Поклонники Кришны в Краеведческом музее Екатеринбурга
Городской краеведческий музей всегда
считался одним из культурных и исторических центров
Екатеринбурга. Найти здесь можно всё – от старинных икон и
утвари XVIII века до списка гласных Екатеринбургской
городской думы и знаменитых уральских минералов. А пару
недель назад в здании музея на Малышева, 46 открылась
выставка под названием "Наследие Индии: философия
странствий".
Зал, в котором проходила выставка, резко
отличался от других не только экзотическим оформлением, но и
поразительной любезностью смотрителя. Молодой человек,
представившийся Игорем, сразу же настойчиво предложил
знакомиться со всеми материалами, читать любые буклеты,
повествующие о проводимом мероприятии, делать записи и даже
бесплатно читать выставленные на продажу книги. Предложенные
им материалы гласили: "Орисский стиль живописи называется
патачитра, и его центр - город Пури. Кроме славы
художнической вотчины, этот город имеет в Индии репутацию
крупного религиозного центра. Он знаменит храмом божества
Джаганнатхи, считающегося воплощением Кришны… Своё второе
духовное возрождение город пережил в конце 16 века в связи с
ренессансом вишнуизма – древнейшей традиции поклонения
Кришне, или Вишну. Это связано с пребыванием в нём Шри
Кришна Чайтаньи Махапрабху".
Впрочем, "традиция поклонения Кришне" была,
казалось, в полной мере продолжена не только в
древнеиндийском городе Пури, но и в Екатеринбургском
краеведческом музее. Висящие на стене картины изображали
одного и того же жеманного синекожего героя, а подписи под
ними гласили: "Кришна и пастушки", "Радха и Кришна", "Мама
Яшода привязывает Кришну". Складывалось впечатление, что
организаторы выставки решили разместить в уральском музее
весь семейный альбом Кришны.
- Кришна – это высший духовный абсолют,
единственное истинное божество, - услужливо пояснял тем
временем Игорь. – Он – воплощение полной любви, вы же
видите, как он смотрит на этих пастушек. Имеется в виду,
конечно, не плотское влечение, - тут же уточнил он.
***
Читайте также по теме:
***
Вглядываясь в довольное лицо "истинного
божества", я так и не смогла понять, как именно он смотрит
на пастушек, и перешла к просмотру разложенных на прилавке
книг. К моему удивлению, вместо древних индийских текстов
там был представлен ассортимент типичного
среднестатистического эзотерического магазина: книги
отечественных авторов "Аюрведическая харимантия",
"Чакравидья и планирование успеха", а также странным образом
попавший в эту компанию Шекспир и потрёпанные приключения Винни-Пуха.
Впрочем, вскоре мне попалась на глаза книга
под названием "Шри Гуру и его милость", на первых же
страницах которой красовались "Его Божественная Милость А.Ч.
Бхактиведанта Свами Прабхупада" и Б.Р. Шридхара Дева Госвами
Махараджа – основатели соответственно "Международного
общества сознания Кришны" и "Шри Чайтанья Сарасват Матха".
- Это книга великого святого, -
проникновенно сообщил Игорь. – Если вы не знали, даже в
Библии содержится пророчество о Кришне.
Мне, вообще-то, всегда казалось, что в
Библии содержатся пророчества о Христе, но спорить с
увлечённым кришнаитом я не решилась. Второй экскурсовод тем
временем уже повествовал немолодой семейной паре о разных
воплощениях Кришны у картины, которую он почему-то называл
"иконостасом". На прощание гостеприимные любители Индии
подарили мне брошюрку с завораживающим названием "Славяне и
Веды", сообщающую, что санскрит является языком полубогов и
заканчивающуюся словами "Харе Кришна"…
Если обратиться к религиоведам, в
справочнике "Религии и секты в современной России" (г.
