Мученица Татиана Гримблит
Память: 10/23 сентября, 10/23 июня (Собор Сибирских
святых)
"Вы можете тратить деньги на
красивую одежду и на сладкий кусок,
а я предпочитаю поскромнее одеться,
попроще поесть, а оставшиеся деньги
послать нуждающимся в них"
мученица Татиана Гримблит
Мученица Татиана родилась 14 декабря
1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного
управления Николая Гримблита. Образование Татьяна
получила в Томской гимназии, которую она окончила в 1920
году. В этом же году скончался ее отец, и она поступила
работать воспитательницей в детскую колонию "Ключи".
Семья
Гримблит (слева направо): Вера Антониновна (мать),
Татьяна, Николай Иванович (отец), Георгий, Борис, София
Воспитанная в глубоко христианском духе,
желая подвига и взыскуя совершенства в исполнении
заповедей Господних, она, едва окончив школу, посвятила
свою жизнь помощи ближним. В 1920 году завершилась на
территории Сибири гражданская война и начались репрессии
против народа, а вскоре и сама Сибирь с ее обширными
пространствами стала местом заключения и ссылок. В это
время благочестивая девица и ревностная христианка
Татьяна постановила себе за правило почти все
зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось
собрать в храмах города Томска, менять на продукты и
вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму.
Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из
заключенных не получает продуктовых передач, - и тем
передавала.
Мученица Татиана Гримблит. Икона
Покровского храма Бутырской тюрьмы
В 1923 году Татьяна повезла передачи
нуждающимся заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь
ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной
деятельности, которая заключалась в благотворительности
узникам, но через четыре месяца ее освободили. В 1925
году ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь
заключенным, но на этот раз ее освободили через семь
дней. После освобождения она по-прежнему продолжала
помогать заключенным. К этому времени она познакомилась
со многими выдающимися архиереями и священниками Русской
Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
Ее активная благотворительная
деятельность все более привлекала внимание сотрудников
ОГПУ и все более раздражала безбожников. Они стали
собирать сведения для ее ареста, которые, в конце
концов, свелись к следующей характеристике подвижницы,
ставшей со временем всероссийской благотворительницей:
"Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с
контрреволюционным элементом духовенства, которое
находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и
Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью
по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех
тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через
которых и производятся сборы".
6 мая 1925 года начальник секретного
отделения ОГПУ допросил Татьяну Николаевну о том,
помогала ли она сосланному духовенству и кому именно, а
также через кого она пересылала посылки в другие города.
Татьяна Николаевна ответила:
- С 1920 года я оказывала материальную
помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным,
находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме
и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались
по церквям и городу как в денежной форме, так и вещами и
продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с
попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла
в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя
епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не
знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на
то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю. В
Александровском централе я оказывала помощь священникам,
в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в
Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову,
епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову),
Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и
заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах
заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная
причин их заключения.
- Обращались ли вы к духовенству с
просьбой оказать содействие по сбору средств на
заключенных и ссыльных? - спросил следователь.
- Да, обращалась, но получала с их
стороны отказ, - ответила Татьяна, не желая впутывать в
это дело никого из знакомого ей духовенства.
- Кого вы знаете из лиц, производивших
помимо вас сборы на заключенных и ссыльных?
- Лиц, производивших помимо меня сборы,
не знаю.
На следующий день ОГПУ выписало ордер на
ее арест, и она была заключена в Томское ОГПУ.
Мученица Татиана Гримблит.
Фото из уголовного дела
18 мая следствие было закончено и ОГПУ
постановило: "Принимая во внимание, что дознанием не
представляется возможность добыть необходимые материалы
для гласного суда, но виновность… все же установлена, а
посему дознание считать законченным и, согласно приказу
ОГПУ за № 172, таковое направить в Особое Совещание при
Коллегии ОГПУ для применения… внесудебного наказания -
административной ссылки". Татьяна Николаевна вместе с
некоторыми другими арестованными священниками
рассматривалась как "вдохновительница тихоновского
движения в губернии. С удалением их из губернии
значительно поколеблются устои тихоновской организации".
