Трагедия Алексея Каткова. Молодой
ученый, начавший пропагандировать Порфирия Иванова в
70-80-х годах, потом разоблачил лжеучителя
В январе 1978 г. в московском журнале
"Химия и жизнь" появилась первая статья о Порфирии
Иванове, в которой благосклонно оценивался его опыт
закалки. Автором этой статьи был 28-летний кандидат
медицинских наук Алексей Юрьевич Катков. Молодой учёный
писал:
"Сочетание разумного, дозированного
голода и приёмов активного самовнушения – неотъемлемые
части всей системы закаливания холодом, разработанной П.
К. Ивановым. По устойчивости и холоду, этот 80-летний
человек, пожалуй, не уступает австралийскому аборигену.
<...> …в течение 45 лет П. К. Иванов еженедельно
голодает (начинает с 18.00 в пятницу и заканчивает в
12.00 в воскресенье). И не просто голодает, а
прогуливается в одних шортах, не делая исключения даже
зимой. Живёт он не в тропиках – в Ростове-на-Дону".
(Голод против холода // Химия и жизнь. 1978. №1.
С.55-58.)
Религиозная утопия Иванова и его
психическое заболевание остались автором незамеченными.
Разумеется, статья в специализированном журнале, не
могла сделать Иванова известным всей стране. Слава к
нему пришла позднее в 1982 г., когда о Паршеке написал
популярный журнал "Огонёк" (Власов С. Эксперимент длиною
в полвека. №8.С.30-31). В те же февральские дни 1982 г.
хвалебную статью о Порфирии Иванове написал и Катков в
еженедельнике "Неделя" (Исцеление водой №7.15-21
февраля). Без преувеличения можно считать Каткова одним
из главных популяризаторов Иванова в те годы. Статьи
московского учёного высоко ценил и сам Паршек, он любил
их перечитывать и пересказывал их своим гостям.
А. Ю. Катков с отличием окончил Второй
московский государственный медицинский институт им. Н.
И. Пирогова. В 1976 защитил диссертацию по теме
"Динамика парциального давления газов в альвеолярном
воздухе при различных режимах двигательной активности в
условиях гипоксии" (14.00.32 – Космическая и авиационная
медицина). Работал в НИИ медико-биологических проблем АН
СССР. Был аспирантом у академика Н. А. Агаджаняна.
Алексей Юрьевич был очень увлечён йогой. Целый ряд его
статей в журнале "Химия и жизнь" был посвящён изучению
благотворного влияния этой восточной религиозной
практики на человеческий организм (См.: Агаджанян Н. А.,
Катков А. Ю. Йоги владеют анабиозом? // Химия и жизнь.
1974. №10. С.28-31; Катков А. Ю. Боль побеждают не
только йоги // Химия и жизнь. 1975. №10.С.96-98; Его же.
Где ключ к анабиозу йогов? // Химия и жизнь. 1976.
№12.С.107-109; Его же. "Сон йогов" глазами физиолога//
Химия и жизнь. 1979. №6. С.41-43).
В соавторстве с Агаджаняном он написал
книгу "Резервы нашего организма" (1979). В 1987 г. вышла
его монография "Адаптация к гипоксии и биоэкономика
внешнего дыхания". Однако так случилось, что сигнальный
экземпляр этой книги вышел в день смерти автора. 19
апреля 1987 г. (14 апреля он отпраздновал свой 38-й день
рождения) Катков погиб. Обстоятельства его смерти
описывает московский йог Виктор Бойко, автор "Истории
йоги в России":
"…во время зимнего восхождения на
Эльбрус погиб Алексей Катков. В штормовую погоду он
решил не отступать, преодолеть разбушевавшуюся стихию и
покорить очередной пик горного исполина. Но силы
оказались неравными. <…> Алексей любил горы, верил в
беспредельные возможности человека, настойчиво изучал
пути расширения этих возможностей. Все новое он
испытывал вначале на себе и только затем на
добровольцах. Вот уже несколько лет с женой и тремя
малолетними сыновьями он проводил время в горах,
устанавливая палатку на ледниках. Детей своих поил талой
водой и учил эффективно дышать пьянящим воздухом гор.
Фундамент для своей смены и в семье и в науке Алексей
Катков заложил прочный, но реализовать свои безграничные
планы ему, к несчастью, не удалось".
Катков был лично знаком с Порфирием
Корнеевичем. Из этого общения учёный, в конце концов,
сделал неутешительные для Иванова выводы:
"Еще тогда, в 79, он первым работал с
Порфирием Ивановым, исследовал его и снял о нем
потрясающе интересный фильм, - вспоминает Бойко, -
фрагменты из которого показывал мне у себя дома, в
Чертаново. В ту пору, когда звон о чудотворце Порфирии
только начинал идти звон по Руси великой, Алексей при
мне подвел краткий итог своего исследования и
впечатлений от этого человека. – Да, - сказал он в
свойственной неторопливой манере, - Иванов действительно
не мерзнет. Здесь нет никакого фокуса, все чистая
правда. Только никому от этого не легче, и научить этому
никого нельзя. Дело в том, что Порфирий не чувствует
холода по одной простой причине: у него это сверхценная
идея, он параноик. Когда я это понял окончательно, то
даже как-то расстроился, я думал, что он владеет
каким-то методом быть неподвластным холоду. А это вообще
не лежит в сфере биологии либо физиологии, чистая
психиатрия: просто он в это абсолютно верит, что не
чувствует холода. И потому не чувствует его
действительно. Это тот же вариант, что и стигматики
Средневековья, причем такому образу веры всегда отвечает
определенная узость интеллекта. Порфирий – типичнейший
религиозный фанатик, который весь находится внутри того
факта, что он не мерзнет. Именно это отличает его от
всех людей, придает значимость, статус и т.д. Кроме того
он экспортирует свою идею в массы, причем достаточно
примитивным образом, разрабатывая некую "систему" для
прочих, чтобы они могли приблизиться к нему по своим
качествам, а, следовательно, приблизиться к Богу,
который его этими качествами снабдил. Смешно, но
грустно. Вот увидишь, у него будет своя какая-нибудь
секта" [Бойко В. История йоги в России //
http://www.realyoga.ru/Library/books/yoga_history/52/356.html].
Алексей Катков
***
Читайте также по теме:
***
К сожалению, для широкого читателя,
мнение учёного осталось неизвестным. Сегодня о Каткове
мало кто вспоминает. Большинство из современных
последователей Порфирия Иванова и вовсе ничего не знает
о судьбе первооткрывателя их кумира. К своей смерти
Катков шёл через увлечение йогой, обольщение Порфирием
Ивановым, через сциентический утопизм. Трагическая
развязка стала результатом духовных блужданий,
результатом многолетнего атеистического воспитания в
СССР. Хочется надеяться, что трагедия Алексея Каткова
всё же окажет отрезвляющее влияние на нынешних
последователей Паршека, ищущих здоровья и вечной жизни в
опыте психически больного человека.
Алексий Слюсаренко, иерей
Центр свщмч. Иринея Лионского - 04.09.2012.
|