Святые благоверные
Борис и Глеб. Житие
Память: 2 / 15 мая, 24 июля / 6 августа, 5 сентября / 18
сентября
Святые благоверные князья-страстотерпцы
Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) -
первые русские святые, канонизированные как Русской, так
и Константинопольской Церковью. Они были младшими
сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+
15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси
святые братья были воспитаны в христианском благочестии.
Старший из братьев - Борис получил хорошее образование.
Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов
и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис
возымел горячее желание подражать подвигу угодников
Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой
чести.
Благоверные князья-страстотерпцы
Борис и Глеб
Святой Глеб с раннего детства
воспитывался вместе с братом и разделял его стремление
посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата
отличались милосердием и сердечной добротой, подражая
примеру святого равноапостольного великого князя
Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным,
обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил
в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил
мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении
Православной веры и утверждении благочестивого образа
жизни среди подданных. Молодой князь прославился также
как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти
великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил
его с войском против печенегов. Когда последовала
кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын
его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя
великим князем Киевским. Святой Борис в это время
возвращался из похода, так и не встретив печенегов,
вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о
смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала
его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но
святой князь Борис, не желая междоусобной распри,
распустил свое войско: "Не подниму руки на брата своего,
да еще на старшего меня, которого мне следует считать за
отца!"
Однако коварный и властолюбивый
Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь
оградить себя от возможного соперничества брата, на
стороне которого были симпатии народа и войска, он
подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком
вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно
мученикам первых веков христианства, с готовностью
встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился
за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем
шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в
шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга
святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр)
бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но
святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо
молиться, а потом обратился к убийцам: "Подходите,
братия, кончите службу свою, и да будет мир брату
Святополку и вам". Тогда один из них подошел и пронзил
его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев,
по дороге им попались навстречу два варяга, посланных
Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что
князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них
мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца
князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в
храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно
умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из
его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу
дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь
Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя
Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели
войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами
произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых
благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том,
чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук
убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была
принесена в жертву основному христианскому доброделанию
- любви. "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего
ненавидит, тот лжец" (1Ин.4:20). Святые братья сделали
то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси,
привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло
нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. "Не
бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить"
(Мф.10:28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь
ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная
жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. "Видите
ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, -
как высока покорность старшему брату? Если бы они
противились, то едва ли бы сподобились такого дара от
Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются
старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не
уподобляются благодати, какой удостоились сии святые".
Благоверные князья-страстотерпцы не
захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил
властолюбивому тирану: "Мне отмщение и аз воздам"
(Рим.12:19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав
Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя
Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По
промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки
Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный
русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно
первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и
пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от
могилы его исходил смрад.
Страстотерпцы
Борис и Глеб. Икона, 2-я половина XIII века (поновление
- 1-я треть XIV века)
"С того времени, - пишет летописец, -
затихла на Руси крамола". Кровь, пролитая святыми
братьями ради предотвращения междоусобных распрей,
явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло
единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не
только прославлены от Бога даром исцелений, но они -
особые покровители, защитники Русской земли. Известны
многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества
время, например, - святому Александру Невскому накануне
Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию
Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание
святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после
их кончины. Служба святым была составлена митрополитом
Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый
позаботился о том, чтобы разыскать останки святого
Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их
погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия
Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через
некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались
невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один
варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и
внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей
святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя
Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и
осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна
и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав
Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм,
который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом
Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов
и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям
Борису и Глебу, фрески и иконы святых
братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных
храмах Русской Церкви.
Православие.Ru
***
Молитва святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу, в крещении Роману и Давиду:
-
Молитва святым страстотерпцам князьям Борису и
Глебу, в крещении Роману и Давиду. Святые
князья Борис и Глеб предпочли принять смерть от рук
убийц, подосланных братом Святополком Окаянным,
нежели воспротивиться насилию, и тем положить начало
междоусобной брани. Этим страстотерпцам молятся об
умиротворении Отечества, о добром нраве властей и
правителей, о сохранении от междоусобицы, о
даровании мужества перед лицом смертельной опасности
Акафист страстотерпцам князьям Борису и Глебу:
Каноны страстотерпцам князьям Борису и Глебу:
Житийная и научно-историческая литература о страстотерпцах князьях Бориса и Глеба:
|