Документы дела были препровождены в ОГПУ в Москве, а
после того, как здесь было принято решение о репрессиях
против арестованных, 26 марта 1926 года Особое Совещание
при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну
в Зырянский край на три года. 1 июля 1926 года Татьяна
Николаевна по этапу была доставлена в Усть-Сысольск.
15 июля 1927 года Особое Совещание при
Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну
этапом через всю страну в Казахстан на оставшийся срок.
15 декабря она прибыла в Туркестан. 19 декабря 1927 года
Особое Совещание постановило освободить ее, предоставив
ей право жить, где пожелает. О том, что она освобождена,
сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только 10 марта
1928 года, и 16 марта Татьяна Николаевна выехала в
Москву. Она поселилась неподалеку от храма святителя
Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый
священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Татьяна стала
постоянной прихожанкой храма Николы в Пыжах, где она
стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще
активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в
тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала
лично. Посещения заключенных и помощь им стали ее
подвигом и служением Христу. По выражению многих
святителей, стяжавших впоследствии мученический венец,
она стала для них новым Филаретом Милостивым. В подвиге
милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи
ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа,
никому уже не было тесно.
В начале тридцатых годов поднялась
очередная волна безбожных гонений на Русскую
Православную Церковь, когда были арестованы несколько
десятков тысяч священнослужителей и мирян. Сотни их были
арестованы и в Москве, и среди них 14 апреля 1931 года
была арестована и Татьяна. Через несколько дней
следователь допросил ее. Она рассказала, что
действительно помогала ссыльным и заключенным, но только
она, особенно вначале, помогала всем заключенным, вовсе
не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по
политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, -
для нее было важно только то, что они нуждались и не
имели того, кто бы им помогал.
30 апреля 1931 года Особое Совещание
приговорило Татьяну Гримблит к трем годам заключения в
концлагере, и она была отправлена в Вишерский
исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Здесь,
в лагере, она изучила медицину и стала работать
фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало
выбранному ею подвижническому пути - беззаветному
служению ближним. В 1932 году она была освобождена с
запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок.
Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский
Владимирской области. После окончания срока в 1933 году
Татьяна Николаевна поселилась в городе Александрове
Владимирской области и устроилась работать фельдшером в
больнице. В 1936 году она переехала в село Константиново
Московской области и стала работать лаборанткой в
Константиновской районной больнице.
Работая в больнице, и зачастую много
больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти
все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для
заключенных верующие люди, отдавала на помощь
находящемуся в заключении духовенству и православным
мирянам, ведя с ними активную переписку. В ее
деятельности для всех страждущих была ощутима не только
ее материальная поддержка, но и поддержка словом - в
письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные
периоды становилась единственным корреспондентом и
помощником. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря:
"Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил
и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой
теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил
его, - был для меня один из счастливых, и я прочитал его
раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке
Николаю и отцу Сергию - своему духовному отцу. Да!
Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите
Господа: это не от нас - Божий дар. Вы - по милости
Божией - поняли, что высшее счастье здесь - на земле -
это любить людей и помогать им. И Вы - слабенькая,
бедненькая - с Божьей помощью, как солнышко, своей
добротой согреваете обездоленных и помогаете, как
можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами
святого апостола Павла: "Сила Моя в немощи совершается".
Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти
этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро.
Трогательна и Ваша повесть о болезни и дальнейших
похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь,
что Вы, перенеся тяжелую болезнь, изучили медицину и
теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих,
одновременно и маленькие средства будете зарабатывать,
необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой
своей святой работой сколько слез утрете, сколько
страданий облегчите… Работаете в лаборатории, в аптеке?
