"Русский святогорец" преподобный Силуан Афонский
Память: 11 / 24 сентября
По образу служения старец Силуан
занимает несколько особое место среди святых Русской
Православной Церкви XX века. Земная жизнь его окончилась
в 1938 году. Он не оказался среди исповедников и
мучеников за Христа, ему был уготован путь строгого
аскетического подвижничества, но, будучи молитвенником
за мир, он глубоко переживал драму современного мира…
Из "огня"
Мир держал Симеона крепко: родительское
благословение - прежде окончательного избрания
жизненного пути пройти военную службу - привело его из
Тамбовской губернии в столицу. Возможно, отец надеялся
на то, что строгий распорядок солдатской жизни с его
дисциплиной изменят душевный настрой сына в сторону
большей практичности, а юношеские мечты о монашестве
понемногу войдут в спокойное русло мирского благочестия.
Расчет был верным: в казарме при многолюдстве и
постоянной занятости держать ум в молитве было
невозможно. Внешние условия располагали к тому образу
жизни, который вели его сверстники. А душа страдала от
суеты, от "голода" по молитвенной жизни и еще от того,
что, ощутив призыв Божий, он не нашел в себе сил и
решимости исполнить то, к чему влекло его сердце - узнав
вкус благодати, вернулся к "пище пресной".
Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века
Желание посвятить жизнь монашескому
деланию возникло у Симеона рано. Верующая крестьянская
семья, где Бога чтили, где труд был и необходимостью и
добродетелью, привила ему воздержанность, дала
правильный настрой: все, что ни делаешь, делай с
молитвой, с памятью об ответе и о конечной цели земных
трудов. Праздным он не был никогда, даже занятия в школе
был вынужден оставить, проучившись всего "две зимы", -
надо было помогать отцу и братьям. И, вот в этой-то
простоте, не от изнеженности, а от привычки жить
по-Божиему, родилось и окрепло стремление потрудиться
для Господа безраздельно, и Симеон высказал отцу свое
сокровенное желание - принять постриг в Киево-Печерской
лавре.
Послушание родительской воле было для
него свято, и, вот, на несколько лет - армия,
казарма…Однако даже сослуживцы замечали признаки того
разлада, который был у него внутри: "умом он на Афоне и
на Страшном Суде".
За несколько времени до окончания срока
службы Симеон направился к о. Иоанну Сергиеву, решив
испросить у Кронштадтского пастыря благословение на
монашество. Отца Иоанна он не застал, и лишь оставил
записку с просьбой помолиться о том, чтобы "мир его не
задержал".
И молитвами святого праведного Иоанна
совершилось дело необычное: на следующий же день в своей
казарме Симеон почувствовал море огня, "адское пламя",
которое гудело вокруг него с тех пор непрестанно до того
самого момента, пока он не расстался с миром и не пришел
послушником на Святую Гору, в русский Пантелеимонов
монастырь.
Полвека на Афоне
Сорок шесть лет провел он в обители с
общежительным уставом. Внешняя жизнь монаха однообразна:
работа на мельнице, труд эконома, заведование
мастерскими и торговой лавкой не могут поведать о
главном, о внутреннем делании - непрестанной, борьбе со
страстями, об очищении ума и сердца от суетных и
греховных помыслов, об обучении молитве.
Главной трудностью на пути монашеского
подъема оказалось для него то, что не было у него
учителя, старца, того, кто помог бы опытным советом,
оградил от опасностей, неизбежных для всякого
новоначального подвижника, и самой обязанностью к
послушанию поставил душу в то положение, угодное Богу -
"исполнителя духовных уроков" без примеси горделивого
мнения.
Были на этом пути и преткновения, и
напряженная внутренняя брань, ведомая до конца, во всей
полноте, лишь самому монаху. Воспоминания подвижника
сохранили только некоторые случаи, малую толику того,
что довелось ему пережить. В них есть рассказ о том,
как, будучи еще неискушенным, отпросился он в Старый
Русик для жизни в безмолвии, настоял на своем, не
послушал совета игумена и получил урок: через некоторое
время был вынужден вернуться назад с болезнью, до конца
напоминавшей ему о важности монашеского послушания. Есть
в них и свидетельство о том, как было дано ему рано
"узнать Бога" через откровение, "взойти на Небо", и
каким трудным оказался потом подъем после поражения
помыслами тщеславия и гордости, как горько было потерять
"вкус" благодати.
В 1896 году Симеон был пострижен в
мантию с именем Силуан, а в 1911-м принял схиму с тем же
именем. Но и под защитой монашеского покрова мысленная
невидимая брань продолжалась годами. Пятнадцать лет он
вел непрерывную борьбу за бесстрастие в строгом посте,
бдениях с небольшими перерывами на сон, при постоянном
откровении помыслов и частой исповеди.
Преподобный Силуан Афонский
"Побеждать врагов христовым смирением"
Не имевший учителя, преп. Силуан
Афонский в своих наставлениях, переведенных теперь уже
на разные языки, стремился поделиться с людьми,
желающими проводить жизнь подвижническую, плодами своего
опыта. И главной темой всех его поучений к монахам
становится тема смирения.
Если только возможно, - увещевает он, -
постарайтесь поручить себя духовному руководству. Это
простейший, наиболее удобно-проходимый путь духовного
возрастания.
