Стефан Пермский
Стефан Пермский (ок. 1340 - 1396),
епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми,
апостол зырян 1>
Родился около 1340 года в городе Устюг в
семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого,
Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий
юродивый предсказал ей рождение святого сына
[1]. Под влиянием своей благочестивой
матери, обладая большими способностями, Стефан с юных
лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в
один год выучился читать и помогал отцу в церкви при
богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
Святитель Стефан Пермский. Икона с житием, 1-я
половина XVII века
В молодости святой принял иночество в
монастыре в честь святителя Григория Богослова в
Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием.
Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и
для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу
в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев
богатой церковной культурой, святой Стефан горел
желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян будущий святитель
составил азбуку их языка и перевел на него несколько
церковных книг. Для составления зырянской азбуки он
воспользовался денежными значками зырян, которые они
вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы).
Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в
сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской
деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379
году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял
тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня,
Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить
святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко
Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с
радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он
снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными
книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему
охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по
Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда
начинались поселения зырян. Его встретили крайне
враждебно: наметали костер дров, его самого окутали
соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему
с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие
обезоружили зырян, и они сами стали просить его
проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и
скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди
язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям,
камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и
древью".
Особо благоговели зыряне перед так
называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и
вышине береза [2] росла на возвышенном
месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву
добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию
невдалеке от березы и использовал собрания суеверных
язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем
святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения
суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился
к ним с проповедью:
"Судите сами, сильны ли боги ваши, когда
они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда
так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха
и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя
ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши?
Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и
Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как
Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра,
проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас,
будет благотворить вам, когда станете чтить Его
искренне".
На месте "прокудливой березы" святой
Стефан построил храм в честь Архангела Михаила,
низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали
истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные
деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные
для языческих жертвенников, они приносили святому
Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все
предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на
обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах
произошел после того, как святой Стефан посрамил их
главного жреца Пама [3], который
восстал против распространения святой веры. Жрец вступил
в спор со святым Стефаном. "У вас, христиан, - говорил
Пам, - один Бог, а у нас много помощников и на суше, и
на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее
избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они
сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам".
Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один;
Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно
по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание
своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же
потребовал от святого Стефана. "Я не повелеваю стихиями,
- смиренно отвечал святой Стефан, - но Христианский Бог
велик: иду с тобой". Пам затрепетал и молил избавить его
от верной смерти. "Вы свидетели, - сказал святой Стефан
собравшемуся народу, - сам он потребовал решить спор о
вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого
считать теперь Пама? Что с ним делать?" "Обманщика
предать смерти, - ответил народ, - если отпустить Пама,
он наделает тебе пакостей". "Нет, - ответил святой, -
Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а
учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его
упорство накажет его, но не я". Пам был выгнан. В
благодарность Господу за победу над главой язычников,
святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя
Николая. После этого проповедь святого о Христе стала
идти все успешнее.
Святитель Стефан Пермский увлекает за собой в огонь
зырянского волхва Пама. Оригинальный рисунок К. В.
Лебедева
В 1383 году святой Стефан был поставлен
митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как
любвеобильный отец он неустанно заботился о своей
пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель
Стефан при храмах открывал училища, где священные книги
изучались на пермском языке. Святитель присматривался к
учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них
ставить священников и диаконов. Некоторых учеников
святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель
строил церкви, в которых ставил священников из зырян,
ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан
перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные
чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь,
Октоих, несколько праздничных служб и Божественную
литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал
зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток
тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других
племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его
подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной
Пермской земли к Христианству - сам он крестил население
Малой Перми (позже - Коми край, т.е. бассейн реки
Вычегда) [4], а далее Веру
распространили его ученики и последователи. Это великое
дело было совершено силой веры и христианской любви.
Жизнь святителя - это победа веры над неверием, любви и
кротости - над злобой и нечестием.
Умилительно "заочное свидание" святителя
Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским,
бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в
Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил
Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним
на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого
из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от
монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан,
помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном
произнес: "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный
Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой,
встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где
проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю
стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!". О
глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и
Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне
особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель
Стефан основал для зырян и несколько монастырей:
Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от
Усть-Сысольска, Стефановскую - в 60 верстах от
Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую
Арханхельскую.
"Зырянская Троица" - икона Святой Троицы XIV века,
согласно преданию, написанная святителем Стефаном
Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на
коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.
Святителю Стефану приписывают также
написание нескольких икон. Самая известная из них -
"Зырянская Троица" с обширной надписью стефановской
азбукой на коми языке [5].
В 1395 году святитель Стефан снова
отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26
апреля 1396 года.
Почитание и наследие
Тело святителя Стефана было положено в
монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь
Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне
кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали
Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело
их наставника, но Москва не хотела расстаться с
останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие
твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской
азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках,
для написания отдельных надписей и пометок на полях
книг.
Прославление святителя Стефана началось
еще в начале XV века. Первое его житие было написано в
конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником
преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном
монастыре со святителем и любившим с ним беседовать.
Акафист святому Стефану на основе жития Епифания
составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в
первой половине XV века [6].
Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось
деталями из других преданий о нем - так, в первом житии
Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития,
о чудесах святителя и о случае с "прокудливой березой".
Древо
Примечания
1. Так в Житии св. Прокопия, согласно
сообщению исследователя жития святого Стефана Александра
Котылева. В статье http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm
указано, что святой Прокопий предсказал в раннем детстве
Стефану, что тот станет просветителем перми.
2. Или ель.
3. В Житии он именуется "Пам-Сотник".
4. по Житию - 700 человек
5. Ныне хранится в Вологодском
заповеднике
6. http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm
датирует первое житие 1472 годом - возможно, это дата
составления труда Пахомия.
***
Молитва святителю Стефану Великопермскому:
- Молитва святителю Стефану Великопермскому.
Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян,
один из величайших миссионеров Русского Православия.
Небесный покровитель Пермского края, храмоздателей,
миссионеров и учителей. К нему обращаются за
молитвенной помощью для вразумления язычников,
иноверцев и сектантов
Акафист святителю Стефану Великопермскому:
Канон святителю Стефану Великопермскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Стефане Великопермском:
|