Прекрасно. Вспоминайте святого великомученика
Пантелеймона Целителя и его коробочку с лекарствами в
руках (как на образах изображают) и о имени Господнем
работайте, трудитесь во славу Божию. Всякое лекарство,
рассыпаемое по порошкам, разливаемое по склянкам, да
будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу
Богу!"
Архиепископ Аверкий (Кедров),
находившийся в ссылке в городе Бирске в Башкирии, писал
Татьяне Николаевне: "Получил Ваше закрытое письмо, а
вслед за ним открытку. За то и другое приношу Вам
сердечную благодарность. Слава Богу - они по-прежнему
полны бодрости и света, крепкой веры и твердого упования
на промыслительную десницу Всевышнего. Слава Богу! Да
никогда не иссякнет и не умалится в душе Вашей этот
живоносный источник, который так облегчает здесь на
земле восприятие жизненных невзгод, несчастий, ударов,
неудач и разочарований. Не длинен еще пройденный путь
Вашей благословенной от Господа жизни, а между тем
сколько бурь пронеслось над Вашей главой. И не только
над головой: как острое оружие они прошли и через Ваше
сердце. Но не поколебали его и не сдвинули его с
краеугольного камня - скалы, на которой оно покоится, -
я разумею Христа Спасителя. Не погасили эти штормы в
Вашем милом сердце ярко горящий и пламенеющий огонь веры
святой. Слава Богу - радуюсь сему и преклоняюсь пред
Вашим этим подвигом непоколебимой преданности Творцу,
пред теми болезненными скорбями, испытаниями,
страданиями нравственными, через которые лежал Ваш путь
к этой победе в Вашей душе Христа над Велиаром, неба над
землей, света над тьмой. Спаси Вас Христос и сохрани,
помоги Вам и впредь неустрашимо и непоколебимо стоять на
божественной страже своего святого святых…"
Больше всего из земных мест Татьяна
Николаевна любила Дивеево, куда она приезжала часто и
где служил ее духовный отец протоиерей Павел Перуанский.
В одном из писем, написанном 5 сентября 1937 года
архиепископу Аверкию (Кедрову), еще находившемуся в то
время в ссылке в городе Бирске, беспокоясь о его судьбе,
так как отовсюду стали приходить известия об арестах
духовенства и мирян, она писала: "Дорогой мой Владыка
Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в
отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Саров,
Прекрасно провела там месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не
слаще, потому что больше любить невозможно. Да
благословит Бог тех людей, яркая красота души которых и
теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда
меня туда тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с
каждым разом все дольше. Навсегда б я там осталась, да
не было мне благословения на то. А на поездку во время
отпуска все благословили.
Откликайтесь, солнышко милое. А то я
беспокоюсь, не случилось ли с Вами чего недоброго.
Напомните мне географию. Далеко ли Бирск от Уфы? Пишите
мне, я уже крепко соскучилась о Вас, родной мой".
Вечером, в тот день, когда Татьяна
писала это письмо, она была арестована. Сотрудники НКВД
пришли ее арестовывать, когда она писала очередное
письмо священнику в ссылку, остановив его на полуслове.
Уходя в тюрьму, она оставила записку подруге, чтобы та
обо всем происшедшем уведомила ее мать. Сохраняя даже в
эти минуты мир и спокойствие, Татьяна Николаевна писала:
"Ольга родная, прости! Прибери все. Получи белье от
Дуни. Белье прибери в коробку, которая под кроватью.
Постель и одежду зашей в мешки (мешка здесь два, но ты
найди целые и чистые, в которых можно было бы все
послать маме). Когда меня угонят отсюда, то только через
десять дней пошли все маме, известив ее сначала о моем
аресте письмом. Напишешь письмо, а потом через пару дней
шли вещи. Деньги на пересылку у тебя будут. Деньги после
десяти дней вслед за вещами отправить маме, она мне
переводить будет и пересылать что надо. Ну, всех крепко
целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев
крест, тот, что на мне, - опять пойду. За Бога не только
в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью".
Допрашивал Татьяну начальник
Константиновского районного отделения НКВД Судаков.
