Праведная Анна Пророчица
Память 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября
Анна [греч. ̀λδβλθυοτεΑννα, евр. -
милость, благодать], дочь Фануила, пророчица из колена
Асира, упомянутая в Евангелии
от Луки в рассказе о Сретении Господнем, "достигшая
глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь
лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила
от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.
2:36-37).
Анна - единственная женщина, названная в Новом
Завете "пророчицей", возможно, св. Лука проводит сравнение с
ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или
Иудифь, которая была посвящена, дожила до 105 лет и не
вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь
16. 23). Постоянное присутствие Анна в храме можно было бы
объяснить существованием особого чина вдовиц (см.
Вдовство и вдовы), которые имели свое служение (напр.,
молитвенное) при иерусалимском храме (Witherington. P.
140-141). Увидев рожденного Спасителя, Анна в
подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк. 2:29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии "всем,
ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2:38).
Праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Минея - Февраль
(фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в.
Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной
Академии.
В контексте писаний евангелиста Луки
проповедь Анна, видимо, прообразует одно из служений,
которые получат уверовавшие женщины (ср.: Прискилла в Деян.
18). В сцене Сретения Анна, возможно, прообразует то, что
произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на
всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян
1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает
тема благовестия бедным (Лк. 4:18; 16:19-20) (см.
Бедность), высказывается предположение, что Анна
изображается как одна из благочестивых иудейских
бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой
вести на их жизнь (Brown. P. 446).
В православном богослужении роль Анны в
истории Спасения выражается в текстах песнопений
праздника Сретения Господня (2 февр.): "Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю Проповедающи" (Анна
оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса
Избавителя - стихира на литии); "Анна целомудренная
провещает страшная, исповедающи Христа творца небу и
земли" (Целомудренная Анна пророчествует великое,
исповедуя, что Христос - Творец неба и земли,- припев на
9-й песни канона утрени). На следующий день после
Сретения празднуется день прав. Симеона и Анна (3 февр.),
подобно "соборам" большинства др. важнейших праздников.
Анна упоминается в стихирах и каноне на этот день. В то
время как память прав. Симеона указывают в этот день все
греч. и слав. Типиконы, Анна упоминается нерегулярно,
однако уже в синаксаре Типикона Великой ц. указывается
память "святого и праведного Симеона, принявшего в
объятия Господа, и Анны пророчицы" (Дмитриевский.
Описание. Т. 1. С. 48; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 224).
Кроме того, память А. отмечается 28 авг. (Сергий
(Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 260), но особой службы
А. на этот день нет; греч. Минеи упоминают об А. в
Стишных Прологах на этот день.
Михаил Желтов
Фрагмент статьи из
"Православной энциклопедии". Т. 2. - М., 2001.
Седмица - 08.09.2009.
***
Молитва праведной Анне Пророчице:
- Молитва
праведной Анне Пророчице, дочери Фануила.
Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова,
была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с
мужем 7 лет до его кончины. После его смерти праведная
Анна "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу
день и ночь" (Лк. 2:37). В 84 года она удостоилась
видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа,
принесенного для посвящения Богу. Святая Анна -
покровительца монахинь, вдов и одиноких женщин. Ей
молятся о благочестивой жизни во вдовстве и одиночестве,
об удержании похоти, об укреплении сил в посте и
молитве, о поддержке в бездетности.
***
Житийная и научно-историческая литература о праведной Анне Пророчице, дочери Фануила:
|