Десять причин почему я не вайшнав
В своей жизни мне довелось искренне и
глубоко практиковать вайшнавизм [1] - пройти путь от
обычного бхакты-прихожанина [2] до брахмачари [3], а
позднее и до брахмана [4], главы вайшнавской миссии в
Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить
вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую
и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской
жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я
хочу представить читателю десятку самых существенных
причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.
Причина 1
Я не вайшнав потому, что так
хочет Бог. В свое время мой Господь четко и
недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с
которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять
прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить
желание Бога - самое важное в духовной жизни человека по
учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь
этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.
Причина 2
Я не вайшнав потому, что
моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды
последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как
Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько
было в моих силах, следовал Его наставлениям и
руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти
к Нему не существует, что только Иисус является истинным
и единственным Спасителем человечества, и воля Бога
Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей,
философий и религий приняли Иисуса Христа как своего
Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также
показал исключительность пути Христа: нельзя разделять
служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь
это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа - значит
быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру
[5] в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса.
Христу нужно быть преданным на сто процентов.
Причина 3
Я не вайшнав потому, что в
вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую
связь с "высшим", я испытывал определенные переживания
во время повторения Харе Кришна мантры [6] и особенно
мантры гайятри [7]. Были периоды, когда я испытывал
эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне
казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и
не встретился с Ним. Мое служение походило на некое
заочное общение, общение посредством телеграфа. Я
отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ.
Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не
состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все
шастры [8] пестрели описаниями о деяниях Кришны и его
общении с преданными.
Вайшнавы считают, что так как Личность
Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни
в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее
полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях.
На практике же, все ведические повествования остаются
картинками, навязанными извне, сам же человек остается
вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни
воображал.
В вайшнавизме я воображал Бога, в
христианстве я встретился с Ним.
Причина 4
Я не вайшнав потому, что в
вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В
учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви
человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности,
верности. Есть также учение о сострадании Бога к
человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в
шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами
фраза "Бог есть любовь" позаимствована на самом деле из
Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении
Кришны ко всем живым существам, отношении
равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В
христианском же богословии тема любви Бога к падшему
человечеству - сильной, пламенной отцовской любви -
является одной из центральных. С этого, собственно, и
начинается христианское благовестие, все остальные
концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в
учении о любви Бога, но в переживании ее, живом
непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать
о ней, воспевать ее и "поклоняться на расстоянии" можно
много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В
христианстве я это нашел, а в вайшнавизме - нет.
Причина 5
Я не вайшнав потому, что в
вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку.
Опять же - это логично, ведь если Кришна не любит
человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь
ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не
советуют увлекаться материальной помощью, ибо это
запутывает помогающего в сетях "хорошей кармы [9]",
которую также потом придется "отрабатывать". Сердечная
привязанность к другим людям прямо порицается под
страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется
рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к
Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно
любить своих жен, детям - родителей, родителям - детей,
потому что по вайшнавскому учению эта привязанность
может лишить вас встречи с Богом в посмертии.
Неудивительно, что на практике такое
учение делает людей равнодушными, жестокосердными,
непривязанными к ближним, чему следствие - частые
разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из
религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних
(ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.).
Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь
есть существенное отличие: если христианин является
практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в
богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые
грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются
крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему
грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не
усматривают.
Причина 6
Я не вайшнав потому, что не
хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному
учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру
взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним
пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту -
воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и
поклоняются ей.
Безусловно, духовный человек нуждается
в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль
в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о
бренности и ограниченности человека, о том, что нет
человека, свободного от недостатков и несовершенств и
никто не является совершенным наставником, кроме
единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус
из всех людей ни разу не согрешил - не потому, что был
трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной
заповеди Господней - не солгал, не обманул, не ошибся.
Все остальные люди, в том числе даже великие святые,
оставались несовершенными ограниченными созданиями, не
свободными от греха. А поэтому никто из людей не
заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания,
никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться.
Святые не являются для нас источниками Света, но только
зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.
Вайшнавы же обожествляют обыкновенных
грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями,
нарушением человеческих и божьих законов - обманом,
ложью, исповедуют двойные стандарты - милостивы к
богатым и требовательны к рядовым последователям. На
личных банковских счетах многих вайшнавских гуру -
миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и
ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и
все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять
такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас
погубит. В христианстве же роль наставника не
абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только
один полностью совершенный человек - Бог воплотившийся,
Иисус Христос.
Причина 7
Я не вайшнав потому, что не
хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в
вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник
(лампатах [10]). В Ведах [11] он предписывает один путь
спасения, в Упанишадах [12] другой, в Пуранах [13]
третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем
многие из им самими же предписанных духовных практик он
не стесняется потом называть ложными, а людей им
следующих - тупицами (муддха). Таким образом, львиная
доля ведической литературы самим же автором признается
вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре
[14]). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть
и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто
процентов уже нельзя никогда. Кришна - мастер обмана и
иллюзий, в то время как Христос никого никогда не
обманывал. Христу я могу довериться, Кришне - нет.