"Кто хочет непрестанно молиться, тот да
будет во всем воздержан и послушен старцу, которому
служит. Он должен чисто исповедоваться и помышлять, что
и духовником и старцем управляет Господь благодатию
Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них.
Такого человека за его святое послушание будут учить
благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во
смирении Христовом.
Кто без руководителя хочет заниматься
молитвой и в гордости подумает, что он может по книгам
научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже
наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, -
и если нет опытного наставника и он будет ходить к
духовнику, какой есть, то за смирение покроет его
Господь.
Помышляй, что в духовнике живет Святый
Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь,
что духовник живет нерадиво и как может в нем жить
Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и
Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.
Если человек не все говорит духовнику,
то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все
говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное"[1].
Ведомо преподобному Силуану и то, что в
современном мире не так много наставников, искушенных в
духовной брани, знакомо и одиночество и сомнения души,
ищущей руководства и не находящей опытного "проводника".
Но и таковых афонский подвижник призывает не
отчаиваться, а во всем полагаться на Промысел: "Когда
нет добрых наставников, то должно предаваться воле
Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатию
будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и
выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только
Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же
не познается…" [2].
И монашествующим, и мирянам напоминает
преподобный Силуан о цели христианской жизни - стяжании
благодати Святого Духа, и о том, за что, за какие
провинности она может оставить того, кому Господь дал
вкусить ее плодов: "Из-за гордости теряется благодать
Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в
молитве…" [3].
Гордость влечет за собой тщеславие,
неприязнь к брату и его осуждение, зависть и нечистые
помыслы, пристрастие к земным вещам. И тогда
"опустошенная и унылая душа скучает о Боге, как скучал
отец наш Адам по изгнании из рая".
Как вернуть милость Божию, Его
благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу?
- И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца
Силуана: "Смиряй себя как можно больше; держи ум свой в
сердце и во аде. Чем больше смиряешь себя, тем больше
получаешь дары от Бога"[4].
Не о наружном, показательном смирении
говорит здесь старец, а о том чувстве, которое не должно
покидать тех, кто обручили себя Христу: памяти о грехах,
о милости Божией к нам и об Его прощении, которые сами
по себе уже могут изгнать из души и превозношение, и
ревнивое состязание с ближними: "Когда душа познает
Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий,
тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как
Иов в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом,
сияющими и похожими на Христа…
Когда мир Христов придет в душу, тогда
она рада…других видеть во славе … Тайна сия смирения
Христова - велика, и невозможно ее объяснить.
От любви душа всякому человеку хочет
больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что
другим лучше, и скорбит, когда видит, что они
мучаются" [5].
До скончания дней пребывая на Святой
Горе, устремляясь душой на Небо, святой старец не
оставлял и молитвы за мир, зная об его пороках, об
умножающемся нечестии и об оскудении веры, и от этого не
меньше любя людей и желая им спасения. "Молиться за мир
- кровь проливать", - говорил он, и поминал всех: и
подвизающихся, и грешных, видя и в них "больных",
нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.
Мария Дегтярева
Православие и мир
- 24.09.2010.
Использованная литература
1. Цит. по: Преподобный Силуан
Афонский. Разумение - во смирении. // Молитва Иисусова.
Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников
благочестия от древности до наших дней. Обзор
аскетической литературы. Автор-составитель Николай
Новиков. М.: "Отчий дом", 2004. Т.I. -С. 680-681.
2. Цит. по: Преподобный Силуан
Афонский. Разумение - во смирении. -С. 682.
3. Цит. по: Преподобный Силуан
Афонский. Великая наука. // Молитва Иисусова. Опыт двух
тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников
благочестия от древности до наших дней. Обзор
аскетической литературы. Автор-составитель Николай
Новиков. М.: "Отчий дом", 2004. Т.I. С. 213.
4. Цит. по: Преподобный Силуан
Афонский. Великая наука. -С. 211.
5. Цит. по: Преподобный Силуан
Афонский. Великая наука. -С. 211.
Рекомендуемые для чтения источники и литература
1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец
Силуан. - Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990
2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в
Россию. - Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский
монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997
3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма
близким людям: Переписка с семьей прот. Бориса Старка.
-М.: Отчий дом, 1997
4. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий.
Учение святых отцов и подвижников благочестия от
древности до наших дней. Обзор аскетической литературы.
Автор-составитель Николай Новиков. М.: "Отчий дом",
2004. Т.I.
5. Преподобный Силуан Афонский (+ 1938).
Седмица. Ru. Церковно-Научный центр "Православная
энциклопедия" (http://www.sedmitza.ru/text/437636.html)
6. С. Девятова. Преподобный Силуан
Афонский. Православные старцы XX века - Азбука Веры
7. Преподобный Силуан Афонский - http://silouan.narod.ru
***
Молитва преподобному Силуану Афонскому:
- Молитва
преподобному Силуану Афонскому. Простой
монах из русской обители на Афоне. Сподобился
глубокого покаянного чувства и молитвенности.
Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и
любви ко всем людям, при одержимости блудом,
пьянством, гневливости, о помощи в иноческом
делании, о просвещении народов светом истинной веры
Акафист преподобному Силуану Афонскому:
Канон преподобному Силуану: Афонскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:
Поучения преподобного Силуана Афонского:
|