Преподобный Силуан Афонский: "любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа"
Память: 11 / 24 сентября
Преподобный Силуан Афонский - величайший
русский святой ХХ века. Родившись в селе Шовском
Тамбовской губернии в крестьянской семье и пережив в 19
лет благодатное посещение, он в 1892 г уехал на Афон и
всю свою последующую жизнь посвятил молитве, неся при
этом послушание монастырского эконома.. Простая и
небогатая внешними событиями жизнь его была сокровенно
наполнена великим содержанием. Это был святой, явившийся
в силе древних, избранник Божий в высшем смысле этого
слова.
В самом начале своего духовного пути он
получил от Бога редчайший дар "самодвижной молитвы",
который редкие подвижники древности получали лишь в
конце своего духовного пути.
Именно его Бог избрал для того, что бы
передать миру Свое откровение нашему веку.
Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-е годы XX века
Пятнадцать лет Господь испытвал Своего
подвижника. Пятнадцать мучительных лет инок Силуан
провел в отчаянной борьбе, погруженный в осознание
смерти, воочию наблюдая многочисленных бесов, окружавших
его. При этом, предаваясь напряженной умной молитве и
днем и ночью, Силуан спал сидя, один-два часа в сутки
урывками по 15-20 минут. Наконец (как передает рассказ
святого Силуана его ученик арх. Софроний (Сахаров)),
находясь на последней грани отчаяния, святой сказал в
сердце своем:
“Господи, Ты видишь, что я хочу молиться
Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что я
должен делать, чтобы отошли они от меня?”. И был мне
ответ от Господа в душе: “Горделивые всегда так страдают
от бесов”.
Я говорил: “Господи, Ты милостивый,
знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать,
чтобы смирилась душа моя?”. И отвечает мне Господь в
душе: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”.
О значении этих слов для современного
мира так пишет архимандрит Софроний:
"В начале сего века было слово от
Господа к Старцу Силуану: “Держи ум свой во аде и не
отчаивайся”. Точной даты сего события я не узнал. Оно
могло иметь место в 1906 году. Немного - на год раньше
этого - в 1905 году - миру стало известным Уравнение
Эйнштейна E = mc2. Сие последнее легло в основу
современной науки и техники. Оно открыло колоссальные
источники жизненной энергии, но с другой стороны -
положило начало приготовлению апокалиптического огня,
готового пожрать всякую жизнь на земле. Первое же,
данное Силуану, непревосходимое по своему достоинству,
для многих верующих является путеводной звездой к
Царству непоколебимому. По духу, в нем заложенному, оно
подобно учению древних Египетских Отцов: Антония,
Макария, Сисоя, Паисия великих и других, менее
известных, но, возможно, не менее великих в своих
деяниях". (арх. Софроний "Видеть Бога как Он Есть").
Действительно, слова эти облетели
сегодня весь мир, вселяя надежду в человека нашей эпохи,
"отмеченной - как пишет о. Софроний - исключительно
тяжким всеобщим отчаянием".
Книга о. Софрония о преподобном Силуане,
опубликованная в 1952 г., стала настоящей (если уместно
здесь это слово) сенсацией. Переведенная на многие
европейские языки, она стала явлением (не по
известности, но по своему духовному значению) не менее
грандиозным, чем в свое время стало для Европы появление
книг Достоевского. Для самих же афонцев книга эта,
включающая все писания старца, стала, по их словам,
"Новым Добротолюбием".
Одну из глав книги - написанный
преподобным Силуаном "Плач Адама" - критики называли
сокровищем русской поэтики. И это при том, что святой
Силуан был совершенно простым, почти неграмотным
крестьянином - такова сила искреннего, очищенного и
вдохновленного небесным огнем чувства.
Вот лишь два небольших отрывка из этого
"Плача":
"Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и
земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:
"Скучает душа моя о Господе и слезно ищу
Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя
была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а
теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и
томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже
до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не
веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но
снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть
Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от
множества скорби стоном плачу я: "помилуй мя, Боже,
падшее создание Твое".
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу
его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его;
звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за
грех его все потеряли мир и любовь".
"Бог есть ненасытная любовь, и описать
ее невозможно.
Ходил Адам по земле, и от многих
болезней сердца своего плакал, а умом помышлял о Боге, и
когда изнемогало тело его и не мог он уже проливать
слезы, то дух его и тогда горел к Богу, ибо не мог он
забыть рай и красоту его; но еще больше душа Адама
любила Бога, и влеклась к Нему силою самой любви.
О, Адам, я пишу, но ты видишь, слабый ум
мой не может разуметь, как скучал ты о Боге и как нес
труд покаяния.
О, Адам, ты видишь, я, чадо твое,
страдаю на земле. Мало во мне огня, и едва не потухает
любовь моя.
О, Адам, пропой нам песнь Господню, да
возвеселится душа моя о Господе, и да подвигнется
хвалить и славить Его, как хвалят Его на небесах
Херувимы и Серафимы, и как все чины небесных ангелов
поют Ему трисвятую песнь.
О, Адам, отец наш, пропой нам песнь
Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны твои
подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной
песни, и забыли горе свое на земле".
"Читая написанную преподобным Силуаном
поэму в прозе "Адамов плач", мы видим, что это плач не
только Адама, но и самого Силуана, и не только одного
Силуана, но и всего рода человеческого. Скорбное
покаяние Адама есть также и наше покаяние. Но и это не
все. Адамов плач - это плач не только человечества, но и
всего творения, всех тварей, ставших невольными
участниками Адамова падения", - пишет епископ
Диоклийский Каллисти ("Нужно молиться за всех")
По причине нашей общности со "всем
Адамом" все мы участвуем в грехе Адама, - такова мысль,
а вернее ясное чувство сердца преподобного Силуана. "Это
означает, что, будучи объединены членством в единой
человеческой семье, все мы ответственны друг за друга, и
каждый из нас в отдельности должен быть "ответчиком за
все и за всех", по словам старца Зосимы из романа
"Братья Карамазовы". Если же мы несем общую
ответственность за грех, то мы вместе и спасаемся…
Личное спасение конкретного человека увязывается со
спасением всего человеческого рода и, конечно, всего
творения", - пишет епископ Диоклийский Каллист ("Нужно
молиться за всех").
Учение преподобного Силуана,
действительно, во многом перекликается с мыслью
Достоевского. "Любите все создание Божие, - говорит
старец Зосима в романе "Братья Карамазовы", - и целое, и
каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите.
Любите животных, любите растения, любите всякую вещь.
Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в
вещах". Об этой "тайне Божией" в другом месте говорит
Достоевский так: "Ибо все как океан, все течет и
соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце
мира отдается". А преподобным Силуаном Афонским она
выражена так:
"Кто носит в себе Духа Святого... тот
скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет
всякое создание Божие, и особенно людей, которые не
знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь
мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за
себя, чтобы все покаялись и познали Господа. Своим
избранникам Господь дает столь великую благодать, что
они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их
горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу
Господню".
Из этого чувства всекосмического
единства вытекает и другое учение преподобного Силуана о
необходимости молитвы за всех и любви к врагам. "В ком
нет любви к врагам, в том нет и Духа Божия" ясно и
уверенно говорит преподобный Силуан. Так любовь к врагам
преподобный Силуан выставляет в качестве единственного и
точного критерия истинности духа, в котором находится
человек.
Это слово о любви к врагам, которое
острейшим образом прочувствовали и преподобный Силуан, и
Достоевский (и которое вообще глубоко свойственно в
особенности русскому человеку), было изначально дано
Церкви. С наибольшей силой оно явлено в "Словах
подвижнеческих" преподобного Исаака Сирина, жившего в
VII веке и в течение недолгого времени бывшего епископом
Ниневийским. Преподобный Исаак пишет:
"И что есть сердце милующее?..
Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о
птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При
воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека
источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей
сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и
не может оно вынести, или слышать, или видеть
какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых
тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и
о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит
молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о
естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью,
которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем
Богу".
"После опыта адских страданий, после
указания Божия "держи ум твой во аде", для Старца
Силуана было особенно характерным молиться за умерших,
томящихся во аде", - пишет отец Софроний, вспоминая
разговор Старца с неким отшельником:
"Помним его беседу с одним
монахом-пустынником, который говорил:
- Бог накажет всех безбожников. Будут
они гореть в вечном огне.
Очевидно, ему доставляло удовлетворение,
что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец
Силуан с видимым душевным волнением сказал:
- Ну, скажи мне, пожалуйста, если
посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как
кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
- А что поделаешь, сами виноваты, -
говорит тот.
Тогда Старец со скорбным лицом ответил:
- Любовь не может этого понести... Нужно
молиться за всех".
