Порфирий Иванов
Основатель: Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983).
Дата основания: 1933 (1932?).
Источники учения: "тетради" Порфирия Иванова.
Официальные издания: Регулярного печатного
издания нет. Идеи Иванова пропагандируются через газеты
целительского толка, такие как "Знахарь", "Целитель плюс" и
др., издаются книги, распространяются видеофильмы и
"самиздатовские" брошюры. Проводятся фотовыставки, семинары,
конференции, пропагандирующие учение в рамках возрождения
методов народного целительства или в контексте развития идей
Вернадского и Циолковского.
Центры: 1) Чувилкин бугор в с.
Ореховка Луганской области, где на Порфирия Иванова снизошло
озарение; 2) хутор Верхний Кондрючий - место захоронения
Порфирия Иванова, там же построен "Дом Здоровья" - духовный
центр всех последователей Иванова.
Организационная структура: Единого центра у
движения нет, хотя упоминаются 12 учеников "внутреннего
круга", якобы избранные самим Порфирием Ивановым. За ними
негласно признается руководящая роль в распространении
учения, координации и руководстве отдельными группами последователей.
Деятельность: Существующие
объединения последователей Иванова действуют под видом
культурно-просветительских организаций и движений,
лечебно-оздоровительных (профилактических) групп здоровья.
Численность: В крупных городах не
более 50-100 человек активных последователей, которые
организовывают все официальные мероприятия.
История: Порфирий Корнеевич Иванов
родился в 1898 году в селе Ореховка Ворошиловградской (ныне
Луганской) области, на Украине, в многодетной семье шахтера.
Паршек (как звали его родные) окончил 4 класса
церковно-приходской школы, после чего побывал и шахтером, и
рабочим, и колхозником. В молодости Иванов ничем не
отличался от своих сверстников. Но в 1933 году на него
снизошло озарение, когда во сне ему открылся смысл
человеческого существования - обретение потерянного единения
с природой, получение от нее силы и отказ от
"неестественных" потребностей в пище, одежде, жилище. В
течение следующих 50-ти лет Паршек вел жизнь "русского
йога": круглый год ходил без одежды, обливался холодной
водой, голодал 4 раза в неделю. Жизнь Порфирия Иванова в
изложении его последователей изобиловала чудесами и
сверхъестественными явлениями (2, кн. 1, с. 131). После
смерти Иванова осталось около 300 тетрадей-рукописей с
записями его личных наблюдений и размышлений, которые для
приверженцев идей Паршека приобрели вероучительное значение.
***
Читайте также по теме:
***
Основные принципы мировоззрения иванова:
Мировоззрение Порфирия Иванова не было самобытным. В его
тетрадях религиоведы находят ссылки на Ветхий Завет,
публикации Свидетелей Иеговы, на статью В. Сидорова "Семь
дней в Гималаях" (3, 7). Отвечая на письма своих
последователей, Иванов пользовался трудами Ленина, Маркса и
Энгельса (1, с. 32), а некоторые его стихи и гимны написаны
на мотив "Интернационала" и "Марсельезы".
"Детка". Основой пропагандируемого
Паршеком учения является "Детка" - оздоровительная система,
основанная на использовании природных средств. По
представлениям Порфирия Иванова, "Детка" должна была сыграть
связующую роль в процессе перехода человечества на более
высокий эволюционный уровень. Основные понятия "Детки" -
Природа, Чувилкин бугор и сам Паршек.
Природа. Иванов постоянно размышляет
о могуществе природы, приписывая ей всестороннее влияние на
человека: "Всем судьба - Природа"; "Сильнее Природы нет
ничего. Она всему дело есть главное: что захочет, то и
сделает" (3, с. 19). Личность самого Паршека рассматривается
только в контексте тесного взаимодействия с природой. С
одной стороны, "он без Природы ни шагу", а с другой, "она за
Паршека, она не хочет портить Его Идею". Благодаря природе
он научился удалять от человека "этого злого врага" -
болезни. И это позволяет Иванову воскликнуть: "Я есть меж
людьми Бог за Свою такую работу, за то, что делаю Сам в
людях" (3, с. 21). Благодаря тем же полученным от природы
силам все человечество может рассчитывать на бессмертие:
"Умирать совершенно перестанем... природа... она нам даст
нашу жизнь" (4, с. 150).