Новосибирск), помимо "Международного Общества сознания
Кришны" (МОСК), существуют и другие неокришнаитские миссии,
действующие по преимуществу в христианских странах. Для
координации своей деятельности ими совместно с отдельными
представителями МОСК была учреждена "Международная
ассоциация вайшнавов". В краеведческом музее мы столкнулись
с одним из членов этой ассоциации - сектой "Шри Чайтанья Сарасват Матх".
- Справедливости ради надо сказать, что
Кришна в индуистском пантеоне есть, но занимает там далеко
не первое место, - комментирует член совета по вопросам
религиозных объединений при мэрии Ярославля Евгений
Мухтаров. - Это синекожий божок-пастушок, который предавался
любовным утехам с бесчисленным множеством земных пастушек.
Но Прабхупада поставил его, что называется, во главу угла,
и, чтобы подкрепить свое учение, заново "перевел"
древнеиндийскую Бхагавад-Гиту, снабдив ее своими
комментариями. Кришна приобрел в "переводе" Прабхупады
совсем уж аморальный вид человека, имеющего 16 108 жен,
который все равно на полгода погружает землю во тьму, чтобы
развлечься еще и с сотней замужних дам.
Исследователи относят "Шри Чайтанья Сарасват
Матх" к разряду тоталитарных сект, не имеющих ничего общего
с традиционным индуизмом. По учению организации, адептам
следует прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах
и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с
ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время
декламации или пения мантр. Каждый обитатель ашрама должен
ежедневно повторить "четыре круга" мантры. Мантра Кришны -
это формула, состоящая из 16 сочетаний слов "харе",
"Кришна", "рама". Считается, что ее произнесение освобождает
человека от материального мира и вызывает реальное
присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое
повторение одних и тех же слов вводит человека в особое
гипнотическое состояние, в котором он легко поддается
воздействию "духовного учителя", послушно участвует в
тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине.
- Что влечет людей в ашрамы (храмы,
собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада
проповедовал идеал "высшей" духовности, стремление к истине
и чистоте, - комментирует Юлия Денисенко, президент ОФ
"Центр помощи от деструктивных религиозных течений" (г.
Костанай). - Кроме того, кришнаиты призывают не причинять
насилия, хранить супружескую верность, как можно реже
злиться и ради любви к животным питаться исключительно
растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для
человека, страдающего от аморальности современного
"цивилизованного" мира. Но, как всегда, есть много "но".
Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от
сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу.
По учению кришнаитов, женщина – это существо
второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело - это
наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а
потому ее участь - поклоняться мужчине. Что же касается
детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и
лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна.
Известны случаи, когда русские дети вывозились на
"воспитание" в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в
пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том
числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама.
Такое отношение к детям становится понятным, если вспомнить,
что криштаиты считают детей "побочными продуктами тела":
"Побочные продукты тела, а именно дети",
"человек, который… считает побочные продукты тела своими
родственниками, а землю, на которой родился, достойной
поклонения… должен считаться подобным ослу" ("Бхагавад-Гита
как она есть", глава 2, комментарий к тексту 20, глава 3,
комментарий к тексту 40). Кроме того, кришнаизм
провозглашает: "Любой человек, действующий в сознании
Кришны… даже убивая, не совершает убийства" ("Бхагавад-Гита,
как она есть", глава 18, комментарий к тексту 17).
Представители Центра религиоведческих
исследований (г. Москва) считают, что проводимая в
краеведческом музее выставка является ничем иным, как
способом вербовки горожан в неокришнаитскую секту.
Подтверждает эту мысль и тот факт, что услужливые
организаторы выставки предлагали всем посетителям заполнить
анкеты со своими координатами, дабы те могли оповещать их и
о других мероприятиях секты. Я оставила только электронный
адрес – а перед выходом из зала увидела свою анкету, где в
графе "Впечатления о выставке" чьей-то заботливой рукой уже
было вписано: "Понравилось, хочу встретиться". После этого
моё желание снова встречаться с поклонниками Кришны полностью исчезло.
Представитель отделения
Центра религиоведческих исследований
в Уральском федеральном округе
Ксения Кириллова
Молодежный отдел Екатеринбургской епархии - 13.12.2007.
|