Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Силуан Афонский


"Русский святогорец" преподобный Силуан Афонский

Память: 11 / 24 сентября

По образу служения старец Силуан занимает несколько особое место среди святых Русской Православной Церкви XX века. Земная жизнь его окончилась в 1938 году. Он не оказался среди исповедников и мучеников за Христа, ему был уготован путь строгого аскетического подвижничества, но, будучи молитвенником за мир, он глубоко переживал драму современного мира…

Из "огня"

Мир держал Симеона крепко: родительское благословение - прежде окончательного избрания жизненного пути пройти военную службу - привело его из Тамбовской губернии в столицу. Возможно, отец надеялся на то, что строгий распорядок солдатской жизни с его дисциплиной изменят душевный настрой сына в сторону большей практичности, а юношеские мечты о монашестве понемногу войдут в спокойное русло мирского благочестия. Расчет был верным: в казарме при многолюдстве и постоянной занятости держать ум в молитве было невозможно. Внешние условия располагали к тому образу жизни, который вели его сверстники. А душа страдала от суеты, от "голода" по молитвенной жизни и еще от того, что, ощутив призыв Божий, он не нашел в себе сил и решимости исполнить то, к чему влекло его сердце - узнав вкус благодати, вернулся к "пище пресной".

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

 

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

Желание посвятить жизнь монашескому деланию возникло у Симеона рано. Верующая крестьянская семья, где Бога чтили, где труд был и необходимостью и добродетелью, привила ему воздержанность, дала правильный настрой: все, что ни делаешь, делай с молитвой, с памятью об ответе и о конечной цели земных трудов. Праздным он не был никогда, даже занятия в школе был вынужден оставить, проучившись всего "две зимы", - надо было помогать отцу и братьям. И, вот в этой-то простоте, не от изнеженности, а от привычки жить по-Божиему, родилось и окрепло стремление потрудиться для Господа безраздельно, и Симеон высказал отцу свое сокровенное желание  - принять постриг в Киево-Печерской лавре.

Послушание родительской воле было для него свято, и, вот, на несколько лет -   армия, казарма…Однако даже сослуживцы замечали признаки того разлада, который был у него внутри: "умом он на Афоне и на Страшном Суде".

За несколько времени до окончания срока службы Симеон направился к о. Иоанну Сергиеву, решив испросить у Кронштадтского пастыря благословение на монашество. Отца Иоанна он не застал, и лишь оставил записку с просьбой помолиться о том, чтобы "мир его не задержал".

И молитвами святого праведного Иоанна совершилось дело необычное: на следующий же день в своей казарме Симеон почувствовал море огня, "адское пламя", которое гудело вокруг него с тех пор непрестанно до того самого момента, пока он не расстался с миром и не пришел послушником на Святую Гору, в русский Пантелеимонов монастырь.

Полвека на Афоне

Сорок шесть лет провел он в обители с общежительным уставом. Внешняя жизнь монаха однообразна: работа на мельнице, труд эконома, заведование мастерскими и торговой лавкой не могут поведать о главном, о внутреннем делании - непрестанной, борьбе со страстями, об очищении ума и сердца от суетных и греховных помыслов, об обучении молитве.

Главной трудностью на пути монашеского подъема оказалось для него то, что не было у него учителя, старца, того, кто помог бы опытным советом, оградил от опасностей, неизбежных для всякого новоначального подвижника, и самой обязанностью к послушанию поставил душу в то положение, угодное Богу - "исполнителя духовных уроков" без примеси горделивого мнения.

Были на этом пути и преткновения, и напряженная внутренняя брань, ведомая до конца, во всей полноте, лишь самому монаху. Воспоминания  подвижника сохранили только некоторые случаи, малую толику того, что довелось ему пережить. В них есть рассказ о том, как, будучи еще неискушенным, отпросился он в Старый Русик для жизни в безмолвии, настоял на своем, не послушал совета игумена и получил урок: через некоторое время был вынужден вернуться назад с болезнью, до конца напоминавшей ему о важности монашеского послушания. Есть в них и свидетельство о том, как было дано ему рано "узнать Бога" через откровение, "взойти на Небо", и каким трудным оказался потом подъем после поражения помыслами тщеславия и гордости, как горько было потерять "вкус" благодати.