Чувилкин бугор. Для Иванова и его
последователей этот клочок земли в с. Ореховка Луганской
области - олицетворение нетронутой рукой человека природы:
"Его земля никем не занятая от Адама лет" (4, с. 131). "Это
есть наше райское место", - поют ивановцы в гимне "Слава
жизни" (1, с. 57). Согласно представлениям Иванова, бугор
обладает жизнью, сознанием и мистическими силами: "он живой
и воскресающий" (4, с. 141), "любит правду" (4, с. 139),
"там мудрость одна", "это наше первоначальное живое тело",
"путь", "наставление", которое всех нас приведет к вечной
жизни, поскольку "вечного характера жизнь оттуда не уходила"
(3, с. 19-20). Именно благодаря Чувилкиному бугру Паршек
обрел могущественные силы и стал учителем. Под
сверхъестественным воздействием бугра должно произойти
радикальное изменение всей жизни людей. Иванов явно проводит
параллель между Голгофой и Чувилкиным бугром, где он "смерть
изгонит, а жизнь во славу введет" (3, с. 20). "Чувилкин
бугор это будет человеку слава, она его такого вот примет,
ему его жизнь даст" (4, с. 152). "Будет на человеке
бессмертие, которое будет вводиться в людях" (4, с. 131).
Паршек. По его собственным словам,
Паршек - "Победитель природы, Бог Земли. Он пришел на землю
для спасения жизни" (4, с. 136). "Просите Его вы все,
умоляйте - того, чего вам в жизни надо, ОН за вас
заступится" (3, с. 21). Однако Паршек - лишь посредник,
передающий людям чудодейственные силы Природы. Через Паршека
Природа "одарила людей счастьем и ввела им их здоровье на
веки веков" (3, с. 21). Паршек - ключевая фигура в
реализации конечной цели человека: "Вы все люди через Меня,
как Бога, добьетесь бессмертия, умирать перестанете. Вы
будете жить вечно из-за славы вашей" (3, с. 21). Таким
образом, Паршек видел свою миссию в том, чтобы в течение
своей жизни достичь "богова" состояния и указать всем путь к
обретению бессмертия.
Представления о боге: В трудах
Иванова явно прослеживаются попытки провести параллель между
христианским учением о Троице, грядущем Царством Господа
Иисуса Христа и ключевыми понятиями его собственной системы:
Бог Отец противопоставляется обожествленной природе; Паршек
как победитель природы претендует на роль Иисуса Христа и
воплощение Святого Духа; а Чувилкину бугру отводится роль
места будущего преображения человечества, где человек
обретет бессмертие. Все три элемента: природа - Паршек -
бугор, тесно взаимосвязаны и по отдельности теряют свое значение.
Представления Иванова о Боге
пантеистичны. По его словам, Бог растворен в природе и
подчинен ей. Природа становится как бы новой ипостасью Бога,
и через слияние с ней человек обретает спасение.
Сторонники "неохристианского" истолкования
воззрений Иванова объявляют его учение "верой Третьего
Завета - Завета Святого Духа, или Второго пришествия Христа"
(3, с. 5, 7). На этом основании они считают Иванова
возвратившимся Христом, в котором воплотился Святой Дух (5,
с. 4). Однако сам Паршек утверждал, что Отец и Сын уже
реализовали себя, а третьему, Духу Святому, это еще
предстоит. Святому Духу отводится ключевая роль в появлении
"нового человека". Но это не Святой Дух Евангелия, а некая
космическая энергия, о которой Иванов пишет: "Эволюция не
признает ни отца, ни сына - у нее Дух Святой, у нее азот, а
человек этому принадлежит" (3, с. 7). Явление Духа будет
означать начало "эволюционной истории" человечества.
Порфирию Иванову в этом процессе также отведена особая роль:
"Паршек отцу и сыну на смену эволюционно пришел, в люди ввел дух" (3, с. 24).
Заслуживают внимания и атеистические
высказывания Паршека о том, что Бога в принципе не
существует, что "Бог - это эволюционно движущийся человек"
(1, с. 36), и что "...бог пребывает не на небе, а на земле -
в людях, кои сумели одержать победу над собою" (6, с. 2).
Мессианские идеи: Всю систему
религиозных воззрений Иванова пронизывает идея мессианства,
которая, однако, излагается довольно противоречивым образом.
С одной стороны, мессия уже пришел, это сам Иванов, Христос
второго пришествия (1, с. 42), и в нем же воплотился Святой
Дух (5, с. 4). С другой стороны, Иванов - всего лишь земной
бог (в языческом понимании слова), победитель природы,
Учитель (4, с. 136), а мессии еще только предстоит родиться.
Сам Паршек поддерживал вторую точку зрения. Эти два
представления о мессианской роли Иванова постоянно путаются
в умах его последователей.
Спасение через эволюцию: Природа -
единственный источник жизни, от которого зависит судьба
человека, а эволюция - главный движущий процесс в развитии
человечества. В силу своих языческо-атеистических
представлений об окружающем мире, Паршек считал, что только
через единение с Природой посредством его методики
"закалки-тренировки" возможен переход человечества на иной
эволюционный уровень, где люди смогут обрести физическое
бессмертие. Но Иванов не верил в бессмертие души (духа):
"Здесь живете - остальное сон, мы живем в природе один раз,
а потом умираем на веки веков" (7, с. 1).
