноморью. В таких
отдаленных местах, как Гималаи, Его якобы обучили
"тайнам" оккультного знания.
Сторонники Движения Новой Эры часто
добавляют, что Иисус отрекся от учения Своих еврейских
предков, в том числе от учения об искуплении кровью и
гневе Божием против греха - последним, в сущности, и
объясняется необходимость такого искупления. Некоторые
заходят столь далеко, что утверждают, будто Иисус
полностью отрекся от Яхве ("мстительного племенного
божества евреев") в пользу Своего небесного Отца,
Которого и открыл еврейскому народу как нового Бога.
В ответ христианин должен показать, что
Новый Завет - единственный дошедший до нас письменный
источник о жизни и проповедях Иисуса, написанный
очевидцами (в отличие от историй, основанных на видениях
оккультистов девятнадцатого и двадцатого веков!), -
никоим образом не подтверждает убеждения сторонников
Движения Новой Эры. Иисус сказал женщине у колодца: "Вы
не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся,
ибо спасение от иудеев" (Ин. 4:22). В своей Нагорной
проповеди (Мф. 5:17-18) Иисус заново утвердил весь закон
Ветхого Завета и сказал, что Он пришел с целью исполнить
его (включая и искупление кровью - см. Мф. 26:27-28).
Фарисеям, членам самой "фундаменталистской" секты в
иудаизме, Он заявил, что ветхозаветный Бог, Которому, по
их собственным словам, они поклонялись, и Его небесный
Отец - одно и то же Лицо (Ин. 8:54). Фактически, Иисус
утверждал, что Он является воплощением ветхозаветного
Яхве (Ин. 8:58, см. тж. Исх. 3:14-15).
Христиане должны предупреждать
последователей Движения Новой Эры, что, рассматривая
термин "Христос" (евр. "Машиах", что значит
"помазанник") в отрыве от его исторического значения,
они создали поддельного "Иисуса", отрекшись от живого
Господа (покажите им 1-е Коринфянам 11:3-4). В
надлежащем понимании слово "Христос" - это вовсе не
какой-то космический принцип, а титул конкретной
личности, обещанного царя-избавителя Израиля.
В книге Даниила 9:25-26 пришествие этой
личности предсказано с точностью до года, предсказана
была и Его жертвенная смерть за наши грехи. Иисус
родился в точном соответствии с пророчеством, и ангелы
назвали Его Христом в момент рождения (Лк 2:11). И
именно Святой Дух нисшел на Него в момент крещения, а не
какое-то мифическое "сознание Христа". Нигде в Новом
Завете слово "Христос" не употребляется в отношении
кого-либо или чего-либо, за исключением Иисуса. Кроме
того, апостол Иоанн назвал учение гностиков
(унаследованное сегодняшним Движением Новой Эры) о том,
что Иисус и Христос - две различные сущности, учением
антихриста (1-е Ин. 2:22).
Предложение сторонникам Движения Новой
Эры
Убедительно расставив все библейские
истины по своим местам, христианин может высказать
предположение, что сторонники Движения Новой Эры
исказили Библию по неведению. Однако теперь они знают
более чем достаточно, чтобы не использовать Библию и имя
Иисуса в угоду учению Новой Эры. Если они хотят и дальше
честно идти прежним путем, для начала им придется
поверить, что Иисус попросту ошибался относительно Бога
и Своей миссии. Если они не готовы к этому шагу, им
придется серьезно бороться с Ним и Его правом на их
жизнь.
Как тот, кто уже уступил требованиям
Христа, вы можете сказать им, что бояться нечего.
Напротив, вы открыли, что лишь Он один способен
заполнить духовную пустоту, разъедающую человека изнутри
(Ин. 6:35; 7:37; 8:31-32).
Использованная литература и примечания
Эллиот Миллер
Центр апологетических исследований
|