В 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911-м принял схиму с тем же именем. Но и под защитой монашеского покрова мысленная невидимая брань продолжалась годами. Пятнадцать лет он вел непрерывную борьбу за бесстрастие в строгом посте, бдениях с небольшими перерывами на сон, при постоянном откровении помыслов и частой исповеди.

Преподобный Силуан Афонский. Икона

 

Преподобный Силуан Афонский

"Побеждать врагов христовым смирением"

Не имевший учителя, преп. Силуан Афонский в своих наставлениях, переведенных теперь уже на разные языки, стремился поделиться с людьми, желающими проводить жизнь подвижническую, плодами своего опыта. И главной темой всех его поучений к монахам становится тема смирения.

Если только возможно, - увещевает он, - постарайтесь поручить себя духовному руководству. Это простейший, наиболее удобно-проходимый путь духовного возрастания.

"Кто хочет непрестанно молиться, тот да будет во всем воздержан и послушен старцу, которому служит. Он должен чисто исповедоваться и помышлять, что и духовником и старцем управляет Господь благодатию Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них. Такого человека за его святое послушание будут учить благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во смирении Христовом.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, - и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное"[1].

Ведомо преподобному Силуану и то, что в современном мире не так много наставников, искушенных в духовной брани, знакомо и одиночество и сомнения души, ищущей руководства и не находящей опытного "проводника". Но и таковых афонский подвижник призывает не отчаиваться, а во всем полагаться на Промысел: "Когда нет добрых наставников, то должно предаваться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатию будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается…" [2].

И монашествующим, и мирянам напоминает преподобный Силуан о цели христианской жизни - стяжании благодати Святого Духа, и о том, за что, за какие провинности она может оставить того, кому Господь дал вкусить ее плодов: "Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве…" [3].

Гордость влечет за собой тщеславие, неприязнь к брату и его осуждение, зависть и нечистые помыслы, пристрастие к земным вещам. И тогда "опустошенная и унылая душа скучает о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая".

Как вернуть милость Божию, Его благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу? - И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца Силуана: "Смиряй себя как можно больше; держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиряешь себя, тем больше получаешь дары от Бога"[4].

Не о наружном, показательном смирении говорит здесь старец, а о том чувстве, которое не должно покидать тех, кто обручили себя Христу: памяти о грехах, о милости Божией к нам и об Его прощении, которые сами по себе уже могут изгнать из души и превозношение, и ревнивое состязание с ближними: "Когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа…

Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада…других видеть во славе … Тайна сия смирения Христова  - велика, и невозможно ее объяснить.

От любви душа всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются" [5].

До скончания дней пребывая на Святой Горе, устремляясь душой на Небо, святой старец не оставлял и молитвы за мир, зная об его пороках, об умножающемся нечестии и об оскудении веры, и от этого не меньше любя людей и желая им спасения. "Молиться за мир - кровь проливать", - говорил он, и поминал всех: и подвизающихся, и грешных, видя и в них "больных", нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.

Мария Дегтярева

Православие и мир  - 24.09.2010.

Использованная литература

1. Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение - во смирении. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: "Отчий дом", 2004. Т.I. -С. 680-681.

2. Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение - во смирении. -С. 682.

3. Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: "Отчий дом", 2004. Т.I. С. 213.

4. Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. -С. 211.

5. Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. -С. 211.

Рекомендуемые для чтения источники и литература

1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. - Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990

2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. - Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997

3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма близким людям: Переписка с семьей прот. Бориса Старка. -М.: Отчий дом, 1997

4. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: "Отчий дом", 2004. Т.I.

5. Преподобный Силуан Афонский (+ 1938). Седмица. Ru. Церковно-Научный центр "Православная энциклопедия" (http://www.sedmitza.ru/text/437636.html)

6. С. Девятова. Преподобный Силуан Афонский. Православные старцы XX века - Азбука Веры

7. Преподобный Силуан Афонский -  http://silouan.narod.ru

***

Молитва преподобному Силуану Афонскому:

  • Молитва преподобному Силуану Афонскому. Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства и молитвенности. Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, при одержимости блудом, пьянством, гневливости, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры

Акафист преподобному Силуану Афонскому:

Канон преподобному Силуану: Афонскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:

Поучения преподобного Силуана Афонского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru