Житие преподобного Лонгина Коряжемского
Память: 10 / 23 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице (Собор Вологодских святых и Соборе архангельских святых)
Прежде поселения своего у речки
Коряжемки преподобный Лонгин подвизался в обители
преподобного Павла Обнорского, или Комельского. Он
прибыл в эту обитель в молодых летах, прошел там длинный
ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и
приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что
стал всем известен как старец испытанный и достойный
искреннего почитания. У него был друг и собеседник в
соседнем Корнилиеве монастыре – инок Симон,
сольвычегодский уроженец. Многолюдные общежития Павловой
и Корнилиевой обители и возраставшее к ним внимание
братии тяготили скромных иноков Лонгина и Симона. Они
стали склоняться к мысли об уединенных подвигах вдали от
многолюдного братства. Можно предполагать, что Симон
охотно вспоминал в этих беседах о своей родине и
восхвалял ее уединенные пустынные места, весьма
приспособленные к жизни отшельнической.

Преподобный Лонгин Коряжемский. Икона
Посему два друга оставили свои монастыри
и пошли искать себе для жительства такое место, где бы,
не развлекаясь ничем, неведомо для людей, всецело
посвятить себя на служение Богу. Преподобный Лонгин нес
с собою деревянный крест, который ему дали в
благословение от обители. Это произошло в 1535 или в
1537 гг. Спустившись водою от Вологды до Устюга,
странники скоро достигли Сольвычегодска и на некоторое
время остановились в тамошнем Борисоглебском монастыре,
а потом отправились в дальнейший путь. Выйдя из города,
они пошли вверх по левому берегу реки Вычегды и, дойдя
до устья речки Коряжемки, остановились на ее берегу в
глухом лесу. Здесь они построили сперва келлию, а потом
и часовню.
Однако блаженный Симон недолго пробыл с
Лонгином при устье Коряжемки. Пособив старцу устроиться,
он пошел далее по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст
от Коряжемки. Преподобный Лонгин остался один и весь
предался богомыслию, дни и ночи проводя в молитвах и
псалмопении. Скоро весть об отшельнике разнеслась по
окрестностям, и к нему стали приходить люди, желавшие
разделить с ним пустынные труды. Напрасно старец сперва
пытался всем отказывать, представляя трудность жизни в
пустом месте, совершенное отсутствие средств к
пропитанию и свое желание жить одному в уединении и
богомыслии. Такие речи еще более располагали к нему
приходящих, так что построенная им часовенка уже не
могла вмещать всех поселившихся возле него пустынников и
надобно было позаботиться о построении молитвенного
помещения более обширного. Братия стали просить старца
вместо часовни соорудить церковь и учредить при ней
правильное общежитие. Не так думал, не того желал
преподобный Лонгин для себя самого. Однако он принял
желание братии за указание свыше, и не решился инок,
давно отрекшийся от своей воли, противиться воле Божией.
Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и
другие необходимые для общежития службы – так сложилась
обитель Коряжемская, а преподобный Лонгин был в ней
игуменом.
Время недолгого управления его новой
обителью богато примерами неусыпных трудов его и
духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои
уже немолодые годы, старался всех превзойти
подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился
выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской
трапезе, а ныне стоящий возле храма на открытом месте;
цела и жесткая власяница, которой он изнурял свое
постническое тело.
Блаженная кончина преподобного Лонгина
последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец
заповедал ученикам своим похоронить его при входе в
храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали
его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и
погребли своего игумена «у лестницы папертныя», там, где
он приказал.
Но Господь вскоре, еще при жизни тех,
которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело
его нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода
князь Владимир находился в сильном расслаблении и не мог
двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь его была так упорна,
что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы.
Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды
увидел во сне старца, который сказал ему: «Князь
Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и
обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи
игумену и братии перенести на иное место тело начальника
того монастыря игумена Лонгина. Ибо неприлично телу
Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится».
Явившийся старец подробно рассказал, где
находится тело и куда перенести его. Пробудившись от
сна, воевода весьма дивился необычайности и ясности
своего сновидения и решился немедленно отправиться на
Коряжемку. По прибытии в монастырь он сам указал место,
где был погребен преподобный и куда следовало перенести
его, хотя до того времени не только никогда не бывал в
монастыре, но даже и не слыхал о нем. Когда, по его
словам, гроб преподобного Лонгина был вынут из могилы и
перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь
тотчас же сделался совершенно здоровым, как будто не
подвергался болезни. Радуясь и благодаря Бога и Его
угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал
игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над
гробом преподобного устроить палатку или часовню. Когда
слух об исцелении воеводы разнесся в народе, многие
стали приходить в монастырь и служить над гробом
преподобного панихиды, и все приходившие с верою
получали исцеление от болезней.
Поразительное чудо произошло в
Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий
с иеромонахом Дионисием, священником Гавриилом и
дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду в гробовой
палатке; тогда инок Иродион внезапно увидел среди
служащих старца с сияющим постническим лицом и круглой
седой бородой, в светлых и драгоценных священнических
ризах. Во все время совершения панихиды Иродион
пристально смотрел на него, удивляясь внезапному его
появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему
неизвестный? Еще более он был поражен, когда по
окончании панихиды старец стал невидим. Когда Иродион
тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то
все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и
стали усерднее отправлять по нем панихиду.
Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца
Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь
усиливалась, улучшения неоткуда было ждать. Женщина дала
обет сходить в Коряжемский монастырь и поклониться гробу
преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время
пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой
палатке. Однажды, когда она с особенным усердием и
многими слезами молила преподобного о своем исцелении,
внезапно ее ударило о землю, и так сильно, что она
казалась умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от
тяжелого сна, Агриппина начала двигаться, приходить в
сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно
свободной от страшного недуга. Заявив о своем исцелении
игумену и братии, она в благодарность за полученную
помощь, дала обещание три раза в год приходить на
поклонение ко гробу преподобного Лонгина.
Другая женщина, Анна, жена крестьянина
Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась
отравлению. Злые люди, покушавшиеся на ее целомудрие и
отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную, чтобы не
видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений,
какие выносила несчастная женщина. Боль в животе
доводила ее до умоисступления. Облегчить болезнь ничто
не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и
стала просить мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь.
Вслед за тем она подверглась страшному припадку, во всем
теле ее не осталось места, каким бы она не билась и не
страдала. В то же время ей явился старец и обещал
исцеление, если она исполнит намерение поклониться гробу
преподобного Лонгина. Очнувшись, она рассказала о
видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в
церкви с ней возобновился припадок, а когда вели ее ко
гробу преподобного в палатку, то она ударилась о землю и
долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась
здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника
Его преподобного Лонгина.
Устюжский священник Гавриил от церкви
великомученицы Варвары был долго нездоров ногами, так
что совершенно не мог ходить. После бесплодного лечения
у разных врачей он попросил отвезти его в Коряжемский
монастырь. Здесь он был помещен в келлии против дверей
гробовой палатки. Однажды днем больной, выползши из
келлии в сени и приоткрыв наружную дверь, читал канон
преподобному, со слезами прося себе исцеление. Во время
такой молитвы он вдруг слышит голос: «Гавриил,
Гавриил!». Взглянув на часовню, он увидел на дверях ее
преподобного в блестящих священнических ризах и
призывающего его к себе. Больной напрягал все свои силы,
с великим трудом и нестерпимой болью в ногах полз к
часовне, но когда он достиг часовни, там никого уже не
было. Священник припал ко гробу преподобного, молился и
во время молитвы выздоровел.

Преподобный Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIX - нач. ХХ века
Весною 1646 года крестьянин Лупп
Опухлянов из монастырской деревни Емышева поранил себе
руку топором. В досаде и ярости он начал сквернословить,
проклинать тот день и богохульствовать. Не успокоившись,
побежал он из дома в лес и там почувствовал, что
слабеет, теряет сознание. Едва-едва добрался он домой.
Долго болел крестьянин. Болезнь его усилилась. Ждали,
что он умрет, и уже напутствовали его Святыми Тайнами.
Но вот – это было 2 мая – он забылся и видит, что вошел
к нему светообразный старец, укорил его за хулу на Бога
и настаивал, чтобы он молился Богу и Пречистой Его
Матери и пошел в монастырь на поклон ко гробу
преподобного. Родные думали, что Лупп уже кончается, а
он, очнувшись, рассказал о видении, начал поправляться и
скоро пошел в монастырь совершенно здоровым.
Почитание преподобного благодаря
многочисленным чудесам распространялось. Епископ Вятский
и Великопермский Александр, бывший ранее (с 1643 по 1651
гг.) игуменом Коряжемского монастыря, 9 мая 1665 года
приказал заложить в монастыре каменную церковь в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя
Николая, давал средства на построение, а 9 февраля 1671
года освятил уже эту церковь. Место погребения
преподобного Лонгина пришлось теперь внутри церкви, при
северной стене, и над ним устроена была гробница,
украшенная позолоченной резьбой и покрытая пеленой с
вышитым изображением преподобного и сказанием о
перенесении мощей его. Усердный почитатель преподобного
Лонгина епископ Александр составил ему и службу. Память
Коряжемского подвижника празднуется местно. Празднование
преподобному Лонгину установлено епископом Вологодским
Онисифором, который занимал кафедру с 1814 по 1827 гг..
Азбука веры
***
Молитва преподобному Лонгину Коряжемскому:
Акафист преподобному Лонгину Коряжемскому:
Канон преподобному Лонгину Коряжемскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Лонгине Коряжемском:
|