Это острое желание спасения всем -
постоянный рефрен писаний Старца, мысль его всегдашняя и
неизбывная боль: "...Желает душа моя, чтобы вся
вселенная спаслась...", "...Любовь Божия всем хочет
спастись", "Господня любовь такова, что Он хочет, чтобы
все люди спаслись", "...Мы должны иметь одну мысль:
чтобы все спаслись", "Милостивый Господь иногда дает
душе покой в Боге, а иногда сердечную болезнь за всю
вселенную, дабы все люди покаялись и вошли в рай" пишет
Старец. Чувство это - по мысли Старца - в наивысшей
степени присуще Божией Матери: "Она, подобно Своему
возлюбленному Сыну, всем до конца желала спасения", "Она
любила народ и пламенно молилась за людей... и за весь
мир, чтобы все были спасены", - пишет он.
Старец не уточняет, кто из людей
спасется, а кто нет. Он лишь просто отвечает "Я не
знаю". Но, думая о том, что в будущем веке некоторые
люди могут остаться навеки не примирившимися с Богом,
горящими в адском огне, Старец говорил просто: "Любовь
не может этого понести". И дальше этого не идет.
Сила любви, ведущая преподобного Силуана,
наконец, приводит его к такому утверждению:
Мой ближний - это я сам. То есть в самом
сильном и буквальном смысле жизнь ближнего моего есть
моя жизнь: "Блаженна душа, любящая брата своего, ибо
брат наш - есть наша жизнь", - говорит преподобный. По
словам отца Софрония, подвижник, посвящающий себя
молитве за мир, приходит к пониманию того, что "бытие
всего человечества не есть для него нечто чуждое,
постороннее, но неотделимо связано и с его личным
бытием... Чрез любовь Христову все люди воспринимаются
как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия".
Преподобный Силуан Афонский
Но молитва о людях - вовсе не легкий
труд: "молиться за людей - это кровь проливать", -
говорит преподобный Силуан, - "кто больше любит, тот
больше и страдает". Недостаточно просто вычитывать
списки имен; мы должны ходатайствовать о людях со
слезами и скорбью. "Молиться за всех", значит "плакать
обо всех" - " ...Сердце мое болит за весь мир, и молюсь,
и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись", " И
плачет душа моя за весь мир". "Господи, даруй мне
проливать слезы за себя и за всю вселенную".
Именно в этой молитве за весь мир и
заключается главный подвиг святого Силуана.
Эта молитва о мире с плачем возносилась
преподобным тогда, когда мир был охвачен вихрем
разрушительных гражданских и мировых войн, когда ядерный
дракон был выпущен на свободу, когда ненависть и
отчаяние получили на земле безраздельную власть.
Архимандрит Софроний, ученик старца
писал:
"Слово Христа: "и не отчаивайся" - дано
чрез Старца Силуана нашей эпохе, отмеченной
исключительно тяжким всеобщим отчаянием. Люди нашего
века нередко против своей воли все же становятся
моральными соучастниками нескончаемых локальных и даже
планетарных братоубийств. Как таковые, т.е. моральные
соучастники нераскаянные, они, естественно, теряют
благодать Духа Святого и уже не могут верить в свое
бессмертие через воскресение. Да и не стремятся к сему.
Именно в этом приговоре самих себя на полное уничтожение
по смерти заключена духовная сущность отчаяния.
Силуан, получив слово Господа, всецело
приложил его к себе. Вот как он пишет об этом: "Я стал
делать, как научил меня Господь, и мой ум очистился, и
дух свидетельствовал спасение". "Истинно, истинно говорю
вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня
имеет жизнь вечную и на суд не приходит , но (уже)
перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24), - этими
евангельскими словами заканчивает архимандрит Софроний
главную свою книгу "Видеть Бога как Он Есть",
вдохновленную преподобным Силуаном.
Кто-то из древних святых утверждал, что
в его время только молитвами трех подвижников
удерживалась земля от гибели. Может быть, и в наше
время, в страшный ХХ век, земля в была удержана от
погибели молитвами преподобного Силуана Афонского.
На иконе преподобный Силуан, воздевая
руки к Христу, держит свиток со словами молитвы: Молю
Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым
все народы земли.
Владимир Можегов
Правая.Ru - 25.09.2005.
***
Молитва преподобному Силуану Афонскому:
- Молитва
преподобному Силуану Афонскому. Простой
монах из русской обители на Афоне. Сподобился
глубокого покаянного чувства и молитвенности.
Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и
любви ко всем людям, при одержимости блудом,
пьянством, гневливости, о помощи в иноческом
делании, о просвещении народов светом истинной веры
Акафист преподобному Силуану Афонскому:
Канон преподобному Силуану: Афонскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:
Поучения преподобного Силуана Афонского:
|