- Обвиняемая Гримблит, при обыске у вас
изъята переписка с указанием массы адресов. Какие вы
имеете связи с указанными лицами, и кто они по
положению? - спросил он.
- Шесть человек, указанные в адресах,
являются священнослужителями, и все они были в
заключении и в этапах, а в данное время они находятся в
заключении и в минусах. Связь у меня с ними есть лишь
письмами. Остальные адреса моих родственников,
работающих в Москве и в Александрове.
После допроса заместитель начальника
Константиновского НКВД Смирницкий допросил в качестве
свидетелей сослуживцев Татьяны по Константиновской
районной больнице - врача, медсестру и бухгалтеров.
Они показали: "Мне известно, что
Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к
которому Гримблит не имела никакого отношения по
медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро
больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились
монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт
наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными
беседы на религиозные темы. На собрании сотрудников
больницы по вопросу о подписке на вновь выпущенный заем
Гримблит ни за, ни против в прениях не выступала, но при
голосовании за подписку на заем не голосовала".
"Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело
больного в палате, в присутствии больных и медперсонала
после его смерти встала и демонстративно его
перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в
тюрьмах царского строя с настоящим, Гримблит говорила:
"При советской власти можно встретить безобразных
моментов не меньше, чем прежде". Отвечая на вопросы о
том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила:
"Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь
заключенным и церковь". На вопрос о носимом ею на шее
кресте Гримблит неоднократно отвечала: "За носимый мною
на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня
его никто не снимет, а если кто попытается снять крест,
то снимет его лишь с моей головой, так как он надет
навечно". В 1936 году при обращении приехавшего одного
из заключенных Дмитлага для ночевки Гримблит при встрече
с ним спросила, по какой статье он сидит, и, получив
ответ, что он сидит по 58-й статье, с удовольствием
уступила для ночлега свою комнату, заявив, что она для
людей, сидящих по 58-й статье, всегда готова чем угодно
помочь. У Гримблит в период ее работы в больнице были
случаи ухода с работы в церковь для совершения
религиозных обрядов".
"Мне известно, что Гримблит очень
религиозный человек, ставившая религию выше всего. В
день Преображения в разговоре со мной Гримблит сказала:
"Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню,
как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в
церковь, отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь
нет никакого различия, но придет время, Господь покарает
и за все спросит". Мне также приходилось часто от
Гримблит слышать слова: "Придет все же время, когда тот,
кто не верует, будет после каяться и пострадает за это,
как страдаем в данное время мы, верующие". Кроме того,
Гримблит использовала свое служебное положение для
внедрения религиозных чувств среди стационарных больных.
Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным
сопровождала словами: "С Господом Богом". И одновременно
крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на
шею кресты".
"Относительно воспитания детей в
настоящее время Гримблит неоднократно говорила: "Что
хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем,
когда их родители сами не веруют и детям запрещают
веровать". И, упрекая родителей, говорила: "Как вы от
Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за все
спросит". В 1936 году моя девятилетняя дочка
рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за
что дала ей гостинцев".
После допросов свидетелей заместитель
начальника НКВД Константиновского района допросил
Татьяну.
- Обвиняемая Гримблит, не состояли ли вы
и не состоите ли в настоящее время в какой-либо
религиозной секте; если состоите, то каковы ее цели?
- Ни в какой секте я не состояла и не
состою.
- Обвиняемая Гримблит, из каких средств
вы оказывали помощь заключенным и не являетесь ли вы
членом какой-либо организации, ставящей своей задачей
оказание им помощи, а также внедрение религии в массы?
- Я ни в какой организации никогда не
состояла и не состою. Помощь заключенным и кому могу
помочь я оказываю из своих заработанных средств.
Внедрением религии в массы я никогда не занималась и не
занимаюсь.
- Какова причина вашей помощи в
большинстве случаев политзаключенным, а также причина
ведения вами переписки исключительно с
политзаключенными?
