Преподобный Антоний Великий
Память: 17 января / 30 января
Антоний Великий родился в Египте около
250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших
его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился
своих родителей и остался один с сестрой, которая была
на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о
святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за
Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова:
"Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и
раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди
вслед за Мной" (Мф.19:21). Эти слова поразили Антония,
как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после
этого Антоний отказался от наследства после родителей в
пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на
кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в
другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к
нему обращенные слова Спасителя: "Не заботься о
завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о
себе; довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:34).
Антоний поручил сестру известным ему христианским
девственницам и оставил город и дом, чтобы жить
уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира
совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал
близ города у одного благочестивого старца, жившего
уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и
других отшельников, живших в окрестностях города, и
пользовался их советами. Уже в это время он так
прославился своими подвигами, что его звали "другом
Божиим". Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с
собой, и когда тот отказался, прощается с ним и
поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей
его по временам приносил ему пищу. Наконец святой
Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит
реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления.
Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после
получал его от друзей своих только два раза в год через
отверстие в кровле.
Преподобный Антоний Великий
Нельзя изобразить, сколько искушений и
борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от
голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное
искушение пустынника, по слову самого Антония, - в
сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему
этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.
Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в
уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал
ангела для его ободрения. "Где ты был, благий Иисусе?
Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?" -
воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого
искушения, явился ему. "Я был здесь, - сказал ему
Господь, - и ждал, пока не увижу твоего подвига".
Однажды, среди ужасной борьбы с
помыслами, Антоний воззвал: "Господи, я хочу спастись, а
помыслы не дают мне". Вдруг он видит: кто-то похожий на
него сидит и работает, потом встал и начал молиться,
затем опять сел за работу. "Делай так и спасешься", -
сказал ему ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем
уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его
местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него.
Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из
своего добровольного заключения; наконец решились уже
выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они
удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он
подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир
царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный,
сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро
сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась:
в горах кругом явились обители иноков; множество людей
пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило
бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам
каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он
заботился только о том, чтобы укоренить в них
благочестивое настроение, внушал им преданность воле
Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный
труд.
Но святой Антоний в самой пустыне
тяготился многолюдством и искал нового уединения. "Куда
ты хочешь бежать?" - был голос с неба, когда он на
берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей.
"В верхнюю Фиваиду", - отвечал Антоний. Но тот же голос
возразил ему: "Поплывешь ли ты вверх - в Фиваиду, или
вниз - в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь.
Иди во внутреннюю пустыню". Так называлась пустыня,
лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел
Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую
высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в
долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал
небольшое поле, так что теперь никому не нужно было
приходить к нему и приносить хлеба. По временам он
посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для
поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по
пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и
последнее его уединение. Во множестве стали приходить к
нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему
болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет
жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый
помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога
удалить от него этот помысел и получил откровение, что
один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и
более его служит Господу. Антоний встал рано утром и
отправился искать этого неизвестного миру подвижника.
Проходил целый день и не встретил никого, кроме
пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое
пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром
он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица,
бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и
увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в
пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня
взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил
показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и
навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно
убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он
уже около девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания, Павел спросил
Антония: "В каком положении род человеческий? Какое
правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?"
Прекращение гонений и торжество христианства в римской
империи было для него радостной новостью, а появление
арианства - горькой. Пока старцы беседовали, спустился к
ним ворон и положил хлеб. "Щедр и милостив Господь, -
воскликнул Павел. - Вот сколько лет каждый день я
получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия
послал Он целый хлеб".
На следующее утро Павел открыл о себе
Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил
Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы
прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить
желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в
сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог
сказать только: "Грешный, я считал себя еще монахом! Я
видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю". На
обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего
на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
"Зачем, Павел, не дождался ты меня? -
воскликнул Антоний. - Так поздно я узнал тебя и так рано
ты уходишь!" Однако, когда вошел в пещеру Павла, он
нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях.
Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже
после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел
потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его
тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг
явились два льва и своими когтями вырыли довольно
глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого
подвижника.
Преподобный Антоний Великий
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал
отшельническое монашество. Несколько отшельников,
находясь под руководством одного наставника - аввы, жили
отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и
предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов,
соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой.
Но еще при жизни Антония Великого
появился другой род иноческой жизни. Подвижники
собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый
по своей силе и способностям, разделили общую трапезу,
подчинялись одним правилам. Такие общины назывались
киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали
называться архимандритами. Основателем общежительного
монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Православие.Ru
***
Молитва преподобному Антонию Великому:
- Молитва преподобному Антонию Великому. Преподобный Антоний, величайший
подвижник, основатель пустынножительства и отец
монашества, получивший от Святой Церкви наименование
Великий. Ему молятся о даровании смирения, избавления от
страстей, бесовских нападений, укреплении веры и
аскетического делания, телесном здравии
Акафист преподобному Антонию Великому:
Канон преподобному Антонию Великому:
- Канон преподобному Антонию Великому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Великом:
Труды преподобного Антония Великого:
|