***
Читайте также по теме:
***
Причина 8
Я не вайшнав потому, что не
хочу обмануться в религии. Христианство исторично и
реалистично, библейские книги, и в особенности Новый
Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей,
тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние
шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие
школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все
давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция
учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата
были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де
заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу
большей древности. Соответственно, вайшнавское учение
объявляется "старшим братом" библейского. При этом
никого из последователей вайшнавизма почему-то не
настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские
сампрадаи [15] имеют своими основателями средневековых
учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в
XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа - в XI-XII
веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка - в XI веке, а
основатель Брахма-сампрадаи Мадхва - в XII-XIII веках.
Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно
отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного
доктринального течения в индуизме можно только со
средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих
ачарьев [16]? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее
всего, поклонение Вишну было лишь частью системы
почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом
случае говорить о сугубой древности вайшнавской
трактовки шастр можно только в сослагательном
наклонении.
Да и с датировкой самих шастр ситуация
ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог
скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии
сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое
гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется
VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный
вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в
этом вопросе правоту современных ученых. Проведя
собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану
X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением
одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной
к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку
самые разные писатели и поэты. Последующие за
Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично
умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и
авторитетные священные книги мира.
Кроме того, многие ученые сходятся еще
и на том, что сам по себе образ Кришны - собирательный,
что в историях о нем слились воедино сказки и мифы
разных времен и народов, причем героями этих мифов были
на самом деле разные личности, как исторические, так и
неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже
более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы
сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить?
Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой
слепоте и доверчивости.
Причина 9
Я не вайшнав потому, что в
вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все
духовные богатства, которые были когда-либо переданы
человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная
Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши
пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы
становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на
земле большего блаженства, чем переживание такого
единения с любимым Господом. Таким образом, царство
Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на
земле, и человек - всегда слабый и несовершенный человек
- приглашается и приобщается к божественной жизни уже
здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в
некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой
[17]. Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви,
не променяет его ни на что другое. Я был найден
Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.
Причина 10
Я не вайшнав потому, что в
вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не
только личную привязанность к Нему как к моему Учителю.
Безусловно, такая привязанность и личные отношения
дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и
послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о
Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел
на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.
Все христианство зиждется на
непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал
"се, Я с вами во все дни до скончания века".
Христианство начинается со встречи со Христом и никогда
уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает
закончиться - встреча с Богом, в христианстве является
всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к
нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас
из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому
христиане не ищут Бога - Он найден с самого начала, но
служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним
отношения. Наша парадигма - не поиск, наша парадигма -
исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И,
конечно, позитивное преданное служение Ему,
вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше
служение - ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка
таковую призвать.
Бог любит нас, и нигде и ни в ком
любовь Господа так ни проявляется так полно, как в
Иисусе Христе - Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой
человеческими чувствами.
В вайшнавизме же, несмотря на все
заверения о "принятии Христа", о признании Его мировым
гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там
нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.
Михаил Шелудько
Ставрос - 28.11.2011.
Примечание
1. Вайшнавизм - течение в индуизме,
почитающее верховным богом Вишну или Кришну.
2. Бхакта - то же, что верный;
почитатель и поклонник того или иного божества.
3. Брахмачари - кришнаитский монах.
4. Брахман - индуистский
священнослужитель, уполномоченный проповедовать,
совершать жертвоприношения и служить в храмах.
5. Гуру - духовный учитель.
6. Харе Кришна мантра - основная
молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют,
повторяют на четках, на нее медитируют.
7. Мантра гайятри - особенная молитва,
которую повторяют только мужчины-брахманы.
8. Шастры - санскритское название
священных писаний.
9. Карма - последствия деятельности
человека, определяющие его судьбу.
10. Термин встречается у Кришны
Чайтаньи в Шикшаштаке.
11. Веды - наиболее древние писания
индуизма, содержащие предписания поклонения различным
богам, а также заклинания, магические ритуалы и
славословия.
12. Упанишады - более поздние по
сравнению с Ведами произведения. В них содержатся
размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и
человеческой душе.
13. Пураны - самые поздние по времени
написания индуистские тексты, представляющие собой
эпические истории из жизни различных мудрецов, святых,
богов. Также Пураны содержат наставления касательно
поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы
признают правильными только три Пураны из 18-ти.
14. Самсара - круговорот повторяющихся
рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов,
ввергаются непреданные Богу души.
15. Сампрадая - цепь преемственности,
по которой от учителя к ученику передаются духовные
знания и мантры.
16. Ачарья - букв. тот, кто учит
собственным примером; авторитетный наставник в
вайшнавизме.
17. Аватара - нисшествие Всевышнего на
землю и воплощение в земном образе.
***
Читайте также по теме:
|