- Являясь религиозным человеком, я и
помощь оказывала только заключенным религиозникам, с
которыми встречалась на этапах и в заключении, и, выйдя
на свободу, переписывалась с ними. С остальной же частью
политзаключенных я никогда не имела никакой связи.
- Как вы проявлялись как религиозный
человек относительно советской власти и окружающего вас
народа?
- Перед властью и окружающими я
старалась проявить себя честным и добросовестным
работником и этим доказать, что и религиозный человек
может быть нужным и полезным членом общества. Своей
религиозности я не скрывала.
- Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы
себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за
время службы в Константиновской больнице?
- Никакой антисоветской агитации я нигде
никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне
говорили: "Вы бы получше оделись и поели, чем посылать
деньги кому-то", я отвечала: "Вы можете тратить деньги
на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю
поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги
послать нуждающимся в них".
После этих допросов Татьяна была
помещена в тюрьму в городе Загорске. 13 сентября 1937
года следствие было закончено и составлено обвинительное
заключение. 21 сентября перед отправкой обвинительного
заключения на решение тройки сотрудник НКВД Идельсон
вызвал Татьяну на допрос и, узнав, за что и когда она
арестовывалась раньше, спросил:
- Вы обвиняетесь в антисоветской
агитации. Признаете ли себя виновной?
- Виновной себя не признаю.
Антисоветской агитацией никогда не занималась.
- Вы также обвиняетесь в проведении
вредительства, сознательном умерщвлении больных в
больнице села Константинове. Признаете себя виновной?
- Виновной себя не признаю,
вредительской деятельностью никогда не занималась.
Прочитав протокол допроса, Татьяна
подписалась под фразой, оканчивающей протокол: "Записано
с моих слов верно, мной лично прочитано".
22 сентября тройка НКВД приговорила
Татьяну к расстрелу. На следующий день она была
отправлена в одну из Московских тюрем, где перед казнью
с нее была снята фотография для палача. Татьяна
Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937
года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне
Бутово под Москвой.
Память мученицы Татианы совершается
10/23 сентября, а также в день памяти Собора
Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
Дамаскин Орловский, игумен
Православие и мир - 02.06.2007.
***
Молитва мученице Татиане Томской:
- Молитва мученице Татиане Гримблит.
Мученица Татиана Томская - святая покровительница
социальных работников, людей, занимающихся служением
в тюрьмах, благотворительностью. К неё обращаются за утешением и помощью в
нуждах и скорбях, в заключении, для ободрения веры во время испытаний.
Акафист мученице Татиане Томской:
- Акафист мученице Татиане Томской
Канон мученице Татиане Томской:
Житийная и научно-историческая литература о мученице Татиане
Томской:
***
Сохранилась тетрадь со стихами мученицы
Татианы, содержащая как ранние произведения, начиная с
1920 года, так и более поздние, написанные в тюрьме и
лагере.
Книга со стихотворениями мученицы Татиана Гримблит
"Мне бы жизнь за Тебя положить"
Не великолепие стихотворного слога
влечет к себе читателя этих стихов, а в первую очередь
беспредельная, вечная любовь ко Христу, выраженная в
слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью
святой мученицы:
Вечная память
Ложь, клевета благодарностью будут
Мне за любовь, за труды.
Пусть меня каждый и все позабудут, –
Помни всегда только Ты.
Вечную память мне дай, умоляю,
Память Твою, мой Христос.
С радостью светлой мой путь продвигаю,
Муку мою кто унес?
Кто всю тоску, что мне сердце изъела,
Счастьем, любовью сменил,
Труд мой посильный в великое дело,
Благостно в подвиг вменил?
Кто же полюбит, в грехе без просвета,
Грязную душу мою?!
Только Твое сердце вечно согрето, –
Ближе к Кресту припаду.
Иго Твое – это благо святое,
Бремя же дивно легко,
Время молитвы – всегда дорогое,
Злоба и мир далеко.
Молодость, юность – в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана (1932).
|