Антоний Великий. Слово о суете мира и воскресении
мертвых
Память: 17 января / 30 января
Преподобный Антоний, величайший
подвижник, основатель пустынножительства и отец
монашества, получивший от Святой Церкви наименование
Великий. Ему молятся о даровании смирения, избавления от
страстей, бесовских нападений, укреплении веры и
аскетического делания, телесном здравии.
Преподобный Антоний Великий
***
Настоящая жизнь, возлюбленные, дана нам
для того, чтобы мы приуготовлялись к жизни вечной, к
славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертию,
и мирская слава непостоянна и преходит. Ибо многие из
сильных земли неожиданно сведены во ад; многие судии
земные преданы суду тех, которых прежде сами судили;
богатые обнищали; почитавшиеся мудрыми признаны за
глупых; крепкие ослабели; здоровые впали в болезнь;
имевшие власть лишились оной. В мире нет ничего твердаго
и постояннаго, потому что нет ничего добраго. Дети
презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся
детей своих. Жены оставляют мужей своих; мужья не
сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши
вместе с стариками теряют разсудок; старики вместе с
юношами предаются порочным забавам. Между друзьями нет
верности, и между братьями - любви. Люди в разговорах
показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг
к другу ненависть. Везде видно коварство и злоба, везде
господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не
представляет себе, что по смерти должен отдать Богу
отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между
нами зло. Бог дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его,
делали добро; но мы знаем волю Его и делаем зло. Бог
повелел нам быть добродетельными, чтобы мы исполняли то,
что праведно и что благоугодно Ему; но мы любим
нечестие. Дал нам богатство, чтобы мы оказывали
вспоможение бедным; но мы, имея богатство, угнетаем
бедных. Дал нам власть и силу, чтобы мы защищали гонимых
невинно; но мы не защищаем, а сами более гоним их. Никто
не ходит путем заповедей Божиих. Изсякла любовь и
ненависть умножила плод свой. Искренность почитается за
ничто, и везде видно притворство. Смирение сделалось
постыднымь, гордость - почтенною. Истина изгнана, и ложь
царствует на земле. О глубина богатства, благости и
долготерпения Божия! Бог долго терпит наши беззакония и
не мстит нам. Он умеряет гнев Свой не потому, чтобы не
мог тотчас наказать нас; но потому что, как милосердый
Отец, ожидает нашего покаяния и обращения к Его
милосердию. Ибо не смерти, но раскаяния грешника хочет
Бог. И велика ли наша сила, что мы противимся силе
Божией? Подул на нас ветр, и мы посохли: поднялась буря,
и разсеяла нас, как мелкия прутья. Чем может гордиться
земля и пепел? Писано: "Видех нечестиваго превозносящася,
и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се не бе,
и взысках его, и не обретеся место его" (Псал. 36,
35-36).
He будем думать, что по смерти обратимся
в ничто, и что после земной жизни не будет никакого
суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы
будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам
его. Итак не будем обманывать самих себя, не будем жить
на подобие безсловесных животных. Если нет воскресения,
нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд.
Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и
суд. Если Бог справедлив в первом случае: то не может
обмануть и в последнем. Что́ для человека удобнее
сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь
построить тот же дом, или приготовить новое вещество и
построить новый дом? Итак, если Бог произвел из ничего
землю, из которой создан человек: то не с большею ли
удобностию может возсоздать в первый образ того же
человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах
Своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть
Его слово; слово же Его есть мысль Его. "Рече, и быша",
говорит Писание о Боге (Псал. 32:9). "Он нарицает не
сущая, яко сущая" (Рим. 4, 17). Как сила и могущество
Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его
неизмерима, так и "пути Его неизследовани" (Рим. 11,
33). И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не
подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за
худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей
слабости: напротив, источник неверия всегда есть
безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий
едва ли способен к какому-нибудь доброму делу. И так
пока имеем время, позаботимся о себе самих, и
постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он
не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму
кромешнюю, где "плачь и скрежет зубов" (Матф. 13, 42).
Плачь что иное означает, если не жестокость страшных
мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не
позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только
мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов
укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния,
и надежды на освобождение. Итак, если мы в краткое время
сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от
геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем
заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и
делаемся достойными вечнаго наказания? Бог наш великий,
человеколюбивый, "богатый в милости" (Ефес. 2, 4), и
сильный в делах Своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам
"сокрушит сатану под ноги наша вскоре" (Рим. 16, 20), и
даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся
для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели
милость Его в страшный день суда Его. Аминь.
Антоний Великий, преподобный
Цитировано по:
Святаго отца нашего Антония Великаго,
Слово
о суете мира и воскресении мертвых.
Журнал
"Христианское чтение, издаваемое при
Санкт-петербургской
Духовной Академии". - СПб.: В
Типографии Медицинскаго
Департамента Минист. Внутр. Дел.
- 1825 г. -
Часть XX. - С. 180-185
Азбука веры
Примечание
* Сие слово переведено с латинскаго языка,
из Библиотеки древних отцев, издан. Галландом, в Венеции
1788 года. Оно найдено в древней латинской рукописи
Альда Минуция, и в первый раз напечатано Жерардом
Воссием в Маинце 1604 года в собрании сочинений разных
святых отцев, изданном в одной книге с сочинениями св.
Григория Чудотворца.
***
Молитва преподобному Антонию Великому:
- Молитва преподобному Антонию Великому. Преподобный Антоний, величайший
подвижник, основатель пустынножительства и отец
монашества, получивший от Святой Церкви наименование
Великий. Ему молятся о даровании смирения, избавления от
страстей, бесовских нападений, укреплении веры и
аскетического делания, телесном здравии
Акафист преподобному Антонию Великому:
Канон преподобному Антонию Великому:
- Канон преподобному Антонию Великому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Великом:
Труды преподобного Антония Великого:
|