Пророчества: Встречаются также
высказывания, свидетельствующие о том, что Паршек делал
попытки предсказывать будущее человечества и отводил себе
роль религиозного лидера, вершащего судьбы всей Земли.
"Прозревая" будущее, он представлял себя "земным богом",
который "осудит всех за несправедливость" (2, т. 3, с. 139).
Паршек связывал определенные надежды с распространением
своей системы мировоззрения к 2000 году.
Общество будущего: Идеальное
человеческое общество, которое Иванов ожидал увидеть, он
называл "возобновленным Раем". В представлении Паршека
каждый человек на земле должен получать равные блага от
природы (что, кстати, Иванов и считал настоящим
коммунизмом). Он предполагал, что в новом обществе не будет
борьбы за материальные блага, и, как следствие, наступят
мир, дружба и любовь в межчеловеческих отношениях (4, с.
122-123). Таким образом, естественное состояние будущего
человечества в учении Иванова выглядит своеобразной утопией.
Будущее общество должно быть полностью лишено производства и
экономических отношений: "Пахать и сеять мы не будем,
добывать уголь, газ, руду не будем, есть, пить, спать,
одеваться и жить в доме не будем... Ни деньги, ни имущество
- ничто не спасет человека" (3, с. 35). Это утопическое
общество не должно иметь никаких государственных,
общественных, научных, образовательных и культурных
учреждений. Воплотить в жизнь эти идеи предполагалось в
общине на Чувилкином бугре, где в условиях "естественного
состояния" должны были быть решены основные онтологические
проблемы человека: избавление от болезней и смерти (4, с. 150, 152).
Современные течения: Официальной
организации и единого учения последователей Порфирия Иванова
не существует. Некоторые группы явно поклоняются Иванову как
Богу; другие утверждают, что Иванов - бог, но с маленькой
буквы. Именуя его богом, они не считают его первопричиной и
Творцом Вселенной, а лишь тем, кто указал путь к обретению
бессмертия. Третьи обращаются к Иванову только как к
целителю. В наши дни прослеживается тенденция к
переосмыслению идей Порфирия Иванова в
религиозно-философском направлении: ноосферном,
христологическом, сотериологическом, теософском. Особую
популярность учение Паршека приобретает в сочетании с идеями
Движения новой эры. Истинность его "непостижимого" во всей
полноте наследия многие последователи пытаются подтверждать
ссылками на Сатпрема, Рерихов, Даниила Андреева и других
авторов-эзотеристов. Подчеркивая схожесть методики Паршека с
религиозными техниками йоги, они называют его "русским
йогом". Те же, кто изображает Иванова просто великим
учителем нравственности, ссылаются на Ганди, Достоевского и
даже обращаются к христианскому богословию, что в корне
противоречит духу их учителя, не признававшего Церковь.
Ответ с позиции христианства
1. Главная особенность системы Иванова - в
ней нет места Христу. Это место занято Ивановым. Другой ее
особенностью является учение о возможности обрести
физическое бессмертие собственными силами и заслугами перед
Природой и Паршеком. Согласно же христианскому вероучению,
спасение от власти греха и смерти совершается крестными
страданиями Господа Иисуса Христа (Мф. 20:28; Евр. 9:26,
28). При этом уничтожается и "жало смерти", грех (1 Кор.
15:53), причина физической и духовной смерти.
2. Паршек отрицает бессмертие человеческой
души (7, с. 1). Но Священное Писание утверждает обратное:
"...тленному надлежит облечься в нетление, и смертному сему
облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:53).
3. Ивановцы ожидают обрести бессмертие в
физическом теле, здесь, на земле, посредством непрерывных
занятий "закалкой-тренировкой". Христианин же не связывает
свое спасение и вечную жизнь с зараженным грехом миром, а
ожидает обрести их в Царстве Небесном (Отк. 21:1-4).
Юрий Греченюк
Центр Апологетических Исследований, г. Санкт-Петербург
Использованная литература
1. Иванов П. К. Библия 20-го века (без в.д.).
2. Золотарев Ю. Г. Трилогия. М.-СПб: "Диля", 2001.
3. Балагушин. Система учителя Иванова - http://philosophy. ru/iphras/library/bal/03.html
4. Иванов П. К. Труды. М.: "Конон", 1992.
5. Акимов А. Учитель Иванов и Его Учение о Независимой Жизни Человека в Природе. Москва, 1996 - http://ivanov.univera.ee/stat1.html
6. Власов Сергей. Эксперимент длиною в полвека //Огонек № 8, 1982 - http://ivanov.univera.ee/stat6.html
7. Православная газета. 1996. № 10 (44) - http://orthodox.etel.ru/best/sect/ivanov.html
8. Бабаев Мирза. П. К. Иванов и его детки - http://zhurnal.ru/staff/mirza/pkivanov.html
Фото - Порфирий Иванов - www.epochtimes.ru
|